Автор текста:
И.Я. Гаюк

Архитектура и художественная культура армянской диаспоры в Западной Украине

Тезисы выступления Ирина Гаюк на семинаре «Архитектура и градостроительство Востока. Межцивилизационное взаимодействие и творческие новации» 24 января 2013 года

0  Армянская диаспора в Украине принадлежит к числу не только крупнейших, но и старейших в Европе. Ее богатое культурное наследие можно разделить на: 1. недвижимое армянское культурное наследие; 2. движимое культурное наследие, отображенное в предметах культуры, ремесленных изделиях и письменных памятниках.

Архитектурное наследие армян в Украине довольно значительно. Сюда относятся архитектурные памятники – дома, церкви, приюты, колодцы и т.д., которые: а) принадлежали армянам, б) были построены по заказу или на средства армян. Условно к этой группе можно отнести памятники, в строительстве которых принимали участие армянские каменщики, и памятники, построенные по проекту польских, украинских или русских армян. Такие памятники являются живым свидетельством вклада армян в формирование особенностей архитектурного пространства Украины, и об этом следует говорить и помнить, но отнести их к армянскому архитектурному наследию вряд ли оправданно. Большинство работ, посвященных церковному архитектурному наследию армян Украины, отличает  описательный, а не сравнительно-аналитический характер. Комплексные же аналитические работы по церковной, как и по светской, архитектуре армян Украины, освещающие характерные общие и специфические черты церковной архитектуры армян Украины и выявляющие степень ее своеобразия или специфики в сравнении с другими конфессиями на сегодня отсутствуют. Старейшим памятником архитектуры армян Украины является львовский Армянский кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы 1363 г. Помимо этого, во Львове также сохранились церковь Сурб-Хач XVII в. на ул. Замарстыновской, часовня армянских бенедектинок на Лычаковском кладбище, дворец армянского архиепископа и монастырь бенедектинок возле Армянского собора, ценнейшее архитектурное наследие представляет собой весь комплекс улицы Армянской. Подавляющее число армянских архитектурных памятников относится к позднейшему полеунийному периоду (т.е. середина XVII–XIX вв.). Из более ранних памятников церковной архитектуры армян еще сохранились церковь Благовещания XV века в Каменец-Подольском. 

Светская, как и церковная архитектура армян, как правило, соответствует традициям западноукраинского региона, что не удивительно, ведь иногда она составляла довольно заметную часть городского ландшафта. Это богатейшее культурное наследие: армянские жилые дома, дворцы, торговые здания, бани, колодцы, школы (дом знаменитого дипломата и купца Мирзояна в Одессе, дворец Ромашканов в Ивано-Франковске и т.д.) армянские фонтаны и колодцы (Каменец-Подольский, Феодосия и т. д.), работы армянских архитекторов в Украине, в частности, Яна де Витте, Юлиана Захаревича и др. 

Особую актуальность сегодня приобретают изучение, систематизация и каталогизация армянских кладбищ и захоронений, что даст ценнейший материал для изучения армянских родов, генеалогии, взаимосвязей армян разных регионов Украины, прослеживание миграционных потоков армян в разные периоды, не говоря уже о получении важного материала для изучения истории местных армянских общин. Интересные и значимые как в плане историческом, так и в художественном, армянские захоронения находятся во Львовском историко-культурном музее-заповеднике «Лычаковское кладбище». Здесь похоронены выдающиеся представители известных армянских родов Абгаровичей, Барончей, Исаковичей, Кшечуновичей, Ромашканов, Стефановичей, Теодоровичей, Тировичей. Здесь также представлены и работы именитых армянских художников, в частности, Тадеуша Баронча, Юлиана Захаревича, Людвига Тировича-старшего. 

