Новооткрытые иконы мастеров Оружейной палаты

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

Сообщение посвящено открытым за последний год иконам ведущих мастеров Оружейной палаты – Симона Ушакова, Кирилла Уланова и, предположительно, Тихона Филатьева, которые находятся в российских частных собраниях.  
 
Симон Ушаков – ключевая и наиболее значительная фигура в русской иконописи XVII века. Он оставил богатое художественное наследие, которое позволяет проследить творческую эволюцию мастера на протяжении всей его жизни. Значимость личности художника настолько велика, что нахождение каждого нового его подписного произведения является событиемв науке. Недавно его автограф была обнаружен во время реставрационного раскрытия на  иконе «Архангел Михаил». Это довольно большой образ (размеры 125,5 × 88,5 см), предназначавшийся для установки в иконостас. Сохранность авторской живописи достаточно хорошая, прежде всего в личном письме. Серьезно пострадало только изображение доспеха, на котором при реставрации были оставлены поновительские прописи. Слева на поземе находится выполненная белилами надпись: «[ЗРПВ] (7182/1674) год пи[с]ал сиi о[б]раз [Симо]н Ушаков соучеником». По особенностям почерка она совпадает с другими известными автографами мастера.
Иконография образа повторяет образцы XVI столетия.  Поскольку художник в своем творчестве часто воспроизводил древние чтимые иконы, придавая им новую стилистическую живоподобную редакцию, можно предполагать, что этот образ также был списком с какого-то утраченного чтимого изображения архангела. Не исключено, что определенное воздействие на мастера оказала икона 1560-х годов «Архангел Михаил, с деяниями» из Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, для которого Симон Ушаков неоднократно писал иконы с 1671 года.

Широко известна другая, небольшого размера икона Симона Ушакова, изображающая архангела Михаила, попирающего дьявола (ГТГ). Она написана в 1676 году, т.е. позднее рассматриваемой, и относится к совершенно иному иконографическому варианту, который, по всей вероятности, был разработан самим художником с учетом западноевропейских образцов. На ней он использовал ставший потом популярным у мастеров Оружейной палаты прием – изображение не ровного, а круглящегося позема. На представленной иконе позем также представлен в виде сферы. Таким образом, можно говорить,    что   подобная   деталь   появилась   в    творчестве   Симона  Ушакова  уже   в  1674 году,       которым датировано данное произведение.

По характеру образа, серьезному и глубокому, по особенностям типажа лика архангела, по трактовке отдельных деталей икона хорошо вписывается в творчество Симона Ушакова 1670-х годов. Сложное технологическое исполнение лика, написанного по авторской многослойной системе вохрений, также полностью соответствует известным подлинным работам Симона Ушакова.

 На рубеже XVII-XVIII веков в иконописной мастерской Оружейной палаты ведущее значение перешло к иконописцам Кириллу Уланову и Тихону Филатьеву. Жизненный путь Кирилла Уланова не типичен для мастера Оружейной палаты: на пике своей придворной карьеры он покинул Москву и принял монашеский постриг в бедном провинциальном Кривоезерском монастыре близ Юрьевца-Повольского. Поздний период его творчества очень интересен, но представлен довольно фрагментарно, поскольку написанные им в провинции иконы сильнее пострадали в период борьбы с религией.

Недавно была обнаружена относящаяся к позднему периоду мастера большая подписная икона «Богоматерь Казанская» (116,9 × 88,9 см). Икона была раскрыта из под записей, авторская живопись на ней довольно сильно потерта и имеет утраты. На нижнем поле находятся остатки наполовину утраченной авторской подписи, выполненной белилами: «[…К]орнилiй оу[ланов]ъ. Поwбҍщанiю прихоцкихъ людей».На выполненном в ультра-фиолетовых лучах снимке автографа видна левая, утраченная часть надписи: «АѰК[..]го.Писалъигуменъ» За буквойК (20) в боковом свете виден след еще одной буквы, возможно Е (5). Таким образом, икона была выполнена в 1720-х годах (1725 ?), и относится к числу самых поздних известных произведений Кирилла Уланова, последнее из которых датировано 1728 годом.
Художник переводил композицию с небольшого снятого образца (прориси), увеличивая ее соответственно размерам доски, на что указывает хорошо видная в утратах красочного слоя и золота разграфленная по левкасу крупная сетка. Такой прием впервые отмечается у Кирилла Уланова, в творчестве которого обращение к образу Казанской Богоматери можно считать уникальным. Не известно более ни одной его иконы на этот сюжет ни по сохранившимся памятникам, ни по упоминаниям в документах. Возможно, художник переводил рисунок, а не просто назнаменил его на иконе именно потому, что практически не обращался к этой иконографии и боялся ошибиться. Может быть также, что этот факт говорит о уже достаточно преклонном возрасте мастера, который писал это произведение уже в последние годы своей профессиональной деятельности.

