Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

17.09.2014

Новый проект компании ARCH-SKIN — монументальное панно в школе для одаренных детей

Объект:
Монументальное панно «История татарской письменности»
Адрес:
Россия, Республика Татарстан, Республика Татарстан, поселок Богатые Сабы, школа-интернат для одаренных детей
Авторский коллектив:
Автор дизайн-концепции и архитектор проекта: Рустем Шамсутов

Масштабное панно во всю стену, сложенное из керамики ARCH-SKIN, смальты и стеклянной мозаики - это воплощенный в архитектурном дизайне рассказ о самобытных татарских алфавитах.

Живая история
 
Монументальное панно «История татарской письменности», появившееся в обновленной рекреации школы-интерната для одаренных детей в поселке Богатые Сабы (Татарстан), стало неотъемлемой частью образовательного процесса: теперь школьники могут знакомиться с историей родной письменной культуры и во внеурочное время – просто рассматривая художественную композицию, включенную в оформление школьного интерьера.
1 сентября 2014 года воспитанников Сабинской средней школы-интерната для одаренных детей «Умник» (Республика Татарстан) ждал подарок к новому учебному году: вестибюль второго этажа преобразило масштабное панно во всю стену, сложенное из керамики ARCH-SKIN, смальты и стеклянной мозаики, – воплощенный в архитектурном дизайне рассказ об алфавитах, которыми пользовался в разные периоды своей истории татарский народ.
Конкурс на разработку проекта оформления рекреационной зоны школы был организован и проведен Фондом Исмаила Ахметова, поддерживающим образование и развитие культуры. Авторы инициативы направляют огромные усилия на возрождение живого интереса к многовековой истории татар, и проект «История татарской письменности» – важный шаг на этом пути. Монументальная композиция, отражающая богатство татарской культуры в увлекательной игровой форме, помогает школьникам углубить знание родного языка и тем самым поддерживает преемственность традиций и укрепляет связь времен и поколений.
Автором художественной идеи и руководителем проекта стал заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, кандидат искусствоведения, архитектор Рустем Шамсутов. Согласно его замыслу, яркое мозаично-керамическое панно – главный визуальный акцент в сдержанном серо-бежевом интерьере – играет роль машины времени, которая дает возможность школьникам мысленно перенестись в далекое и недавнее прошлое, чтобы проследить ключевые этапы становления родного языка. Отрезки этого захватывающего путешествия переданы с помощью графических символов тех алфавитных систем, которые использовались татарами в разные эпохи. В тонкостях истории татарской культуры и языка помогают разобраться сопроводительные тексты – на соседней стене можно прочитать адаптированные для детей краткие комментарии, составленные известным филологом-арабистом Резедой Сафиуллиной.
Композиционно стена делится на четыре зоны, соотнесенные с основными периодами татарской письменности, каждый из которых отмечен применением определенной алфавитной системы – древнетюркского рунического письма (VII – XII вв.), арабской графики (XII в.– 1927 г.), латинского алфавита (1927 – 1938 гг.) и кириллицы (1939 г. – до наших дней).
