«Сценарий для конкретного места»

Среди центров ТУМО в разных городах Армении, а также в Париже, Москве, Берлине филиал в Гюмри выделяется своей неординарной, смелой архитектурой. Редкий для страны пример реконструкции был реализован по проекту ливанского архитектора Бернара Хури.

mainImg
Первый раз звучащую как кредо фразу Бернара Хури о «конкретном нарративе, сценарии для конкретного места» я услышал в youtube-записи его лекции в Американском университете Бейрута, во второй раз – в нашем интервью, когда Хури подробно рассказал мне о «сценарии», задуманном им для образовательного центра ТУМО в Гюмри, втором по величине городе Армении. Это сценарий сформировался при первом же визите ливанского архитектора на участок, что заставляет вспомнить другую его мысль: «Самые лучшие произведения создаются молниеносно». Именно так, на месте, несмотря на сомнения директора ТУМО, Хури твердо решил взяться за проект и изложил свои идеи касательно будущего здания. Его замысел органично вписывался в философию центров ТУМО, которые внедряют новую, творческую жизнь в ценные с архитектурной точки зрения здания, сохраняющие в себе городскую память, но лишенные в текущий момент своего первоначального потенциала.
 
Образовательный центр ТУМО в Гюмри
Фото © Sona Manukyan
Образовательный центр ТУМО в Гюмри
Фото © Sona Manukyan
Образовательный центр ТУМО в Гюмри
Фото © Sona Manukyan

Как с улыбкой вспоминает эту встречу директор ТУМО Мари Лу Папазян, «Бернар своеобразно выделялся на фоне зимнего, холодного Гюмри своим кинематографическим, характерным байкерским образом. Он очень инициативно отнесся к идее реконструкции. Его желанием было, чтобы здание имело позитивное влияние на людей».
 
Образовательный центр ТУМО в Гюмри
Фото © Sona Manukyan
Образовательный центр ТУМО в Гюмри
Фото © Sona Manukyan
Образовательный центр ТУМО в Гюмри
Фото © Sona Manukyan

Появление Хури в Гюмри, на первый взгляд, можно считать вполне логичным, учитывая его опыт работы со сложным контекстом, в частности, в его родном Бейруте. Конечно, травм, полученных Бейрутом в результате долгих лет гражданской войны, в Гюмри нет. Но в тоже время Гюмри окончательно не исцелился после землетрясения 1988 года – сильнейшего потрясения, во многом разделившего историю города на «до» и «после». Отчасти проект гюмрийского ТУМО можно рассматривать в контексте первых бейрутских работ Хури: ночного клуба B018, бара «Сентраль» и японского ресторана «Ябани», где на контрасте со сложным контекстом он сделал «инъекцию» активной жизни в травмированные зоны. Но эти «уколы» не всегда сказывались на прилегающей территории, и за стенами спроектированных Хури заведений шла совершенно другая жизнь. Проект для ТУМО должен был стать принципиально иным – энергично влияющим на окружение.
 
* * *
В Гюмри центр ТУМO расположился в историческом Народном доме, датируемом серединой XIX века. Однако его строительство фактически продолжалось вплоть до 1960-х: в разные времена были возведены зал, входная зона и т.д. За свою долгую жизнь это прекрасное здание многократно меняло назначение – от рабочего клуба до телецентра. Самым значимым историческим событием здесь была первая постановка оперы «Ануш» композитора Армена Тиграняна в 1912.
 
Образовательный центр ТУМО в Гюмри
Фото © Sona Manukyan
Образовательный центр ТУМО в Гюмри
Фото © Sona Manukyan
Образовательный центр ТУМО в Гюмри
Фото © Sona Manukyan

До новейшей реконструкции здание находилось в удручающем состоянии, которое ставило под вопрос саму возможность его дальнейшего использования. Только положительный результат проведенного обследования показал реалистичность идеи реновации этой постройки.
 
Вид Народного дома в Гюмри до реконструкции для центра ТУМО
Вид Народного дома в Гюмри до реконструкции для центра ТУМО

(фото до реконструкции)
Народный дом находился на балансе Министерства культуры, однако памятником архитектуры считались только главный фасад и сцена. Соответственно, лишь их сохранение при перестройке было требованием государственных инстанций.
 
