Автор текста:
С.А. Кирьянова

Три иконных образца с изображением сцен «Сказания о Богоматери Тихвинской» из собрания музея имени Андрея Рублёва

В Музее имени Андрея Рублёва хранятся три иконных образца, на которых изображены сцены из «Сказания о Богоматери Тихвинской»: «Явление иконы рыбакам на Ладожском озере», «Чудесное перенесение сруба на другой берег реки» и «Поклонение иконе князя Василия III в Тихвинском монастыре» [1], поступившие в 1959 году в дар от Е.А. Жидковой (ранее находились в коллекции Г.В. Жидкова). Все три листа одновременны и выполнены на идентичной бумаге в технике детального оттиска без прорисовки. На одном из листов содержится филигрань «Голова шута в повороте вправо с семью бубенцами и литерами C L P» (близка № 444 по Диановой [2]), которая позволяет датировать бумагу приблизительно 1660-ми годами.

В середине XVII века в Тихвинском монастыре создаётся новый текст «Сказания о Богоматери Тихвинской», после чего в иконы со сценами чудес от образа начинают включаться новые сюжеты. Характерными образцами иллюстрации нового цикла являются иконы «Богоматерь Тихвинская, с 26 клеймами сказания» 1678 года мастера Родиона Сергиева (НГОМЗ) [3] и «Богоматерь Тихвинская, с 24 клеймами сказания» 1680 года из церкви Богоматери Одигитрии Смоленской на Песках в городе Калуге (ЦМиАР) [4]. Помимо этого известно, что Родион Сергиев в 1658 году исполнил большое количество миниатюр на сюжеты сказания, а также написал шесть больших икон с изображением 24 основных эпизодов (по четыре на каждой), сопровождая их обширными пояснительными текстами, каждый из которых начинается с обозначения номера главы [5].

Обширные надписи с текстом сказания и обозначением номера главы содержатся также и на двух из трёх листов из собрания Музея имени Андрея Рублёва. В целом они выполнены достаточно архаичным художественным языком: в частности, обращают на себя внимание абрисы иконных горок и растения, формы которых характерны больше для памятников XVI века, особенно если сравнить их с клеймами иконы 1680 года из ЦМиАР. Чрезвычайно архаичными выглядят также и клейма иконы Родиона Сергиева, в связи с чем перед её исследователями до сих пор встаёт атрибуционная проблема, и некоторые считают, что средник и клейма её выполнены в разное время [6]. И.А. Шалина в своей статье утверждает, что клейма и средник выполнены одновременно, лежат в одном слое, а особая архаичность письма Родиона Сергиева связана с тем, что он прямо ориентировался на знаменитую икону «Богоматерь Тихвинская, со сценами сказания» из Благовещенского собора Московского Кремля [7].

Два иконных образца из собрания Музея имени Андрея Рублёва очень схожи по иконографии с образом Родиона Сергиева.  Клеймо с явлением образа рыбакам схоже вплоть до абриса и композиции горок (за исключением отсутствия на образце небольших растений), повторяются позы ангелов, поддерживающих в небесах икону, положение лодок, одна из которых расположена прямо, а другая слегка склонена влево, жесты рыбаков. На обороте образца – надпись чернилами, повторённая дважды с небольшими вариациями, с текстом сказания: «В лето осмюсое девятдесят первое, нецыи хрcтолюбивии рыбари видеша // чюдотворную икону прстыя бдцы одигитрие идущу повоздуху чрез // великое езеро нево и тако зрения и немедлено яко Слнце...»; «В лето осмюсот девядесят первое, нецыи хртcолюбивии рыбарие // видеша чюдотворную икону прcтые бдцы одигитрие яко слнце идущу по // воздуху чрез великое езеро зовомое нево». На элементах прориси буквами условно обозначены цвета, которые мастер должен был использовать в работе над иконой по данному образцу (например, «к»-киноварь на хитоне правого ангела и гиматии левого, «п»-празелень на гиматии правого ангела и т.д.), которые совпадают с цветами иконы Родиона Сергиева.

Также схож с иконой и второй лист с изображением чуда перенесения сруба на другой берег реки. Аналогичны позы и жесты молящихся людей с покровенными руками,  позы ангелов, положение образа. Отличается лишь форма самого сруба (с ровными сторонами на иконе и с выступом по верхнему краю на листе), а также то, что на иконе в правой группе молящихся только два человека, а на листе – четыре. В большинстве случаев не совпадают также условные обозначения цветов. На обороте листа содержится надпись с текстом сказания: «заутра приедоша людие на место то идеже црков обложиша // и не обретоша абие узреша на друзей стране реки // тихфины вдале наместе пусте и блатне свети вел[...] // сияюще и вскоре притекоша людие на то место и виде//ша ту и церкови сруб поставлен яко ж на оной стране реки обло//жив и со уготованы древеси».

