Новый проект компании ARCH-SKIN — монументальное панно в школе для одаренных детей

Масштабное панно во всю стену, сложенное из керамики ARCH-SKIN, смальты и стеклянной мозаики - это воплощенный в архитектурном дизайне рассказ о самобытных татарских алфавитах.

Реклама
Проект:
Монументальное панно «История татарской письменности»
Россия, Республика Татарстан, поселок Богатые Сабы, школа-интернат для одаренных детей

Авторский коллектив:
Автор дизайн-концепции и архитектор проекта: Рустем Шамсутов

2014

Заказчик: Фонд Исмаила Ахметова 
Каллиграф: Альфия Исхакова
Сопроводительные тексты: Резеда Сафиуллина
Мозаичисты: Изабелла Борисова, Татьяна Дубовская, Ольга Малыгина, Владимир Амелин, Мария Власова, Александра Баканова, Александра Трактаева, Лев Александров, Ольга Колесина, Евгения Колесникова, Дарья Деревягина, Альбина Ишенина, Дарья Богданова, Анна Сердюк
Живая история
 
Монументальное панно «История татарской письменности», появившееся в обновленной рекреации школы-интерната для одаренных детей в поселке Богатые Сабы (Татарстан), стало неотъемлемой частью образовательного процесса: теперь школьники могут знакомиться с историей родной письменной культуры и во внеурочное время – просто рассматривая художественную композицию, включенную в оформление школьного интерьера.
1 сентября 2014 года воспитанников Сабинской средней школы-интерната для одаренных детей «Умник» (Республика Татарстан) ждал подарок к новому учебному году: вестибюль второго этажа преобразило масштабное панно во всю стену, сложенное из керамики ARCH-SKIN, смальты и стеклянной мозаики, – воплощенный в архитектурном дизайне рассказ об алфавитах, которыми пользовался в разные периоды своей истории татарский народ.
Конкурс на разработку проекта оформления рекреационной зоны школы был организован и проведен Фондом Исмаила Ахметова, поддерживающим образование и развитие культуры. Авторы инициативы направляют огромные усилия на возрождение живого интереса к многовековой истории татар, и проект «История татарской письменности» – важный шаг на этом пути. Монументальная композиция, отражающая богатство татарской культуры в увлекательной игровой форме, помогает школьникам углубить знание родного языка и тем самым поддерживает преемственность традиций и укрепляет связь времен и поколений.
Автором художественной идеи и руководителем проекта стал заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, кандидат искусствоведения, архитектор Рустем Шамсутов. Согласно его замыслу, яркое мозаично-керамическое панно – главный визуальный акцент в сдержанном серо-бежевом интерьере – играет роль машины времени, которая дает возможность школьникам мысленно перенестись в далекое и недавнее прошлое, чтобы проследить ключевые этапы становления родного языка. Отрезки этого захватывающего путешествия переданы с помощью графических символов тех алфавитных систем, которые использовались татарами в разные эпохи. В тонкостях истории татарской культуры и языка помогают разобраться сопроводительные тексты – на соседней стене можно прочитать адаптированные для детей краткие комментарии, составленные известным филологом-арабистом Резедой Сафиуллиной.
Композиционно стена делится на четыре зоны, соотнесенные с основными периодами татарской письменности, каждый из которых отмечен применением определенной алфавитной системы – древнетюркского рунического письма (VII – XII вв.), арабской графики (XII в.– 1927 г.), латинского алфавита (1927 – 1938 гг.) и кириллицы (1939 г. – до наших дней).
Воображаемая экскурсия начинается с эпохи рунического письма древних тюрков. Пастельные оранжево-коричневые оттенки, выбранные для этого периода, напоминают о глине и камнях – материалах, на которых предки татар фиксировали свои тексты. Послания древних можно изучать по воспроизведенному на панно фрагменту памятника рунического письма VIII века – четырехугольного обелиска «Кюль-Тегина», найденного в 1889 году русским исследователем Н.М. Ядринцевым в Монголии (керамика ARCH-SKIN, нетоксичные ангобные краски, приготовленные на основе разведенной водой глины, обжиг, 3м²). Рядом отображен другой яркий пример рунического письма – собранные в XX веке знаменитым тюркологом Н.Ф. Катановым тамги, родовые фамильные знаки, которыми татарские крестьяне подписывались вплоть до XIX века (керамика ARCH-SKIN, ангобные краски, обжиг, 100 х 100 см, 1 м²). Третий изобразительный элемент в этом разделе – художественная интерпретация тюркских букв, выполненная из керамики ARCH-SKIN (коллекции Moro, Orzo, Materica Moka, Basic Clay, Basic Orange, Colorfeel Crema).
