Кадаши вне опасности

На состоявшемся 21 апреля заседании Общественного совета при мэре Москвы была поставлена долгожданная точка в скандале, связанном с возможной застройкой территории церкви Воскресения в Кадашах. Совет принял новый вариант многофункционального комплекса «Пять столиц», который больше не угрожает ни панорамам знаменитого памятника, ни его фундаментам. Современной архитектуре на этом заседании совета повезло куда меньше: сразу несколько объектов были подвергнуты жесткой критике со стороны мэра.

mainImg
Мастерская:
Капстройпроект
ОАО Экспериментальный научно-проектный институт (ЭНПИ)

Первым совет рассмотрел проект музейного комплекса «История танка Т-34» на Дмитровском шоссе рядом с д. Шолохово. Напомним, в июне прошлого года на Общественный совет был представлен проект мастерской «ВИП СЕРВИС Проект», в котором новое здание повторяло очертания боевой машины. Столь прямая метафора экспертам категорически не понравилась, и на проект комплекса был объявлен архитектурный конкурс. Первое место в нем разделили два проекта, предлагающие принципиально разные сценарии развития музея: один принадлежит «Моспроекту-4», другой – уже упомянутому авторскому коллективу.

Первый вариант, которому за «пластическое совершенство» отдал голоса архитектурный цех в лице Александра Кудрявцева и Юрия Гнедовского, утапливает экспозиционные площади в насыпной холм, олицетворяющий собой «взлетную полосу» конструкторской мысли. Второй вариант, поддержанный руководителем и основателем музея Ларисой Васильевой, дочерью одного из трех конструкторов легендарного танка, предусматривает строительство стандартного наземного объема, украшенного витражом в форме танка. С одной стороны к нему прирастает старый музей, с другой – входная группа. Мэр Москвы Юрий Лужков прислушался к мнению директора, которая резко осудила вариант с «курганом смерти», однако окончательный выбор в пользу того или иного проекта не сделал. В итоге совет постановил разрабатывать проект на основе второго предложения, но силами обоих авторских коллективов, поскольку работать вместе им не привыкать – и те, и другие уже участвовали в совместной работе над проектом реконструкции музея космонавтики, который сегодня заслуженно считается одним из лучших музейных проектов современной столицы.

Затем Общественный совет обсудил новую редакцию скандального проекта «Пять столиц», расположенного по адресу Б. Ордынка, 8, то есть в непосредственной близости от памятника федерального значения церкви Воскресения в Кадашах. Напомним, что несколько лет назад владелец этого участка решил построить здесь жилой комплекс площадью около 36 тысяч кв.м., из которых почти половина должны были расположиться под землей. В таком виде проект грозил не только перекрыть виды на церковь, расположенную в глубине квартала, но и нанести серьезный урон ее фундаментам, т.к. строительство предполагалось не только вблизи, но и непосредственно на территории памятника. Многолетние жалобы жителей, представителей духовенства и защитников наследия, наконец, были услышаны. Как сообщил Александр Кузьмин, после публичных слушаний инвестору приказано уйти с территории памятника, ограничить высоту комплекса 15 метрами и снизить плотность застройки. В итоге нынешний вариант жилого комплекса с некоторой натяжкой можно назвать регенерацией исторической застройки – он предусматривает возведение 8 небольших домиков в «классическом стиле», высота которых колеблется от 1 до 3-х этажей, с возможностью использования подкрышного пространства. Из-за близости памятника подземное строительство сократилось до 3 500 кв.м. и теперь локализовано под каждым домом исключительно для размещения парковки.

Совет горячо одобрил нынешнюю позицию инвестора, а Виктор Логвинов даже назвал такой поворот в истории с Кадашами «эпохальным по отношению к исторической застройке». Сомнению подверглась только излишне помпезная архитектура самих корпусов – инвестор пожелал каждый из них превратить в эдакую «усадьбу», хотя, как известно, исторически застройка Замоскворечья была ординарной, а главенствовала в округе нарядная церковь Воскресения. Согласившись с этим замечанием, Юрий Лужков, однако, высказал опасения, что в таком случае домики могут получиться слишком унылыми и однообразными и наказал обязательно сделать их разноцветными.

