Автор текста:
Н.И. Комашко

Новооткрытые иконы мастеров Оружейной палаты

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

0 Сообщение посвящено открытым за последний год иконам ведущих мастеров Оружейной палаты – Симона Ушакова, Кирилла Уланова и, предположительно, Тихона Филатьева, которые находятся в российских частных собраниях.  
 
Симон Ушаков – ключевая и наиболее значительная фигура в русской иконописи XVII века. Он оставил богатое художественное наследие, которое позволяет проследить творческую эволюцию мастера на протяжении всей его жизни. Значимость личности художника настолько велика, что нахождение каждого нового его подписного произведения является событиемв науке. Недавно его автограф была обнаружен во время реставрационного раскрытия на  иконе «Архангел Михаил». Это довольно большой образ (размеры 125,5 × 88,5 см), предназначавшийся для установки в иконостас. Сохранность авторской живописи достаточно хорошая, прежде всего в личном письме. Серьезно пострадало только изображение доспеха, на котором при реставрации были оставлены поновительские прописи. Слева на поземе находится выполненная белилами надпись: «[ЗРПВ] (7182/1674) год пи[с]ал сиi о[б]раз [Симо]н Ушаков соучеником». По особенностям почерка она совпадает с другими известными автографами мастера.
Иконография образа повторяет образцы XVI столетия.  Поскольку художник в своем творчестве часто воспроизводил древние чтимые иконы, придавая им новую стилистическую живоподобную редакцию, можно предполагать, что этот образ также был списком с какого-то утраченного чтимого изображения архангела. Не исключено, что определенное воздействие на мастера оказала икона 1560-х годов «Архангел Михаил, с деяниями» из Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, для которого Симон Ушаков неоднократно писал иконы с 1671 года.

Широко известна другая, небольшого размера икона Симона Ушакова, изображающая архангела Михаила, попирающего дьявола (ГТГ). Она написана в 1676 году, т.е. позднее рассматриваемой, и относится к совершенно иному иконографическому варианту, который, по всей вероятности, был разработан самим художником с учетом западноевропейских образцов. На ней он использовал ставший потом популярным у мастеров Оружейной палаты прием – изображение не ровного, а круглящегося позема. На представленной иконе позем также представлен в виде сферы. Таким образом, можно говорить,    что   подобная   деталь   появилась   в    творчестве   Симона  Ушакова  уже   в  1674 году,       которым датировано данное произведение.

По характеру образа, серьезному и глубокому, по особенностям типажа лика архангела, по трактовке отдельных деталей икона хорошо вписывается в творчество Симона Ушакова 1670-х годов. Сложное технологическое исполнение лика, написанного по авторской многослойной системе вохрений, также полностью соответствует известным подлинным работам Симона Ушакова.

 На рубеже XVII-XVIII веков в иконописной мастерской Оружейной палаты ведущее значение перешло к иконописцам Кириллу Уланову и Тихону Филатьеву. Жизненный путь Кирилла Уланова не типичен для мастера Оружейной палаты: на пике своей придворной карьеры он покинул Москву и принял монашеский постриг в бедном провинциальном Кривоезерском монастыре близ Юрьевца-Повольского. Поздний период его творчества очень интересен, но представлен довольно фрагментарно, поскольку написанные им в провинции иконы сильнее пострадали в период борьбы с религией.