Конец XIX – первая треть XX века – время всплеска культурной жизни Львова и Западной Украины в целом. Для армян – это время расцвета и активизации серьезного изучения армянского культурного наследия Западной Украины не только в плане научно-историческом (создание серьезной документальной исторической базы арменоведческих исследований), но и в плане культурном (собирание, сохранение и изучение армянских памятников ремесла, книг, икон, живописных и скульптурных работ, тканей и т.д.). Движимое культурное наследие армян Украины – ярчайшее свидетельство пути, пройденного поколениями наследников армянских переселенцев из Армении, Крыма, Молдавии. Анализ этого наследия с точки зрения отображения культурных традиций дает следующую картину: 1 часть – это предметы, привезенные в разное время переселенцами, пилигримами, купцами и т.д. из Армении и других районов компактного проживания армян; 2-я часть экспонатов отображает или характеризует торгово-экономическую деятельность армян – это разного рода товары, привезенные армянскими купцами из Персии, Турции, Армении, Италии и т.д. Как правило, значительная часть таких изделий также изготовлялась армянскими же ремесленниками, проживающими в этих странах; 3-я группа экспонатов – это ремесленные изделия и произведения искусства местных польских или украинских армян. Именно третья категория армянского движимого культурного наследия представляет наибольший интерес, т. к. показывает изменения в мировосприятии армян, не первое поколение проживающих на украинских землях. Это наблюдается в живописи, скульптуре, хачкарах и топанахарах и т.д. Так, сравнение мемориальных памятников армян Западной Украины с чисто армянскими хачкарами демонстрирует «большее типологическое разнообразие крестов Львова и Каменца-Подольского, что объясняется контактами с украинским окружением и западным миром». Восточное влияние в украшении доспехов, пороховниц, колчанов, сабельных оправ, щитов – то, чем особенно славился Львов, это сохранялось благодаря, прежде всего, львовским армянам-ювелирам. Интенсивное развитие местного производства шелка и изделий из него на украинских землях, ковроткачества, также во многом связано с армянами. 

В Армении почти не было культа чудотворных икон. В украинской диаспоре ситуация постепенно изменяется: у армян, под влиянием православного и католического окружения, появляется все больше чудотворных — особенно богородичных — икон, что стало заметным после принятия унии в 1630 г. У польских ученых даже появляется термин «армяно-католическая иконография». Еще более интересно, что стилистические особенности некоторых армянских икон Галиции представляют собой синтез западноевро-пейских традиций с традициями молдавско-румынского региона.

Развитие армянской живописи, проходило те же этапы, что и развитие станковой живописи Украины в целом. Так, портрет как самостоятельный вид станковой живописи стал утверждаться с конца XVI в. Светский портрет армян в Украине имел три композиционных варианта – погрудный, поясной и в полный рост, иногда – семейные и парные портреты. Из посмертных известны только надгробные портреты, но не хоругви или эпитафийные. 

По документам известно не такое уж малое количество имен армянских живописцев XVI–XVIII вв. (В.Кеверович, А.Стефанович, Г.Туманович, А.Хидирович, Камчиц, братья Фаруховичи и др.), но соотнести известные произведения армянской живописи с кистью определенного мастера чаще всего невозможно из-за отсутствия необходимой информации. Наиболее известными львовскими армянскими художниками конца XVI–XVIII вв., безусловно, были Богушовичи, Христофор Захария Захнович и отец и сын Шимоновичи.

В ХІХ–ХХ вв. армяне не имели своей специфической „этнической" художественной среды с присущими ей стилевыми особенностями: их творчество отображало общие тенденции, присущие развитию искусства данного региона и данного периода. С конца XVIII в. на характер художественных процессов все больше влияли Академии искусств и академические школы. В Галиции это были венская, с ХІХ в. – краковская, варшавская и мюнхенская школы искусств (академии). С армянской средой таких известных западноукраинских художников как А. Августинович, Т. Аксентович, Антони и Каэтан Стефановичи, Людвиг Тирович-младший и др. связывали семейные узы, круг общения, а также – частично – тематика работ (портреты армянских религиозных, политических  и культурных деятелей, сюжеты из армянской истории и т.п.).  
. Неизв. художник начала ХVІІ в. Святой Григорий с житием. Х., м. 113,5х87 см. Вокруг нимба надпись на дреевнеармянском: «Сурб Григор». Львовская галерея искусств, до 1940 г. икона находилась в коллекции Армянского архи-диецезиального музея Львова.
Христофор Захария Захнович (?). Портрет Кшиштофа Аведика Бернатовича (1590–1671). Х., м. 78х63 см.
Интерьер Армянского собора Успения Пресвятой Богородицы во Львове. Вид из алтаря.
Армянская церковь в Бережанах. Интерьер.
Колокольня армянской церкви в Каменце-Подольском.