Следующий проект – административно-деловой центр по адресу Причальный пр., 8 мастерской «ТПО Резерв» – совсем недавно был рассмотрен и одобрен Архитектурным советом. Это первый объект в зоне развития т.н. «Большого Сити», граничащей с ММДЦ «Москва-Сити» промышленной территории. Сейчас на участке, ограниченном Причальным проездом и Шелепихинской набережной, располагается Московский жировой комбинат, который и стал инвестором проекта. От Москвы-реки территория отделена полосой парковой зоны и границей проектируемого моста с северо-западной стороны. Сегодня подъехать к месту строительства комплекса чрезвычайно проблематично, т.к. оно отсечено от Третьего транспортного кольца полотном железной дороги, однако ситуацию обещает исправить запланированное на ближайшие годы продление Шелепихи. Проект Владимира Плоткина предусматривает строительство двух 26-тиэтажных башен и пониженного корпуса общественного питания, объединенных 4-хуровневым стилобатом. Башни развернуты так, чтобы открыть вид на озелененную набережную для будущей станции метро Арбатско-Покровский линии, которая будет здесь построена. Из двух представленных вариантов фасадов – с полосатым остеклением и облицовкой каменной сеткой – члены совета склонились ко второму, посчитав, что стекла в избытке хватает в «Москва-Сити» и комплексе «Миракс-Плаза» по другую сторону Москвы-реки. Юрий Григорьев предложил сделать башни разновысокими, снизив ту, что «вываливается на Причальный проезд». Юрий Лужков, в свою очередь, согласился одобрить предложение по размещению этого объекта и его объемы, но велел отдельно разработать и представить совету транспортную ситуацию. А вот архитектура мэру категорически не понравилась. «Это громадная воздуходувка, кондиционер и еще несколько пеналов! – возмутился столичный градоначальник, продемонстрировав недюжинную страсть к метафорам. – Ну что это за архитектура? Пусть она будет современной, но не убогой!» В итоге решение фасадов авторскому коллективу под руководством Владимира Плоткина придется еще раз выносить на рассмотрение Общественного совета.

Комплексная реконструкция ожидает и территорию, ограниченную Третьим транспортным кольцом, окружной железной дорогой и параллельным ей Канатчиковским проездом. Сейчас это место при всем желании нельзя назвать приятным: здесь расположены психиатрическая больница им. Н.А. Алексеева (знаменитая «Кащенко»), Детская психиатрическая больница №6, техникум и фрагмент старой жилой застройки, чудом уцелевшей в ходе строительства Третьего транспортного кольца. Освоение этой обширной территории предполагается в пять очередей. В первую входит высотный комплекс, граничащий с больницей, а также «выявленным объектом наследия» – железнодорожной станцией «Канатчиково». Кроме того, проектом предусмотрена новая транспортная развязка ТТК и улицы Вавилова, расширение 5-го Донского проезда. Высота нового комплекса составит 140 метров, что, как отметил Александр Кузьмин, соответствует показаниям ландшафтно-визуального анализа, проводившегося, в первую очередь, ради расположенного по соседству ансамбля Донского монастыря. Остальные очереди включают строительство офисных и социальных объектов на месте сносимых зданий, в том числе выводимого техникума. Общая площадь новых объектов составит порядка 400-450 тысяч кв.м. Мэр поддержал проект, а выбор конкретного варианта объемно-пространственной композиции предложил сделать позже совместно с инвестором.

Пятым по счету проектом, рассмотренным Общественным советом, стал культурно-развлекательный центр на Цветном бульваре, 11, стр.2. Участок, о котором идет речь, своими  северной и западной сторонами примыкает к зданию Цирка на Цветном бульваре, и сейчас на нем располагается один из первых панорамных кинотеатров «Мир». Вместо него предлагается выстроить культурный центр с большой зоной для детей и юношества. Спроектированный мастерской Дмитрия Пшеничникова, этот объект имеет ступенчатую разновысотную композицию, постепенно отступающую от красной линии бульвара. Кровли получившихся террас предполагается озеленить для того, чтобы визуально облегчить здание, поскольку его первый уровень равен верхней отметке здания цирка, а общая высота несколько превышает соседний жилой дом. Фасады комплекса архитекторы выполнили в различных вариантах – «в шашечку» из зеркального стекла и непрозрачных панелей, полностью стеклянные с вертикальным и с горизонтальным членением и проч.

Этот проект потерпел на совете оглушительную неудачу. По большому счему, он был «завален» с самого начала Александром Кузьминым, который, рассказывая совету о проекте, усомнился в достоверности его функционального назначения. Согласно представленному поэтажному зонированию объекта, с 1 по 5 этажи в нем располагается культурно-выставочная зона с магазинами и кафе, 6-7 этажи отведены под детский центр, 8-10 – под юношеский. «По разрезу это больше напоминает офисно-деловой центр, который просто назвали культурным», – поделился своими соображениями главный архитектор Москвы. Он также отметил, что проект на 9 метров выше допустимых 30-ти, а в его облике нет ничего, что бы привязывало новое здание к окружающей застройке и истории места. Юрий Лужков посчитал ненужным обсуждать проект в таком виде и дал распоряжение разобраться с его функцией. Архитектуру же мэр назвал «абсолютно чуждой этому району города».

