Автор текста:
А.В. Зубатенко

Вклады предметов церковного обихода в Ярославский Спасо-преображенский монастырь

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

0 Спасо-Преображенский монастырь – древнейший и крупнейший в Ярославле. Впервые упоминаемый летописями в 1216 году, уже в конце XIII – начале XIV века он стал архимандритией. В середине XV века обитель обретает собственную святыню – мощи ярославских князей Федора, Давида и Константина, чье общероссийское почитание привлекло в монастырь новых вкладчиков, в том числе из московского великокняжеского, затем царского семейства.

Целью настоящего сообщения является обозначение круга вкладчиков ярославского монастыря и выявление сохранившихся памятников. Основное внимание уделено вкладам икон и иконного убранства, литургическим предметам, облачениям и другим предметам церковного искусства. В меньшей степени рассматривается книжное собрание монастыря, поскольку оно достаточно подробно было описано в работах Е. В. Синицыной.

Основными источниками для сообщения послужили кормовая книга (ЯМЗ-15184), описи Спасского монастыря: 1690 г. (библиотека ЯГПУ), 1709 г. (ЯМЗ-15446) и 1735 г. (РГИА. Ф. 834. оп. 3. №2428). Описи, сделанные во второй половине XVIII века (1776, 1778, 1787, 1788 гг.), менее информативны для нашей темы, они почти не содержат сведения о вкладах и вкладчиках. Особенно интересен монастырский Синодик 1731 года, написанный при архимандрите Аароне Протопопове (ЯМЗ-15426). Он имел целью систематизировать поминание крупных вкладчиков. В нем из «вкладныхъ старинныхъ книгъ и з данныхъ выписей въклады ихъ выписаны и при родахъ ихъ в семъ синодике написаны именно» и расположены в порядке поминания в течение года. Но, как показывает анализ других источников, данные этого Синодика далеко не исчерпывающие даже по упомянутым в нем родам. Названные в Синодике «вкладные старинные книги», очевидно, лишь формальная фигура речи – ни в одной из монастырских описей (с середины XVII века) собственно вкладные книги не упоминаются.

Царские вклады. Хорошо известны и опубликованы многочисленные великокняжеские и царские грамоты, данные ярославскому Спасскому монастырю на земельные владения и различные льготы. Но предметные вклады российских государей в монастырь до нашего времени, вероятно, не сохранились, поэтому о них мы знаем гораздо меньше. Монастырская опись 1709 года дает уникальное известие о предмете, вложенном Иваном IV. Это «Чаша водоосв(я)щенная серебряная гладкая с подписью, безо дна, дание ц(а)ря Ивана Васильевича, ц(а)р(и)цы Марии, весомъ три фунта бес четверти» (л. 3). В Описи 1690 года при описании раки ярославских чудотворцев во Входоиерусалимской церкви упоминается лампада, вложенная сыном Грозного Федором Ивановичем в 1593/94 году.

Все описи монастыря конца XVII – начала XVIII века упоминают среди «приклада» к храмовой иконе Спасского собора «Преображение» (ЯМЗ-40943) крест с надписью: «Да у Сп(а)с(о)ва образа в прикладе в привесе кр(е)стъ золотъ невелик тощь, на немъ образ Распятие Хр(и)ст(о)во чеканное, в кр(е)сте в гнездахъ три яхонта лазоревые да два зерна бурминские половинчатые, да на спнях два зерна бурминские круглые, кр(е)стъ и возглавие обнизано жемчюгомъ. Назади того кр(е)ста резана подпис: «Пожаловала г(о)с(у)д(а)р(ы)ня ц(а)р(и)ца и великая кн(я)гиня Ирина Феодоровна Ивана Степановича Годунова» (ЯМЗ-15446, Опись 1709, л. 7).

Вклад ещё одного правящего в России семейства, Шуйских – водосвятная чаша, заказанная в 1629 году Иваном Ивановичем, братом царя Василия, на поминание по себе и своей супруге Марфе.