Вид Народного дома в Гюмри до реконструкции для центра ТУМО
Вид Народного дома в Гюмри до реконструкции для центра ТУМО


 
Выбор именно этого сооружения неслучаен и продиктован прежде всего политикой центра. По словам директора ТУМО Мари Лу Папазян, «были рассмотрены и иные варианты, в процессе поиска я советовалась в том числе и с местными архитекторами. Основополагающими для выбора этого здания явились его историческая ценность, центральное расположение в городе и фактор парка. Мы всегда стремимся, чтобы центры находились рядом с парками, чтобы кроме компьютеров, студенты имели также доступ к зеленым зонам».
 
Образовательный центр ТУМО в Гюмри
Фото © Sona Manukyan
Образовательный центр ТУМО в Гюмри
Фото © Sona Manukyan
Образовательный центр ТУМО в Гюмри
Фото © Sona Manukyan

Для ТУМО также важно, чтобы будущие ученики ощущали связь с историей и стали частью пространства, где они будут обучаться, чтобы здание с исторической ценностью было сохранено не только как объект памяти, но и стало частью «живого организма».
 
«Мы изобретаем свой инструмент для каждого ТУМО»
(здесь и далее названия разделов – цитаты Бернара Хури)
 
Сотрудничество Бернара Хури и ТУМО восходит к 2006, поэтому можно сказать, что он стоял у истоков системы этих центров. Он разработал дизайн интерьеров для парижского и ереванского филиалов, а также проекты центров для села Кохб и города Масис. Несмотря на узнаваемые, характерные для Хури смелые стилевые приемы во всех этих проектах, архитектуру он рассматривает как уникальный инструмент для конструирования конкретного нарратива – для конкретного центра. «Инструменты архитектуры должны быть изобретены в соответствии с формулой ТУМО», – отмечает он.
 
Образовательный центр ТУМО в Гюмри
Фото © Sona Manukyan
Образовательный центр ТУМО в Гюмри
Фото © Sona Manukyan
Образовательный центр ТУМО в Гюмри
Фото © Sona Manukyan

Для открывшегося в 2020 гюмрийского центра он создал своеобразный диалог нарратива ТУМО с контекстом. Основополагающим для него стали ощущения архитектора при первом посещении участка. По воспоминаниям Бернара Хури, он увидел холодный, пассивный город. «На улицах было малолюдно, почти не было молодежи. Город нуждался в энергии!» – вспоминает Хури. Этот эмоциональный фон он воспринял как возможность для резких изменений – переломить увиденную ситуацию, создав яркую, динамичную структуру. Этим он объясняет применение неожиданного для контекста красного цвета как основного – цвета энергии, драйва и молодежи, который способен побудить людей к действиям.
Образовательный центр ТУМО в Гюмри
Фото © Sona Manukyan
Образовательный центр ТУМО в Гюмри
Фото © Sona Manukyan
Образовательный центр ТУМО в Гюмри
Фото © Sona Manukyan
«Против фальсификации истории»
 
Проект реконструкции реализован в пределах существующего контура здания. Все исторические несущие и наружные стены сохранены. Фасады оставлены в неизменном виде, лишь отреставрированы по первоначальным технологиям специально приглашенными итальянскими специалистами. Эти фасады образуют некую базу из вертикальных поверхностей, поддерживающую автономно развивающуюся новую динамичную композицию. Минималистские объемы и плоскости новой композиции, отчасти напоминающие работы Луиса Баррагана, объединены единым красным цветом, что создает визуальную целостность композиции и смягчает контрасты форм. Колорит в качестве объединяющего фактора коснулся также и интерьеров. Эта яркая слитность подчеркивается четкой границей между новым и старым, что акцентирует нетронутость наследия и самодостаточность нового. Важным жестом стало и сохранение советской металлической вывески клуба, которая теперь помещена в вестибюле центра.
Вид фасада Народного дома до реконструкции с вывеской советского времени
Образовательный центр ТУМО в Гюмри. Вестибюль с вывеской советского времени
Фото © Sona Manukyan
«Доступ к историческому содержанию»
 