Недавно была обнаружена относящаяся к позднему периоду мастера большая подписная икона «Богоматерь Казанская» (116,9 × 88,9 см). Икона была раскрыта из под записей, авторская живопись на ней довольно сильно потерта и имеет утраты. На нижнем поле находятся остатки наполовину утраченной авторской подписи, выполненной белилами: «[…К]орнилiй оу[ланов]ъ. Поwбҍщанiю прихоцкихъ людей».На выполненном в ультра-фиолетовых лучах снимке автографа видна левая, утраченная часть надписи: «АѰК[..]го.Писалъигуменъ» За буквойК (20) в боковом свете виден след еще одной буквы, возможно Е (5). Таким образом, икона была выполнена в 1720-х годах (1725 ?), и относится к числу самых поздних известных произведений Кирилла Уланова, последнее из которых датировано 1728 годом.
Художник переводил композицию с небольшого снятого образца (прориси), увеличивая ее соответственно размерам доски, на что указывает хорошо видная в утратах красочного слоя и золота разграфленная по левкасу крупная сетка. Такой прием впервые отмечается у Кирилла Уланова, в творчестве которого обращение к образу Казанской Богоматери можно считать уникальным. Не известно более ни одной его иконы на этот сюжет ни по сохранившимся памятникам, ни по упоминаниям в документах. Возможно, художник переводил рисунок, а не просто назнаменил его на иконе именно потому, что практически не обращался к этой иконографии и боялся ошибиться. Может быть также, что этот факт говорит о уже достаточно преклонном возрасте мастера, который писал это произведение уже в последние годы своей профессиональной деятельности.

Живописи иконы присущи все характерные особенности индивидуальной творческой манеры Уланова. Лики выполнены чрезвычайно мягко, с помощью тонких переходов от зеленоватогосанкиря к золотистым вохрениям. Хотя верхние слои живописи ликов сохранились плохо, тем не менее, в их письме присутствует прием, характерный именно для позднего творчества мастера –  тонкие мелкие графичные белильные оживки, проложенные в местах наиболее сильных высветлений (на шее и в углах глаз Богоматери, лбу, подбородке и над верхней губой и у уголков глаз Младенца). Эта интересная особенность, которая присуща традиционной доживоподобной манере иконного письма, среди мастеров Оружейной палаты встречается только у Кирилла Уланова в его позднем, поволжском этапе творчества.
Икона была написана, судя по формулировке автографа, для некоего приходского храма. Сведений о жизни и иконописной деятельности Кирилла (Корнилия) Уланова в 1720-х годах очень мало, что затрудняет предположения о возможном происхождении памятника. С осени 1719 по 1723 год мастер жил в Нижнем Новгороде, где проживал при Архиерейском доме и по указу архиепископа Питирима свидетельствовал иконописцев нижегородской епархии. Известны факты и его иконописной деятельности за это время. Затем точное место пребывания иконописца устанавливается пунктирно. В 1726 году он вместе с братом Василием и учениками работал в Троицком Белбажском монастыре, где писал много икон для соборного храма (Казанская в их перечне не упоминается). Скорее всего, в это время художник вновь  проживал в Кривоезерской обители близ Юрьевца «на покое», так как его последние подписные произведения 1727-1728 годов происходят из юрьевецких храмов.

Скорее всего, икона создана для одного из приходских храмов Юрьевца Повольского. Им могла быть несохранившаяся Казанская церковь, стоявшая на правом берегу Волги  напротив Кривоезерского монастыря и бывшая в начале XVIII века деревянной.

 Вторая подписная икона Кирилла Уланова – «Деисус с избранными святыми» – относится к московскому периоду жизни мастера. Долгое время она находилась в частном собрании на западе, где была опубликована в каталоге одной из антикварных галерей. Недавно она вернулась в Россию, что дало возможность ее более серьезного изучения. На поземе имеется выполненный белилами автограф: «АѰА. писал ц(а)рев зограѳ, московской, кїрилъ улановъ». Размеры иконы 114 × 91 см.

На иконе изображен Деисус типа Седмицы. По сторонам сидящего на престоле Христа в верхнем ряду изображены апостолы Петр и Павел, а так же четыре евангелиста. Ниже архангелы Михаил и Гавриил, Богоматерь и Иоанн Предтеча. Внизу коленопреклоненные мученики Димитрий и Георгий. Обычные для иконографии Седмицы изображения святителей отсутствуют. Сохранность авторской живописи на иконе в целом хорошая, хотя есть многочисленные довольно грубые антикварные прописи по уратам, в частности, на нимбах. По стилю письма икона соответствует произведениям мастера рубежа XVII-XVIII веков. Очень близкую композиционную и стилистическую аналогию ей представляет образ «Богоматерь на престоле, с избранными святыми», созданный Улановым в 1698 году для местного ряда иконостаса Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля.