Начиная с XII века, когда древние булгары приняли ислам, руническое письмо постепенно вытесняется арабским алфавитом (первые арабские тексты появились еще в X веке на территории, населенной предками татар – волжскими булгарами). Обозначая этот переход, керамику на стене сменяет смальта небесно-голубого цвета.
Значительную часть этого раздела покрывает текст суры «Ихлас» («Вера», сура 112, Коран), выполненный в древнейшем стиле арабского письма «куфи» (прямоугольные буквы с жесткими очертаниями). Следуя традициям исламской архитектуры, авторы проекта включили в композицию краткие изречения – пословицы и афоризмы, хранящие глубокую народную мудрость. Для шамаилей, татарских поговорок, обрамляющих двери кабинетов, была выбрана техника «сульсе»: «Мысль принадлежит тебе, сказанное слово – людям, написанное слово – вечно», «Язык – ключ к знаниям, ступень познания». Сочетание тонкой каллиграфической вязи и крупных арабских букв создает игру масштабов – ее поддерживает линейный орнамент, который, повторяя рисунок татарского изразца XII века, тянется вдоль всей стены.
Период арабской письменности длился восемь веков, и только в 1927 году, после вхождения Татарстана в состав Советского Союза и горячих дискуссий об обновлении языка, официальным алфавитом был объявлен яналиф – письмо на основе латиницы. Латинизация служила одним из проявлений жажды новых форм, вызванной коренными переменами (прежде всего отказом от исламских многовековых традиций как от пережитка религиозного прошлого) и утопическими надеждами, возлагаемыми на рождавшийся у всех на глазах мир. Буквы, выведенные по устремленным вверх диагоналям на серо-черно-бело-красных плитах керамики ARCH-SKIN, выражают жизнестроительный пафос того времени.
Очередная – и на данный момент последняя – «перезагрузка» татарского алфавита имела место в 1939 году, когда был осуществлен переход к кириллическому письму, – этому периоду посвящена заключительная часть изобразительного ряда: заполняющая её пиксельная мозаика из черных и зеленых стеклянных тессер вызывает в памяти стекающие по темному экрану таинственные компьютерные скрипты из фильма «Матрица».
Выполненная в смешанной технике монументальная композиция органично вписана в архитектуру вестибюля, которая полностью строится на тех же материалах и секретах мастерства: в оформлении стен и потолка использована керамика ARCH-SKIN (коллекция Stone), пол набран смальтокерамикой в технике, приближенной к римской мозаике (коллекции Stone и Colors). Единство материала и техник, примененных в архитектурном и художественном решениях этого интерьера, подчеркивает связь искусства и жизни. Венчает пространственную композицию школьного вестибюля скульптурное изображение Габдуллы Тукая, татарского Пушкина – основоположника современного татарского языка и новой национальной поэзии, жившего в начале XX века (1886 – 1913). Строки из его стихотворения «Туган Тел» («Родной язык») украсили постамент памятника поэту (облицовка – керамика ARCH-SKIN):
И туган тел, и матур тел, әткәм-әнкәмнен теле.
Доньяда куп нәрсә белдем син туган тел аркылы.
/Родной язык – святой язык, отца и матери язык
Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг!

Рустем Шамсутов, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, архитектор:
– Замысел композиции «История татарской письменности» родился из концепции музея, посвященного системам письма татарского народа, – я работал над ней в составе специально созданной научно-исследовательской группы, однако по ряду причин этот проект не был реализован. И когда Фонд Исмаила Ахметова объявил конкурс на интерьер школы для одаренных детей в поселке Богатые Сабы, я вспомнил о так и не получившей воплощения идее и подумал, что она может найти прекрасное применение не в музейных стенах, а в образовательном процессе. Вся концептуальная часть была уже готова – оставалось только осуществить задуманное, и замечательно, что Фонд Исмаила Ахметова принял мое предложение. За исключением подготовительного периода, работа на объекте заняла два месяца – июль и август. В результате нам удалось перенести содержание, изначально предназначенное для музейной экспозиции, в живой контекст: благодаря эстетическому опыту, полученному при встрече с произведением мозаичного искусства, в ребенке пробуждается осознанный интерес к письменной культуре, он начинает задумываться откуда к нам пришли буквы, письмо, которое мы используем, и таким образом развивается, делая эти знания частью своей жизни.

