Клетки-прятки

Продолжаем публиковать проекты 14 рейтинга нижегородской архитектуры. На наш взгляд, офисный центр на улице Кулибина не укладывается ни в какую подборку, поэтому его публикуем отдельно. К тому же он симпатичный. И хорошо спрятался.

mainImg
Архитектор:
Виктор Быков
Мастерская:
Творческая мастерская архитектора Быкова
Проект:
Офисный центр на улице Кулибина, 3
Россия, Нижний Новгород

2017 / 2021
Нижегородский архитектурный рейтинг отличается не только тем, что он один из старейших в постстоветской стране и не только тем, что проект-победитель съедают в виде торта. Там еще и дают забавные «ассоциативные» имена всем проектам-участникам. Неофициальные, так сказать, но оттого не менее прилипчивые, спорящие и с формальными, и с маркетинговыми. Надо ли говорить, что это придает и школе, и рейтингу, теплоты и уютности. Но вот с именем офисного центра на улице Кулибина – «Классики» – я не соглашусь. Когда Зоя Рюрикова представляла объект на церемонии награждения, она зачитала в качестве параллельного текста историю игры в классики: сначала в нее играли мальчики, потом стали девочки... Это был остроумный ход, но он еще раз подчеркнул, что название, которое – по словам придумавшей его Марины Игнушко, бессменного куратора рейтинга, обусловлено, с одной стороны, клетчатостью, а с другой стороны, тем фактом, что мастерская Виктора Быкова – классики нижегородской школы, все же не очень подходит к дому. Хотя он клетчатый, конечно. 
Офисный центр на улице Кулибина, 3 в Нижнем Новгороде (2017–2021)
© ТА Архитектора Быкова

Если уж говорить об играх, то мое название – прятки. Комплекс настолько хорошо скрылся в контурах периметральной застройки квартала на краю исторического центра, что разглядеть его более-менее внятно можно только с одной стороны, с улицы Тимирязева, и еще небольшой кусочек – с улицы Кулибина.
  • zooming
    Вид из-за забора. Офисный центр на улице Кулибина, 3 в Нижнем Новгороде (2017–2021)
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    Вид из-за забора. Офисный центр на улице Кулибина, 3 в Нижнем Новгороде (2017–2021)
    Фотография: Архи.ру

Квартал вокруг пестрый, прошу прощения, грязноватый, крикливый. Рядом трамвайное кольцо, ТРЦ «Небо» и крытый рынок, жизнь бьет ключом, – словом, нет ничего удивительного в том, что элегантный офисный центр, белый-белый, чистый-чистый, спрятался во дворах, как настоящий интроверт. 
Офисный центр на улице Кулибина, 3 в Нижнем Новгороде (2017–2021)
© ТА Архитектора Быкова

Хотя, конечно, несложно догадаться, что «прятки» вынужденные: такой достался участок. Однако во многом именно поэтому и можно было позволить себе отвлеченное, абстрактное решение – по собственным словам авторов, «выполненное в современной стилистике». Ни на что не реагировать, не отражать и не откликаться, а скорее создать внутри двора структуру нового типа.

Не скрою, что похожим решением отличается здание Мосгордумы, спроектированное архитекторами СПИЧ и реализованное к 2015 – оно тоже скрывается во дворах за историческими зданиями, в его случае за Ново-Екатерининской больницей, и обладает похожей белой фасадной сеткой вертикальных пропорций. Кроме того, в близкое время – в середине 2010-х годов – в том же нижегородском дворе на Кулибина уже был построен офисный корпус похожей стилистики. Его автор – архитектор из Сарова Илья Ильин, а заказчик тот же, что у нового офисного центра. То есть стилистика, скажем условно, «белой-сетки-во-дворе» здесь была задана несколько ранее. 
Вид из-за забора. На дальнем плане офисный центр Кулибина, 3 (АМ архитектора Быкова, 2017–2021), на первом плане корпус архитектора Ильи Ильина (сер. 2010-х гг.), примыкающий к БЦ «На Кулибина». В рейтинге не участвовал, но выглядит частью нового комплекса
Фотография: Архи.ру

Но идея развита, а прием, в конце концов, можно признать тиражируемым и широко известным (называют и Берлин, и Швейцарию, да и чего стоят одни опыты Дэвида Чипперфильда).

