English version

«История никогда не заканчивается»

Железнодорожный вокзал в городе Капан на юге Армении реконструирован парижским бюро Normal Studio: теперь здесь разместился образовательный центр ТУМО.

mainImg
Идея строительства образовательного центра на юге страны зародилась, когда Мари Лу Папазян, директор Центра креативных технологий ТУМО, по приезде в Капан обратила внимание на большой потенциал железнодорожного вокзала, который давно не использовался по назначению и пустовал. Удобное расположение здания, его архитектурная и историческая ценность могли более чем удачно соединиться с образовательной миссией центра.
Контекст
Вокзал находится на небольшом холме в центральной части города; главным фасадом он выходит на улицу Степана Шаумяна, а саму улицу замыкает гора.
 
Вокзал Капана до реконструкции
Фото © TUMO

Капан как таковой – интересный город с оригинальным планировочным каркасом: расположившись на склоне живописных гор, он протянулся по обеим берегам реки Вохчи. Здесь нет привычной для советского градостроительства классической централизованной структуры.
 
Рядом с Капаном расположены памятники Средневековья и Раннего Нового времени: монастырь Ваганаванк X века, крепость Катараванк X–XIII веков, Халидзорская крепость XVII века, греческая православная церковь Святой Екатерины XVIII века в деревне Каварт и другие. Но в архитектурном плане город знаменит не только благодаря им. Известный архитектор-конструктивист Микаэл Мазманян создал в конце 1920-х для Капана проект рабочего поселка, где террасный тип застройки отсылал к морфотипу традиционного жилья, характерному для этих мест. Впоследствии этот проект стал прототипом для жилого квартала в капанском районе Давит-Бек, реализованного уже в позднесоветские времена.
  • zooming
    Микаэл Мазманян. Проект рабочего поселка для Капана. 1929
    Источник: Ter-Minasyan, Lilit. “Միաձուլված Բնական Լանդշաֆտին.” Ճարտարապետություն և Շինարարություն , 2024. https://www.academia.edu/124862238/%D5%84%D5%A
  • zooming
    Микаэл Мазманян. Проект рабочего поселка для Капана. 1929
    Источник: Ter-Minasyan, Lilit. “Միաձուլված Բնական Լանդշաֆտին.” Ճարտարապետություն և Շինարարություն , 2024. https://www.academia.edu/124862238/%D5%84%D5%A
zooming
Район Давит-Бек в Капане
Фото: Syunik via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International
Здание
Бывший железнодорожный вокзал представляет собой прямоугольную в плане симметричную одноэтажную постройку с традиционной структурой – центральным вестибюлем и боковыми залами ожидания. Здание выполнено из розового туфа в русле национального неоклассицизма: здесь акцентирован центральный ризалит с огромным остекленным арочным проемом. От центра в обе стороны идут большие прямоугольные окна, перемежающиеся ионическими пилястрами.
Центр ТУМО в Капане
Фото © Normal Studio
  • zooming
    Историческая фотография железнодорожной станции в Капане
    Изображение с сайта www.aravot.am
  • zooming
    Историческая фотография железнодорожной станции в Капане
    Изображение с сайта www.aravot.am
Центр ТУМО в Капане
Фото © Normal Studio

Железнодорожная станция открылась в 1932 и оставалась главным транспортным узлом города вплоть до постройки аэровокзала в 1972. Железнодорожное сообщение прекратилось в начале 1990-х из-за военных действий, и здание пустовало более 30 лет, успев значительно обветшать за это время. До приобретения вокзала центром ТУМО он находился в частной собственности.
Реконструкция
До начала реконструкции рядом со зданием были установлены ТУМО-боксы, которые служили временным центром ТУМО. Они и сейчас используются для проведения семинаров и учебных лабораторий.
  • zooming
    1 / 4
    ТУМО-боксы в Капане
    Фото © TUMO
  • zooming
    2 / 4
    ТУМО-боксы в Капане
    Фото © TUMO
  • zooming
    3 / 4
    ТУМО-боксы в Капане
    Фото © TUMO
  • zooming
    4 / 4
    ТУМО-боксы в Капане
    Фото © TUMO

Реконструкция вокзала была реализована поэтапно: в первую очередь были проведены противоаварийные работы и усилены конструкции. Это выполнило проектное подразделение ТУМО совместно с местными инженерами. Второй задачей стала собственно адаптация здания под нужды образовательного центра.
  • zooming
    Центр ТУМО в Капане
    Фото © Normal Studio
  • zooming
    Центр ТУМО в Капане
    Фото © Normal Studio

Параллельно с реконструкцией рядом со зданием была возведена техническая пристройка с выделяющимся среди окружения фасадом из рельефных серебристых панелей.
Адаптация
Проект адаптации был доверен парижскому бюро Normal Studio, специализирующемуся на предметном и промышленном дизайне. На первый взгляд неординарный выбор был для ТУМО осознанным: целью было найти команду, которая не только разработает дизайн образовательных пространств, но и сможет на протяжении всего рабочего процесса создавать прототипы, тестировать и внедрять необходимые для центра инновации.
 
  • zooming
    1 / 5
    Центр ТУМО в Капане
    Фото © Normal Studio
  • zooming
    2 / 5
    Центр ТУМО в Капане
    Фото © Normal Studio
  • zooming
    3 / 5
    Центр ТУМО в Капане
    Фото © Normal Studio
  • zooming
    4 / 5
    Центр ТУМО в Капане
    Фото © Normal Studio
  • zooming
    5 / 5
    Центр ТУМО в Капане
    Фото © Normal Studio

Для ТУМО важно было сохранить архитектурную целостность здания, поэтому вмешательство в его структуру было сведено к минимуму, чтобы сохранить ощущение преемственности традиций и подлинности наследия.
 
