Новооткрытые иконы мастеров Оружейной палаты

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

Сообщение посвящено открытым за последний год иконам ведущих мастеров Оружейной палаты – Симона Ушакова, Кирилла Уланова и, предположительно, Тихона Филатьева, которые находятся в российских частных собраниях.  
 
Симон Ушаков – ключевая и наиболее значительная фигура в русской иконописи XVII века. Он оставил богатое художественное наследие, которое позволяет проследить творческую эволюцию мастера на протяжении всей его жизни. Значимость личности художника настолько велика, что нахождение каждого нового его подписного произведения является событиемв науке. Недавно его автограф была обнаружен во время реставрационного раскрытия на  иконе «Архангел Михаил». Это довольно большой образ (размеры 125,5 × 88,5 см), предназначавшийся для установки в иконостас. Сохранность авторской живописи достаточно хорошая, прежде всего в личном письме. Серьезно пострадало только изображение доспеха, на котором при реставрации были оставлены поновительские прописи. Слева на поземе находится выполненная белилами надпись: «[ЗРПВ] (7182/1674) год пи[с]ал сиi о[б]раз [Симо]н Ушаков соучеником». По особенностям почерка она совпадает с другими известными автографами мастера.
Иконография образа повторяет образцы XVI столетия.  Поскольку художник в своем творчестве часто воспроизводил древние чтимые иконы, придавая им новую стилистическую живоподобную редакцию, можно предполагать, что этот образ также был списком с какого-то утраченного чтимого изображения архангела. Не исключено, что определенное воздействие на мастера оказала икона 1560-х годов «Архангел Михаил, с деяниями» из Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, для которого Симон Ушаков неоднократно писал иконы с 1671 года.

Широко известна другая, небольшого размера икона Симона Ушакова, изображающая архангела Михаила, попирающего дьявола (ГТГ). Она написана в 1676 году, т.е. позднее рассматриваемой, и относится к совершенно иному иконографическому варианту, который, по всей вероятности, был разработан самим художником с учетом западноевропейских образцов. На ней он использовал ставший потом популярным у мастеров Оружейной палаты прием – изображение не ровного, а круглящегося позема. На представленной иконе позем также представлен в виде сферы. Таким образом, можно говорить,    что   подобная   деталь   появилась   в    творчестве   Симона  Ушакова  уже   в  1674 году,       которым датировано данное произведение.

По характеру образа, серьезному и глубокому, по особенностям типажа лика архангела, по трактовке отдельных деталей икона хорошо вписывается в творчество Симона Ушакова 1670-х годов. Сложное технологическое исполнение лика, написанного по авторской многослойной системе вохрений, также полностью соответствует известным подлинным работам Симона Ушакова.

 На рубеже XVII-XVIII веков в иконописной мастерской Оружейной палаты ведущее значение перешло к иконописцам Кириллу Уланову и Тихону Филатьеву. Жизненный путь Кирилла Уланова не типичен для мастера Оружейной палаты: на пике своей придворной карьеры он покинул Москву и принял монашеский постриг в бедном провинциальном Кривоезерском монастыре близ Юрьевца-Повольского. Поздний период его творчества очень интересен, но представлен довольно фрагментарно, поскольку написанные им в провинции иконы сильнее пострадали в период борьбы с религией.

Недавно была обнаружена относящаяся к позднему периоду мастера большая подписная икона «Богоматерь Казанская» (116,9 × 88,9 см). Икона была раскрыта из под записей, авторская живопись на ней довольно сильно потерта и имеет утраты. На нижнем поле находятся остатки наполовину утраченной авторской подписи, выполненной белилами: «[…К]орнилiй оу[ланов]ъ. Поwбҍщанiю прихоцкихъ людей».На выполненном в ультра-фиолетовых лучах снимке автографа видна левая, утраченная часть надписи: «АѰК[..]го.Писалъигуменъ» За буквойК (20) в боковом свете виден след еще одной буквы, возможно Е (5). Таким образом, икона была выполнена в 1720-х годах (1725 ?), и относится к числу самых поздних известных произведений Кирилла Уланова, последнее из которых датировано 1728 годом.
Художник переводил композицию с небольшого снятого образца (прориси), увеличивая ее соответственно размерам доски, на что указывает хорошо видная в утратах красочного слоя и золота разграфленная по левкасу крупная сетка. Такой прием впервые отмечается у Кирилла Уланова, в творчестве которого обращение к образу Казанской Богоматери можно считать уникальным. Не известно более ни одной его иконы на этот сюжет ни по сохранившимся памятникам, ни по упоминаниям в документах. Возможно, художник переводил рисунок, а не просто назнаменил его на иконе именно потому, что практически не обращался к этой иконографии и боялся ошибиться. Может быть также, что этот факт говорит о уже достаточно преклонном возрасте мастера, который писал это произведение уже в последние годы своей профессиональной деятельности.