Вклады ярославских княжеских семейств. Самый известный и ранний датированный вклад в Спасский монастырь – нагробный покров на раку Федора, Давида и Константина, сделанный «замышлением и потружением княгини Марии ( жены ярославского князя Даниила Александровича) […] и ея дочери княгини Марии» в 1501 г. (ГИМ, РБ 136/57779).

Наиболее значительны по объему и ценности вклады представителей местных княжеских фамилий, относящиеся в основном к XVII – началу XVIII века: Троекуровых, Львовых. Из князей, не относящихся к ярославской ветви Рюриковичей вклады в монастырь делал Феодул Федорович Волконский.

Вклады бояр и дворян. Одним из наиболее ранних памятников, связанных со Спасским монастырём, является палица, шитая Ульянией Образцовой в 1510 году. Среди дворянских нетитулованных семейств, делавших вклады в Спасский монастырь в XVII-XVIII веках, выделяются роды Унковских, Елизаровых, Племянниковых, а так же ярославский дворянин Киприан Бирдюкин-Зайцев. Особенным богатством выделяется золотой напрестольный крест, вклад думного дьяка Ивана Гра́мотина 1629/30 года (ЯМЗ-7879), непременно упоминаемый первых при описании монастырской ризницы.

Вклады духовенства. Митрополитом Димитрием Ростовским в монастырь была вложена «Книга Минея четья с ыюня по сентябрь» (ЯМЗ-15446, Опись 1709, л. 84).

Любопытна судьба предметов, связанных с Парфением Небозой, митрополитом Лаодикийским, русским по происхождению. В 1704 году он скончался на пути к своей новой Холмогорской епархии и был похоронен под звонницей в Спасском монастыре. При этом сохранялись и предметы, положенные на его гробницу: икона Богоматери Донской и митра (ЯМЗ-15446, Опись 1709, л. 63 об, 77 об). Есть сведения и о посохе Парфения, с которым архимандрит Иосиф по благословению митрополита Димитрия служил на крестных ходах.

Спасские архимандриты, естественно, также делали вклады в свой монастырь. Архимандрит Алипий, определенный из келарей и управлявший монастырем в 1673-1680 годах, принадлежавший, кстати, к роду Унковских, вложил в монастырь золотой потир (Опись 1690, л. 65 об; ЯМЗ-15446, Опись 1709, л. 32). Архимандрит Иосиф (его пребывание в монастыре датируется 1703-1714 годами) вложил «Книгу Беседы ап(ос)т(о)льские, писменные», «Книгу Маргаритъ, печатной, в десть» и, возможно, «Книгу Минея четья на мартъ, апрель, май» (ЯМЗ-15446, Опись 1709, л. 84). Упоминаются также вклады Спасского ризничего Макария, келаря Прохора, иеромонаха Тарасия.

Вклады купцов и посадских. Интересно, что среди вкладчиков Спасского монастыря в описях единственный раз встречается имя крупного купца. Это Илья Евстафьев Лузин, купец гостиной сотни, чьим семейным храмом была церковь Николы Мокрого. Правда, вклад был невелик – «на нити тритцать шесть жемчюшковъ» (ЯМЗ-15446, Опись 1709, л. 75 об). Никифор Семенов Янышев, стряпчий, приказный монастыря, вложил в него три книги.

Таким образом, мы можем очертить круг вкладчиков Спасского монастыря на середину XVIII века. Большая и лучшая часть вкладов была сделана представителями княжеских и знатных нетитулованных семейств, причем во многих случаях вклады связаны с семейными захоронениями на территории монастыря. Следующей группой вкладчиков по объему вложенного идут настоятели и монахи Спасского монастыря. Но и они, и вкладчики из других социальных слоев составляют лишь незначительную часть вкладчиков, чьи имена прослеживаются по описям и другим документам монастыря.