16 Января 2013

Автор текста:

И.Я. Гаюк
Похожие статьи
Технологии и материалы
Геометрия городского комфорта с Axyforma
Молодой и демократичный бренд Axyforma предлагает пересмотреть подход к благоустройству в пользу комплексных решений с лаконичными и взаимозаменяемыми элементами
Напольные покрытия для здоровых помещений
Компания «Tarkett» – мировой лидер в производстве напольных покрытий – одной из первых перестроила свой бизнес в соответствии с зелеными стандартами и экономикой замкнутого цикла. Рассказываем о продукции Tarkett, безопасной для человека и природы
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Новые тренды вентилируемых фасадов от компании SIBALUX
В рамках Art-Techno форума 2023 компания SIBALUX представила уникальную технологию цифровой печати тематических фасадов и новые цветовые решения в коллекциях METAL, BRUSH и RUSTY. А также познакомила проектировщиков с комплексным подходом в реализации объектов, который обеспечивает полное соответствие фасада – проекту.
Евгений Циулин: «Мы взяли формат легко читаемой брошюры...
Segezha Group – компания, которая не только производит CLT-панели, но и активно продвигает ценности деревянного домостроения, – выпустила несколько брошюр-руководств для инженеров и архитекторов по проектированию деревянных зданий. Беседуем с руководителем проектного направления о принципах работы с деревом, его пожароустойчивости, об уникальных проектах из дерева и первом доме под Вологдой, а также о новых проектах Segezha на Крайнем Севере.
Как на картине
Скамейка – будничный предмет, который нередко встречается на полотнах художников. На нем, бывает, сидят поэты и композиторы, но чаще обычные люди: читают книги, беседуют, надевают коньки или играют в шахматы. Мы сопоставили картины с ассортиментом компании «Хоббика», нашли много сходств, а также выяснили, что жизнь на скамейках за сто лет изменилась не так уж сильно.
Микрорайон
«Новая Елизаветка»:
новая жизнь краснодарского...
Формат загородной жизни сегодня востребован как никогда раньше. Проект «Новая Елизаветка» от ГК «ИНСИТИ» в Прикубанском округе Краснодара – это полноценный микрорайон столицы Кубани, в котором сочетаются преимущества жизни в городе и за городом.
Cтудия дизайна Dulux: жизнь в новом цвете
Цвет в архитектуре имеет значение. И, выбирая цвета, архитекторы прежде всего думают об эстетике, но, когда дело доходит до выбора краски для конкретных задач, то тут необходимо подумать и о практической стороне дела – защите материала, влагостойкости, истираемости. Cтудия дизайна Dulux была создана специально для профессионалов – дизайнеров и архитекторов, чтобы помочь им сделать правильный выбор.
Проба на вечность: в Екатеринбурге возвели мемориал...
32 тонны атмосферостойкой стали Forcera производства «Северстали» были использованы для монументальной стелы «Город трудовой доблести», торжественно открытой в центре Екатеринбурга в рамках III Всероссийского форума городов трудовой доблести «Рубежи победы»
15 лет «МасТТех»: итоги и перспективы
Сегодня системы Masttech известны среди ведущих девелоперов России. Компания активно сотрудничает с архитектурными мастерскими и проектными институтами: «СПИЧ», «Атриум», «Олимпроект», «ТПО Резерв», «Моспроект» и другими, а все системы остекления Masttech сертифицированы и прошли испытания в НИИСФ РААСН
Ресторан MUME – китайская слива расцвела
в «Башне...
Муме, или мейхуа, – это дикая китайская слива, цветение которой с древних времен художники запечатлевали на гравюрах, а поэты – в хокку. Сегодня на одном из верхних этажей «Башни Федерации» в Москве-Сити можно найти еще одно произведение искусства, которое создано в честь этого прекрасного явления, – ресторан китайской кухни MUME.
INFINITY SYSTEM
Световая система с механическим (запатентованным) немагнитным фиксатором светильника в треке, позволяет устанавливать новые светильники в будущем, в отличие от других систем, для которых невозможно обновить светильники через несколько лет.
Облицовочный кирпич BRAER: новые реалии помогают совершенствоваться
Следуя за трендом на фасады из темного кирпича, компания BRAER – один из ведущих отечественных производителей кирпича и тротуарной плитки – в этом году выпустила новые коллекции кирпича и обновила уже завоевавшие популярность серии, представив в них модели темных оттенков.