Третьему же клейму нет иконографических аналогов в иконе Родиона Сергиева, оно имеет больше общих моментов с соответствующим клеймом иконы 1680 года из Музея имени Андрея Рублёва и не содержит текстов сказания на обороте. В клейме, по всей видимости, изображено поклонение иконе князя Василия III. Обычно этот эпизод совмещается с другим – приездом в Тихвинский монастырь царя Иоанна IV (как на иконе из ЦМиАР, на образе Родиона Сергиева и на клейме четырёхчастной иконы того же мастера). Однако на рассматриваемом листе нет изображения, напоминающего Иоанна Грозного. Обычно его фигура располагается справа, первой, среди группы предстоящих, но на прориси первым в группе стоит человек в монашеских одеждах. На иконе из Музея имени Андрея Рублёва в центральной части подобного клейма перед князем Василием III отодвигают пелену, скрывающую чудотворный образ. Такой же мотив есть и на прориси, а также на одном и другом памятнике образ представлен в виде триптиха. Включена в образец также фигура припадающего на колени Мартирия Зеленецкого. Однако на всех иконах, где присутствует данный эпизод, правители изображаются в княжеских одеждах, а головы их увенчиваются коронами, тогда как на иконном образце даже в центральной фигуре с трудом можно угадать князя, поскольку его одежды практически не отличаются от облачений присутствующих здесь монахов и не имеют знаков княжеского отличия.

Самым ценным сведением, содержащимся на этих листах, является подпись мастера «алешки тере(н)тива», присутствующая на всех трёх прорисях. Среди иконописцев этого времени известен лишь один Алексей Терентьев, и примечательно, что он был именно тихвинским иконописцем [8]. Так, он упоминается в 1692 году в приходно-расходной книге тихвинского Успенского монастыря, к тому времени он был «вдовым дьяконом», также сведения о нём встречаются в «Тетрадях пометочных» тихвинского Богородичного монастыря в 1690-1692 годах. Кроме этой информации об иконописце ничего не известно, не дошло до нас также ни одной его работы. Исходя из того, что иконные образцы (их можно датировать 1660-1670-ми годами) близки по времени жизни этого мастера и изображают клейма сказания о Богоматери Тихвинской (одна из самых важных тем для иконописцев этого центра), то можно с большой долей уверенности утверждать, что на образцах подпись именно вышеуказанного мастера.
Однако необходимо отметить, что подпись не указывает на то, что мастер собственноручно снял данный образец – если нет дополнительных указаний, то с уверенностью можно сказать лишь то, что мастер владел этим листом. Тем не менее, это важное, дополнительное и ранее неизвестное сведение о мастере. Оно свидетельствует, по крайней мере, о том, что иконописец, скорее всего, работал над иконой Богоматери Тихвинской со сценами сказания, и создавал её в стиле, близком клеймам на иконе Родиона Сергиева.

Сокращения: НГОМЗ – Новгородский государственный объединённый музей-заповедник; ТОДРЛ – Труды отдела древнерусской литературы; ЦМиАР – Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.
 
[1] -   КП 3952/110, КП 3952/111, КП 3952/112.
[2] -   Дианова Т.В. Филиграни XVII – XVIII вв. «Голова шута». М., 1997. № 444. С. 95.
[3] -   Мильчик М.И., Шалина И.А. Иконе «Богоматерь Тихвинская» с 26-мя клеймами чудес и её автор Родион Сергиев // Памятники культуры. Новые открытия. 1994. М., 1996. С. 181-196.
[4] -   Иванова И.А. Икона Тихвинской Богоматери и её связь со «Сказанием о чудесах иконы Тихвинской Богоматери» // ТОДРЛ. Л., 1966. Т. 22. С. 419-436.
[5] -   «Пречистому образу Твоему поклоняемся…»: Образ Богоматери в произведениях из собрания русского музея. СПб, 1995. Кат. 131. С. 208-209.
[6] -   Так, Э.А. Гордиенко полагает, что Родиону Сергиеву принадлежит только средник иконы, а клейма выполнены в 1550-х годах. См. Гордиенко Э.А. Новгород в XVI веке и его духовная жизнь. СПб, 2001. С. 367, 431.
[7] -   Также она считает одной из причин такой разницы в среднике и клеймах то, что мастеру требовалось вписать икону в местный ряд иконостаса, содержавший много памятников XVI века, и он ориентировался на них по стилю, чтобы не выбиваться из ансамбля. Но при таком предположении концепции не соответствует средник образа, выполненный со всеми особенностями художественного
[8] -   Словарь русских иконописцев XI-XVII веков / Ред.-сост. И.А. Кочетков. М., 2009. С. 648.

