«Происхождение честных древ Креста Господня»: Иконы XVII-XVIII веков из собрания Музея имени Андрея Рублева

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

Праздник Происхождения Креста, в переводе с греческого – церковная церемония, крестный ход, был установлен в IX веке, основанием для него стал обычай ежегодного переноса части древа Животворящего Креста, хранившегося в Константинополе в домовой церкви дворца византийских императоров, в храм Святой Софии. Во время церемонии происходило освящение воды, затем процессия направлялась за городскую стену к источнику Спаса, и потом в течении двух недель Крест носили по городу «для освящения мест и отвращения болезней». В России служба Кресту устанавливается в XIV – XV веках в связи с введением в церковный обиход нового Иерусалимского устава взамен прежде действующего Студийского. Изображение этого сюжета в произведениях русских мастеров появляется не ранее XV века, но не получает в это время большого распространения [1].

Положение меняется в XVII столетии, когда в России происходит всплеск интереса к этому событию. Праздник Происхождения Креста отмечался очень широко и по способу проведения был близок к «Богоявлению»: на Москве-реке сооружалась Иордань, после освящения воды патриарх и царь погружались в воду, устраивались крестные ходы и водосвятия в реках, прудах, источниках, которые сопровождалось массовым купанием. В некоторых местностях в этот день купали коней и скотину, считалось, что «На Спаса купаться – незамоленные грехи простятся».

В искусстве этого времени наблюдается распространение данного сюжета и развитие его иконографии. Художники пишут многолюдную процессию, источник в виде четырехконечного креста, помещается в центре композиции, и в выходящем из него вертикальном потоке омываются люди. Возможно, что эти иконографические новации отражали сложившийся к этому времени реальный российский церковный обиход.

Примером нового типа служит двусторонняя икона «Богоявление – Происхождение честных древ животворящего Креста Господня» (середина XVII века, Русский Север). В композиции иконы соединены изображения двух праздников, отмечаемых 1(14) августа: Происхождение четных древ Креста и Всемилостивого Спаса Христа Бога и Пресвятой Богородицы Марии, Матери Его. Второй посвящен воспоминанию о победе в 1164 года над сарацинами и волжскими булгарами, одновременно дарованной византийскому императору и русскому князю. Праздник установлен около 1168 года в Греции Константинопольским патриархом Лукой Хрисовергом (1156–1169) при императоре Мануиле (1143–1180), и в России митрополитом Киевским Константином (упом. 1167, 1169) и епископом Ростовским Нестором (упом. 1149, 1157) при князе Андрее Юрьевиче Боголюбском (1157–1174).

В надписи на иконе упомянуты оба праздника и подробно перечислены все главные участники событий, однако среди лиц процессии византийского императора нет, в верхнем ряду слева представлен только князь Андрей Боголюбский («Благочестивый ц(а)рь // Андрей») со свитой и справа его супруга («Ц(а)р(и)ца»). Композиция в верхней части иконы служит одновременно изображением церемонии выноса Креста, в которой участвуют диаконы, несущие его и образы Христа и Богоматери, и прославления Всемилостивого Спаса, изображенного в центре внутри мандорлы, двуперстно благословляющим обеими руками. Спаситель, вознесенный над источником, благословляет воды, а Крест и иконы Христа и Богоматери, напоминают об участии этих реликвий в походах византийских императоров и Андрея Боголюбского, который, так же как и греческие правители, берет с собой в поход такие же святыни: образ Спасителя, Крест и константинопольскую икону «Богоматерь Владимирская». Таким образом, эти изображения напоминают о главном смысле праздника, который первоначально назывался «Вседержителевый день Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в оньжи милости Божия празднуем, и Пречистой Его Матери и честнаго Креста происхождение». В нижней части находятся сцены водосвятия и омовения в источнике.

Представленная икона, вероятно, являлась выносным образом и участвовала в процессиях. Соединение сюжетов «Богоявления» и «Происхождения Креста» отражало смысловое и обиходное их совмещение в церковной и народной жизни в XVII веке и нередко встречалось в провинциальных и северных памятниках на выносных иконах. К таким произведениям принадлежат две выносные хоругви второй половины XVII века «Спас Нерукотворный – Происхождение честных древ Креста» и «Спас Нерукотворный – Богоявление», близкие по стилю и, видимо, написанные для одного храма. Примером произведения с аналогичным назначением служит двусторонняя хоругвь «Происхождение Креста – Богоявление» второй половина XVII века из Северного Поонежья (Архангельский художественный музей) .

В XVIII столетии интерес к этому сюжету продолжает сохраняться в памятниках северной русской иконописи, в частности в произведениях известного иконописца Ивана Иванова Богданова-Карбатовского, уроженца деревни Карбатовская Чекуевской волости Онежского уезда.

Для храма Происхождения честнаго Креста Господня Почезерского погоста (Архангельской области) самим художником и мастерами его круга им были написаны два храмовых образа с данным сюжетом. На иконе «Происхождение древ честнаго Креста Господня» в ходе реставрационных работ 2006 года была обнаружена авторская подпись Богданова-Карбатовского и дата написания образа – 1778 год. Особенностью почезерского образа является введение дополнительных изображений братьев Маккавеев, их матери Соломонии и учителя Елиазара, день памяти которых отмечается в тот же день (эти святые особенно почитались в этой местности). Вторая икона с тем же сюжетом была написана, как нам кажется, позже, в 1783 год, для новой церкви с тем же посвящением, возведенной на месте старой.

Стилистическая и иконографическая близость памятников позволяет отнести вторую икону к произведениям круга Богданова-Карбатовского. Важно отметить, что Богданов-Карбатовский нередко обращался к этому сюжету, однако такой композиции, которую он создал для почозерского храма, больше не повторял.

Среди работ мастера известны еще две иконы этого сюжета, написанные для праздничного рядя иконостасов: одна из села Мондино Ошевенского района 1790-х годов (Архангельский художественный музей), вторая из иконостаса Христорождественского собора в Каргополе. Тенденция помещения икон данного сюжета среди образов праздничного чина сохраняется и в более позднее время. К таким произведениям принадлежит музейная икона «Происхождение честных древ Креста» рубежа XVIII – XIX веков из иконостаса крупного провинциального храма.


[1] -   «Происхождение честных древ животворящего Креста Господня» (около 1515 ?) (воспр.: Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006. С. 147); «Происхождение честных древ Креста Господня», первая четверть XVI века (воспр.: Иконы Ярославля 13–16 веков. М., 2002. С. 63).

12 Февраля 2013

Похожие статьи
Технологии и материалы
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
Сейчас на главной
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.