Строгановские иконы «Благовещение» и «Сошествие Святого Духа на апостолов, с клеймами» из собрания Музея имени Андрея Рублева

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

На иконе «Благовещение Богородицы» начала XVII века [1] архангел Гавриил и Богоматерь изображены на фоне палат, соединенных чуть круглящейся стеной. Внизу – горки с черной пещерой, символизирующие вертеп, на фоне пещеры надпись золотом: «верт[еп]». Фигура стоящей с пряжей Богоматери близка к изображению на «Устюжском» Благовещении (без Младенца в лоне). В XVI–XVII веках в иконах извода «Устюжского» Благовещения появляется изображение вертепа – прообразовательного знака Рождества Христова [2]. Наиболее ранняя икона этой иконографии (около 1558 года, благословение архиепископа Ростовского Никандра) была вложена в сольвычегодский Благовещенский собор основателем династии Строгановых Аникой (Иоанникием)(СИХМ) [3]. Как вклад Аники Строганова этот образ повлиял на распространение подобной иконографии в строгановских иконах последней четверти XVI – первой трети XVII века. Это «Благовещение, с 26 клеймами Акафиста Богоматери» 1570-х годов из местного ряда иконостаса сольвычегодского Благовещенского собора (ГТГ) [4], «Благовещение, с 18 клеймами жития Богоматери» до 1579 года из того же собора (СИХМ) [5], «Благовещение» 1610-х годов Назария Истомина Савина (собрание М.Е. Елизаветина) [6], шитые пеленыс изображением «Устюжского» Благовещения с вертепом 1620-х и 1660-х годов из сольвычегодского Благовещенского собора (СИХМ) [7].

Особенности иконографии и стилистики иконы из собрания Музея имени Андрея Рублева (стройные пропорции небольших фигур, характер личного письма с розоватым охрением и мягкими белильными высветлениями, колорит с нежными оттенками светло-зеленых, розоватых, светло-серых цветов) позволяют отнести образ к художественной культуре Москвы и приписать его мастеру, работавшему по заказу Строгановых. Стилистической аналогией иконе «Благовещение» является строгановская икона-пядница «Введение во храм» (СИХМ) [8] с близкими соотношениями пропорций фигур и палат, характером колорита, прямыми совпадениями в деталях архитектурного фона.

Редкая икона «Сошествия Святого Духа на апостолов, с 12 клеймами Четыредесятницы и Пятидесятницы» первой четверти XVII века [9] исполнена одним из лучших строгановских мастеров, государевым иконописцем Никифором Истоминым Савиным, сыном крупнейшего государева изографа Истомы Савина. На обороте под верхней шпонкой потертая надпись: «[писмо] Никифорово», характерная и для других икон этого мастера (ГТГ, ПХГ, ГРМ) [10]. В среднике иконы помещено Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы – событие, знаменующее рождение Новозаветной Церкви (Деяния, 2, 1–5). Апостолы из числа 70-ти изображены сидящими полукруглыми рядами. Во втором ряду сверху, в центре на престоле – Богоматерь, в верхнем ряду святые жены. Внизу традиционное изображение «Космоса» (старца в короне и царских одеждах со свитками на плате). В клеймах – изображения событий Великого поста (Четыредесятницы) и следующих за праздником Воскресения Христова (Пятидесятницы), службы которым содержатся в постной и цветной Триоди. На верхнем поле иконы в центре крупная надпись вязью: «Четыредесятница и Пятидесятница».

Состав клейм: 1. Кондак 1 Акафиста Богоматери «Взбранной Воеводе» (Суббота 5-й седмицы Великого поста, Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)). 2. Мать сыновей Зеведеевых молит о них Иисуса Христа (Евангельское чтение в Неделю 5-ю Великого поста, Мк. 10, 35–40). 3. История Марии Египетской (Неделя 5-я Великого поста). 4. Чудо об иссохшей смоковнице, вверху – сцена с Иосифом Прекрасным (Страстная седмица, Великий Понедельник). 5. Притча о десяти девах (Страстная седмица, Великий Вторник). 6. Жена изливает миро на Христа в доме Симона прокаженного, предательство Иуды (Страстная седмица, Великая Среда, Великий Четверг). 7. Исцеление расслабленного (Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном). 6). 8. Преполовение Пятидесятницы (Седмица 4-я по Пасхе). 9. Христос и самарянка (Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне). 10. Исцеление слепого (Неделя 6-я по Пасхе, о слепом). 11. Первый Вселенский Собор (Неделя 7-я по Пасхе, Святых отцов I Вселенского Собора). 12. Суббота Всех святых (Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых). Изображение событий Четыредесятницы и Пятидесятницы известно также, например, на иконе «Триодь цветная» 1620–1630-х годов московского мастера строгановского круга [11].

Композиции на иконе Никифора Савина многофигурные, с многоплановыми построениями в клеймах. Миниатюрное письмо ликов исполнено яркими мазочками белил по светло-оливковому санкирю. Нежные голубовато-зеленоватые, светло-оливковые, розовые цвета сочетаются с яркими красными и темно-зелеными. Рамка средника украшена серебряным растительным орнаментом в виде цветков и волнообразных стеблей. На участках золотых фонов помещены авторские мелкие киноварные надписи. Ближайшей аналогией иконе из Музея имени Андрея Рублева является образ «Воскресение Христово, с 16 клеймами» первойчетверти XVII века Никифора Савина, происходящий из церкви Похвалы Богородицы села Орел Усольского района Пермской области (ПХГ) [12]. Миниатюрное письмо обеих икон близко по композиционным и колористическим особенностям, рамки средников с подобными серебряными орнаментами.