Блеск металла
Декор из металла популярен в интерьерном дизайне благодаря уникальному сочетанию цвета, идеальной поверхности и тактильных ощущений. Рассказываем о продукции Homapal, ведущего мирового производителя металлизированных HPL пластиков
Эстетика порождает этику
От восприятия человека, не обладающего специальными познаниями в области строительства и ремонта, могут быть скрыты определяющее детали интерьера, но общее эстетическое восприятие позволит различить шаблонный проект от оригинального.
Малые, но большие
К малым архитектурным формам относятся в том числе достаточно крупные объекты: беседки, перголы, въездные знаки и контейнерные площадки – без них сложно представить современный парк или двор жилого комплекса. В ассортименте компании «Хоббика» представлено большое разнообразие крупноформатных МАФ, предлагаем краткий обзор-навигатор.
Стоит ли экономить на фасадном материале?
Почему практика удешевления фасадного материала в процессе стройки приводит к перерасходу бюджета, какие контраргументы в споре с заказчиком может привести архитектор, и на чем реально можно сэкономить в отношении фасадов, рассказывает исполнительный директор компании «КИРИЛЛ» Дмитрий Самылин.
Микрорайон «Любимово» в Краснодаре: город в городе
Микрорайон «Любимово» в Краснодаре от компании «ИНСИТИ» стал первым опытом проектирования и строительства отдельного микрорайона с развитой инфраструктурой – социальной и транспортной, не только для столицы Кубани, но и для всего юга России.
Сейчас на главной
Вопрос аутентичности
Один из крупнейших и важнейших памятников чешского функционализма, здание Электрических предприятий в Праге, полностью реконструирован и теперь вмещает офисы холдинга WPP.
Пресса: «Это самая правдивая история города и страны»: Сергей...
Как менялся в последние годы облик Москвы и Санкт-Петербурга, что привносят в образ города ансамбли высотных зданий, как они должны взаимодействовать с исторической застройкой и должна ли современная архитектура стоять вечно — на эти и другие темы Forbes Life поговорил с архитектором Сергеем Чобаном.
Искусство на районе
На Дизайнерском бульваре в Москве открыта выставка паблик-арта с объектами девяти художников. Вплетенное в пейзаж жилого района, искусство стало неотъемлемой частью повседневности. Предлагаем познакомиться с пятью участниками.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Искусствовед между молотом и наковальней
Советская эпоха, несомненно, воспитала своего человека. Образ его, как правило, соотносят с колоннами физкультурников и другими проявлениями тоталитарной телесности, но это по крайней мере лишь половина дела. Режиму было важно не только то, как маршируют, но и как думают. А также – как проектируют и строят. Илья Печёнкин – о книге Николая Молока «Давид Аркин: «идеолог космополитизма» в архитектуре».
Шестиглавый
В Новосибирске объявлены результаты архитектурного рейтинга «Золотая капитель», одной из старейших постсоветских премий. Ее особенность, чтобы не сказать уникальность для российского контекста – в том, что на последнем этапе судейства проекты презентуют и обсуждают. Что довольно увлекательно. Делимся впечатлениями и показываем, кто победил.
Геотектонические структуры
Штаб-квартира нефтегазовой компании Eni под Миланом по проекту Morphosis вдохновлена геологическими формациями, которые обеспечивают ее существование.
Согретый камень
Жилой комплекс в Зеленогорске архитектурное бюро «Маяк» интерпретирует как россыпь камней. Нестандартный абрис пятиугольных в плане домов не только помог с образной частью проекта, но и во многом облегчил работу с плотностью застройки и инсоляцией квартир.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Четвертая четверть
Бюро Benthem Crouwel Architects и OVA выиграли конкурс на последний незастроенный сектор вокруг площади Победы (Витезне Намнести) в Праге.
Галерея для курьера
Что думают профессионалы об интерьерах мест общего пользования в современных жилых комплексах? Вместе с выпускниками Geometrium School мы рассмотрели пять проектов: от ар-деко во всем его блеске до сдержанного северного минимализма.
Уэс Андерсон в Волынщино
