Арарат и его отражения

В анфиладе главного здания Музея Архитектуры 12 февраля открылась выставка «Москва – Еревану». Она посвящена памяти Давида Саркисяна и представляет работы российских архитекторов, принимавших участие в международном конкурсе на лучший проект многофункционального центра и гостиницы Intercontinental в столице Армении.

mainImg
Открытый международный конкурс в Ереване состоялся впервые, его организаторами выступили Союз архитекторов Армении и компания «Авангард моторс», а вся необходимая организационно-правовая поддержка была оказана МСА. Состязание вызвало огромный интерес в мире – оргкомитет получил в общей сложности более тысячи заявок на участие и около 300 проектов (об одном из них, выполненном мастерской «Сергей Киселев и Партнеры», мы уже писали).

Подобный ажиотаж объясняется сразу несколькими причинами. Во-первых, Ереван – город древний и обладает столь богатым архитектурным наследием, что любой уважающий себя проектировщик почтет за честь построить в нем что-то новое. Во-вторых, конкурсная площадка занимает чрезвычайно важное в градостроительном плане место – со склона Канакерского плато открывается захватывающая дух панорама армянской столицы и вид на библейскую гору Арарат. И, наконец, в-третьих, новый деловой центр и гостиница строятся на месте одной из самых известных построек Еревана советского периода – Дворца молодежи.

Все, кто хоть раз бывал в Ереване в советские годы или видел фотографии города того периода, запомнили этот объект – так называемый «Крцац Кукуруз», который был похож на гигантский цилиндр, изрезанный характерными овальными окнами и увенчанный «летающей тарелкой» смотровой площадки. Построенный в 1972 году по проекту архитекторов Г. Г. Погосяна, А. А. Тарханяна и С. Е. Хачикяна, Дворец молодежи долгие годы являлся символом города и его самым высоким зданием, видным абсолютно из любой точки. Однако в 2006 году, после того, как собственником здания стало ООО «Авангард моторс», оно неожиданно было признано не соответствующим требованиям о сейсмоустойчивости и снесено. Общественность Еревана пыталась защитить «Крцац Кукуруз», но власти города не прислушались ни к ее мнению, ни даже к авторам постройки, которые были готовы доказать прочность и надежность своего творения и выполнить проект его модернизации.

Одним из лейтмотивов сноса высотки было желание ее собственника построить на этом месте «восьмое чудо света», яркое произведение современной архитектуры, способное дать Еревану новую высотную доминанту, на весь мир заявить о его своеобразии в целом и статусе компании «Авангард моторс» в частности. Именно с целью поиска такого объекта в октябре 2009 года и был объявлен международный архитектурный конкурс. Однако хоть он и был проведен в соответствии с правилами UNESCO-UIA и утвержден Международным союзом архитекторов, его результаты чрезвычайно озадачили как журналистов, следивших за развитием событий, так и самих участников состязания. Дело в том, что первая премия так и не была присуждена, вторая и третья достались малоизвестных европейским бюро (2 место – Agence Search (Франция), 3 место – Федерико Еннас (Италия) и их отнюдь не самым продуманным архитектурно-градостроительным концепциям, а большинство проектов, по мнению членов Российского отделения Союза архитекторов Армении, и вовсе не были рассмотрены жюри. 

Выставка, открывшаяся в МУАРе, неслучайно посвящена памяти Давида Саркисяна. Бывший директор Музея архитектуры родился и вырос в Ереване, любил этот город и тяжело переживал происходившие с ним изменения. В частности, новость о сносе Дворца молодежи Давид Ашотович воспринял как личную трагедию, а когда несколько лет спустя был объявлен конкурс на проект застройки этого места, очень рассчитывал на его результаты и с самого начала планировал посвятить ему выставку. Организаторы этой экспозиции – Союз архитекторов России и Российское отделение Союза архитекторов Армении – подчеркивают, что их проект ни в коем случае не преследует цель «вступить в полемику с результатами конкурса, но дает возможность ознакомиться с интересным архитектурным материалом». И с тем, что представленный материал действительно разнообразен, любопытен и многопланов, не поспоришь: все стены «Зеленого зала» плотно завешаны планшетами, на каждом из которых представлен собственный сценарий развития Еревана.