12 Февраля 2013

Автор текста:

А.В. Зубатенко
Похожие статьи
Технологии и материалы
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Кирпич плюc: с чем дружит кладка
С какими материалами стоит сочетать кирпич, чтобы превратить здание в архитектурное событие? Отвечаем на вопрос, рассматривая знаковые дома, построенные в Петербурге при участии компании «Славдом».
Pipe Module: лаконичные световые линии
Новинка компании m³light – модульный светильник из ударопрочного полиэтилена. Из такого светильника можно составлять различные линии, подчеркивая архитектуру пространства
Быстро, но красиво
Ведущий производитель стеновых ограждающих конструкций группа компаний «ТехноСтиль» выпустила линейку модульных фасадов Urban, которые можно использовать в городской среде.
Быстрый монтаж, высокие технические показатели и новый уровень эстетики открывают больше возможностей для архитекторов.
Фактурная единица
Завод «Скрябин Керамикс» поставил для жилого комплекса West Garden, спроектированного бюро СПИЧ, 220 000 клинкерных кирпичей. Специально под проект был разработан новый формат и цветовая карта. Рассказываем о молодом и многообещающем бренде.
Чувство плеча
Конструкция поручней DELABIE из серии Nylon Clean дает маломобильным людям больше легкости в передвижениях, а специальное покрытие обладает антибактериальными свойствами, которые сохраняются на протяжении всего срока эксплуатации.
Красный кирпич от брутализма до постмодернизма
Вместе с компанией BRAER вспоминаем яркие примеры применения кирпича в архитектуре брутализма – направления, которому оказалось под силу освежить восприятие и оживить эмоции. Его недавний опыт доказывает, что самый простой красный кирпич актуален.
Может быть даже – более чем.
Стекло для СБЕРа:
свобода взгляда
Компания AGC представляет широкую линейку архитектурных стекол, которые удовлетворяют современным требованиям к энергоэффективности, и при этом обладают превосходными визуальными качествами. О продуктах AGC, которые бывают и эксклюзивными, на примере нового здания Сбербанк-Сити, где были применены несколько видов премиального стекла, в том числе разработанного специально для этого объекта
Искусство быть невидимым
Архитекторы Александра Хелминская-Леонтьева, Ольга Сушко и Павел Ладыгин делятся с читателями своим опытом практики применения новаторских вентиляционных решеток Invisiline при проектировании современных интерьеров.
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Дома из Porotherm
на Open Village 2022
Компания Wienerberger приглашает посетить выставку
Open Village с 16 по 31 июля
в коттеджном поселке «Тихие Зори» в Подмосковье. Этим летом вы сможете увидеть 22 дома, построенных по различным технологиям.
Вопрос ребром
Рассказываем и показываем на примере трех зданий, как с помощью системы BAUT можно создать большую поверхность с «зубчатой» кладкой: школа, библиотека и бизнес-центр.
Тульский кирпич
Завод BRAER под Тулой производит 140 миллионов условного кирпича в год, каждый из которых прослужит не меньше 200 лет. Рассказываем, как устроено передовое российское предприятие.
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Своя игра
«Новые Горизонты» предлагают альтернативу импортным детским площадкам: авторские, надежные и функциональные игровые объекты, которые компания проектирует и строит уже больше 20 лет.
Сейчас на главной
Школа как сообщество
Лондонское бюро AdjoubeiScott-Whitby Studio превратило здание Александровского училища в Калуге в уникальную школу на 150 учеников. Здание начала XX века адаптировали под британскую образовательную систему – как в программном смысле, так и в архитектурном.
Пена дней
В интерьере ресторана Sparkle бюро Archpoint переосмысляет эстетику винных погребов и обращается к образам, связанным с игристым вином – пузырькам, пене и жизнелюбию.
Небоскреб с оазисами
В Сингапуре завершено строительство небоскреба по проекту архитекторов BIG. Управляющим системами здания искусственным интеллектом и другими цифровыми компонентами занималось бюро CRA – Carlo Ratti Associati.
Королевство зеркал
