Каменные пилоны для XXI столетия

Бюро Ренцо Пьяно возвело комплекс «Городских ворот» в центре Валлетты – зоне, охраняемой как Всемирное наследие ЮНЕСКО. Репортаж с Мальты Инессы Ковалевой.

mainImg
Этим летом в столице Мальты, наконец, завершился один из самых амбициозных для этого острова проектов – реконструкция исторического центра Валлетты, включенного в список Всемирного наследия.
 
Валлетта – реконструкция исторического центра © Инесса Ковалева
Валлетта – реконструкция исторического центра © Инесса Ковалева

На сегодняшний день готовы практически все составляющие комплекса: собственно городские ворота, здание Парламента, театр под открытым небом и площадь Свободы. Остался финальный штрих: благоустройство крепостного рва (превращение его в парк) и установка лифта, который соединит этот парк с верхними уровнями.
 
Валлетта – реконструкция исторического центра © Инесса Ковалева

За шесть лет проект команды Ренцо Пьяно превратил заполненное парковками сердце исторического города в комфортную пешеходную зону, где удалось соединить историческое с новым, разграничить разные по уровню доступа объекты, найти место и туристам, и жителям, а пространство решить гармонично и сомасштабно человеку. Проект реконструкции центра Валлетты задуман как диалог между прошлым, настоящим и будущим. Здесь соединилось местное мастерство и современные технологии.
 
Валлетта – реконструкция исторического центра © Инесса Ковалева

Главным архитектором проекта выступил Антонио Бельведере. 3 августа он рассказал о его процессе реализации со сцены нового театра в рамках Европейской ассамблеи студентов-архитекторов, которая проходила на Мальте с 1 по 16 августа. У него получилась захватывающая история об объединении усилий архитекторов и строителей, властей и городского сообщества во имя общей цели. Изначально при работе над проектом были выстроены очень тесные отношения его авторов с городскими властями. В качестве местных партнеров было привлечено мальтийское архитектурное бюро АР.
 
Валлетта – реконструкция исторического центра © Инесса Ковалева



Градостроительное решение комплекса требовало перекрытия для машин ключевой для транспортной системы Валлетты улицы. Понимая всю важность проекта, власти все же пошли на это, получив взамен пешеходную зону вдоль двух центральных улиц. Транспортная ситуация также отрегулировалась: машины попадают в город через боковые въезды.




Ворота
 
Валлетта – реконструкция исторического центра © Инесса Ковалева

За всю историю города его ворота менялись множество раз – от вырубленного в скале тоннеля до арки, последний раз реконструированной 50 лет назад. Ренцо Пьяно заменил ворота на мост. Теперь арка впервые за несколько столетий открывается в небо. Мост перекинут через ров, отмечающий вместе с крепостными стенами границы Валлетты. Ширина моста – всего 8 метров, это отсылка к исторической ширине 1633 года; все более поздние расширявшие его пристройки были демонтированы. Так архитекторы хотели вернуть истинный смысл моста как сооружения, проходя по которому, можно любоваться видами по обе его стороны.
 
Валлетта – реконструкция исторического центра © Michel Denancé

Новые ворота представляют собой массивные объемы из огромных каменных блоков по обе стороны от моста. Они отделены от исторических стен стальными лезвиями высотой 25 метров. Металл так же массивен, как и камень: общий вес лезвий – 14 тонн. Лезвия – художественный ход, обозначающий границу старого и нового.
 
Валлетта – реконструкция исторического центра © Michel Denancé

Комплекс сохраняет историческую многоуровневость Валлетты: сразу за воротами симметрично расходятся лестницы, открывающие новые виды на город и здание Парламента. С верхнего уровня лифт спускает посетителей в сад на дне рва. Архитектурное решение во многом вдохновлено влиянием рыцарского ордена госпитальеров, проходящим сквозь всю историю Мальты.
 
Валлетта – реконструкция исторического центра © Michel Denancé



Мост продолжается центральной улицей – главной осью города и заканчивается бастионом, защищающим Валлетту от нападения с моря. В оборонные сооружения мальтийской столицы сейчас вложен новый смысл – это архитектура праздника: летними вечерами здесь не смолкают залпы салютов, и даже организованы целые фестивали фейерверков.