Конкурсное задание предписывало спроектировать многофункциональный комплекс таким образом, чтобы гостиничная функция была размещена в высотном объеме, а офисная и торговая – либо в равных ему по высоте, либо в более низких. Максимальная отметка высоты была обозначена в 101 метр, что для Еревана и его многовековой склонности к развитию по горизонтали является очень серьезной цифрой. Как мы уже писали, рассказывая о проекте Сергея Киселева, если у проектируемого комплекса и будет конкурент по высоте, то это расположенный на горизонте силуэт Арарата, и именно на библейскую гору участникам конкурса и предстояло сориентировать свои проекты. Антитеза «город – гора» и стала основным источником вдохновения для архитекторов.

Многие просто уподобили новый комплекс горе. Например, архитектурная мастерская Yort спроектировала объем, чей главный фасад напоминает модернисткие здания 1970-х с их идеально ровным и предельно лаконичным «выражением лица», а задний решен как крутой горнолыжный спуск со шлейфом, протянувшимся далеко по склону. Определенное сходство с горной грядой можно также усмотреть в проектах мастерской «Богачкин и Богачкин», PS architectural studio и коллектива архитекторов под руководством Виталия Бочкова. Бюро «Рождественка» нарисовало силуэт горы с помощью гигантского портала, установленного на полукруглое основание, а «АРТЭ+» уподобили композицию из нескольких высотных объемов огромной перголе, создавшей ощущение интерьерности всего пространства комплекса. Еще один портал придумал коллектив под руководством Степана Мкртчяна, правда, на этот раз «вход» заложен стопкой гигантских булыжников. А «Студио-ТА» сделали свой высотный комплекс словно бы высеченным из ледника.

Впрочем, тезис конкурсного задания о доминирующей роли нового объекта отнюдь не все участники трактовали как указание спроектировать произведение подчеркнуто современной архитектуры. Для многих знатоков и поклонников 2800-летней истории Еревана было важно создать комплекс, который бы много значил для города не в смысле визуального превосходства над ним, но в смысле органичной впаянности в его градостроительную и социальную структуру. Вот почему целый ряд работ исследовал возможность преодоления изолированного расположения комплекса в городе – архитекторы стремились не просто спроектировать его из разных по высоте и функциям объемов, но перекинуть своеобразный мост к улице Теряна, которую он замыкает. Наиболее ярко и полно эта идея реализована в проекте архитектурной мастерской Вазгена Захарова (автор концепции – Юрий Волчок): на склоне, ведущем к высотному объему, проектируется улица-мост, окруженная блокированной застройкой, между которой создаются традиционные ереванские дворики. Сам же гостиничный блок решен в виде башни, составленной из нескольких кубов, сдвинутых относительно друг друга. И хотя авторы концепции указывают в сопроводительной записке, что эта композиция символизирует «природные и социальные тектонические сдвиги, сформировавшие биографию Еревана», эта композиция воспринимается как отчетливое эхо московского «Города столиц» или даже небоскреба Turning Torso Сантьяго Калатравы. Заслуживает внимания и проект бюро «Остоженка»: коллектив Александра Скокана спроектировал многофункциональный комплекс в виде нескольких малоэтажных кварталов, поверх которых установлена широкая пластина гостиничного блока. Высотная часть облицована матовым и зеркальным стеклом и благодаря этому растворяется в окружающем ландшафте, воспринимается как знойное марево, мираж, причудившийся оттого, что голову напекло.

Богатая на символы древняя армянская культура многих участников конкурса вдохновила на настоящие культурологические изыскания. Так, бюро SPeeCH нашло образ своего комплекса в статуе Ники Самофракийской – гостиничный блок распростер над городом символичные крылья в обещании победы. Архитектор Оскар Мадера решил комплекс как средневековую крепость с высокой неприступной башней посередине, а Александр и Инна Ивинские представили отель в виде гигантского диска, символизирующего город солнца.

