Строгановские иконы «Благовещение» и «Сошествие Святого Духа на апостолов, с клеймами» из собрания Музея имени Андрея Рублева

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

На иконе «Благовещение Богородицы» начала XVII века [1] архангел Гавриил и Богоматерь изображены на фоне палат, соединенных чуть круглящейся стеной. Внизу – горки с черной пещерой, символизирующие вертеп, на фоне пещеры надпись золотом: «верт[еп]». Фигура стоящей с пряжей Богоматери близка к изображению на «Устюжском» Благовещении (без Младенца в лоне). В XVI–XVII веках в иконах извода «Устюжского» Благовещения появляется изображение вертепа – прообразовательного знака Рождества Христова [2]. Наиболее ранняя икона этой иконографии (около 1558 года, благословение архиепископа Ростовского Никандра) была вложена в сольвычегодский Благовещенский собор основателем династии Строгановых Аникой (Иоанникием)(СИХМ) [3]. Как вклад Аники Строганова этот образ повлиял на распространение подобной иконографии в строгановских иконах последней четверти XVI – первой трети XVII века. Это «Благовещение, с 26 клеймами Акафиста Богоматери» 1570-х годов из местного ряда иконостаса сольвычегодского Благовещенского собора (ГТГ) [4], «Благовещение, с 18 клеймами жития Богоматери» до 1579 года из того же собора (СИХМ) [5], «Благовещение» 1610-х годов Назария Истомина Савина (собрание М.Е. Елизаветина) [6], шитые пеленыс изображением «Устюжского» Благовещения с вертепом 1620-х и 1660-х годов из сольвычегодского Благовещенского собора (СИХМ) [7].

Особенности иконографии и стилистики иконы из собрания Музея имени Андрея Рублева (стройные пропорции небольших фигур, характер личного письма с розоватым охрением и мягкими белильными высветлениями, колорит с нежными оттенками светло-зеленых, розоватых, светло-серых цветов) позволяют отнести образ к художественной культуре Москвы и приписать его мастеру, работавшему по заказу Строгановых. Стилистической аналогией иконе «Благовещение» является строгановская икона-пядница «Введение во храм» (СИХМ) [8] с близкими соотношениями пропорций фигур и палат, характером колорита, прямыми совпадениями в деталях архитектурного фона.

Редкая икона «Сошествия Святого Духа на апостолов, с 12 клеймами Четыредесятницы и Пятидесятницы» первой четверти XVII века [9] исполнена одним из лучших строгановских мастеров, государевым иконописцем Никифором Истоминым Савиным, сыном крупнейшего государева изографа Истомы Савина. На обороте под верхней шпонкой потертая надпись: «[писмо] Никифорово», характерная и для других икон этого мастера (ГТГ, ПХГ, ГРМ) [10]. В среднике иконы помещено Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы – событие, знаменующее рождение Новозаветной Церкви (Деяния, 2, 1–5). Апостолы из числа 70-ти изображены сидящими полукруглыми рядами. Во втором ряду сверху, в центре на престоле – Богоматерь, в верхнем ряду святые жены. Внизу традиционное изображение «Космоса» (старца в короне и царских одеждах со свитками на плате). В клеймах – изображения событий Великого поста (Четыредесятницы) и следующих за праздником Воскресения Христова (Пятидесятницы), службы которым содержатся в постной и цветной Триоди. На верхнем поле иконы в центре крупная надпись вязью: «Четыредесятница и Пятидесятница».

Состав клейм: 1. Кондак 1 Акафиста Богоматери «Взбранной Воеводе» (Суббота 5-й седмицы Великого поста, Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)). 2. Мать сыновей Зеведеевых молит о них Иисуса Христа (Евангельское чтение в Неделю 5-ю Великого поста, Мк. 10, 35–40). 3. История Марии Египетской (Неделя 5-я Великого поста). 4. Чудо об иссохшей смоковнице, вверху – сцена с Иосифом Прекрасным (Страстная седмица, Великий Понедельник). 5. Притча о десяти девах (Страстная седмица, Великий Вторник). 6. Жена изливает миро на Христа в доме Симона прокаженного, предательство Иуды (Страстная седмица, Великая Среда, Великий Четверг). 7. Исцеление расслабленного (Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном). 6). 8. Преполовение Пятидесятницы (Седмица 4-я по Пасхе). 9. Христос и самарянка (Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне). 10. Исцеление слепого (Неделя 6-я по Пасхе, о слепом). 11. Первый Вселенский Собор (Неделя 7-я по Пасхе, Святых отцов I Вселенского Собора). 12. Суббота Всех святых (Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых). Изображение событий Четыредесятницы и Пятидесятницы известно также, например, на иконе «Триодь цветная» 1620–1630-х годов московского мастера строгановского круга [11].

