Строгановские иконы «Благовещение» и «Сошествие Святого Духа на апостолов, с клеймами» из собрания Музея имени Андрея Рублева

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

На иконе «Благовещение Богородицы» начала XVII века [1] архангел Гавриил и Богоматерь изображены на фоне палат, соединенных чуть круглящейся стеной. Внизу – горки с черной пещерой, символизирующие вертеп, на фоне пещеры надпись золотом: «верт[еп]». Фигура стоящей с пряжей Богоматери близка к изображению на «Устюжском» Благовещении (без Младенца в лоне). В XVI–XVII веках в иконах извода «Устюжского» Благовещения появляется изображение вертепа – прообразовательного знака Рождества Христова [2]. Наиболее ранняя икона этой иконографии (около 1558 года, благословение архиепископа Ростовского Никандра) была вложена в сольвычегодский Благовещенский собор основателем династии Строгановых Аникой (Иоанникием)(СИХМ) [3]. Как вклад Аники Строганова этот образ повлиял на распространение подобной иконографии в строгановских иконах последней четверти XVI – первой трети XVII века. Это «Благовещение, с 26 клеймами Акафиста Богоматери» 1570-х годов из местного ряда иконостаса сольвычегодского Благовещенского собора (ГТГ) [4], «Благовещение, с 18 клеймами жития Богоматери» до 1579 года из того же собора (СИХМ) [5], «Благовещение» 1610-х годов Назария Истомина Савина (собрание М.Е. Елизаветина) [6], шитые пеленыс изображением «Устюжского» Благовещения с вертепом 1620-х и 1660-х годов из сольвычегодского Благовещенского собора (СИХМ) [7].

Особенности иконографии и стилистики иконы из собрания Музея имени Андрея Рублева (стройные пропорции небольших фигур, характер личного письма с розоватым охрением и мягкими белильными высветлениями, колорит с нежными оттенками светло-зеленых, розоватых, светло-серых цветов) позволяют отнести образ к художественной культуре Москвы и приписать его мастеру, работавшему по заказу Строгановых. Стилистической аналогией иконе «Благовещение» является строгановская икона-пядница «Введение во храм» (СИХМ) [8] с близкими соотношениями пропорций фигур и палат, характером колорита, прямыми совпадениями в деталях архитектурного фона.

Редкая икона «Сошествия Святого Духа на апостолов, с 12 клеймами Четыредесятницы и Пятидесятницы» первой четверти XVII века [9] исполнена одним из лучших строгановских мастеров, государевым иконописцем Никифором Истоминым Савиным, сыном крупнейшего государева изографа Истомы Савина. На обороте под верхней шпонкой потертая надпись: «[писмо] Никифорово», характерная и для других икон этого мастера (ГТГ, ПХГ, ГРМ) [10]. В среднике иконы помещено Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы – событие, знаменующее рождение Новозаветной Церкви (Деяния, 2, 1–5). Апостолы из числа 70-ти изображены сидящими полукруглыми рядами. Во втором ряду сверху, в центре на престоле – Богоматерь, в верхнем ряду святые жены. Внизу традиционное изображение «Космоса» (старца в короне и царских одеждах со свитками на плате). В клеймах – изображения событий Великого поста (Четыредесятницы) и следующих за праздником Воскресения Христова (Пятидесятницы), службы которым содержатся в постной и цветной Триоди. На верхнем поле иконы в центре крупная надпись вязью: «Четыредесятница и Пятидесятница».

Состав клейм: 1. Кондак 1 Акафиста Богоматери «Взбранной Воеводе» (Суббота 5-й седмицы Великого поста, Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)). 2. Мать сыновей Зеведеевых молит о них Иисуса Христа (Евангельское чтение в Неделю 5-ю Великого поста, Мк. 10, 35–40). 3. История Марии Египетской (Неделя 5-я Великого поста). 4. Чудо об иссохшей смоковнице, вверху – сцена с Иосифом Прекрасным (Страстная седмица, Великий Понедельник). 5. Притча о десяти девах (Страстная седмица, Великий Вторник). 6. Жена изливает миро на Христа в доме Симона прокаженного, предательство Иуды (Страстная седмица, Великая Среда, Великий Четверг). 7. Исцеление расслабленного (Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном). 6). 8. Преполовение Пятидесятницы (Седмица 4-я по Пасхе). 9. Христос и самарянка (Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне). 10. Исцеление слепого (Неделя 6-я по Пасхе, о слепом). 11. Первый Вселенский Собор (Неделя 7-я по Пасхе, Святых отцов I Вселенского Собора). 12. Суббота Всех святых (Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых). Изображение событий Четыредесятницы и Пятидесятницы известно также, например, на иконе «Триодь цветная» 1620–1630-х годов московского мастера строгановского круга [11].