Здание Парламента
 
Валлетта – реконструкция исторического центра © Michel Denancé

Два массивных объема из светлого камня словно парят в воздухе над площадью: первый этаж Парламента выполнен из стекла и стали – так, чтобы сохранить ощущение пространства исторической площади.
 
zooming
Валлетта – реконструкция исторического центра © Michel Denancé

Изначально строительство здания Парламента планировалось на месте руин театра. В результате долгих переговоров по инициативе архитекторов место для здания нашли сразу за городскими стенами, сократив на плане, но сохранив по ощущениям пространство площади.
 
zooming
Валлетта – реконструкция исторического центра © Michel Denancé

Прозрачность здесь – сложное решение, учитывая, что это здание важного государственного учреждения (помимо палаты Парламента, здесь находятся кабинеты депутатов, премьер-министра и лидера оппозиции). Опять же – это результат многочисленных переговоров и поисков выхода совместно с мальтийскими службами безопасности.
 
Валлетта – реконструкция исторического центра © Michel Denancé

Чтобы поднять здание над площадью, разработали сложное конструктивное решение: его объемы подвешены на стальных опорах, которые находятся в постоянном напряжении. Такая конструкция также обеспечивает зданию устойчивость при землетрясениях.
 
Валлетта – реконструкция исторического центра © Michel Denancé

Объемы неправильной формы соединены между собой переходами. Их повороты формируют многочисленные перспективы, с каждой точки открывается совершенно новый вид.
 
Валлетта – реконструкция исторического центра © Инесса Ковалева



В этом проекте никогда не было и речи о каркасе и оболочке, как сейчас часто строятся здания. По замыслу архитекторов, объемы должны выглядеть так, словно вырезаны из скалы. Для достижения такого эффекта блоки тщательно пронумеровывались при добыче, чтобы сохранить «геологическую» последовательность и затем сложить их в цельный объем на стройплощадке.




История о камне
 
Валлетта – реконструкция исторического центра © Michel Denancé

Когда команда из бюро Ренцо Пьяно впервые приземлилась в аэропорту Мальты, сразу же решили, что строить нужно только из камня. Весь остров сформирован известняковыми породами, и из них же возведен город. Дома из светлого камня, местами обветшавшего от воздействия ветров и обнажившего свои фактурные внутренние пустоты, стоят здесь уже не один век. Однако сейчас твердую породу известняка, пригодную для реализации архитектурного замысла «Городских ворот Валлетты», уже не добывают. Каменоломни были закрыты из-за сложности процесса ее добычи, и мальтийцы перешли на мягкий известняк, который получать гораздо легче.
 
Валлетта – реконструкция исторического центра © Michel Denancé

Около года ушло только на то, чтобы открыть карьеры в Гозо заново и начать добывать твердый камень, подходящий для задуманного строительства. Когда технология была восстановлена и каменоломни заработали, следующей преградой на пути архитекторов стал размер блоков: они оказались меньше, чем было задумано в проекте. Но упорству и бескомпромиссности Антонио Белведере можно только позавидовать. «Я был в Лондоне, когда менеджер строительства позвонил мне и сообщил, что крупные блоки, как в нашем проекте, вырезать невозможно. Через несколько часов я вылетел на Мальту, но пошел не к менеджеру, а непосредственно к тем, кто добывает камень. “Послушай, – сказал я, – сколько раз в жизни выпадает шанс построить такой важный объект? Он простоит не 20, не 50, а как минимум 200 лет.” К счастью, меня поняли, и, когда через несколько месяцев на стройплощадку начали прибывать крупные блоки, удивлению менеджера не было предела, но он был рад, что мы сделали это,» – рассказывает Антонио. Поэтому фразы о слаженной работе многих людей, которые понимают всю важность вверенного им проекта, в отношении «Ворот Валлетты» – не пустые слова.
 