Живописи иконы присущи все характерные особенности индивидуальной творческой манеры Уланова. Лики выполнены чрезвычайно мягко, с помощью тонких переходов от зеленоватогосанкиря к золотистым вохрениям. Хотя верхние слои живописи ликов сохранились плохо, тем не менее, в их письме присутствует прием, характерный именно для позднего творчества мастера –  тонкие мелкие графичные белильные оживки, проложенные в местах наиболее сильных высветлений (на шее и в углах глаз Богоматери, лбу, подбородке и над верхней губой и у уголков глаз Младенца). Эта интересная особенность, которая присуща традиционной доживоподобной манере иконного письма, среди мастеров Оружейной палаты встречается только у Кирилла Уланова в его позднем, поволжском этапе творчества.
Икона была написана, судя по формулировке автографа, для некоего приходского храма. Сведений о жизни и иконописной деятельности Кирилла (Корнилия) Уланова в 1720-х годах очень мало, что затрудняет предположения о возможном происхождении памятника. С осени 1719 по 1723 год мастер жил в Нижнем Новгороде, где проживал при Архиерейском доме и по указу архиепископа Питирима свидетельствовал иконописцев нижегородской епархии. Известны факты и его иконописной деятельности за это время. Затем точное место пребывания иконописца устанавливается пунктирно. В 1726 году он вместе с братом Василием и учениками работал в Троицком Белбажском монастыре, где писал много икон для соборного храма (Казанская в их перечне не упоминается). Скорее всего, в это время художник вновь  проживал в Кривоезерской обители близ Юрьевца «на покое», так как его последние подписные произведения 1727-1728 годов происходят из юрьевецких храмов.

Скорее всего, икона создана для одного из приходских храмов Юрьевца Повольского. Им могла быть несохранившаяся Казанская церковь, стоявшая на правом берегу Волги  напротив Кривоезерского монастыря и бывшая в начале XVIII века деревянной.

 Вторая подписная икона Кирилла Уланова – «Деисус с избранными святыми» – относится к московскому периоду жизни мастера. Долгое время она находилась в частном собрании на западе, где была опубликована в каталоге одной из антикварных галерей. Недавно она вернулась в Россию, что дало возможность ее более серьезного изучения. На поземе имеется выполненный белилами автограф: «АѰА. писал ц(а)рев зограѳ, московской, кїрилъ улановъ». Размеры иконы 114 × 91 см.

На иконе изображен Деисус типа Седмицы. По сторонам сидящего на престоле Христа в верхнем ряду изображены апостолы Петр и Павел, а так же четыре евангелиста. Ниже архангелы Михаил и Гавриил, Богоматерь и Иоанн Предтеча. Внизу коленопреклоненные мученики Димитрий и Георгий. Обычные для иконографии Седмицы изображения святителей отсутствуют. Сохранность авторской живописи на иконе в целом хорошая, хотя есть многочисленные довольно грубые антикварные прописи по уратам, в частности, на нимбах. По стилю письма икона соответствует произведениям мастера рубежа XVII-XVIII веков. Очень близкую композиционную и стилистическую аналогию ей представляет образ «Богоматерь на престоле, с избранными святыми», созданный Улановым в 1698 году для местного ряда иконостаса Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля.

Не имеет авторской подписи, но, несомненно, принадлежит кисти одного из наиболее значительных изографов Оружейной палаты икона «Троица (Гостеприимство Авраама)» рубежа XVII-XVIII веков (размеры 108 × 85,5 см). Скорее всего, она имела авторскую подпись, которая была со временем утрачена, поскольку в XIX веке на иконе были выполнены новые лепные позолоченные поля, удаленные при последней реставрации памятника. Деталями композиции этот образ перекликается с древней иконой из Успенского собора, полностью переписанной в 1700 году Тихоном Филатьевым, хотя в целом его иконография более традиционна для своего времени. Другая близкая аналогия рассматриваемому произведению – икона «Троица» 1707 года из Троицкой церкви Ново-Голутвина монастыря в Коломне, также написанная Тихоном Филатьевым. Хотя в ней отсутствует изображение Гостеприимства Авраама, основное ядро композиции также отличается архаичными чертами, идущими от иконы Успенского собора. Не исключено, что и вновь выявленная икона может быть связана с Тихоном Филатьевым.

«Архангел Михаил»
«Богоматерь Казанская»
«Деисус с избранными святыми»
«Троица (Гостеприимство Авраама)»

12 Февраля 2013

Похожие статьи
Технологии и материалы
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Сейчас на главной
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 километров – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.