Надо сказать, что в данном случае использование пресловутого характерного для Нижнего «мокрого фасада», то есть штукатурки, оказалось удачным для белой сетки – у нее нет стыков. Хотя интересно, как фасад будет «стареть» и как его будут чистить. 
Офисный центр на улице Кулибина, 3 в Нижнем Новгороде (2017–2021)
Фотография: Архи.ру

Коротко говоря, 5-этажный офисный центр состоит из трех похожих корпусов, выстроенных продольно на общем стилобате. Стилобат состоит из открытой (!) парковки между опор ж/б каркаса первого этажа, лестнично-лифтовых узлов каждой башни и эксплуатируемой кровли. Первый ярус еще не отделан и эксплуатируемая кровля еще не реализована, но они запланированы. В остальном здания готовы и, если до них добраться, радуют белизной, чистотой и стройностью, как будто даже бравируя  чистотой на фоне силикатного кирпича, труб и керамогранита соседних построек. 
Офисный центр на улице Кулибина, 3 в Нижнем Новгороде (2017–2021)
Фотография: Архи.ру

К чистоте рисунка, впрочем, есть вопрос. Пролеты ровные, стекла цельные, но местами – к примеру, на юго-западном углу, ритм дает сбои, которые кажутся вынужденными. Увеличенная толщина верхней и нижней тяги тоже кажется то ли недостаточной, то ли избыточной. Но парадокс: на картинках эти детали бросаются в глаза, а на месте не ощущаются – наверное, по контрасту с окружением. 
Офисный центр на улице Кулибина, 3 в Нижнем Новгороде (2017–2021)
© ТА Архитектора Быкова

И еще, возвращаясь к отмеченному куратором статусу бюро Виктора Быкова (который в 2011–2018 годах был главным архитектором Нижнего) как «классиков нижегородской архитектуры», скажу, что его портфолио очень разнообразно. В нем встречается и настоящая классика-историзм, и характерно-нижегородские вещи в мондриановских цветах, и многое другое. В каталоге ГЦСИ можно увидеть лишь часть относительно ранних работ.

В том же нынешнем 14 рейтинге участвовало еще два объекта бюро Быкова, KM Towers plaza, с рейтинговым названием Sweet home Chicago, жилой комплекс из домов-пластин с задорными колонками в виде аттика, маскирующими вентвыходы на кровле, и ТРЦ «Океанис» – совершенно иной и с другими прообразами. В короткий список он, правда, не прошел, остался в длинном. Но в данном случае на мой взгляд «Прятки-Классики» вполне заслуженно заняли свое место в шорт-листе рейтинга. 

Благодарим куратора Рейтинга нижегородской архитектуры Марину Игнатушко за помощь в поиске материалов и информации. 
Офисный центр на улице Кулибина, 3 в Нижнем Новгороде (2017–2021)
Фотография: Архи.ру
  • zooming
    1 / 6
    Офисный центр на улице Кулибина, 3 в Нижнем Новгороде (2017–2021)
    © ТА Архитектора Быкова
  • zooming
    2 / 6
    Офисный центр на улице Кулибина, 3 в Нижнем Новгороде (2017–2021)
    © ТА Архитектора Быкова
  • zooming
    3 / 6
    Офисный центр на улице Кулибина, 3 в Нижнем Новгороде (2017–2021)
    © ТА Архитектора Быкова
  • zooming
    4 / 6
    Офисный центр на улице Кулибина, 3 в Нижнем Новгороде (2017–2021)
    © ТА Архитектора Быкова
  • zooming
    5 / 6
    Офисный центр на улице Кулибина, 3 в Нижнем Новгороде (2017–2021)
    © ТА Архитектора Быкова
  • zooming
    6 / 6
    Офисный центр на улице Кулибина, 3 в Нижнем Новгороде (2017–2021)
    © ТА Архитектора Быкова
Архитектор:
Виктор Быков
Мастерская:
Творческая мастерская архитектора Быкова
Проект:
Офисный центр на улице Кулибина, 3
Россия, Нижний Новгород