Валлетта – реконструкция исторического центра © Инесса Ковалева

Решение плоскости фасада пришло в голову Антонио Бельведере субботним утром, когда он ехал на работу на велосипеде. Эрозия, характерная для местного камня, создает ощущение, что камень дышит. Такого же эффекта Антонио хотелось достичь и для здания Парламента. 3000 модульных элементов, собранных вручную, формируют структуру фасада. Их основная функция – защита от палящего мальтийского солнца. В дополнение ко всему, они образуют красивый рисунок, перекликающийся с полуразрушенной кладкой исторических стен. Это сходство заметили позже, но оно оказалось очень даже кстати.
 
Валлетта – реконструкция исторического центра © Инесса Ковалева



Принципы энергоэффективности и устойчивого развития реализованы с помощью 600 м2 солнечных батарей на крыше и 40 геотермальных скважин, прорубленных в скальном основании до глубины в 140 м.




Театр
 
Валлетта – реконструкция исторического центра © Инесса Ковалева

Восстанавливать королевский оперный театр 1866 года, построенный одним из архитекторов Вестминстерского дворца Э.М. Бэрри в период, когда Мальта находилась под властью британцев, никто и не планировал. Здание было разрушено бомбардировками в 1942, и к моменту старта проекта на его месте среди полуразрушенных колонн уже несколько лет находилась парковка. Именно здесь заказчик в начале хотел поместить здание Парламента. Но когда архитекторы увидели руины театра, снести его они просто не смогли, и взамен предложили перенести Парламент. При этом они были достаточно убедительны в своих доводах, чтобы к ним прислушались.
 
Валлетта – реконструкция исторического центра © Инесса Ковалева

Как возродили старый театр? Руины оставили нетронутыми, а внутрь вставили «театральную машину». Обычно конструкции сцены спрятаны от зрителя, а здесь они открыты. Зрительный зал размещен на плоскости, как бы парящей над уцелевшими фундаментами. Частично сохранившуюся входную группу также отреставрировали и разместили там необходимые театру помещения.
 
Валлетта – реконструкция исторического центра © Инесса Ковалева

Когда в театре не проходят концерты и спектакли, он служит общественным пространством. В этом сентябре на его сцене выступят солисты Большого театра.
 
Валлетта – реконструкция исторического центра © Инесса Ковалева
Валлетта – реконструкция исторического центра © Инесса Ковалева
Валлетта – реконструкция исторического центра © Инесса Ковалева
Валлетта – реконструкция исторического центра. Парламент © Mario Carrieri
Валлетта – реконструкция исторического центра. Парламент © Mario Carrieri
Валлетта – реконструкция исторического центра © Инесса Ковалева
Валлетта – реконструкция исторического центра © Инесса Ковалева
Валлетта – реконструкция исторического центра © Инесса Ковалева
Валлетта – реконструкция исторического центра © Инесса Ковалева
Валлетта – реконструкция исторического центра © Инесса Ковалева
Валлетта – реконструкция исторического центра © Инесса Ковалева
Валлетта – реконструкция исторического центра. Оперный театр © Michel Denancé
zooming
Валлетта – реконструкция исторического центра. Оперный театр © Michel Denancé
zooming
Валлетта – реконструкция исторического центра. Оперный театр © Michel Denancé
Валлетта – реконструкция исторического центра © Инесса Ковалева
Валлетта – реконструкция исторического центра © Инесса Ковалева
Валлетта – реконструкция исторического центра © Инесса Ковалева
Валлетта – реконструкция исторического центра © Инесса Ковалева
Валлетта – реконструкция исторического центра © Michel Denancé
zooming
Валлетта – реконструкция исторического центра © RPBW
Валлетта – реконструкция исторического центра © RPBW
Валлетта – реконструкция исторического центра © RPBW
Валлетта – реконструкция исторического центра © Инесса Ковалева
Валлетта – реконструкция исторического центра © Инесса Ковалева
Валлетта – реконструкция исторического центра © Инесса Ковалева
Валлетта – реконструкция исторического центра © Инесса Ковалева
Валлетта – реконструкция исторического центра © Инесса Ковалева
Валлетта – реконструкция исторического центра © Инесса Ковалева
Валлетта – реконструкция исторического центра © Инесса Ковалева
Валлетта – реконструкция исторического центра © Инесса Ковалева
Валлетта – реконструкция исторического центра © Инесса Ковалева
Валлетта – реконструкция исторического центра © Инесса Ковалева
Валлетта – реконструкция исторического центра © Инесса Ковалева
Валлетта – реконструкция исторического центра © Инесса Ковалева
Валлетта – реконструкция исторического центра © Инесса Ковалева