Воображаемая экскурсия начинается с эпохи рунического письма древних тюрков. Пастельные оранжево-коричневые оттенки, выбранные для этого периода, напоминают о глине и камнях – материалах, на которых предки татар фиксировали свои тексты. Послания древних можно изучать по воспроизведенному на панно фрагменту памятника рунического письма VIII века – четырехугольного обелиска «Кюль-Тегина», найденного в 1889 году русским исследователем Н.М. Ядринцевым в Монголии (керамика ARCH-SKIN, нетоксичные ангобные краски, приготовленные на основе разведенной водой глины, обжиг, 3м²). Рядом отображен другой яркий пример рунического письма – собранные в XX веке знаменитым тюркологом Н.Ф. Катановым тамги, родовые фамильные знаки, которыми татарские крестьяне подписывались вплоть до XIX века (керамика ARCH-SKIN, ангобные краски, обжиг, 100 х 100 см, 1 м²). Третий изобразительный элемент в этом разделе – художественная интерпретация тюркских букв, выполненная из керамики ARCH-SKIN (коллекции Moro, Orzo, Materica Moka, Basic Clay, Basic Orange, Colorfeel Crema).
Начиная с XII века, когда древние булгары приняли ислам, руническое письмо постепенно вытесняется арабским алфавитом (первые арабские тексты появились еще в X веке на территории, населенной предками татар – волжскими булгарами). Обозначая этот переход, керамику на стене сменяет смальта небесно-голубого цвета.
Значительную часть этого раздела покрывает текст суры «Ихлас» («Вера», сура 112, Коран), выполненный в древнейшем стиле арабского письма «куфи» (прямоугольные буквы с жесткими очертаниями). Следуя традициям исламской архитектуры, авторы проекта включили в композицию краткие изречения – пословицы и афоризмы, хранящие глубокую народную мудрость. Для шамаилей, татарских поговорок, обрамляющих двери кабинетов, была выбрана техника «сульсе»: «Мысль принадлежит тебе, сказанное слово – людям, написанное слово – вечно», «Язык – ключ к знаниям, ступень познания». Сочетание тонкой каллиграфической вязи и крупных арабских букв создает игру масштабов – ее поддерживает линейный орнамент, который, повторяя рисунок татарского изразца XII века, тянется вдоль всей стены.
Период арабской письменности длился восемь веков, и только в 1927 году, после вхождения Татарстана в состав Советского Союза и горячих дискуссий об обновлении языка, официальным алфавитом был объявлен яналиф – письмо на основе латиницы. Латинизация служила одним из проявлений жажды новых форм, вызванной коренными переменами (прежде всего отказом от исламских многовековых традиций как от пережитка религиозного прошлого) и утопическими надеждами, возлагаемыми на рождавшийся у всех на глазах мир. Буквы, выведенные по устремленным вверх диагоналям на серо-черно-бело-красных плитах керамики ARCH-SKIN, выражают жизнестроительный пафос того времени.
Очередная – и на данный момент последняя – «перезагрузка» татарского алфавита имела место в 1939 году, когда был осуществлен переход к кириллическому письму, – этому периоду посвящена заключительная часть изобразительного ряда: заполняющая её пиксельная мозаика из черных и зеленых стеклянных тессер вызывает в памяти стекающие по темному экрану таинственные компьютерные скрипты из фильма «Матрица».
Выполненная в смешанной технике монументальная композиция органично вписана в архитектуру вестибюля, которая полностью строится на тех же материалах и секретах мастерства: в оформлении стен и потолка использована керамика ARCH-SKIN (коллекция Stone), пол набран смальтокерамикой в технике, приближенной к римской мозаике (коллекции Stone и Colors). Единство материала и техник, примененных в архитектурном и художественном решениях этого интерьера, подчеркивает связь искусства и жизни. Венчает пространственную композицию школьного вестибюля скульптурное изображение Габдуллы Тукая, татарского Пушкина – основоположника современного татарского языка и новой национальной поэзии, жившего в начале XX века (1886 – 1913). Строки из его стихотворения «Туган Тел» («Родной язык») украсили постамент памятника поэту (облицовка – керамика ARCH-SKIN):
И туган тел, и матур тел, әткәм-әнкәмнен теле.
Доньяда куп нәрсә белдем син туган тел аркылы.
/Родной язык – святой язык, отца и матери язык
Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг!

