Автор текста:
Ж.Г. Белик

Особый вариант иконографии Доброчадия в русской иконописи нового времени

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

В русской иконописи сложилось устойчивое представление об иконографии с названием «Доброчадие». Так именуются четырехчастные иконы, составленные из четырех рождественских композиций: Рождество Иоанна Предтечи, Рождество Богородицы, Рождество Христово и Рождество святителя Николая. Выделение рождественской темы не случайно, только эти четыре Рождества празднуются церковью как отдельные праздники, память святых в православном календаре празднуется в день их смерти, перенесения мощей или других событий, не связанных с рождением. Обратим внимание, что соотнесение идеи Доброчадия с иконографией «Четыре Рождества» во многом обязано таланту Н.С. Лескова, описавшему сюжет в рассказе «Запечатленный ангел». Важно отметить, что четырехчастные иконы не подписывались словом «Доброчадие», каждая композиция имела собственную подпись с названием сюжета. Несмотря на существование подобных икон с XVIII века, название «Доброчадие» закрепляется за иконографией после публикации в 1873 году рассказа Н.С. Лескова.

В 2012 году в Музее имени Андрея Рублева на выставке, посвященной юбилею 1812 года, экспонировалась икона «Доброчадие» 1809 года из частного собрания иной иконографии. На иконе представлены сидящие за столом три Матери с Младенцами на руках. В центре – Богоматерь с Младенцем Христом, слева от Нее праведная Елизавета с Младенцем Иоанном Предтечей на руках, справа святая Саломия с младенцем Иоанном Богословом. Сверху на Богоматерь спускается Святой Дух в виде белого голубя в золотом сиянии, Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов протягивают к Нему руки. Десница Христа сложена в именословное благословение. Действие происходит в горнице, на фоне белой стены с четырьмя окнами. Икона не имеет авторского названия, поэтому требует иконографического исследования, обосновывающего название сюжета – «Доброчадие».

Могло ли изображенное событие, то есть встреча трех матерей произойти в истории, а соответственно быть описана в каком-либо источнике? Все изображенные на иконе были знакомы между собой, более того – связаны родственными связями. Богоматерь и праведная Елизавета, по свидетельству Евангелия, были родственницами, и Рождество Иоанна Предтечи состоялось на полгода раньше Рождества Христова. Поэтому хотя в канонических текстах сообщается только о встрече Марии и Елизаветы во время беременности, и не упоминаются их встречи после Рождества Христова, можно было бы предположить существование апокрифа, описывающего предполагаемую встречу. Но это предположение опровергается тем, что Иоанн Богослов был намного младше Христа и Иоанна Предтечи. Согласно древним синаксарям, мать Иоанна Богослова Саломия была дочерью Иосифа Обручника от первого брака, и через это она воспринимается как родственница Богоматери, которая после брака с овдовевшим Иосифом Обручником становилась Матерью его детей. Иоанн Богослов был самым младшим из учеников Христа. Предание сообщает, что в момент призвания его на апостольское служение ему было около 20 лет, а значит он минимум на 10-13 лет моложе Христа и Иоанна Предтечи. Это значит, что сюжет иконы представляет не реальное событие встречи трех матерей за столом, а прославление материнства, дающего земную жизнь Богу и великим пророкам и апостолам. Символическую основу композиции подчеркивают и другие детали. Младенец Иоанн Предтеча изображен облаченным во власяницу, которую носил пребывая в пустыне, а не с матерью Елисаветой, в его руке развернутый свиток со словами: «Се Агнец Божий вземляй грехи мира». Младенец Иоанн Богослов держит раскрытое Евангелие с начальными словами Евангелия от Иоанна: «В начале бе слово…» Иоанн Предтеча – последний пророк Ветхого Завета – олицетворяет собой чин пророков, возвещающих людям о пришествии в мир Спасителя, а Иоанн Богослов воплощает собой чин апостолов, несущих миру Слово Божие, он апостол и проповедник Нового Завета. Иоанн Богослов прожил самую долгую жизнь из апостолов, он называется евангелистом и Богословом за глубокое раскрытие христианского учения. Таким образом, еще одна тема, затронутая в иконе – прославление пророков, предшествовавших Христу, и апостолов, последовавших за Христом.

Идея почитания святого материнства и доброчадия – одна из древнейших, поэтому иконографические аналогии исследуемой иконы были выявлены в древних памятниках, в частности, в росписях церкви Санта-Мария Антиква в Риме (VII – VIII века). На фреске представлены фронтально сидящие три матери – посередине Богоматерь с Младенцем Христом на руках, слева и справа от Нее – Елисавета с Иоанном Предтечей и Саломия (?) с Иоанном Богословом. В русской иконописи аналогичный сюжет представлен на иконе XVIII века из церкви Казанской иконы Божией Матери в Коломенском.

Особый вариант иконографии Доброчадия в русской иконописи нового времени

10 Февраля 2013

Автор текста:

Ж.Г. Белик
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Технологии и материалы
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Сейчас на главной
Серебро дерева
Спроектированный Níall McLaughlin Architects деревянный посетительский центр со смотровой башней у замка Даремского епископа напоминает о средневековых постройках у его стен.
Грильяж новейшего времени
Офис продаж ЖК «Переделкино ближнее» компании «Абсолют Недвижимость» стал единственным российским победителем французской дизайнерской премии DNA. Особенности строения – треугольный план, рельефная сетка квадратов на фасадах и амфитеатр внутри.
Цифровой «валун»
В Эйндховене в аренду сдан дом, напечатанный на 3D-принтере: это первое по-настоящему обитаемое «печатное» строение Европы.
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Место сбора
В Лондоне открылся 20-й летний павильон из архитектурной программы галереи «Серпентайн». Проект разработан йоханнесбургской мастерской Counterspace.
Сила цвета
Три московских выставки, где важную роль в дизайне экспозиции играет цвет: в Новой Третьяковке, Музее русского импрессионизма и «Царицыно».
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Пресса: Что не так с новой башней Газпрома в Петербурге? Отвечают...
На этой неделе стало известно, что Газпром собирается построить в Петербург вслед за «Лахта-центром» новую башню — 700-метровое здание. Рассказываем, что думают по поводу новой высотки архитекторы, критики и краеведы.