Наконец, в последнюю очередь совет рассмотрел предложение, а вернее просьбу Capital Group о повышении высоты жилого комплекса на Ростокинской ул. 2. Комплекс называется «Триколор» и также, как и упомянутый выше деловой центр в Причальном проезде, спроектирован ТПО «Резерв». Он располагается неподалеку от Ростокинского акведука, на месте выведенного ДОК-17 и сейчас одна из башен уже возведена до отметки 48 этажа; ее тонкий силуэт хорошо заметен всем, кто проезжает мимо по Проспекту Мира. В итоге комплекс должен состоять из двух таких высоких, овальных в плане башен по 58 этажей каждая с разноцветным полосатым остеклением, дома-пластины (38 этажей) и восьмиэтажного офисного здания, размещенных на ступенчатом трехуровневом стилобате. Инвестор попросил увеличить обе башни на 10 этажей, а дом-стену – на 5, с тем чтобы получить в итоге дополнительные 20 тысяч кв.м. площади. Александр Кузьмин отметил, что, по мнению Москомархитектуры, подобный рост возможен, поскольку рядом расположены такие крупные объекты, как гостиница «Космос» и Останкинская телебашня. Взамен главный архитектор Москвы предложил потребовать от инвестора сделать дополнительный съезд с Третьего кольца. Совет эту идею, однако, не поддержал. Юрий Григорьев выразил опасения в целесообразности создания жилых домов такой этажности и заметил, что планировка башен, треть площади которых занимают лестнично-лифтовые узлы, нерациональна. Юрию Платонову башни показались на вид недостаточно устойчивыми. После этих выступлений слово взял мэр Москвы. Он заявил, что ему такая архитектура «совершенно не нравится», обозвал здание-пластину своим любимым словечком «плоскомордое», и резюмировал, что увеличивать его еще на 10 этажей совершенно недопустимо... Иными словами, прошение инвестора о лишних 20 тысячах квадратных метров было отклонено, и на этом заседание Общественного совета завершилось.

Проект развития музея «Танка Т-34». МО, Мытищенский р-н, д. Шолохово, 89 А. ООО «ВИП СЕРВИС Проект».
Проект развития музея «Танка Т-34». МО, Мытищенский р-н, д. Шолохово, 89 А. ООО «ВИП СЕРВИС Проект»
Проект развития музея «Танка Т-34». МО, Мытищенский р-н, д. Шолохово, 89 А. ГУП «Моспроект-4» (рук. А. Боков). Изображение предоставлено авторами.
Проект развития музея «Танка Т-34». МО, Мытищенский р-н, д. Шолохово, 89 А. ГУП «Моспроект-4» (рук. А. Боков). Изображение предоставлено авторами.
Проект развития музея «Танка Т-34». МО, Мытищенский р-н, д. Шолохово, 89 А. Проект Союза московских архитекторов (рук. В. Плоткин)
zooming
Жилой комплекс «Пять столиц». Большая Ордынка, 8, стр. 1-4. Б. Ордынка, 14. стр.3-13. Кадашевский тупик, 3. ГУП «НИиПИ Генплана г. Москвы», ЗАО «Капстройпроект».
zooming
Жилой комплекс «Пять столиц». Большая Ордынка, 8, стр. 1-4. Б. Ордынка, 14. стр.3-13. Кадашевский тупик, 3. ГУП «НИиПИ Генплана г. Москвы», ЗАО «Капстройпроект».
Административно-деловой центр. Причальный пр., вл. 8, СЗАО. «ТПО Резерв»». Арх. Плоткин В.P., Деева И.В., Бородушкин А.К., Романова А.С., Логвинова А.В., Анохина Н.Б., Шершова М.В.
Концепция строительства многофункционального комплекса по адресу 5-ый Донской проезд, вл.21; вл. 21 корп. 6. ОАО «ЭНПИ»
Концепция строительства многофункционального комплекса по адресу 5-ый Донской проезд, вл.21; вл. 21 корп. 6. ОАО «ЭНПИ»
Концепция строительства многофункционального комплекса по адресу 5-ый Донской проезд, вл.21; вл. 21 корп. 6. ОАО «ЭНПИ»
Концепция строительства многофункционального комплекса по адресу 5-ый Донской проезд, вл.21; вл. 21 корп. 6. ОАО «ЭНПИ»
Культурно-развлекательный комплекс на Цветном бульваре, д.11, стр. 2, АМ «Дмитрий Пшеничников и партнеры". Варианты фасадов
Культурно-развлекательный комплекс на Цветном бульваре, д.11, стр. 2, АМ «Дмитрий Пшеничников и партнеры". Варианты фасадов
Культурно-развлекательный комплекс на Цветном бульваре, д.11, стр. 2, АМ «Дмитрий Пшеничников и партнеры". Варианты фасадов
Многофункциональный жилой комплекс с подземной автостоянкой на Ростокинской улице, вл.2. ООО "ТПО «Резерв» Авторы проекта: арх. Плоткин В Л (рук.), арх. Гусарев С.А, Чернышова С.В., Раменский А.Е., Пономарев A.M., Никуленкова И. А.
Многофункциональный жилой комплекс с подземной автостоянкой на Ростокинской улице, вл.2. ООО "ТПО «Резерв» Авторы проекта: арх. Плоткин В Л (рук.), арх. Гусарев С.А, Чернышова С.В., Раменский А.Е., Пономарев A.M., Никуленкова И. А.
Фотография с планшета на градсовете: Архи.ру
Мастерская:
Капстройпроект
ОАО Экспериментальный научно-проектный институт (ЭНПИ)