Не имеет авторской подписи, но, несомненно, принадлежит кисти одного из наиболее значительных изографов Оружейной палаты икона «Троица (Гостеприимство Авраама)» рубежа XVII-XVIII веков (размеры 108 × 85,5 см). Скорее всего, она имела авторскую подпись, которая была со временем утрачена, поскольку в XIX веке на иконе были выполнены новые лепные позолоченные поля, удаленные при последней реставрации памятника. Деталями композиции этот образ перекликается с древней иконой из Успенского собора, полностью переписанной в 1700 году Тихоном Филатьевым, хотя в целом его иконография более традиционна для своего времени. Другая близкая аналогия рассматриваемому произведению – икона «Троица» 1707 года из Троицкой церкви Ново-Голутвина монастыря в Коломне, также написанная Тихоном Филатьевым. Хотя в ней отсутствует изображение Гостеприимства Авраама, основное ядро композиции также отличается архаичными чертами, идущими от иконы Успенского собора. Не исключено, что и вновь выявленная икона может быть связана с Тихоном Филатьевым.

«Архангел Михаил»
«Богоматерь Казанская»
«Деисус с избранными святыми»
«Троица (Гостеприимство Авраама)»

12 Февраля 2013

Автор текста:

Н.И. Комашко
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Технологии и материалы
Графика трехмерного фасада
В предместье немецкого Саарбрюкена, на ведущей в город автостраде появился новый объект ─ столь примечательный, что его невозможно не заметить. Масштабная постройка торгового центра MÖBEL MARTIN сохраняет характерные для больших моллов лаконичные модернистские формы, однако его фасады получили необычную объемную пластическую разработку. Пространственная оболочка фасада создана посредством алюминиевых композитных панелей ALUCOBOND® A2.
«Фирма «КИРИЛЛ»:
25 лет для самых красивых домов
В ноябре 2021 года одному из ведущих поставщиков облицовочного кирпича на российском рынке «Фирме «КИРИЛЛ» исполнилось 25 лет. Архи.ру восстанавливает хронологию последней четверти века, связанную с использованием этого материала в строительстве и архитектуре.
Как укладка металлических бордюров влияет на дизайн...
Любой дизайн можно испортить неаккуратной работой, особенно если в отделке помещения участвует металлический бордюр. Он способен внести в интерьер утончённость, а может закапризничать в неумелых руках и подчеркнуть кривизну укладки отделочного материала. Как правильно устанавливать металлические бордюры, чтобы дизайнеру было проще контролировать исполнителя и не пришлось краснеть перед заказчиком?
Больше воздуха
Cтеклянные навесы и павильоны Solarlux расширяют пространство загородного дома, позволяя наслаждаться ландшафтом в любое время года и суток.
Испытание пространством и временем
Цифровая эпоха приучает к быстрым переменам. То, что еще вчера находилось в авангарде технологического прогресса, сегодня может безнадежно устареть. Множество продуктов создается под сиюминутные потребности, потому, что завтрашний день открывает новые горизонты возможностей. И в этом смысле архитектура остается неким символом здорового консерватизма
Тенденции в освещении жилых комплексов
Современные тенденции в строительстве жилых комплексов таковы, что застройщик использует качественный свет для освещения мест общего пользования даже на объектах эконом класса и среднего ценового сегмента. Это необходимо, чтобы у покупателя возникло желание купить квартиру именно в данном ЖК. Каким образом реализовать эту задумку, мы разберем в этой статье.
Ясное небо от AkzoNobel
Рассказываем про ключевой цвет Dulux 2022 – им назван воздушный и нежный светло-голубой оттенок «Ясное небо» (14BB 55/113), призванный стать «глотком свежего воздуха», символом перемен и свободы.
Rehau для особенных архитектурных решений
Самые популярные на европейском рынке пластиковые окна – это не только шумоизоляция и теплосбережение, но и стильный дизайн с богатой палитрой оттенков, разнообразием фактур и индивидуальными решениями.