Иконы «Сошествие Святого Духа,с 12-ю клеймами Четыредесятницы и Пятидесятницы» были известны в среде старообрядцев. Список середины XIX века с надписью на верхнем поле «Триодь цветная и постная» повторяет иконографическую программу, схемы композиций и даже, отчасти, стилистику иконы строгановского мастера Никифора Савина [13].


[1] - ЦМиАР, КП 2085, инв. 121-I. 31 × 27 см. Икона поступила в музей в 1975 году через ВПХК с базы Госфондов. Реставрация домузейная.
[2] - Вертеп неоднократно упоминается в богослужебных текстах праздника Рождества Христова, например, в стихире повечерия: «В вертеп вселился еси Христе Боже…».
[3] - Иконы Строгановских вотчин XVI–XVII веков по материалам реставрационных работ ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря. Каталог–альбом. М., 2003. Кат. № 1. С. 24–25 с ил. Цв. ил.на с. 92.
[4] - Там же. Кат. № 2. С. 25 с ил. Цв. ил.на с. 94.
[5] - Там же. Кат. № 8. С. 28–31 с ил. Цв. ил.на с. 112–113.
[6] - Шесть веков русской иконы. Новые открытия. Выставка из частных собраний к 60-летию Музея имени Андрея Рублева / Авт. вступ. статьи и ред.-сост. Н.И. Комашко. М., 2007. Кат. № 36. С. 171. Ил.на с. 52.
[7] - Силкин А.В. Лицевое шитье строгановских мастерских. М., 2009. Кат. № 6. С. 127 с ил. Кат. № 63. С. 208–209 с ил.
[8] - Иконы Строгановских вотчин... Кат. № 53. С. 65 с ил. Цв. ил.на с. 170.
[9] - ЦМиАР, КП 2526, инв. 598-I. 35,5 × 30,5 см. Дар Г.Д. Костаки в 1978 году. Реставрация домузейная.Поля перелевкашены, на них сделаны новые надписи, видимо, старообрядцами. Сведения об иконе см.: Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / Ред.-сост. И.А. Кочетков. М., 2009.С. 574 (размер иконы указан неточно). Изображение публикуется впервые.
[10] - Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи. М., 1963. Т. 2. Кат. № 793–797. С. 319–323. Ил. 113, 114; Искусство строгановских мастеров в собрании Государственного Русского музея. Каталог выставки. Л., 1987. Кат. № 32–37 . С. 47–52 с ил.; Власова О.М. Строгановские иконы в собрании Пермской государственной художественной галереи // Искусство строгановских мастеров. Реставрация. Исследования. Проблемы / Каталог выставки. М., 1991. С. 86–87. Кат. № 55–57. С. 97–100 с ил.; Иконы Строгановских вотчин... Кат № 85, 86. С. 82 с ил.Цв. ил. на с. 210; Вилинбахова Т Б. Строгановская икона конца XVI–начала XVII века. Альбом. СПб., 2005. Кат. №. 73–79. С. 72–77 с ил.
[11] - Шесть веков русской иконы. Кат. № 98. С. 193. Ил.на с. 115.
[12] - Власова О.М. Строгановские иконы… Кат. № 57. С. 100. Ил.на с. 99; Подписные и датированные иконы из коллекции Пермской художественной галереи. Каталог выставки / Сост. О.М. Власова, Н.В. Казаринова. Пермь, 1993. Кат. № 15. С. 22–23. Ил.между с. 20 и 21; Иконы Строгановских вотчин... Кат. № 85. С. 82. Цв. ил.на с. 210.
[13] - Древности и духовные святыни старообрядчества. Иконы, книги, облачения, предметы церковного убранства Архиерейской ризницы и Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве / Под общ.ред. Е.М. Юхименко. М., 2005. Кат. № 105. С. 152. Ил.на с. 153. Размер иконы (36 × 31 см) близок иконе Никифора Савина.


Строгановские иконы «Благовещение» и «Сошествие Святого Духа на апостолов, с клеймами» из собрания Музея имени Андрея Рублева
Строгановские иконы «Благовещение» и «Сошествие Святого Духа на апостолов, с клеймами» из собрания Музея имени Андрея Рублева

18 Февраля 2013

Похожие статьи
Технологии и материалы
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Сейчас на главной
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало гольф-поля и два различных по стилю «острова»: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Дом прощания
Бюро DIALECT Architects спроектировало для кладбища недалеко от Екатеринбурга комплекс построек, который помогает провести ритуал прощания. Авторы стремились найти подходящий функции тон, для чего обратились к образу неугасающего пламени, использовали светлые материалы, а также силу воздействия ландшафта и зеркала воды.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Торговый городок
Консорциум APRELarchitects, «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика» разработал для рязанской ВДНХ мастер-план развития, который учитывает как сохранение 21 павильона, так и программирование территории, способное вернуть жизнь и устойчивость этому знаковому месту. Многие решения мастер-плана уже реализованы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.