Никольский храм в Колывани и его иконостас 1686 года (по неопубликованным источникам)

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

Первые известия о Никольском храме в Колывани (ныне Таллинн) относятся к 1371 году [1]. Он стоял на дворе, отведенном русским купцам для постоя и хранения товаров. С 1420-х годов и по сей день храм располагается на улице Вене, хотя его архитектурный облик и интерьер сильно изменились. Существующий храм полностью перестроен в 1822–1827 гг. по проекту губернского архитектора И.Д. Бантельмана.

Ливонская война и Смутное время стали причиной обветшания храма. Большие ремонтные работы прошли в 1660-е годы, но из-за задолженности городским властям церковь оставалась закрытой до 1678 года. Икон было относительно немного: пятифигурный деисусный чин на отдельных досках, 20 икон, названных в описи «местными», и 22 пядницы. Кроме того, в алтарной палатке содержались 16 больших и 84 пядничных иконы «ветхих без письма», т.е. с полностью утраченной живописью [2].

Царевна Софья решила возобновить Никольскую церковь, и в марте 1685 г. было велено послать из Пскова в Колывань дворянина Степана Петрова Татьянина и подьячего Агафона Лукина для описи и обмера церкви Николая Чудотворца. Согласно их отчету, в храме не было причта, и богослужение не проводилось «издавна». Первоочередной мерой стало сооружение иконостаса. Для этого предполагалось послать из Москвы во Псков, а оттуда в Колывань, иконописца и столяра Оружейной палаты, чтобы «как быть святым иконам и царским дверем, и иконостасу, вымерять, и учинить образец и чертеж, и ис Колывани возвратясь во Псков по тому обрасцу иконописцу писать святые иконы…» [3].

В Псков вначале собирались отправить одного из ведущих иконописцев Оружейной палаты, Ивана Максимова, но он заболел и остался в Москве. В результате были «посланы с Москвы во Псков нарочно мастеры иконописец Сергей Рожков да ученик ево да столярного дела мастер Обакумко Сергеев» [4]. Сергей Васильев Рожков с учеником Григорием Сергеевым составили чертеж пятиярусного иконостаса, сохранившийся в архивном деле [5]. До сих пор не было известно ни одного подобного проектного чертежа. На нем изображена конструктивная основа иконостаса с многообломными карнизами, гладкими колонками и раскреповками, в ячейках между колонками написаны названия сюжетов.

В местном ряду по обе стороны царских врат располагались «образ Пречистые Богородицы Царицы» и «образ Спасителя Царя Царем», на северных вратах был написан архангел Михаил, слева от него – «образ государевых ангелов Иоанна Предотечи и апостола Петра». На южных вратах – св. архидиакон Стефан, справа – храмовая икона св. Николая Чудотворца (очевидно, старая). Над местным рядом располагался праздничный, с иконами Благовещения, Рождества Христова, Богоявления, Входа в Иерусалим, Распятия, Воскресения, Вознесения, Троицы, Преображения и Сретения [6]. В центре деисусного ряда находилась икона с Господом Вседержителем на престоле, Богоматерью, Предтечей и двумя архангелами, «в пяти лицах», по сторонам от нее апостолы Петр и Павел, далее слева Иоанн Богослов, Иаков и Матфей, справа – Андрей, Марк и Лука. Центром пророческого ряда служил образ Знамения с написанными на той же доске царями Давидом и Соломоном, слева – пророки Моисей, Аарон, Даниил, Илия, справа – Исайя, Захария, Самуил, Елисей. В центре праотеческого ряда – Св. Троица (Господь Саваоф, Иисус Христос, Дух Святый), слева – Адам, Енох, Авраам, Иаков, справа – Авель, Ной, Исаак, Иов. Не названы три иконы над царскими вратами – одна прямоугольная (Тайная вечеря) и две круглые (Воскресение и Бичевание у столпа). Значительная часть перечисленных икон уцелела и находится в придельных иконостасах Никольской церкви в Таллинне [7].

Поскольку работать требовалось «с поспешением», к делу привлекли псковских иконописцев во главе с Константином Осиповым. Его подпись «КОНСТАНТИН…» имеется на центральной иконе деисусного ряда, но так как этот мастер ранее в документах не встречался, подпись нельзя было идентифицировать. На обороте коллективной челобитной о выплате жалованья значатся имена его сотоварищей: Федотко Матфеев, Марчко Борисов, Куземка Фаддеев, Герасимко Иванов, Васька Фектистов, Петрушка Иванов, Гришка Васильев, Степашко Раманов, Петрушка Ларионов. Федот Матвеев известен как иконописец Оружейной палаты, в 1680–1690-х годах работал в Москве [8]. Василий Фектистов – явно одно лицо с Василием Феклистовым, псковским пушкарем-иконописцем, упомянутым в документах Оружейной палаты в 1660 году [9]. Все остальные авторы колыванских икон или неизвестны, или не могут быть с уверенностью отождествлены с известными иконописцами. Любопытно, что ни один мастер, работавший для Колывани, не участвовал в исполнении икон для псковского Троицкого собора в 1703 году.