24 Августа 2015

Похожие статьи
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
Технологии и материалы
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Сейчас на главной
Палитра дерева
По проекту бюро Kub House на участке в поселке Николино построено несколько зданий с применением CLT-технологии. Архитекторы рассказывают о дополнительных решениях: шиндель и еловый планкен на фасадах, самоклеящаяся алюминиевая пароизоляция для герметичности здания, звукоизоляционные конструкции.
Угадай мелодию
Архитектурная премия мэра Москвы позиционирует себя как представляющая «главные проекты года». Это большая ответственность – так что и мы взяли на себя смелость разобраться в структуре побед и не-побед 2025 года на примере трех самых объемных номинаций: офисов, жилья, образования. Обнаружился ряд мелких нестыковок вроде не названных авторов – и один крупный парадокс в базисе эмотеха. Разбираемся с базисом и надстройкой, формулируем основной вопрос, строим гипотезы.
Связь прошлого и настоящего
Реконструкции исторических зданий под современный офис редко бывают деликатными по отношению к наследию. Но в проекте редевелопмента исторического здания Телеграфа в Санкт-Петербурге под офис российской IT-компания «ЭР-Телеком» архитекторы UNK corporate interiors смогли найти способ сохранить и бережно инсталлировать в новое пространство оригинальные детали интерьера. Конечно, характер пространства радикально поменялся, но сосуществование с аутентичными элементами, фактурами и материалами создает особую атмосферу, материализуя идею связи времен.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
Отель в швейной мастерской
Концепция APRELarchitects по ревитализации двух объектов культурного наследия в центре Воронежа предполагает приспособление здания швейной мастерской и колокольни Пятницкой церкви под гостиничный комплекс с музеем, спа-комплексом и оживленным двориком. Контуры утраченной колокольни предполагается восстановить с помощью легкой световой инсталляции.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
В позитивном свете
Современные общественные пространства все чаще сочетают несколько функций, и на первый план выходит их планировочная гибкость и продуманность зонирования. В новом мультипространстве LOOK UP & UPSKILL, разработанном Pergaev Bureau, объединены кафе, ресторан, библиотека, университет и даже магазин шоколада, решенные в едином стиле, создающем спокойную и одновременно вдохновляющую атмосферу.
Школа как доминанта
Бюро арх.15 актуализировало типовой проект общеобразовательной школы на 1100 мест в Хостинском районе. Функциональные блоки отличаются фасадными решениями, задействована кровля, а для оформления учебных и рекреационных пространств формальный подход отвергнут в пользу адаптивного.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Ворота в геопарк
Бюро «КБ-11» разработало концепцию этнографического комплекса для геопарка «Янган-Тау», расположенного в Республике Башкортостан. Природные объекты и ландшафты этой территории имеют международное геологическое значение и включены в список ЮНЕСКО, не менее значительны расположенные здесь памятники истории и культуры. Комплекс должен сделать место более привлекательным для туристов, местного населения и ученых.
Термы за Волгой
Как в нашей стране строят бани? Обычно из лакированных бревен, иногда добавляя розовую штукатурку... А Григорий Дайнов и DK Architects предложили для Тверицких бань на левом берегу Волги в Ярославле – берег заброшенный и депрессивный, но бани, говорят, культовые, – 1. сохранение здания 1950-х, кирпичного, крашеного красной краской; 2. термы из травертина. Ну что тут сказать, идеи Цумтора забрались на азиатский берег. Рассматриваем.
Респектабельная неформальность
Как скомбинировать шоурум и рабочее пространство? Как объединить гедонизм и нонконформизмом? Как превратить меньше 200 м2 в целый мир фешн-индустрии? Архитекторы студии MNdesign справились с этими непростыми задачами, создав интерьер офиса компании Albione и MezzaTorre.
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
«Слово и камень» №3
Альманах современного церковного искусства – издание с аскетическим дизайном и пространными текстами, в том числе со множеством интервью – вышел в третий раз. Новая книжка самая объемная. Пролистали, показываем оглавление и редакционную статью.
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.