Никольский храм в Колывани и его иконостас 1686 года (по неопубликованным источникам)

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

Первые известия о Никольском храме в Колывани (ныне Таллинн) относятся к 1371 году [1]. Он стоял на дворе, отведенном русским купцам для постоя и хранения товаров. С 1420-х годов и по сей день храм располагается на улице Вене, хотя его архитектурный облик и интерьер сильно изменились. Существующий храм полностью перестроен в 1822–1827 гг. по проекту губернского архитектора И.Д. Бантельмана.

Ливонская война и Смутное время стали причиной обветшания храма. Большие ремонтные работы прошли в 1660-е годы, но из-за задолженности городским властям церковь оставалась закрытой до 1678 года. Икон было относительно немного: пятифигурный деисусный чин на отдельных досках, 20 икон, названных в описи «местными», и 22 пядницы. Кроме того, в алтарной палатке содержались 16 больших и 84 пядничных иконы «ветхих без письма», т.е. с полностью утраченной живописью [2].

Царевна Софья решила возобновить Никольскую церковь, и в марте 1685 г. было велено послать из Пскова в Колывань дворянина Степана Петрова Татьянина и подьячего Агафона Лукина для описи и обмера церкви Николая Чудотворца. Согласно их отчету, в храме не было причта, и богослужение не проводилось «издавна». Первоочередной мерой стало сооружение иконостаса. Для этого предполагалось послать из Москвы во Псков, а оттуда в Колывань, иконописца и столяра Оружейной палаты, чтобы «как быть святым иконам и царским дверем, и иконостасу, вымерять, и учинить образец и чертеж, и ис Колывани возвратясь во Псков по тому обрасцу иконописцу писать святые иконы…» [3].

В Псков вначале собирались отправить одного из ведущих иконописцев Оружейной палаты, Ивана Максимова, но он заболел и остался в Москве. В результате были «посланы с Москвы во Псков нарочно мастеры иконописец Сергей Рожков да ученик ево да столярного дела мастер Обакумко Сергеев» [4]. Сергей Васильев Рожков с учеником Григорием Сергеевым составили чертеж пятиярусного иконостаса, сохранившийся в архивном деле [5]. До сих пор не было известно ни одного подобного проектного чертежа. На нем изображена конструктивная основа иконостаса с многообломными карнизами, гладкими колонками и раскреповками, в ячейках между колонками написаны названия сюжетов.

В местном ряду по обе стороны царских врат располагались «образ Пречистые Богородицы Царицы» и «образ Спасителя Царя Царем», на северных вратах был написан архангел Михаил, слева от него – «образ государевых ангелов Иоанна Предотечи и апостола Петра». На южных вратах – св. архидиакон Стефан, справа – храмовая икона св. Николая Чудотворца (очевидно, старая). Над местным рядом располагался праздничный, с иконами Благовещения, Рождества Христова, Богоявления, Входа в Иерусалим, Распятия, Воскресения, Вознесения, Троицы, Преображения и Сретения [6]. В центре деисусного ряда находилась икона с Господом Вседержителем на престоле, Богоматерью, Предтечей и двумя архангелами, «в пяти лицах», по сторонам от нее апостолы Петр и Павел, далее слева Иоанн Богослов, Иаков и Матфей, справа – Андрей, Марк и Лука. Центром пророческого ряда служил образ Знамения с написанными на той же доске царями Давидом и Соломоном, слева – пророки Моисей, Аарон, Даниил, Илия, справа – Исайя, Захария, Самуил, Елисей. В центре праотеческого ряда – Св. Троица (Господь Саваоф, Иисус Христос, Дух Святый), слева – Адам, Енох, Авраам, Иаков, справа – Авель, Ной, Исаак, Иов. Не названы три иконы над царскими вратами – одна прямоугольная (Тайная вечеря) и две круглые (Воскресение и Бичевание у столпа). Значительная часть перечисленных икон уцелела и находится в придельных иконостасах Никольской церкви в Таллинне [7].

Поскольку работать требовалось «с поспешением», к делу привлекли псковских иконописцев во главе с Константином Осиповым. Его подпись «КОНСТАНТИН…» имеется на центральной иконе деисусного ряда, но так как этот мастер ранее в документах не встречался, подпись нельзя было идентифицировать. На обороте коллективной челобитной о выплате жалованья значатся имена его сотоварищей: Федотко Матфеев, Марчко Борисов, Куземка Фаддеев, Герасимко Иванов, Васька Фектистов, Петрушка Иванов, Гришка Васильев, Степашко Раманов, Петрушка Ларионов. Федот Матвеев известен как иконописец Оружейной палаты, в 1680–1690-х годах работал в Москве [8]. Василий Фектистов – явно одно лицо с Василием Феклистовым, псковским пушкарем-иконописцем, упомянутым в документах Оружейной палаты в 1660 году [9]. Все остальные авторы колыванских икон или неизвестны, или не могут быть с уверенностью отождествлены с известными иконописцами. Любопытно, что ни один мастер, работавший для Колывани, не участвовал в исполнении икон для псковского Троицкого собора в 1703 году.

Челобитная была подана в апреле 1686 года. По словам челобитчиков, они пишут во Пскове иконы для церкви в Колывани «непрестанно марта с 1 числа с иконописцем Сергеем Рошковым», испытывая большие материальные трудности: «з женишками и з детишками с малыми прокормица нечем, пить и есть нечево… людишки скудные и погорелые и скитаемся по чюжим дворам» [10]. Мастера просят дать им такое же жалование, какое они получали в Москве «как писали святые иконы в церковь святого Николая Чюдотворца что у столпа». Таким образом, иконы московского храма Николы в Столпах, за которые царь Алексей Михайлович в 1672 году пожаловал иконописцев [11], были исполнены с участием псковских мастеров.

К лету 1686 г. иконостас и иконы были готовы к отправке в Колывань, но Сергей Рожков с учеником и столяр Абакум Сергеев продолжали «без дела» жить во Пскове. Только 9 мая 1687 г. им дали подводы и отпустили к Москве. Через год после этого, 1 мая 1688 г., состоялось торжественное освящение Никольского храма, а 17 мая скончался Сергей Рожков [12].



[1] Об истории храма см.: Никольская церковь в Таллинне / Текст А. Пантелеева, Н. и О. Кормашовых. Таллинн, 2002.
[2] РГАДА. Ф. 141. Ед. хр. 60. Год 1685. Л. 5–8.
[3] Там же. Л. 16. Ср.: Словарь русских иконописцев XI–XVII веков / Под ред. И.А. Кочеткова. М., 2009. С. 402 (те же сведения из архива Оружейной палаты).
[4] Там же. Л. 31.
[5] Там же. Л. 67–68. В надписи на сохранившейся иконе местного ряда «Господь Вседержитель Царь Царем» указано, что ее писал «московский зограф Сергий Васильев со своим сыном Григо(ри)ем» (см.: Никольская церковь в Таллинне. С. 54), то есть ученик Рожкова Григорий Сергеев был его сыном. На обороте чертежа иконостаса имеется рукоприкладство их обоих.
[6] Сюжеты перечисляются слева направо.
[7] См.: Никольская церковь в Таллинне. С. 46–67.
[8] Словарь русских иконописцев… С. 412.
[9] Там же. С. 722.
[10] РГАДА. Ф. 141. Ед. хр. 60. Год 1685. Л. 85.
[11] См.: Сорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских храмов / Сост. П. Паламарчук. Т. 2. М., 1994. С. 260 (по рукописи М.И. Александровского).
[12] Словарь русских иконописцев… С. 535.

10 Февраля 2013

Похожие статьи
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.