Гуляют все!
Как сделать уличную площадку интересной для разных категорий горожан, знает компания Lappset: мини-футбол и паркур для подростков, эффективные тренировки для взрослых и развитие координации движений для пожилых.
Корабль на берегу города
Образ двух глядящихся друг в друга озер; или космического паруса, наводящего тень и освещающего одновременно; или корабля, соединяющего город и бухту; все это – здание Центра культуры и конгрессов в Люцерне. А материальность этому метафорическому плаванию обеспечивают серебристые сверхлегкие сотовые панели ALUCORE ®.
Каменная речка
Компания Zabor Modern представляет технологию ограждения без столбов и фундамента, которая позволяет экономить на монтаже и добиваться высоких эстетических решений.
«ОРТОСТ-ФАСАД»: мы знаем фасады от «А» до «Я»
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» завершила выполнение работ по проектированию, изготовлению и монтажу уникальной подсистемы и фасадных панелей с интегрированным клинкерным кирпичом на ЖК «Садовые кварталы».
Тектоника, фактура, надежность: за что мы любим кирпичные...
У многих вещей есть свой канонический образ, так кирпич обычно ассоциируется с однотонной кладкой терракотового цвета. Однако новый, третий по счету, выпуск каталога облицовочного кирпича Terca полностью разрушает стереотипы. Представленные в нем образцы настолько многочисленно-разнообразны, что для путешествия по страницам каталога читателю потребуется свой Вергилий. Отчасти выполняя его функцию, расскажем о трёх, по нашему мнению, самых интересных и привлекательных видах кирпича из этого каталога.
Сейчас на главной
«Открытый город»: Мечты о городе
Следующий проект воркшопа «Открытого города» создан под руководством Kleinewelt Architekten. В основу проектов положены фоны византийской и древнерусской живописи, однако их формы применены к более чем современной типологии.
Игра в архетипы
Бюро ОСА предложило Нур-Султану жилой комплекс, в котором брутальные башни соседствуют с высокоплотной квартальной застройкой. Рассказываем, как концепция встраивается в череду мега-проектов новой столицы Казахстана.
Первый шаг
Бюро OMA завершило первую из четырех фаз реконструкции легендарного универмага KaDeWe в Берлине. Центром обновленного пространства стала отделанная темным деревом «воронка» атриума с веером эскалаторов.
Нечто особенное
В ожидании главных итогов Всемирного фестиваля архитектуры, рассказываем о победителях в специальных номинациях, которые демонстрируют самые разные аспекты архитектурного процесса: от инженерных решений или использования цвета до эффектной подачи.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Праздник, который всегда с тобой
Двор в петербургских Никольских рядах снова открывается на зимний сезон. Рассказываем, как архитекторам из бюро KATARSIS удалось создать круглогодичную атмосферу праздника: катальная горка, посвящение Хаяо Миядзаки, трдельники и виды на Коломну.
Рядом с Лидвалем и Нобелем
Жилой комплекс по проекту мастерской Анатолия Столярчука в Нейшлотском переулке: аккуратная смена масштаба, дань памяти места, финские дополнения к функциональной типологии – в частности, сауны в квартирах, и планы получения сертификата BREEAM.
И вонзил в него нож
Лидер Coop Himmelb(l)au Вольф Д. Прикс представил три проекта, которые он реализует сейчас в России: комплекс в Крыму в Севастополе – который, как оказалось, можно строить, минуя санкции, потому что это объект культуры; «СКА Арену» на месте разрушенного модернистского здания СКК в Петербурге – его на презентации символизировал разрезаемый архитектором торт – и музыкально-театральный комплекс в Кемерове.
Самый «зеленый»
West Mall на Большой Очаковской улице станет первым в России торговым центром, построенным по международным экологическим стандартам с применением зеленых технологий. Заказчик проекта, компания «Гарант-Инвест», планирует сертифицировать его по стандартам BREEAM и LEED.