На XXX по счету Зодчестве столько решеток и зеркал, что эффект дробления реальности на кусочки многократно усиливается. Только ради этого ощущения стоит посетить фестиваль. Но кроме того выставка богата, разнообразна и работает как хорошо отлаженная машина по всем направлениям: губернскому, студенческому, арт-объектному, круглостольному и прочим. Делать бы и делать такие фестивали.
Руин-бар
Нижегородский бар, спроектированный Fruit Design Studio, совмещает эстетику запустения с дворцовой роскошью, созданной из черновых материалов – бетона, армированного стекла и грубого металла.
Обещания и надежды
Объявлены шесть лауреатов Премии Ага Хана 2022. Они обещают лучшее будущее людям, демонстрируют новаторство и заботу о природе.
Оазис в дождливом городе
Бюро MAD Architects разработало интерьер первого в Петербурге коворкинга сети SOK. Его отличительная черта – обилие зелени и элементов биофильного дизайна, характерная для города колористика и отсылки к литературному наследию.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
Глядя в небо
В Саратове названы победители фестиваля короткометражных любительских роликов, посвященных архитектуре. Фильм, приглянувшийся редакции, занял 1 место. Размышляем о типологии, объясняем выбор, «показываем кино».
Заплыв за книгами
Водоем на кровле у библиотеки в провицнии Гуандун сделал ее «подводной»: читатели как будто ныряют туда за книгами. Авторы проекта – 3andwich Design / He Wei Studio.
Мои волжские ночи
Павильон для кинопоказов и фестивалей на набережной Саратова: ажурные стены, пропускающие речной простор, и каннская атмосфера внутри.
Японский дворик
Концепция благоустройства жилого комплекса у Москвы-реки, вдохновленная модернистскими садами и японскими традициями: гравюры Кацусика Хокусай, герои Хаяо Миядзаки и пространства для созерцания.
Лекции отменяются
Новый корпус Амстердамского университета прикладных наук рассчитан на новый тип образования: меньше лекций, больше проектной работы.
Лаборатория для жизни
Здание Лаборатории онкоморфологии и молекулярной генетики, спроектированное авторским коллективом под руководством Ильи Машкова («Мезонпроект»), использует преимущества природного контекста и предлагает пространство для передовых исследований, дружественное к врачам и пациентам.
Индустриальная романтика
Atelier Liu Yuyang Architects превратило заброшенный корпус теплоэлектростанции и часть территории набережной реки Хуанпу в Шанхае в атмосферное городское пространство, романтизирующее промышленное прошлое территории.
Архивуд–13: Троянский конь
Вручена тринадцатая по счету подборка дипломов премии АрхиWOOD. Главный приз – очень предсказуемый – парку Веретьево, а кто ж его не наградит. Зато спецприз достался Троянскому коню, и это свежее слово.
Судьбы агломерации
Летняя практика Института Генплана была посвящена Новой Москве. Всего получилось 4 проекта с совершенно разной оптикой: от масштаба агломерации до вполне конкретных предложений, которые можно было, обдумав, и реализовать. Рассказываем обо всех.
Твой морепродукт
Пожалуй, первая в истории Архи.ру публикация, в которой есть слово «сексуальный»: яркий и чувственный интерьер для рыбного ресторана без прямых линий и прямолинейных намеков.
Каньон для городской жизни
В Амстердаме открылся комплекс Valley по проекту MVRDV: архитекторы соединили офисы, жилье, развлекательные заведения и даже «инкубатор» для исследователей с многоуровневым зеленым общественным пространством.
Интерьер как пейзаж
Работая над пространствами отеля в Светлогорске, мастерская Олеси Левкович стремилась дополнить впечатления, полученные гостями от природы побережья Балтийского моря.
Законченный образ
Каркасный дом с тремя спальнями и террасой, для которого архитекторы продумали не только технологию строительства, но и обстановку – вся мебель и предметы быта также созданы мастерской Delo.
Маяк на сопке
Смотровая площадка, построенная в рамках проекта «Мой залив», дает жителям Мурманска возможность насладиться природой родного края, поймать северное солнце или укрыться от непогоды.