Студенты Британской высшей школы дизайна разработали под руководством Елены Бабкиной и Полины Лонтани эскизный проект интерьера спа-отеля в усадьбе Василия Долгорукова-Крымского в деревне Волынщино. В основе концепции – цвет как средство терапии и эстетика фильмов Уэса Андерсона.
Бамбуковый листопад
В китайском уезде Аньцзи началось строительство масштабного Центра культуры и искусства по проекту бюро MAD. Его архитектура отражает специфику уезда, славящегося бамбуковыми рощами и плантациями белого чая.
На все времена
Модульная технология, соединенная с конструктивом из клееной древесины, позволяет бюро Rhizome создавать гостиницы, которые быстро возводятся, нравятся посетителям и получают высокие отценки от архитектурного сообщества: на прошлой неделе новый отель «Времена года. Игора» взял сразу три премии. Рассказываем об этом проекте подробнее.
Все наоборот
Мало премий вместо многих, вручение в первый день а не в последний, проекции вместо планшетов, деревья внутри, а объекты на улице – обновление фестиваля Архитектон пошло, как будто бы, по надежному пути переворачивания всех традиций профессионального цеха – ну или хотя бы тех, что подвернулись под руку. Придраться, конечно же, есть к чему, но ощущение свежее и импровизационное. Так, чего доброго, и Москву начнут учить. Мы рассказывали об элементах фестиваля частями в телеграме, теперь рассматриваем все целиком.
«Собор спорта»
В Бордо завершено строительство спортивного центра UCPA по проекту бюро NP2F. Это сооружение предлагает горожанам компромиссный вариант между занятиями спортом в помещении и на открытом воздухе.
Архивуд-14: строить мосты
В этом сезоне жюри не стало присуждать гран-при: судя по тому, что в шорт-лист попало несколько работ, не успевших добраться до премии в предыдущие годы, а лучшим домом признали бесспорно прекрасную, но серийную модель, – «урожай» построек из дерева в 2023 был не слишком обильным. Зато среди финалистов много необычных типологий и свою долю признания получили проекты реставрации и ревитализации. Знакомим со всеми финалистами.
Торжество хорошего вкуса
Объявлены финалисты Премии Стерлинга-2023, главной архитектурной награды Великобритании. Несмотря на социальную нагрузку и различие в функции, все здания объединяет эстетическая выверенность.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Китайская симфония
Строительство китайского центра «Парк Хуамин» стало долгой историей, которая завершилась относительно недавно. Здание соседствует с традиционным китайским садом, но оно очень современно, лаконично и технологично, а простые по форме, но эффектные белые ламели обещают когда-нибудь включиться как медиафасад. А еще этот комплекс по-настоящему многофункционален, в его объеме увязаны разные типы жилых помещений, офисы, большой фитнес, конференц-залы и рестораны. В нем можно с комфортом проводить международные форумы, выходя наружу только для того, чтобы прогуляться. Рассматриваем подробно.
Новое сердце
Архитекторы UNStudio выиграли конкурс на проект жилой и офисной башен в Дюссельдорфе, дополненных общественным центром.
Лиственница с елкой
Микродом для семьи архитектора Кати Сванидзе с видом на луг и лес, незапланированной елкой на террасе, а также артефактами, добытыми в Переславле-Залесском.
Ансамбль индивидуальностей
Стартовало строительство первой очереди многофункционального комплекса INDY Towers на улице Куусинена по проекту архитектурного бюро «Остоженка». Проект открывает новые ракурсы сходства между колонной и небоскребом, изучаем нюансы и переклички.
Семь видений
Студия дизайна Елены Крыловой, которая работала над пространствами Mriya Resort&spa, оформила интерьеры пятизвездочного отеля, расположенного в границах старых кварталов Еревана. Национальный колорит авторы объединяют с современными технологиями: в атриуме, например, проходят цирковые и театральные представления.
Красный камень
Фасад коворкинга в индийском городе Пуна закрыт ящиками с растениями, выполненными из местного охристо-красного песчаника. Авторы проекта – PMA madhushala.
Башня-петля
У пролива Дарданеллы-Чанаккале в Турции открылась для публики телебашня по проекту бюро IND [Inter.National.Design] и Powerhouse Company. Она задумана не только как техническое, но и как общественное сооружение.