Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения
Сообщение посвящено открытым за последний год иконам ведущих мастеров Оружейной палаты – Симона Ушакова, Кирилла Уланова и, предположительно, Тихона Филатьева, которые находятся в российских частных собраниях. Симон Ушаков – ключевая и наиболее значительная фигура в русской иконописи XVII века. Он оставил богатое художественное наследие, которое позволяет проследить творческую эволюцию мастера на протяжении всей его жизни. Значимость личности художника настолько велика, что нахождение каждого нового его подписного произведения является событиемв науке. Недавно его автограф была обнаружен во время реставрационного раскрытия на иконе «Архангел Михаил». Это довольно большой образ (размеры 125,5 × 88,5 см), предназначавшийся для установки в иконостас. Сохранность авторской живописи достаточно хорошая, прежде всего в личном письме. Серьезно пострадало только изображение доспеха, на котором при реставрации были оставлены поновительские прописи. Слева на поземе находится выполненная белилами надпись: «[ЗРПВ] (7182/1674) год пи[с]ал сиi о[б]раз [Симо]н Ушаков соучеником». По особенностям почерка она совпадает с другими известными автографами мастера. Иконография образа повторяет образцы XVI столетия. Поскольку художник в своем творчестве часто воспроизводил древние чтимые иконы, придавая им новую стилистическую живоподобную редакцию, можно предполагать, что этот образ также был списком с какого-то утраченного чтимого изображения архангела. Не исключено, что определенное воздействие на мастера оказала икона 1560-х годов «Архангел Михаил, с деяниями» из Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, для которого Симон Ушаков неоднократно писал иконы с 1671 года.
Широко известна другая, небольшого размера икона Симона Ушакова, изображающая архангела Михаила, попирающего дьявола (ГТГ). Она написана в 1676 году, т.е. позднее рассматриваемой, и относится к совершенно иному иконографическому варианту, который, по всей вероятности, был разработан самим художником с учетом западноевропейских образцов. На ней он использовал ставший потом популярным у мастеров Оружейной палаты прием – изображение не ровного, а круглящегося позема. На представленной иконе позем также представлен в виде сферы. Таким образом, можно говорить, что подобная деталь появилась в творчестве Симона Ушакова уже в 1674 году, которым датировано данное произведение.
По характеру образа, серьезному и глубокому, по особенностям типажа лика архангела, по трактовке отдельных деталей икона хорошо вписывается в творчество Симона Ушакова 1670-х годов. Сложное технологическое исполнение лика, написанного по авторской многослойной системе вохрений, также полностью соответствует известным подлинным работам Симона Ушакова.
На рубеже XVII-XVIII веков в иконописной мастерской Оружейной палаты ведущее значение перешло к иконописцам Кириллу Уланову и Тихону Филатьеву. Жизненный путь Кирилла Уланова не типичен для мастера Оружейной палаты: на пике своей придворной карьеры он покинул Москву и принял монашеский постриг в бедном провинциальном Кривоезерском монастыре близ Юрьевца-Повольского. Поздний период его творчества очень интересен, но представлен довольно фрагментарно, поскольку написанные им в провинции иконы сильнее пострадали в период борьбы с религией.
Недавно была обнаружена относящаяся к позднему периоду мастера большая подписная икона «Богоматерь Казанская» (116,9 × 88,9 см). Икона была раскрыта из под записей, авторская живопись на ней довольно сильно потерта и имеет утраты. На нижнем поле находятся остатки наполовину утраченной авторской подписи, выполненной белилами: «[…К]орнилiй оу[ланов]ъ. Поwбҍщанiю прихоцкихъ людей».На выполненном в ультра-фиолетовых лучах снимке автографа видна левая, утраченная часть надписи: «АѰК[..]го.Писалъигуменъ» За буквойК (20) в боковом свете виден след еще одной буквы, возможно Е (5). Таким образом, икона была выполнена в 1720-х годах (1725 ?), и относится к числу самых поздних известных произведений Кирилла Уланова, последнее из которых датировано 1728 годом. Художник переводил композицию с небольшого снятого образца (прориси), увеличивая ее соответственно размерам доски, на что указывает хорошо видная в утратах красочного слоя и золота разграфленная по левкасу крупная сетка. Такой прием впервые отмечается у Кирилла Уланова, в творчестве которого обращение к образу Казанской Богоматери можно считать уникальным. Не известно более ни одной его иконы на этот сюжет ни по сохранившимся памятникам, ни по упоминаниям в документах. Возможно, художник переводил рисунок, а не просто назнаменил его на иконе именно потому, что практически не обращался к этой иконографии и боялся ошибиться. Может быть также, что этот факт говорит о уже достаточно преклонном возрасте мастера, который писал это произведение уже в последние годы своей профессиональной деятельности.