С художественной точки зрения новаторство композиции «История татарской письменности» состоит в том, что в ней взаимодействуют несколько материалов, относящихся к разным эпохам и стилям, – смальта, стеклянная мозаика и инновационная керамика. Реализовать такое сложное во многих отношениях решение удалось благодаря поддержке компании ARCH-SKIN.
 
Изабелла Борисова,мозаичист:
– В создании композиции «История татарской письменности» принимала участие группа мозаичистов Арт-резиденции в Балабаново, учрежденной Фондом Исмаила Ахметова, и Санкт-Петербургской академии художеств им. И.Е. Репина. Набор мозаики осуществлялся в Балабаново под чутким руководством автора художественной идеи – архитектора Рустема Шамсутова, который регулярно приезжал к нам из Казани. В наших обсуждениях непосредственное участие принимал Исмаил Ахметов, вдохновитель проекта.

Надо отметить, что весь творческий процесс протекал в режиме непрерывного диалога – это совершенно необходимо в тех случаях, когда участники проекта работают удаленно: тем, кто занимается изготовлением мозаики, важно чувствовать масштабы замысла, а художнику – понимать ограничения, обусловленные особенностями материала и технологией производства.

Команда мозаичистов занималась двумя из четырех композиционных разделов, которые посвящены периодам арабского и кириллического письма. Для каждого из них был выбран материал, наиболее точно выражавший дух эпохи, – и в эстетическом, и производственно-технологическом плане: арабский период воссоздан из смальты и керамики ARCH-SKIN, кириллический – из стеклянной мозаики.
В первом случае смальта в сочетании с тонкой керамикой ARCH-SKIN (3,5 мм) обеспечили ощущение подлинности материала, помогли передать тепло ручной работы. Безусловным художественным открытием проекта стало сочетание мозаики и керамики. Татарские изречения, написанные арабской вязью, было решено выполнить на вставках из керамики ARCH-SKIN, что позволило выделить каллиграфию в общей мозаичной картине. Для изготовления мозаики использовалась техника обратного, или венецианского, набора – когда тессеры выкладываются лицевой стороной вниз на кальку с эскизом будущего панно. Обратный набор с последующей дошлифовкой дает возможность добиться максимально ровной поверхности – это отвечает требованиям к отделке интерьеров детских образовательных учреждений, где особое внимание уделяется комфорту и безопасности среды.

В разделе, отражающем кириллический период татарской письменности, перед нами стояла задача создать пиксельный зелено-черный рисунок, реализующий в материале ключевой визуальный мотив из фильма «Матрица»,– по замыслу архитектора, часть композиции, посвященная современности, должна была представлять техногенный мир: точнее всего эту идею могла проявить стеклянная мозаика – технология ее производства позволяет получать одинаковые тессеры-пиксели, которые не дают того ощущения рукотворности и тепла, что возникает при соприкосновении со смальтой.

Посвященная истории письменности татарского народа, эта работа помогает глубже понять, как развивается язык и общество и как меняется во времени понимание красоты. Думаю, что для всех участников команды этот проект стал важным опытом и новой ступенью профессионального роста. Когда создаешь что-то для детей, нужно особенно четко осознавать, что ты делаешь, – от того, как ты относишься к своей работе и сколько сердца в нее вкладываешь, зависит будущее.
Проект:
Монументальное панно «История татарской письменности»
Россия, Республика Татарстан, поселок Богатые Сабы, школа-интернат для одаренных детей

Авторский коллектив:
Автор дизайн-концепции и архитектор проекта: Рустем Шамсутов

2014

Заказчик: Фонд Исмаила Ахметова 
Каллиграф: Альфия Исхакова
Сопроводительные тексты: Резеда Сафиуллина
Мозаичисты: Изабелла Борисова, Татьяна Дубовская, Ольга Малыгина, Владимир Амелин, Мария Власова, Александра Баканова, Александра Трактаева, Лев Александров, Ольга Колесина, Евгения Колесникова, Дарья Деревягина, Альбина Ишенина, Дарья Богданова, Анна Сердюк

17 Сентября 2014

Технологии и материалы
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сейчас на главной
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Пресса: Юлия Наполова: «Экспозиционный дизайн становится...
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.