22 Апреля 2010

Похожие статьи
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.
Жалюзи для льда
В Домодедово по проекту мастерской Юрия Виссарионова построена ледовая арена. Чтобы протяженный фасад, обусловленный техническими характеристиками сооружения для зимних видов спорта, не выглядел однообразным, архитекторы предложили использовать навесные конструкции с разнонаправленными ламелями. Таким образом лед защищается от солнечных лучей, а стена приобретает фактурность и детализацию.
Деревья и арки
В условиях дефицита площади спорткомплекс Шаосинского университета вместил на разных уровнях серию игровых полей и площадок, общественные пространства и даже деревья.
Стержни и лепестки
Для московского района Преображенское бюро GAFA спроектировало камерный комплекс Artel, который состоит всего из двух корпусов по 12 этажей. Отсылки к ар-деко и его ответвлению – стримлайну – мы нашли не только в архитектуре, но и в благоустройстве, напоминающем поглощенную природой железнодорожную эстакаду.
Тетрис в порту
Смотровая башня, спроектированная для Старого порта Монреаля бюро Provencher_Roy, и общественная зеленая зона вокруг нее от ландшафтного бюро NIPPAYSAGE вобрали в себя множество элементов местной идентичности.
Баланс желтого
Архитекторы АБ ATRIUM, используя свои навыки и знания в области проектирования школ нового поколения, в которых само пространство и пластика – так задумано – работают на развитие ребенка, оживили крупный, хотя и среднеэтажный, жилой комплекс New Питер проектом, где сквозь темный кирпич прорываются лучи желтого цвета, актового зала нет, зато есть четыре амфитеатра, две открытые террасы, парк и возможность использовать возможности школы не только ученикам, но и, по вечерам, горожанам.
Очередной оазис
Stefano Boeri Architetti выиграли конкурс на проект жилого комплекса в Братиславе. Здесь не обошлось без их «фирменных» висячих садов.
Трое и башня
Офисный центр Neuer Kanzlerplatz, построенный в Бонне по проекту бюро JSWD, улучшает связанность городской ткани и интригует объемными фасадами из архитектурного бетона.
Вертикальный «парк»
Бывшая фабрика электроники в Шэньчжэне превращена по проекту JC DESIGN в многоярусное общественное пространство и офисы для «креативных индустрий».
В центре – пустота
В Лондоне открывается очередной летний павильон галереи «Серпентайн». В этом году южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies сместили фокус внимания с сооружения на свободное пространство вокруг и внутри него.
«Почвенная» архитектура
Медицинский центр в Провансе – землебитное сооружение без дополнительного каркаса: материал для него «добыли» непосредственно на стройплощадке. Авторы проекта – бюро Combas.
Серийный подход
Бюро AIM Architecture превратило четыре нефтехранилища бывшей промзоны на востоке Китая в общественные пространства.
На девятом облаке
В китайском мегаполисе Шицзячжуан началось строительство спортивного центра Cloud 9 по проекту MAD Architects. Чтобы максимально усилить сходство здания с облаком, его планируют обернуть полупрозрачной мембраной.
Новые ворота на 432 «гейта»
Архитекторы Coop Himmelb(l)au представили масштабный проект расширения дубайского аэропорта Аль-Мактум. Строительство планируется начать уже в этом году.
Купол-библиотека
Концептуальная библиотека в уезде Лунъю на востоке Китая задумана авторами, HCCH Studio, как эксперимент по соединению традиционных методов строительства и современных форм.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.