Здание расположено на перепаде рельефа и потому доступно с двух уровней. Главный вход находится со стороны исторического фасада: здесь, на первом этаже расположены основные помещения центра – вестибюль, лаборатории, классы для воркшопов, платформы для самообразования, залы для представлений и концертов, кафе, а также аудитория-амфитеатр, которая удачно вписана в старый зрительный зал.
Второй вход организован с заднего фасада – в новом прямоугольном объеме вровень с перекрытиями первого этажа. На втором этаже разместились помещения администрации и кабинеты преподавателей. Этот вход ведет и на третий этаж – в кинозал, контур которого тонко выделен в новом объеме.
Образовательный центр ТУМО в Гюмри
Фото © Sona Manukyan
Образовательный центр ТУМО в Гюмри
Фото © Sona Manukyan
Образовательный центр ТУМО в Гюмри
Фото © Sona Manukyan
Образовательный центр ТУМО в Гюмри
Фото © Sona Manukyan
«Одна большая игровая площадка»
 
С заднего фасада помещена пологая асимметричная лестница, ведущая на многоуровневую кровлю. Динамика углов и плоскостей превращает крышу в полноценное, яркое общественное пространство. Динамичный эффект усиливается устроенным над ней Г-образным в плане навесом, опирающимся на две рамы. Его плоскость выступает в качестве главного акцента и композиционного стержня нового объема. С внутренней стороны он облицован зеркальными металлическими листами, что усиливает воздействие окружения на облик здания и визуально расширяет пространство под крышей.
Тема крыши, связывающей интерьер с небом, характерна для работ Бернара Хури. В ТУМО Гюмри он тоже применил формат необычной кровли, но, в отличие от В018 и «Сентраль», она лишена механических модификаций и отражает диалог перекрытого пространства с окружением, а не с небом.
Образовательный центр ТУМО в Гюмри
Фото © Sona Manukyan
Образовательный центр ТУМО в Гюмри
Фото © Sona Manukyan
Образовательный центр ТУМО в Гюмри
Фото © Sona Manukyan
Образовательный центр ТУМО в Гюмри
Фото © Sona Manukyan
«Готовность взглянуть на историю под другим углом»
 
Переосмыслив для местного контекста метод сохранения наследия и его интеграции в общественное пространство и в сообщество, реконструкция не уничтожила существующий памятник ни функцией, ни формой, причем история представлена не как руина и не как фон. Напротив, в проекте ТУМО есть поэтизация возрождения истории и памяти в виде функции здания, которая аналогична былой.
Образовательный центр ТУМО в Гюмри
Фото © Sona Manukyan
Образовательный центр ТУМО в Гюмри
Фото © Sona Manukyan


Чертежи здания опубликованы на сайте Бернара Хури.
 
  • zooming
    1 / 7
    Образовательный центр ТУМО в Гюмри
    Фото © Hacob Mansuryan
  • zooming
    2 / 7
    Образовательный центр ТУМО в Гюмри
    Фото © Hacob Mansuryan
  • zooming
    3 / 7
    Образовательный центр ТУМО в Гюмри
    Фото © Hacob Mansuryan
  • zooming
    4 / 7
    Образовательный центр ТУМО в Гюмри
    Фото © Hacob Mansuryan
  • zooming
    5 / 7
    Образовательный центр ТУМО в Гюмри
    Фото © Hacob Mansuryan
  • zooming
    6 / 7
    Образовательный центр ТУМО в Гюмри
    Фото © Hacob Mansuryan
  • zooming
    7 / 7
    Образовательный центр ТУМО в Гюмри
    Фото © Hacob Mansuryan
Образовательный центр ТУМО в Гюмри
Фото © Hacob Mansuryan
Образовательный центр ТУМО в Гюмри
Фото © Hacob Mansuryan
Образовательный центр ТУМО в Гюмри
Фото © Hacob Mansuryan
Образовательный центр ТУМО в Гюмри
Фото © Hacob Mansuryan

04 Февраля 2022

Похожие статьи
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.