Серебряная хижина
Интровертный дом от SA lab со ставнями и рассчитанном алгоритмами окном в кровле дает возможность для уединения и созерцательного отдыха.
Альпийские луга на крышах
Бюро Benthem Crouwel выиграло конкурс на проект многофункционального комплекса в Праге: на кровлях планируется воспроизвести флору горных массивов Чехии.
Отель на понтонах
Инициативный проект Антона Кочуркина и Аллы Чубаровой представляет собой модульный отель на понтонных – или бетонных – платформах. Группы модулей могут складываться в любые рисунки.
«Открытый город»: Археология будущего
Начинаем публиковать проекты воркшопов «Открытого города» 2021 – фестиваля архитектурного образования, который ежегодно проводит Москомархитектура. Первый проект – Археология будущего, курировали Даниил Никишин, Михаил Бейлин / Citizenstudio.
Третья ипостась Билярска
Проект-победитель конкурса Малых городов: культурно-рекреационный кластер, деликатно вписанный в ландшафт заповедника, который расширяет пространство паломнического центра «Святой ключ» неподалеку от древней столицы Волжской Булгарии.
«Маленькие миры»
Жилой комплекс в Кортрейке для молодых пациентов с ранней деменцией и пожилых людей, переживших инсульт или же страдающих соматоформными расстройствами, воплощает собой концепцию «невидимой заботы». Авторы проекта – Studio Jan Vermeulen совместно с Tom Thys Architecten.
Непрерывность путей
Квартал 5B по проекту бюро Raum в Нанте соединяет офисы и мастерские железнодорожной компании, городской паркинг и доступное жилье.
Растворение с углублением
Обнародован проект реконструкции Шестигранника Жолтовского для Музея современного искусства «Гараж». Его авторы – знаменитое японское бюро SANAA, известное крайней тонкостью решений и интересом к современному искусству. Проект предполагает появление под павильоном подземного пространства с большим безопорным выставочным залом и хранением, а также максимально возможную проницаемость верхней части здания.
Таежными тропами
Благоустройство живописного, но труднодоступного маршрута в пермском заповеднике Басеги призвано помочь туристам во время восхождения как физически, предоставляя места для отдыха и обогрева, так и духовно, открывая самые красивые места без ущерба для экосистемы.
Парковый узел
Проект «Супер-парка Яуза» предлагает связать несколько известных парков на северо-востоке Москвы велопешеходным и беговым маршрутом, улучшив проницаемость этой части города и, кроме того, соединив части двух крупных туристических маршрутов Москвы и Подмосковья. Это своего рода проект-шарнир.
Город-впечатление
Проект-победитель конкурса Малых городов для Мосальска предполагает создание цепочки разнообразных пространств, которые привлекут туристов и сделают досуг горожан более насыщенным.
Ритмическое соответствие
Дом первой очереди проекта Ленинский, 38 – светлая пластина, вытянутая в глубине участка параллельно проспекту – можно рассматривать как пример баланса контекстуальной уместности и пластической, также как и фактурной, детализации, организованной сложным, но достаточно строгим ритмом.
Стереоскопичность и непрагматичность
Экспозиционный дизайн, реализованный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки, которая справедливо претендует на роль главного художественного события года, активно реагирует на ее содержание и даже интерпретирует его, буквально вылепливая в залах ГТГ «пространство Врубеля». Разбираемся, как оно выстроено и почему.
Дом среди холмов
Вилла на юге Португалии по проекту бюро Promontorio и Жуана Краву – архетипическое огражденное пространство среди ландшафта.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Когда стемнеет
Проект-победитель конкурса Малых городов предлагает подчеркнуть двойственный характер Гурьевского парка и сделать его интересным для посещения в вечернее время.