стр. 28-31
Три иконных образца с изображением сцен «Сказания о Богоматери Тихвинской» из собрания музея имени Андрея Рублёва

12 Февраля 2013

Автор текста:

С.А. Кирьянова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Технологии и материалы
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Сейчас на главной
Кино под куполом
Музей науки Curiosum с купольным кинотеатром по проекту White Arkitekter расположился в исторической промзоне на севере Швеции, занятой сейчас университетом Умео.
Авангардный каркас из прошлого
В Париже завершилась реконструкция почтамта на улице Лувра по проекту Доминика Перро: почтовая функция сведена к минимуму, вместо нее возникло множество других, включая социальное жилье.
Шелковые рукава
Металлические ленты Культурного центра по проекту Кристиана де Портзампарка в Сучжоу – парафраз шелковых рукавов артистов куньцюй: для спектаклей этого оперного жанра также предназначен комплекс.
MasterMind: нейросеть для девелоперов и архитекторов
Программа, разработанная компанией Genpro, способна за полчаса сгенерировать десятки вариантов застройки согласно заданным параметрам, но не исключает творческой работы, а лишь исполняет техническую часть и может быть использована архитекторами для подготовки проекта с последующей передачей данных в AutoCAD, Revit и ArchiCAD.
Жук улетел
История проектирования бизнес-центра в Жуковом проезде: с рядом попыток сохранить здание столетнего «холодильника» и современными корпусами, интерпретирующими промышленную тему. Проект уже не актуален, но история, на наш взгляд, интересная.
Медные стены, медные баки
Новая штаб-квартира Carlsberg Group в Копенгагене по проекту C. F. Møller получила фасады из медных панелей, напоминающие об исторических чанах для варки пива.
Оболочка IT-креативности
Московское здание международной сети внешкольного образования с центром в Армении – школы TUMO – расположилось в реконструированном корпусе, единственном сохранившемся от сахарного завода имени Мантулина. Пожелания заказчика и инновационная направленность школы определили техногенную образность «металлического ящика», открытую планировку и яркие акценты внутри.
Быть в центре
Апарт-комплекс в центре делового квартала с веерными фасадами и облицовкой с эффектом терраццо.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Авангард на льду
Бюро Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на концепцию хоккейного стадиона «СКА Арена» в Санкт-Петербурге. Он заменит собой снесенный СКК и обещает учесть проект компании «Горка», недавно утвержденный градсоветом для этого места.
Третий путь
Публикуем объект, получивший гран-при «Золотого сечения 2021»: офисный комплекс на Верхней Красносельской улице, спроектированный и реализованный мастерской Николая Лызлова в 2018 году. Он демонстрирует отчасти новые, отчасти хорошо забытые старые тенденции подхода к строительству в исторической среде.
Диалог в кирпиче
Новый корпус школы Скиннерс по проекту Bell Phillips Architects к юго-востоку от Лондона продолжает викторианскую традицию кирпичной архитектуры.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Оазис среди офисов
Двор киевского делового центра Dmytro Aranchii Architects превратили в многофункциональную рекреационную зону для сотрудников.
Террасы и зигзаги
UNStudio прорывается в Петербург: на берегу Финского залива началось строительство ступенчатого офиса для IT-компании JetBrains.
Пресса: «Потенциал городов не раскрыт даже на треть». Архитектор...
Программа реновации, предполагающая снос хрущевок, стартовала в Москве в 2017 году. Хотя этот механизм и отличается от закона о комплексном развитии территорий, который распространили на остальную страну, столичные архитекторы накопили приличный опыт, как обновлять застроенные кварталы. Об этом мы поговорили с руководителем бюро T+T Architects Сергеем Трухановым.
Избушка в горах
Клубный павильон PokoPoko по проекту Klein Dytham architecture при отеле на острове Хонсю напоминает сказочный домик.
Здесь и сейчас
Три примера быстровозводимой модульной архитектуры для города и побега из него: растущие офисы, гастромаркет с признаками дома культуры и хижина для созерцания.
Себастиан Треезе стал лауреатом премии Дрихауса 2021...
Молодому немецкому бюро Sebastian Treese Architekten присуждена премия Ричарда Дрихауса в области традиционной архитектуры. Денежный номинал премии – 200 000 долларов USA, и она позиционируется как альтернатива премии Прицкера: если первую вручают в основном модернистам, то эту – архитекторам-классикам.
Семь часовен
Семь деревянных часовен в долине Дуная на юго-западе Германии по проекту семи архитекторов, включая Джона Поусона, Фолькера Штааба и Кристофа Мэклера.
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.