В день открытия выставки в МУАРе состоялся «круглый стол», посвященный проблемам развития архитектуры на постсоветском пространстве на примере реконструкции Еревана. Не оценивая итоги прошедшего конкурса (по большому счету, и оценивать-то пока нечего), его участники много говорили о мощном потенциале данной площадки и, увы, столь же мощной свободе инвестора построить на ней все, что угодно. Много горьких сожалений было высказано в адрес утраченного Дворца молодежи и шире – беззащитного положения построек советского периода. Фактически сегодня город развивается так, как будто советской архитектуры никогда не существовало в принципе. Конечно, о художественных достоинствах и сталинского ампира, и модернизма 1960-х можно спорить, но когда вместо спора полувековой период истории просто стирается, возникает вакуум. А создавать в вакууме что-то новое не только очень трудно, но и страшно – вдруг снесут еще при жизни?
проект бюро «Остоженка»
проект мастерской «АРТЭ+»
проект «Студио-ТА»
проект бюро «Рождественка»
проект бюро SPeeCH
проект архитектурной мастерской Yort
проект архитектурной мастерской Вазгена Захарова
снесенный Дворец молодежи в Ереване

15 Февраля 2010

Похожие статьи
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Дом хорошего самочувствия
Бюро Triptyque и Architects Office создали первый в Бразилии многоквартирный дом для здоровой жизни: их башня AGE360 в самом центре вмещает спортивные и спа-объекты.
Поворот ядра
Остроумное и емкое пластическое решение – поворот каждого этажа на N градусов – дал ансамбль «танцующих» башен, подобных друг другу, но разных; простых, но сложных. Авторы тщательно продумали один узел и немало повозились с конструкцией колонн, все остальное «было просто». Да, еще стены ядра на каждом этаже развернули – для максимальной эффективности офисных пространств.
Перья на ветру
Павильон по проекту шанхайского бюро GN Architects, подчеркивая красоту пейзажа, служит для привлечения туристов на островок Чайшань в Восточно-Китайском море.
Дом из весенней материи
За этим домом мы наблюдаем уже пару лет: вроде бы простой, не очень сложный, но как удачно вписался в микрорайонный контекст после развязок МСД. Здорово запоминается этот дом всем, кто хотя бы время о времени ездит по шоссе. На наш взгляд, тут Сергею Никешкину, миксуя популярные приемы и подходы архитектуры 2010-х, удалось простое, вроде бы, здание превратить в высказывание «на тему дома как такового». Разбираемся, как так вышло.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Пресса: Японский проект на месте Дворца молодежи
Стало известно имя победителя открытого международного архитектурного конкурса на лучшую архитектурную концепцию 5-звездочной гостиницы Inter Continental и бизнес-центра. Им стал японский архитектор Кийакацу Араи. Комплекс будет располагаться на месте бывшего Дворца молодежи в Ереване, снесенного в 2006 году. Об этом корр. “ГА” сообщил член конкурсной комиссии, председатель Союза архитекторов РА Мкртич Минасян.
Пресса: Устойчивая к землетрясениям солнечная Башня-Вулкан
Сейчас, когда заголовки новостей пестрят сообщениями о землетрясениях, наиболее остро встаёт вопрос архитектуры, устойчивой к подземным ударам. All-Seasons Tent Tower (Всесезонная башня-шатёр) – концепт, разработанный компанией OFIS Architecture. Проект состоит из двух цилиндрических башен, обеспечивающихся солнечной энергией, внутри которых будут располагаться рестораны, апартаменты, магазины, бизнес центры, spa-центр, бассейн, бар и гараж.
Арарат и его отражения
В анфиладе главного здания Музея Архитектуры 12 февраля открылась выставка «Москва – Еревану». Она посвящена памяти Давида Саркисяна и представляет работы российских архитекторов, принимавших участие в международном конкурсе на лучший проект многофункционального центра и гостиницы Intercontinental в столице Армении.
Гора с горою говорит
Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры» приняла участие в открытом международном конкурсе на лучший проект делового центра с гостиницей Intercontinental в Ереване. В своем варианте комплекса архитекторы трактовали его как новую высотную доминанту армянской столицы, вступающую в диалог со знаменитой горой Арарат.
Технологии и материалы
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Сейчас на главной
Все в школу
Проектируя школу на 1500 учеников в районе Новоселье, архитектурная мастерская Юсупова подошла к зданию как к общественной и пространственной доминанте. Ее объемы отражают функцию и реагируют на градостроительные оси, а центр прикладных искусств и спорткомплекс доступны не только детям, но и взрослым жителям квартала.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.