Фотобетон

Идея бетона, украшенного фотографиями, появилась еще в 1980-х годах. С тех пор разработано несколько методов нанесения фотоизображений на бетон.

Автор текста:
Татьяна Пашинцева

19 Июля 2013
mainImg
Для воспроизведения фотографий на бетонной поверхности существует две основных технологии. Фотолитография (Fotolith) рассчитана на различную скорость схватывания бетона, а  фотогравюра (Vectogramm-Technik) выполняется при помощи матриц-шаблонов, сделанных на компьютеризированных фрезеровальных станках. В отличие от изображений, нарисованных или напечатанных на бетоне, оба способа включают в процесс создания фотографического изображения сам строительный материал, поскольку фотографии на нем «выгравированы».
zooming
Фасадная фотобетонная панель отеля Stue (Берлин), спроектированного Акстелм Архитектен (Axthelm Architekten). Фотобетон фирмы Геринг (Hering). Фотография с сайта http://www.heringinternational.com
zooming
Отель Stue (Берлин), спроектированный Акстелм Архитектен (Axthelm Architekten). Фотобетон фирмы Геринг (Hering). Фотография thomaler, с сайта http://www.panoramio.com
zooming
Отель Stue (Берлин), спроектированный Акстелм Архитектен (Axthelm Architekten). Фотобетон фирмы Геринг (Hering). Фотография thomaler, с сайта http://www.panoramio.com
zooming
Аварийно-спасательная станция в Лангенфельд (Германия) архитектурного бюро штаркаркитектен (starkarchitekten). Фасады из фотобетона выполнены фирмой Геринг (Hering). Фотография с сайта http://www.heringinternational.com

В первом случае фотографию сначала преображают в растровый черно-белый шаблон. Методом трафаретной печати его переносят на специальную пленку миллиметровой толщины, но вместо пигмента слоями различной толщины на пленку наносится замедлитель схватывания бетона. Там где фотобетон должен быть темным, концентрации активного ингредиента особенно высока, а в светлых областях замедлителя схватывания меньше.
zooming
Аварийно-спасательная станция в Лангенфельд (Германия) архитектурного бюро штаркаркитектен (starkarchitekten). Фасады из фотобетона выполнены фирмой Геринг (Hering). Фотография с сайта http://www.heringinternational.com
zooming
Библиотека университета прикладных наук в Эберсвальде архитекторов Херцог и де Мерон (Herzog & de Meuron). Фасады созданы художником Томасом Руффом (Thomas Ruff). Фотография с сайта http://www.vilmoskoerte.wordpress.com

Эта пленка помещается в опалубку и заливается бетоном. Замедлитель схватывания воздействует в конкретных местах, в результате чего бетон твердеет с разной скоростью.

Через 16-24 часов бетонные панели освобождают от опалубки и промывают водой  под низким давлением воды. Вода смывает верхний слой, и его поверхность приобретает различную фактуру: гладкую или шероховатую (там, где замедлителя было много, рельеф глубже).
zooming
Библиотека университета прикладных наук в Эберсвальде архитекторов Херцог и де Мерон (Herzog & de Meuron). Фасады созданы художником Томасом Руффом (Thomas Ruff). Фотография Doctor Casino, с сайта http://www.flickr.com/
zooming
Библиотека университета прикладных наук в Эберсвальде архитекторов Херцог и де Мерон (Herzog & de Meuron). Фасады созданы художником Томасом Руффом (Thomas Ruff). Фотография Doctor Casino, с сайта http://www.flickr.com/
zooming
Библиотека университета прикладных наук в Эберсвальде архитекторов Херцог и де Мерон (Herzog & de Meuron). Фасады созданы художником Томасом Руффом (Thomas Ruff). Фотография с сайта http://www.vilmoskoerte.wordpress.com
zooming
Библиотека университета прикладных наук в Эберсвальде архитекторов Херцог и де Мерон (Herzog & de Meuron). Фасады созданы художником Томасом Руффом (Thomas Ruff). Фотография с сайта http://www.vilmoskoerte.wordpress.com

Соответственно глубине эрозии на поверхности бетона передается тон изображения. Гладкая поверхность хорошо отражает свет и выглядит светлой, а на рельефной появляются тени  – она передает различные оттенки серого. При помощи глубины рельефа и грануляции бетонной смеси можно регулировать переходы светотени и  контрастность «фотографии».
zooming
Библиотека университета прикладных наук в Эберсвальде архитекторов Херцог и де Мерон (Herzog & de Meuron). Фасады созданы художником Томасом Руффом (Thomas Ruff). Фотография Doctor Casino, с сайта http://www.flickr.com/
zooming
Библиотека университета прикладных наук в Эберсвальде архитекторов Херцог и де Мерон (Herzog & de Meuron). Фасады созданы художником Томасом Руффом (Thomas Ruff). Фотография Doctor Casino, с сайта http://www.flickr.com/
zooming
Госпиталь Марии в Гамбурге оформлен повторяющимися изображениями Мадонны Темпи (1507) Рафаэля, выполненными компанией Геринг (Hering) по проекту архитектурного бюро Хенке&Партнер (Henke & Partner). Фотография с сайта http://www.heringinternational.com