Челобитная была подана в апреле 1686 года. По словам челобитчиков, они пишут во Пскове иконы для церкви в Колывани «непрестанно марта с 1 числа с иконописцем Сергеем Рошковым», испытывая большие материальные трудности: «з женишками и з детишками с малыми прокормица нечем, пить и есть нечево… людишки скудные и погорелые и скитаемся по чюжим дворам» [10]. Мастера просят дать им такое же жалование, какое они получали в Москве «как писали святые иконы в церковь святого Николая Чюдотворца что у столпа». Таким образом, иконы московского храма Николы в Столпах, за которые царь Алексей Михайлович в 1672 году пожаловал иконописцев [11], были исполнены с участием псковских мастеров.

К лету 1686 г. иконостас и иконы были готовы к отправке в Колывань, но Сергей Рожков с учеником и столяр Абакум Сергеев продолжали «без дела» жить во Пскове. Только 9 мая 1687 г. им дали подводы и отпустили к Москве. Через год после этого, 1 мая 1688 г., состоялось торжественное освящение Никольского храма, а 17 мая скончался Сергей Рожков [12].



[1] Об истории храма см.: Никольская церковь в Таллинне / Текст А. Пантелеева, Н. и О. Кормашовых. Таллинн, 2002.
[2] РГАДА. Ф. 141. Ед. хр. 60. Год 1685. Л. 5–8.
[3] Там же. Л. 16. Ср.: Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / Под ред. И.А. Кочеткова. М., 2009. С. 402 (те же сведения из архива Оружейной палаты).
[4] Там же. Л. 31.
[5] Там же. Л. 67–68. В надписи на сохранившейся иконе местного ряда «Господь Вседержитель Царь Царем» указано, что ее писал «московский зограф Сергий Васильев со своим сыном Григо(ри)ем» (см.: Никольская церковь в Таллинне. С. 54), то есть ученик Рожкова Григорий Сергеев был его сыном. На обороте чертежа иконостаса имеется рукоприкладство их обоих.
[6] Сюжеты перечисляются слева направо.
[7] См.: Никольская церковь в Таллинне. С. 46–67.
[8] Словарь русских иконописцев… С. 412.
[9] Там же. С. 722.
[10] РГАДА. Ф. 141. Ед. хр. 60. Год 1685. Л. 85.
[11] См.: Сорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских храмов / Сост. П. Паламарчук. Т. 2. М., 1994. С. 260 (по рукописи М.И. Александровского).
[12] Словарь русских иконописцев… С. 535.

10 Февраля 2013

Похожие статьи
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
Лемех, лес и небеса
Посещение комплекса «Кижи» теперь можно совместить с осмотром современного деревянного зодчества: по проекту бюро Rhizome в карельской деревне Кажма построен бутик-отель «Заонежье». Архитекторы демонстрируют разнообразие и красоту дерева как строительного материала, используя традиционные и современные способы его обработки. Также примечательна интеграция гостиницы в ландшафт: с помощью зеленых кровель, геопластики и пышных многолетников.
Операция «Адаптация»: пунктирные заметки о XIX Архитектурной...
Людмила Лунина побывала на превью венецианской биеннале архитектуры и оценила выставку как сложную и научную. Поэтому так полезен ее авторский обзор, в котором всё или почти всё, пусть пунктирно, но обстоятельно, разложено «по полочкам». Полезно как для тех, кто планирует поехать на биеннале, так и для тех, кто сидит здесь, но не хотел бы отрываться от международной повестки. А повестка, судя по всему, получила на выставке новое воплощение: искать примеры архитектурной формы там, пожалуй, будет еще более бесполезно, чем обычно, зато столько всего разного... И грибы, и бактерии, и павильон из слоновьего навоза, и новые виды high-tech...
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Медицинская сталь
Петербургский бренд Hircost специализируется на одежде для врачей, в том числе неформальной. Для флагманского магазина NDA design studio воспроизвели эстетику медицинского кабинета: с помощью металлических поверхностей, «хирургического» освещения, стеклоблоков и амальгамных штор примерочных.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Арарат в арке
Проект PLAN BURO победил в закрытом конкурсе на коттеджный поселок в пригороде Еревана. Архитекторы соединили наследие Александра Таманяна с современными тенденциями, предложили дополнить застройку таунхаусами, а также предусмотрели коммерческий блок, который легко адаптируется под запросы сообщества.