2017 / 2021

18 Марта 2022

Удивительный Нижний
Продолжаем рассматривать постройки нижегородского рейтинга 2020-2021 годов. В этой подборке самое опасное: здания, чьи прообразы несложно угадать, отчего они вызывают некоторое, скажем так, дежавю. Делает ли это их хуже – сложно сказать, это каждый решает для себя.
Цветной Нижний
Продолжаем публиковать проекты короткого и длинного списков рейтинга Нижнего Новгорода: вперемежку, но в тематических подборках. В «цветной» подборке – проекты, в которых, на наш взгляд, ощутимее всего прослеживаются самые узнаваемые, хотя не единственные, черты нижегородской школы.
Светлый Нижний
В феврале в Нижнем Новгороде объявили победителя XIV рейтинга его архитектуры. Мы рассказали о нескольких проектах, потом нам пришлось сделать паузу, поскольку очень сложно писать об архитектуре в сложившихся обстоятельствах. Но мы не можем не рассказывать об архитектуре, поэтому продолжаем, сейчас вашему вниманию – 3 других работы победителя рейтинга Станислава Горшунова.
Рейтинг Нижнего: три полюса
Несмотря на полное отсутствие рабочего настроения публикуем обзор результатов и части проектов короткого списка 14 рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода. Победителей наградили в прошлую пятницу; «тортом» стал павильон №2 нижегородской ярмарки, построенный в 2021 году про проекту Станислава Горшунова. Рассматриваем три самых показательных, на наш взгляд, объекта рейтинга, включая победивший.
Удивительный Нижний
Продолжаем рассматривать постройки нижегородского рейтинга 2020-2021 годов. В этой подборке самое опасное: здания, чьи прообразы несложно угадать, отчего они вызывают некоторое, скажем так, дежавю. Делает ли это их хуже – сложно сказать, это каждый решает для себя.
Цветной Нижний
Продолжаем публиковать проекты короткого и длинного списков рейтинга Нижнего Новгорода: вперемежку, но в тематических подборках. В «цветной» подборке – проекты, в которых, на наш взгляд, ощутимее всего прослеживаются самые узнаваемые, хотя не единственные, черты нижегородской школы.
Светлый Нижний
В феврале в Нижнем Новгороде объявили победителя XIV рейтинга его архитектуры. Мы рассказали о нескольких проектах, потом нам пришлось сделать паузу, поскольку очень сложно писать об архитектуре в сложившихся обстоятельствах. Но мы не можем не рассказывать об архитектуре, поэтому продолжаем, сейчас вашему вниманию – 3 других работы победителя рейтинга Станислава Горшунова.
Рейтинг Нижнего: три полюса
Несмотря на полное отсутствие рабочего настроения публикуем обзор результатов и части проектов короткого списка 14 рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода. Победителей наградили в прошлую пятницу; «тортом» стал павильон №2 нижегородской ярмарки, построенный в 2021 году про проекту Станислава Горшунова. Рассматриваем три самых показательных, на наш взгляд, объекта рейтинга, включая победивший.
Рейтинговая революция
Полуторамесячный марафон подведения итогов рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода за 2008-2009 гг. закончился. На этот раз целых 7 объектов были признаны равноправными лидерами, после чего, согласно традиции, воссозданы в кремо-бисквитном формате и церемониально съедены.
Грядут перемены. Подведены итоги Рейтинга архитектуры...
В пятницу, 1 февраля, в Доме архитектора прошла торжественная церемония объявления и награждения победителей, завершившаяся знаменитым поеданием «героя вечера» – огромного 40-килограмового торта в виде здания-победителя. Архитектура участвоваших в Рейтинге зданий демонстрирует, что в стилевых предпочтениях нижегородской школы намечаются существенные перемены – считает обозреватель Архи.ру Елена Петухова
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.