Для того, чтобы достичь нужного качества требуется очень точно соблюдать технологию процесса (например, состава бетонной смеси), иначе может проявиться нерегулярная эрозия, незапланированные неровности и фотография получится искаженной и неточной.
Размер панели из фотобетона, которую сможет сделать, например, немецкая компания Fabrino (Германия) - 1х2 м. Если нужно большее изображение, то оно собирается из нескольких фрагментов.
zooming
Фрагмент стены госпиталя Марии в Гамбурге, оформленной повторяющимися изображениями Мадонны Темпи (1507) Рафаэля, выполненными компанией Геринг (Hering) по проекту архитектурного бюро Хенке&Партнер (Henke & Partner).Фотография с сайта http://www.beton-campus.de
zooming
Фрагмент стены госпиталя Марии в Гамбурге, оформленной повторяющимися изображениями Мадонны Темпи (1507) Рафаэля, выполненными компанией Геринг (Hering) по проекту архитектурного бюро Хенке&Партнер (Henke & Partner). Фотография с сайта http://www.beton-campus.de
zooming
Фрагмент стены госпиталя Марии в Гамбурге, оформленной повторяющимися изображениями Мадонны Темпи (1507) Рафаэля, выполненными компанией Геринг (Hering) по проекту архитектурного бюро Хенке&Партнер (Henke & Partner). Фотография с сайта http://www.beton-campus.de
zooming
Изображение на бетоне сделанное методом фото-гравировки. Фотография с сайта http://www.architonic.com/

Vectogramm-technik это метод, при котором информация об изображении переносится на поверхность гибкой панели-шаблона при помощи фрезерования, гравировки. Но сначала фотография обрабатывается на компьютере и раскладывается на 256 оттенков серого. Различная глубина и ширина прорезанных штрихов или точек-пикселей обеспечивают интенсивность светотени и передачу тонов.
zooming
Фотография с сайта http://a-idea.ru/
zooming
Фотография с сайта http://a-idea.ru/
zooming
Фотография с сайта http://www.betotek.ru

Полученная модель используется в качестве шаблона для создания отпечатка фотографии на бетоне. После распалубки виден рельеф различной глубины и с определенного расстояния под действием света и тени можно увидеть нужное изображение. Изменение угла зрения наблюдателя и яркости источника света обеспечивают новые впечатления. Окончательная пропитка защищает рельефную бетонную поверхность от грязи и воздействия внешней среды.
zooming
удалить изображение Фасадная фотобетонная панель отеля Stue (Берлин), спроектированного Акстелм Архитектен (Axthelm Architekten). Фотобетон фирмы Геринг (Hering). Фотография lunamtra, с сайта http://www.flickr.com/

С помощью этой технологии можно сделать неограниченное количество изображений. Международная компания Reckli занимается разработкой и изготовлением эластичных текстурных матриц Formliners (Формлайнеров) и опалубок, а также жидких двухкомпонентных эластомеров холодного твердения для самостоятельного изготовления подобных матриц и опалубок. Таким способом изготавливатся фотобетонные панели размером до 4х1,9 м. Большее изображение составляется из нескольких частей. Таким образом можно получать и панорамные изображения.


19 Июля 2013

Автор текста:

Татьяна Пашинцева
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Сейчас на главной
Полярная тихоходка
Зимовочный комплекс антарктической станции «Восток» рассчитан на экстремальные климатические условия и психологический комфорт исследователей.
Офис для концентрации идей
​Бюро «Т+Т Architects» спроектировало офис французской ИТ-компании, где сотрудники в любой точке помещения могут обсудить с коллегами или записать на стене новые идеи.
Пресса: Паоло Солери и Arcosanti: как построить Бога
Паоло Солери учился у Фрэнка Ллойда Райта, в художественной коммуне «Талиесин-Вест», и его оттуда выгнали — вероятно, из-за конфликта с Ольгой Ивановной Райт, женой великого мастера. Видимо, логика отталкивания и притяжения привели к тому, что хотя утопия Солери не имеет ничего общего с идеями Райта, сам тип жизни коммуной он воспроизвел.
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.