Композиции на иконе Никифора Савина многофигурные, с многоплановыми построениями в клеймах. Миниатюрное письмо ликов исполнено яркими мазочками белил по светло-оливковому санкирю. Нежные голубовато-зеленоватые, светло-оливковые, розовые цвета сочетаются с яркими красными и темно-зелеными. Рамка средника украшена серебряным растительным орнаментом в виде цветков и волнообразных стеблей. На участках золотых фонов помещены авторские мелкие киноварные надписи. Ближайшей аналогией иконе из Музея имени Андрея Рублева является образ «Воскресение Христово, с 16 клеймами» первойчетверти XVII века Никифора Савина, происходящий из церкви Похвалы Богородицы села Орел Усольского района Пермской области (ПХГ) [12]. Миниатюрное письмо обеих икон близко по композиционным и колористическим особенностям, рамки средников с подобными серебряными орнаментами.

Иконы «Сошествие Святого Духа,с 12-ю клеймами Четыредесятницы и Пятидесятницы» были известны в среде старообрядцев. Список середины XIX века с надписью на верхнем поле «Триодь цветная и постная» повторяет иконографическую программу, схемы композиций и даже, отчасти, стилистику иконы строгановского мастера Никифора Савина [13].


[1] - ЦМиАР, КП 2085, инв. 121-I. 31 × 27 см. Икона поступила в музей в 1975 году через ВПХК с базы Госфондов. Реставрация домузейная.
[2] - Вертеп неоднократно упоминается в богослужебных текстах праздника Рождества Христова, например, в стихире повечерия: «В вертеп вселился еси Христе Боже…».
[3] - Иконы Строгановских вотчин XVI–XVII веков по материалам реставрационных работ ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря. Каталог–альбом. М., 2003. Кат. № 1. С. 24–25 с ил. Цв. ил.на с. 92.
[4] - Там же. Кат. № 2. С. 25 с ил. Цв. ил.на с. 94.
[5] - Там же. Кат. № 8. С. 28–31 с ил. Цв. ил.на с. 112–113.
[6] - Шесть веков русской иконы. Новые открытия. Выставка из частных собраний к 60-летию Музея имени Андрея Рублева / Авт. вступ. статьи и ред.-сост. Н.И. Комашко. М., 2007. Кат. № 36. С. 171. Ил.на с. 52.
[7] - Силкин А.В. Лицевое шитье строгановских мастерских. М., 2009. Кат. № 6. С. 127 с ил. Кат. № 63. С. 208–209 с ил.
[8] - Иконы Строгановских вотчин... Кат. № 53. С. 65 с ил. Цв. ил.на с. 170.
[9] - ЦМиАР, КП 2526, инв. 598-I. 35,5 × 30,5 см. Дар Г.Д. Костаки в 1978 году. Реставрация домузейная.Поля перелевкашены, на них сделаны новые надписи, видимо, старообрядцами. Сведения об иконе см.: Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / Ред.-сост. И.А. Кочетков. М., 2009.С. 574 (размер иконы указан неточно). Изображение публикуется впервые.
[10] - Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи. М., 1963. Т. 2. Кат. № 793–797. С. 319–323. Ил. 113, 114; Искусство строгановских мастеров в собрании Государственного Русского музея. Каталог выставки. Л., 1987. Кат. № 32–37 . С. 47–52 с ил.; Власова О.М. Строгановские иконы в собрании Пермской государственной художественной галереи // Искусство строгановских мастеров. Реставрация. Исследования. Проблемы / Каталог выставки. М., 1991. С. 86–87. Кат. № 55–57. С. 97–100 с ил.; Иконы Строгановских вотчин... Кат № 85, 86. С. 82 с ил.Цв. ил. на с. 210; Вилинбахова Т Б. Строгановская икона конца XVI–начала XVII века. Альбом. СПб., 2005. Кат. №. 73–79. С. 72–77 с ил.
[11] - Шесть веков русской иконы. Кат. № 98. С. 193. Ил.на с. 115.
[12] - Власова О.М. Строгановские иконы… Кат. № 57. С. 100. Ил.на с. 99; Подписные и датированные иконы из коллекции Пермской художественной галереи. Каталог выставки / Сост. О.М. Власова, Н.В. Казаринова. Пермь, 1993. Кат. № 15. С. 22–23. Ил.между с. 20 и 21; Иконы Строгановских вотчин... Кат. № 85. С. 82. Цв. ил.на с. 210.
[13] - Древности и духовные святыни старообрядчества. Иконы, книги, облачения, предметы церковного убранства Архиерейской ризницы и Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве / Под общ.ред. Е.М. Юхименко. М., 2005. Кат. № 105. С. 152. Ил.на с. 153. Размер иконы (36 × 31 см) близок иконе Никифора Савина.


Строгановские иконы «Благовещение» и «Сошествие Святого Духа на апостолов, с клеймами» из собрания Музея имени Андрея Рублева
Строгановские иконы «Благовещение» и «Сошествие Святого Духа на апостолов, с клеймами» из собрания Музея имени Андрея Рублева

18 Февраля 2013

Похожие статьи
Технологии и материалы
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
Сейчас на главной
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».