Рустем Шамсутов, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, архитектор:
– Замысел композиции «История татарской письменности» родился из концепции музея, посвященного системам письма татарского народа, – я работал над ней в составе специально созданной научно-исследовательской группы, однако по ряду причин этот проект не был реализован. И когда Фонд Исмаила Ахметова объявил конкурс на интерьер школы для одаренных детей в поселке Богатые Сабы, я вспомнил о так и не получившей воплощения идее и подумал, что она может найти прекрасное применение не в музейных стенах, а в образовательном процессе. Вся концептуальная часть была уже готова – оставалось только осуществить задуманное, и замечательно, что Фонд Исмаила Ахметова принял мое предложение. За исключением подготовительного периода, работа на объекте заняла два месяца – июль и август. В результате нам удалось перенести содержание, изначально предназначенное для музейной экспозиции, в живой контекст: благодаря эстетическому опыту, полученному при встрече с произведением мозаичного искусства, в ребенке пробуждается осознанный интерес к письменной культуре, он начинает задумываться откуда к нам пришли буквы, письмо, которое мы используем, и таким образом развивается, делая эти знания частью своей жизни.

С художественной точки зрения новаторство композиции «История татарской письменности» состоит в том, что в ней взаимодействуют несколько материалов, относящихся к разным эпохам и стилям, – смальта, стеклянная мозаика и инновационная керамика. Реализовать такое сложное во многих отношениях решение удалось благодаря поддержке компании ARCH-SKIN.
 
Изабелла Борисова,мозаичист:
– В создании композиции «История татарской письменности» принимала участие группа мозаичистов Арт-резиденции в Балабаново, учрежденной Фондом Исмаила Ахметова, и Санкт-Петербургской академии художеств им. И.Е. Репина. Набор мозаики осуществлялся в Балабаново под чутким руководством автора художественной идеи – архитектора Рустема Шамсутова, который регулярно приезжал к нам из Казани. В наших обсуждениях непосредственное участие принимал Исмаил Ахметов, вдохновитель проекта.

Надо отметить, что весь творческий процесс протекал в режиме непрерывного диалога – это совершенно необходимо в тех случаях, когда участники проекта работают удаленно: тем, кто занимается изготовлением мозаики, важно чувствовать масштабы замысла, а художнику – понимать ограничения, обусловленные особенностями материала и технологией производства.

Команда мозаичистов занималась двумя из четырех композиционных разделов, которые посвящены периодам арабского и кириллического письма. Для каждого из них был выбран материал, наиболее точно выражавший дух эпохи, – и в эстетическом, и производственно-технологическом плане: арабский период воссоздан из смальты и керамики ARCH-SKIN, кириллический – из стеклянной мозаики.
В первом случае смальта в сочетании с тонкой керамикой ARCH-SKIN (3,5 мм) обеспечили ощущение подлинности материала, помогли передать тепло ручной работы. Безусловным художественным открытием проекта стало сочетание мозаики и керамики. Татарские изречения, написанные арабской вязью, было решено выполнить на вставках из керамики ARCH-SKIN, что позволило выделить каллиграфию в общей мозаичной картине. Для изготовления мозаики использовалась техника обратного, или венецианского, набора – когда тессеры выкладываются лицевой стороной вниз на кальку с эскизом будущего панно. Обратный набор с последующей дошлифовкой дает возможность добиться максимально ровной поверхности – это отвечает требованиям к отделке интерьеров детских образовательных учреждений, где особое внимание уделяется комфорту и безопасности среды.

В разделе, отражающем кириллический период татарской письменности, перед нами стояла задача создать пиксельный зелено-черный рисунок, реализующий в материале ключевой визуальный мотив из фильма «Матрица»,– по замыслу архитектора, часть композиции, посвященная современности, должна была представлять техногенный мир: точнее всего эту идею могла проявить стеклянная мозаика – технология ее производства позволяет получать одинаковые тессеры-пиксели, которые не дают того ощущения рукотворности и тепла, что возникает при соприкосновении со смальтой.

Посвященная истории письменности татарского народа, эта работа помогает глубже понять, как развивается язык и общество и как меняется во времени понимание красоты. Думаю, что для всех участников команды этот проект стал важным опытом и новой ступенью профессионального роста. Когда создаешь что-то для детей, нужно особенно четко осознавать, что ты делаешь, – от того, как ты относишься к своей работе и сколько сердца в нее вкладываешь, зависит будущее.