  • zooming
    1 / 4
    Центр ТУМО в Капане
    Фото © Normal Studio
  • zooming
    2 / 4
    Центр ТУМО в Капане
    Фото © Normal Studio
  • zooming
    3 / 4
    Центр ТУМО в Капане
    Фото © Normal Studio
  • zooming
    4 / 4
    Центр ТУМО в Капане
    Фото © Normal Studio

Авторы проекта максимально деликатно подошли к делу, что проявилось в их сдержанном подходе при создании пространства. В то же время средствами дизайна сюда внедрены смелые акценты, символизирующие дух прогресса. Тем самым создан баланс между уважением к прошлому и современной интерпретацией пространства для кардинально иной функции, с привнесенными, новыми смыслами и ценностями. По словам дизайнеров, «этот контраст подчеркивает живую, развивающуюся природу здания, что воплощает идею о том, что история никогда не заканчивается, а обогащается новыми нарративами».
 
Центр ТУМО в Капане
Фото © Normal Studio

Изначальная планировочная структура здания с несущими стенами, разделяющими залы, была сохранена. Пространство было интерпретировано как открытое, динамичное место для саморазвития, с отчетливым минималистским дизайном: выкрашенными в белый цвет стенами, наливными полами молочного оттенка, обшитыми ОСП-панелями кровлями боковых крыльев и т. д. На этом светлом фоне эффектно смотрятся специально спроектированные Normal Studio для ТУМО в Капане мебель и предметы дизайна, которые преимущественно выкрашены в International Klein Blue (IKB) – изобретенный и запатентованный Ивом Кляйном знаменитый синий цвет.
 
  • zooming
    1 / 5
    Центр ТУМО в Капане
    Фото © Normal Studio
  • zooming
    2 / 5
    Центр ТУМО в Капане
    Фото © Normal Studio
  • zooming
    3 / 5
    Центр ТУМО в Капане
    Фото © Normal Studio
  • zooming
    4 / 5
    Центр ТУМО в Капане
    Фото © Normal Studio
  • zooming
    5 / 5
    Центр ТУМО в Капане
    Фото © Normal Studio

Вестибюль был приспособлен для размещения стойки администратора и сопутствующих функций. Стены закрыты декоративными панелями, скрывающими за собой обогреватели. Оригинальная роспись потолка, единственный уцелевший подлинный фрагмент интерьера, тщательно законсервирована. На ее фоне контрастно выделяется линеарная шестигранная люстра. В боковых залах ожидания теперь устроены пространства для самостоятельного обучения.
 
  • zooming
    1 / 6
    Центр ТУМО в Капане
    Фото © Normal Studio
  • zooming
    2 / 6
    Центр ТУМО в Капане
    Фото © Normal Studio
  • zooming
    3 / 6
    Центр ТУМО в Капане
    Фото © Normal Studio
  • zooming
    4 / 6
    Центр ТУМО в Капане
    Фото © Normal Studio
  • zooming
    5 / 6
    Центр ТУМО в Капане
    Фото © Normal Studio
  • zooming
    6 / 6
    Центр ТУМО в Капане
    Фото © Normal Studio

Справа от входа расположен кафетерий-коворкинг, который продолжается на остекленной веранде. Ключевую композиционную роль здесь играет черный стол почти во всю длину зала; над ним висит такая же вытянутая люстра сливочного цвета с «двускатным» силуэтом. Вдоль стен расставлены блоки диванов с перегородками.
 
  • zooming
    1 / 4
    Центр ТУМО в Капане
    Фото © Normal Studio
  • zooming
    2 / 4
    Центр ТУМО в Капане
    Фото © Normal Studio
  • zooming
    3 / 4
    Центр ТУМО в Капане
    Фото © Normal Studio
  • zooming
    4 / 4
    Центр ТУМО в Капане
    Фото © Normal Studio

Слева находится зона для самостоятельных занятий, которая композиционно решена более свободно, с применением разнообразных по форме, цвету и расположению предметов мебели, подоконников и т. д. Среди них выделяется синий куб – складское помещение для кафе.
 
  • zooming
    Центр ТУМО в Капане
    Фото © Normal Studio
  • zooming
    Центр ТУМО в Капане
    Фото © Normal Studio

Одновременно было благоустроено пространство вокруг вокзала, в частности, были сооружены лестницы перед входом с применением геометризованных Г-образных скамеек и линеарных уличных фонарей, также выкрашенных в синий цвет IKB.
 
Уникальность проекта для Капана в контексте разнообразия центров ТУМО в Армении заключается в том, что это первый опыт адаптации существующего здания под новую функцию с сохранением изначального контура, без пристроек и надстроек. За короткое время ТУМО-Капан стал центром притяжения для молодых горожан.
 
Более 30 лет пустовавший вокзал, прежде выражавший значимость Капана и его связь с остальным миром, сегодня продолжает этот нарратив, вновь приобретя важное общественное значение. Это уже не физический коммуникационный узел (в качестве вокзала), а метафизический технологический учебный центр, обращенный в будущее и стремящийся быть полноправной частью всего мира.
 

28 Августа 2025

Похожие статьи
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
Технологии и материалы
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Сейчас на главной
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.