Живописи иконы присущи все характерные особенности индивидуальной творческой манеры Уланова. Лики выполнены чрезвычайно мягко, с помощью тонких переходов от зеленоватогосанкиря к золотистым вохрениям. Хотя верхние слои живописи ликов сохранились плохо, тем не менее, в их письме присутствует прием, характерный именно для позднего творчества мастера – тонкие мелкие графичные белильные оживки, проложенные в местах наиболее сильных высветлений (на шее и в углах глаз Богоматери, лбу, подбородке и над верхней губой и у уголков глаз Младенца). Эта интересная особенность, которая присуща традиционной доживоподобной манере иконного письма, среди мастеров Оружейной палаты встречается только у Кирилла Уланова в его позднем, поволжском этапе творчества. Икона была написана, судя по формулировке автографа, для некоего приходского храма. Сведений о жизни и иконописной деятельности Кирилла (Корнилия) Уланова в 1720-х годах очень мало, что затрудняет предположения о возможном происхождении памятника. С осени 1719 по 1723 год мастер жил в Нижнем Новгороде, где проживал при Архиерейском доме и по указу архиепископа Питирима свидетельствовал иконописцев нижегородской епархии. Известны факты и его иконописной деятельности за это время. Затем точное место пребывания иконописца устанавливается пунктирно. В 1726 году он вместе с братом Василием и учениками работал в Троицком Белбажском монастыре, где писал много икон для соборного храма (Казанская в их перечне не упоминается). Скорее всего, в это время художник вновь проживал в Кривоезерской обители близ Юрьевца «на покое», так как его последние подписные произведения 1727-1728 годов происходят из юрьевецких храмов.
Скорее всего, икона создана для одного из приходских храмов Юрьевца Повольского. Им могла быть несохранившаяся Казанская церковь, стоявшая на правом берегу Волги напротив Кривоезерского монастыря и бывшая в начале XVIII века деревянной.
Вторая подписная икона Кирилла Уланова – «Деисус с избранными святыми» – относится к московскому периоду жизни мастера. Долгое время она находилась в частном собрании на западе, где была опубликована в каталоге одной из антикварных галерей. Недавно она вернулась в Россию, что дало возможность ее более серьезного изучения. На поземе имеется выполненный белилами автограф: «АѰА. писал ц(а)рев зограѳ, московской, кїрилъ улановъ». Размеры иконы 114 × 91 см.
На иконе изображен Деисус типа Седмицы. По сторонам сидящего на престоле Христа в верхнем ряду изображены апостолы Петр и Павел, а так же четыре евангелиста. Ниже архангелы Михаил и Гавриил, Богоматерь и Иоанн Предтеча. Внизу коленопреклоненные мученики Димитрий и Георгий. Обычные для иконографии Седмицы изображения святителей отсутствуют. Сохранность авторской живописи на иконе в целом хорошая, хотя есть многочисленные довольно грубые антикварные прописи по уратам, в частности, на нимбах. По стилю письма икона соответствует произведениям мастера рубежа XVII-XVIII веков. Очень близкую композиционную и стилистическую аналогию ей представляет образ «Богоматерь на престоле, с избранными святыми», созданный Улановым в 1698 году для местного ряда иконостаса Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля.
Не имеет авторской подписи, но, несомненно, принадлежит кисти одного из наиболее значительных изографов Оружейной палаты икона «Троица (Гостеприимство Авраама)» рубежа XVII-XVIII веков (размеры 108 × 85,5 см). Скорее всего, она имела авторскую подпись, которая была со временем утрачена, поскольку в XIX веке на иконе были выполнены новые лепные позолоченные поля, удаленные при последней реставрации памятника. Деталями композиции этот образ перекликается с древней иконой из Успенского собора, полностью переписанной в 1700 году Тихоном Филатьевым, хотя в целом его иконография более традиционна для своего времени. Другая близкая аналогия рассматриваемому произведению – икона «Троица» 1707 года из Троицкой церкви Ново-Голутвина монастыря в Коломне, также написанная Тихоном Филатьевым. Хотя в ней отсутствует изображение Гостеприимства Авраама, основное ядро композиции также отличается архаичными чертами, идущими от иконы Успенского собора. Не исключено, что и вновь выявленная икона может быть связана с Тихоном Филатьевым.
«Архангел Михаил»
«Богоматерь Казанская»
«Деисус с избранными святыми»
«Троица (Гостеприимство Авраама)»
|