Живописи иконы присущи все характерные особенности индивидуальной творческой манеры Уланова. Лики выполнены чрезвычайно мягко, с помощью тонких переходов от зеленоватогосанкиря к золотистым вохрениям. Хотя верхние слои живописи ликов сохранились плохо, тем не менее, в их письме присутствует прием, характерный именно для позднего творчества мастера –  тонкие мелкие графичные белильные оживки, проложенные в местах наиболее сильных высветлений (на шее и в углах глаз Богоматери, лбу, подбородке и над верхней губой и у уголков глаз Младенца). Эта интересная особенность, которая присуща традиционной доживоподобной манере иконного письма, среди мастеров Оружейной палаты встречается только у Кирилла Уланова в его позднем, поволжском этапе творчества.
Икона была написана, судя по формулировке автографа, для некоего приходского храма. Сведений о жизни и иконописной деятельности Кирилла (Корнилия) Уланова в 1720-х годах очень мало, что затрудняет предположения о возможном происхождении памятника. С осени 1719 по 1723 год мастер жил в Нижнем Новгороде, где проживал при Архиерейском доме и по указу архиепископа Питирима свидетельствовал иконописцев нижегородской епархии. Известны факты и его иконописной деятельности за это время. Затем точное место пребывания иконописца устанавливается пунктирно. В 1726 году он вместе с братом Василием и учениками работал в Троицком Белбажском монастыре, где писал много икон для соборного храма (Казанская в их перечне не упоминается). Скорее всего, в это время художник вновь  проживал в Кривоезерской обители близ Юрьевца «на покое», так как его последние подписные произведения 1727-1728 годов происходят из юрьевецких храмов.

Скорее всего, икона создана для одного из приходских храмов Юрьевца Повольского. Им могла быть несохранившаяся Казанская церковь, стоявшая на правом берегу Волги  напротив Кривоезерского монастыря и бывшая в начале XVIII века деревянной.

 Вторая подписная икона Кирилла Уланова – «Деисус с избранными святыми» – относится к московскому периоду жизни мастера. Долгое время она находилась в частном собрании на западе, где была опубликована в каталоге одной из антикварных галерей. Недавно она вернулась в Россию, что дало возможность ее более серьезного изучения. На поземе имеется выполненный белилами автограф: «АѰА. писал ц(а)рев зограѳ, московской, кїрилъ улановъ». Размеры иконы 114 × 91 см.

На иконе изображен Деисус типа Седмицы. По сторонам сидящего на престоле Христа в верхнем ряду изображены апостолы Петр и Павел, а так же четыре евангелиста. Ниже архангелы Михаил и Гавриил, Богоматерь и Иоанн Предтеча. Внизу коленопреклоненные мученики Димитрий и Георгий. Обычные для иконографии Седмицы изображения святителей отсутствуют. Сохранность авторской живописи на иконе в целом хорошая, хотя есть многочисленные довольно грубые антикварные прописи по уратам, в частности, на нимбах. По стилю письма икона соответствует произведениям мастера рубежа XVII-XVIII веков. Очень близкую композиционную и стилистическую аналогию ей представляет образ «Богоматерь на престоле, с избранными святыми», созданный Улановым в 1698 году для местного ряда иконостаса Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля.

Не имеет авторской подписи, но, несомненно, принадлежит кисти одного из наиболее значительных изографов Оружейной палаты икона «Троица (Гостеприимство Авраама)» рубежа XVII-XVIII веков (размеры 108 × 85,5 см). Скорее всего, она имела авторскую подпись, которая была со временем утрачена, поскольку в XIX веке на иконе были выполнены новые лепные позолоченные поля, удаленные при последней реставрации памятника. Деталями композиции этот образ перекликается с древней иконой из Успенского собора, полностью переписанной в 1700 году Тихоном Филатьевым, хотя в целом его иконография более традиционна для своего времени. Другая близкая аналогия рассматриваемому произведению – икона «Троица» 1707 года из Троицкой церкви Ново-Голутвина монастыря в Коломне, также написанная Тихоном Филатьевым. Хотя в ней отсутствует изображение Гостеприимства Авраама, основное ядро композиции также отличается архаичными чертами, идущими от иконы Успенского собора. Не исключено, что и вновь выявленная икона может быть связана с Тихоном Филатьевым.

«Архангел Михаил»
«Богоматерь Казанская»
«Деисус с избранными святыми»
«Троица (Гостеприимство Авраама)»

12 Февраля 2013

Похожие статьи
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
Лемех, лес и небеса
Посещение комплекса «Кижи» теперь можно совместить с осмотром современного деревянного зодчества: по проекту бюро Rhizome в карельской деревне Кажма построен бутик-отель «Заонежье». Архитекторы демонстрируют разнообразие и красоту дерева как строительного материала, используя традиционные и современные способы его обработки. Также примечательна интеграция гостиницы в ландшафт: с помощью зеленых кровель, геопластики и пышных многолетников.
Операция «Адаптация»: пунктирные заметки о XIX Архитектурной...
Людмила Лунина побывала на превью венецианской биеннале архитектуры и оценила выставку как сложную и научную. Поэтому так полезен ее авторский обзор, в котором всё или почти всё, пусть пунктирно, но обстоятельно, разложено «по полочкам». Полезно как для тех, кто планирует поехать на биеннале, так и для тех, кто сидит здесь, но не хотел бы отрываться от международной повестки. А повестка, судя по всему, получила на выставке новое воплощение: искать примеры архитектурной формы там, пожалуй, будет еще более бесполезно, чем обычно, зато столько всего разного... И грибы, и бактерии, и павильон из слоновьего навоза, и новые виды high-tech...
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Медицинская сталь
Петербургский бренд Hircost специализируется на одежде для врачей, в том числе неформальной. Для флагманского магазина NDA design studio воспроизвели эстетику медицинского кабинета: с помощью металлических поверхностей, «хирургического» освещения, стеклоблоков и амальгамных штор примерочных.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Арарат в арке
Проект PLAN BURO победил в закрытом конкурсе на коттеджный поселок в пригороде Еревана. Архитекторы соединили наследие Александра Таманяна с современными тенденциями, предложили дополнить застройку таунхаусами, а также предусмотрели коммерческий блок, который легко адаптируется под запросы сообщества.