Композиции на иконе Никифора Савина многофигурные, с многоплановыми построениями в клеймах. Миниатюрное письмо ликов исполнено яркими мазочками белил по светло-оливковому санкирю. Нежные голубовато-зеленоватые, светло-оливковые, розовые цвета сочетаются с яркими красными и темно-зелеными. Рамка средника украшена серебряным растительным орнаментом в виде цветков и волнообразных стеблей. На участках золотых фонов помещены авторские мелкие киноварные надписи. Ближайшей аналогией иконе из Музея имени Андрея Рублева является образ «Воскресение Христово, с 16 клеймами» первойчетверти XVII века Никифора Савина, происходящий из церкви Похвалы Богородицы села Орел Усольского района Пермской области (ПХГ) [12]. Миниатюрное письмо обеих икон близко по композиционным и колористическим особенностям, рамки средников с подобными серебряными орнаментами.

Иконы «Сошествие Святого Духа,с 12-ю клеймами Четыредесятницы и Пятидесятницы» были известны в среде старообрядцев. Список середины XIX века с надписью на верхнем поле «Триодь цветная и постная» повторяет иконографическую программу, схемы композиций и даже, отчасти, стилистику иконы строгановского мастера Никифора Савина [13].


[1] - ЦМиАР, КП 2085, инв. 121-I. 31 × 27 см. Икона поступила в музей в 1975 году через ВПХК с базы Госфондов. Реставрация домузейная.
[2] - Вертеп неоднократно упоминается в богослужебных текстах праздника Рождества Христова, например, в стихире повечерия: «В вертеп вселился еси Христе Боже…».
[3] - Иконы Строгановских вотчин XVI–XVII веков по материалам реставрационных работ ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря. Каталог–альбом. М., 2003. Кат. № 1. С. 24–25 с ил. Цв. ил.на с. 92.
[4] - Там же. Кат. № 2. С. 25 с ил. Цв. ил.на с. 94.
[5] - Там же. Кат. № 8. С. 28–31 с ил. Цв. ил.на с. 112–113.
[6] - Шесть веков русской иконы. Новые открытия. Выставка из частных собраний к 60-летию Музея имени Андрея Рублева / Авт. вступ. статьи и ред.-сост. Н.И. Комашко. М., 2007. Кат. № 36. С. 171. Ил.на с. 52.
[7] - Силкин А.В. Лицевое шитье строгановских мастерских. М., 2009. Кат. № 6. С. 127 с ил. Кат. № 63. С. 208–209 с ил.
[8] - Иконы Строгановских вотчин... Кат. № 53. С. 65 с ил. Цв. ил.на с. 170.
[9] - ЦМиАР, КП 2526, инв. 598-I. 35,5 × 30,5 см. Дар Г.Д. Костаки в 1978 году. Реставрация домузейная.Поля перелевкашены, на них сделаны новые надписи, видимо, старообрядцами. Сведения об иконе см.: Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / Ред.-сост. И.А. Кочетков. М., 2009.С. 574 (размер иконы указан неточно). Изображение публикуется впервые.
[10] - Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи. М., 1963. Т. 2. Кат. № 793–797. С. 319–323. Ил. 113, 114; Искусство строгановских мастеров в собрании Государственного Русского музея. Каталог выставки. Л., 1987. Кат. № 32–37 . С. 47–52 с ил.; Власова О.М. Строгановские иконы в собрании Пермской государственной художественной галереи // Искусство строгановских мастеров. Реставрация. Исследования. Проблемы / Каталог выставки. М., 1991. С. 86–87. Кат. № 55–57. С. 97–100 с ил.; Иконы Строгановских вотчин... Кат № 85, 86. С. 82 с ил.Цв. ил. на с. 210; Вилинбахова Т Б. Строгановская икона конца XVI–начала XVII века. Альбом. СПб., 2005. Кат. №. 73–79. С. 72–77 с ил.
[11] - Шесть веков русской иконы. Кат. № 98. С. 193. Ил.на с. 115.
[12] - Власова О.М. Строгановские иконы… Кат. № 57. С. 100. Ил.на с. 99; Подписные и датированные иконы из коллекции Пермской художественной галереи. Каталог выставки / Сост. О.М. Власова, Н.В. Казаринова. Пермь, 1993. Кат. № 15. С. 22–23. Ил.между с. 20 и 21; Иконы Строгановских вотчин... Кат. № 85. С. 82. Цв. ил.на с. 210.
[13] - Древности и духовные святыни старообрядчества. Иконы, книги, облачения, предметы церковного убранства Архиерейской ризницы и Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве / Под общ.ред. Е.М. Юхименко. М., 2005. Кат. № 105. С. 152. Ил.на с. 153. Размер иконы (36 × 31 см) близок иконе Никифора Савина.


Строгановские иконы «Благовещение» и «Сошествие Святого Духа на апостолов, с клеймами» из собрания Музея имени Андрея Рублева
Строгановские иконы «Благовещение» и «Сошествие Святого Духа на апостолов, с клеймами» из собрания Музея имени Андрея Рублева

18 Февраля 2013

Похожие статьи
Технологии и материалы
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сейчас на главной
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
«Слово и камень» №3
Альманах современного церковного искусства – издание с аскетическим дизайном и пространными текстами, в том числе со множеством интервью – вышел в третий раз. Новая книжка самая объемная. Пролистали, показываем оглавление и редакционную статью.
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).