Контекст
Вокзал находится на небольшом холме в центральной части города; главным фасадом он выходит на улицу Степана Шаумяна, а саму улицу замыкает гора.Вокзал Капана до реконструкции
Фото © TUMO
Капан как таковой – интересный город с оригинальным планировочным каркасом: расположившись на склоне живописных гор, он протянулся по обеим берегам реки Вохчи. Здесь нет привычной для советского градостроительства классической централизованной структуры.
Рядом с Капаном расположены памятники Средневековья и Раннего Нового времени: монастырь Ваганаванк X века, крепость Катараванк X–XIII веков, Халидзорская крепость XVII века, греческая православная церковь Святой Екатерины XVIII века в деревне Каварт и другие. Но в архитектурном плане город знаменит не только благодаря им. Известный архитектор-конструктивист Микаэл Мазманян создал в конце 1920-х для Капана проект рабочего поселка, где террасный тип застройки отсылал к морфотипу традиционного жилья, характерному для этих мест. Впоследствии этот проект стал прототипом для жилого квартала в капанском районе Давит-Бек, реализованного уже в позднесоветские времена.
Район Давит-Бек в Капане
Фото: Syunik via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International
Здание
Бывший железнодорожный вокзал представляет собой прямоугольную в плане симметричную одноэтажную постройку с традиционной структурой – центральным вестибюлем и боковыми залами ожидания. Здание выполнено из розового туфа в русле национального неоклассицизма: здесь акцентирован центральный ризалит с огромным остекленным арочным проемом. От центра в обе стороны идут большие прямоугольные окна, перемежающиеся ионическими пилястрами.Центр ТУМО в Капане
Фото © Normal Studio
Центр ТУМО в Капане
Фото © Normal Studio
Железнодорожная станция открылась в 1932 и оставалась главным транспортным узлом города вплоть до постройки аэровокзала в 1972. Железнодорожное сообщение прекратилось в начале 1990-х из-за военных действий, и здание пустовало более 30 лет, успев значительно обветшать за это время. До приобретения вокзала центром ТУМО он находился в частной собственности.
Реконструкция
До начала реконструкции рядом со зданием были установлены ТУМО-боксы, которые служили временным центром ТУМО. Они и сейчас используются для проведения семинаров и учебных лабораторий.Реконструкция вокзала была реализована поэтапно: в первую очередь были проведены противоаварийные работы и усилены конструкции. Это выполнило проектное подразделение ТУМО совместно с местными инженерами. Второй задачей стала собственно адаптация здания под нужды образовательного центра.
Параллельно с реконструкцией рядом со зданием была возведена техническая пристройка с выделяющимся среди окружения фасадом из рельефных серебристых панелей.
Адаптация
Проект адаптации был доверен парижскому бюро Normal Studio, специализирующемуся на предметном и промышленном дизайне. На первый взгляд неординарный выбор был для ТУМО осознанным: целью было найти команду, которая не только разработает дизайн образовательных пространств, но и сможет на протяжении всего рабочего процесса создавать прототипы, тестировать и внедрять необходимые для центра инновации.Для ТУМО важно было сохранить архитектурную целостность здания, поэтому вмешательство в его структуру было сведено к минимуму, чтобы сохранить ощущение преемственности традиций и подлинности наследия.
Авторы проекта максимально деликатно подошли к делу, что проявилось в их сдержанном подходе при создании пространства. В то же время средствами дизайна сюда внедрены смелые акценты, символизирующие дух прогресса. Тем самым создан баланс между уважением к прошлому и современной интерпретацией пространства для кардинально иной функции, с привнесенными, новыми смыслами и ценностями. По словам дизайнеров, «этот контраст подчеркивает живую, развивающуюся природу здания, что воплощает идею о том, что история никогда не заканчивается, а обогащается новыми нарративами».
Центр ТУМО в Капане
Фото © Normal Studio
Изначальная планировочная структура здания с несущими стенами, разделяющими залы, была сохранена. Пространство было интерпретировано как открытое, динамичное место для саморазвития, с отчетливым минималистским дизайном: выкрашенными в белый цвет стенами, наливными полами молочного оттенка, обшитыми ОСП-панелями кровлями боковых крыльев и т. д. На этом светлом фоне эффектно смотрятся специально спроектированные Normal Studio для ТУМО в Капане мебель и предметы дизайна, которые преимущественно выкрашены в International Klein Blue (IKB) – изобретенный и запатентованный Ивом Кляйном знаменитый синий цвет.
Вестибюль был приспособлен для размещения стойки администратора и сопутствующих функций. Стены закрыты декоративными панелями, скрывающими за собой обогреватели. Оригинальная роспись потолка, единственный уцелевший подлинный фрагмент интерьера, тщательно законсервирована. На ее фоне контрастно выделяется линеарная шестигранная люстра. В боковых залах ожидания теперь устроены пространства для самостоятельного обучения.
Справа от входа расположен кафетерий-коворкинг, который продолжается на остекленной веранде. Ключевую композиционную роль здесь играет черный стол почти во всю длину зала; над ним висит такая же вытянутая люстра сливочного цвета с «двускатным» силуэтом. Вдоль стен расставлены блоки диванов с перегородками.
Слева находится зона для самостоятельных занятий, которая композиционно решена более свободно, с применением разнообразных по форме, цвету и расположению предметов мебели, подоконников и т. д. Среди них выделяется синий куб – складское помещение для кафе.
Одновременно было благоустроено пространство вокруг вокзала, в частности, были сооружены лестницы перед входом с применением геометризованных Г-образных скамеек и линеарных уличных фонарей, также выкрашенных в синий цвет IKB.
Уникальность проекта для Капана в контексте разнообразия центров ТУМО в Армении заключается в том, что это первый опыт адаптации существующего здания под новую функцию с минимальным вмешательством. За короткое время ТУМО-Капан стал центром притяжения для молодых горожан.
Более 30 лет пустовавший вокзал, прежде выражавший значимость Капана и его связь с остальным миром, сегодня продолжает этот нарратив, вновь приобретя важное общественное значение. Это уже не физический коммуникационный узел (в качестве вокзала), а метафизический технологический учебный центр, обращенный в будущее и стремящийся быть полноправной частью всего мира.