«Происхождение честных древ Креста Господня»: Иконы XVII-XVIII веков из собрания Музея имени Андрея Рублева

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

Праздник Происхождения Креста, в переводе с греческого – церковная церемония, крестный ход, был установлен в IX веке, основанием для него стал обычай ежегодного переноса части древа Животворящего Креста, хранившегося в Константинополе в домовой церкви дворца византийских императоров, в храм Святой Софии. Во время церемонии происходило освящение воды, затем процессия направлялась за городскую стену к источнику Спаса, и потом в течении двух недель Крест носили по городу «для освящения мест и отвращения болезней». В России служба Кресту устанавливается в XIV – XV веках в связи с введением в церковный обиход нового Иерусалимского устава взамен прежде действующего Студийского. Изображение этого сюжета в произведениях русских мастеров появляется не ранее XV века, но не получает в это время большого распространения [1].

Положение меняется в XVII столетии, когда в России происходит всплеск интереса к этому событию. Праздник Происхождения Креста отмечался очень широко и по способу проведения был близок к «Богоявлению»: на Москве-реке сооружалась Иордань, после освящения воды патриарх и царь погружались в воду, устраивались крестные ходы и водосвятия в реках, прудах, источниках, которые сопровождалось массовым купанием. В некоторых местностях в этот день купали коней и скотину, считалось, что «На Спаса купаться – незамоленные грехи простятся».

В искусстве этого времени наблюдается распространение данного сюжета и развитие его иконографии. Художники пишут многолюдную процессию, источник в виде четырехконечного креста, помещается в центре композиции, и в выходящем из него вертикальном потоке омываются люди. Возможно, что эти иконографические новации отражали сложившийся к этому времени реальный российский церковный обиход.

Примером нового типа служит двусторонняя икона «Богоявление – Происхождение честных древ животворящего Креста Господня» (середина XVII века, Русский Север). В композиции иконы соединены изображения двух праздников, отмечаемых 1(14) августа: Происхождение четных древ Креста и Всемилостивого Спаса Христа Бога и Пресвятой Богородицы Марии, Матери Его. Второй посвящен воспоминанию о победе в 1164 года над сарацинами и волжскими булгарами, одновременно дарованной византийскому императору и русскому князю. Праздник установлен около 1168 года в Греции Константинопольским патриархом Лукой Хрисовергом (1156–1169) при императоре Мануиле (1143–1180), и в России митрополитом Киевским Константином (упом. 1167, 1169) и епископом Ростовским Нестором (упом. 1149, 1157) при князе Андрее Юрьевиче Боголюбском (1157–1174).

В надписи на иконе упомянуты оба праздника и подробно перечислены все главные участники событий, однако среди лиц процессии византийского императора нет, в верхнем ряду слева представлен только князь Андрей Боголюбский («Благочестивый ц(а)рь // Андрей») со свитой и справа его супруга («Ц(а)р(и)ца»). Композиция в верхней части иконы служит одновременно изображением церемонии выноса Креста, в которой участвуют диаконы, несущие его и образы Христа и Богоматери, и прославления Всемилостивого Спаса, изображенного в центре внутри мандорлы, двуперстно благословляющим обеими руками. Спаситель, вознесенный над источником, благословляет воды, а Крест и иконы Христа и Богоматери, напоминают об участии этих реликвий в походах византийских императоров и Андрея Боголюбского, который, так же как и греческие правители, берет с собой в поход такие же святыни: образ Спасителя, Крест и константинопольскую икону «Богоматерь Владимирская». Таким образом, эти изображения напоминают о главном смысле праздника, который первоначально назывался «Вседержителевый день Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в оньжи милости Божия празднуем, и Пречистой Его Матери и честнаго Креста происхождение». В нижней части находятся сцены водосвятия и омовения в источнике.

Представленная икона, вероятно, являлась выносным образом и участвовала в процессиях. Соединение сюжетов «Богоявления» и «Происхождения Креста» отражало смысловое и обиходное их совмещение в церковной и народной жизни в XVII веке и нередко встречалось в провинциальных и северных памятниках на выносных иконах. К таким произведениям принадлежат две выносные хоругви второй половины XVII века «Спас Нерукотворный – Происхождение честных древ Креста» и «Спас Нерукотворный – Богоявление», близкие по стилю и, видимо, написанные для одного храма. Примером произведения с аналогичным назначением служит двусторонняя хоругвь «Происхождение Креста – Богоявление» второй половина XVII века из Северного Поонежья (Архангельский художественный музей) .

В XVIII столетии интерес к этому сюжету продолжает сохраняться в памятниках северной русской иконописи, в частности в произведениях известного иконописца Ивана Иванова Богданова-Карбатовского, уроженца деревни Карбатовская Чекуевской волости Онежского уезда.

Для храма Происхождения честнаго Креста Господня Почезерского погоста (Архангельской области) самим художником и мастерами его круга им были написаны два храмовых образа с данным сюжетом. На иконе «Происхождение древ честнаго Креста Господня» в ходе реставрационных работ 2006 года была обнаружена авторская подпись Богданова-Карбатовского и дата написания образа – 1778 год. Особенностью почезерского образа является введение дополнительных изображений братьев Маккавеев, их матери Соломонии и учителя Елиазара, день памяти которых отмечается в тот же день (эти святые особенно почитались в этой местности). Вторая икона с тем же сюжетом была написана, как нам кажется, позже, в 1783 год, для новой церкви с тем же посвящением, возведенной на месте старой.

Стилистическая и иконографическая близость памятников позволяет отнести вторую икону к произведениям круга Богданова-Карбатовского. Важно отметить, что Богданов-Карбатовский нередко обращался к этому сюжету, однако такой композиции, которую он создал для почозерского храма, больше не повторял.

Среди работ мастера известны еще две иконы этого сюжета, написанные для праздничного рядя иконостасов: одна из села Мондино Ошевенского района 1790-х годов (Архангельский художественный музей), вторая из иконостаса Христорождественского собора в Каргополе. Тенденция помещения икон данного сюжета среди образов праздничного чина сохраняется и в более позднее время. К таким произведениям принадлежит музейная икона «Происхождение честных древ Креста» рубежа XVIII – XIX веков из иконостаса крупного провинциального храма.


[1] -   «Происхождение честных древ животворящего Креста Господня» (около 1515 ?) (воспр.: Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006. С. 147); «Происхождение честных древ Креста Господня», первая четверть XVI века (воспр.: Иконы Ярославля 13–16 веков. М., 2002. С. 63).

12 Февраля 2013

Похожие статьи
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.