Бюро Ренцо Пьяно возвело комплекс «Городских ворот» в центре Валлетты – зоне, охраняемой как Всемирное наследие ЮНЕСКО. Репортаж с Мальты Инессы Ковалевой.
Этим летом в столице Мальты, наконец, завершился один из самых амбициозных для этого острова проектов – реконструкция исторического центра Валлетты, включенного в список Всемирного наследия.
На сегодняшний день готовы практически все составляющие комплекса: собственно городские ворота, здание Парламента, театр под открытым небом и площадь Свободы. Остался финальный штрих: благоустройство крепостного рва (превращение его в парк) и установка лифта, который соединит этот парк с верхними уровнями.
За шесть лет проект команды Ренцо Пьяно превратил заполненное парковками сердце исторического города в комфортную пешеходную зону, где удалось соединить историческое с новым, разграничить разные по уровню доступа объекты, найти место и туристам, и жителям, а пространство решить гармонично и сомасштабно человеку. Проект реконструкции центра Валлетты задуман как диалог между прошлым, настоящим и будущим. Здесь соединилось местное мастерство и современные технологии.
Главным архитектором проекта выступил Антонио Бельведере. 3 августа он рассказал о его процессе реализации со сцены нового театра в рамках Европейской ассамблеи студентов-архитекторов, которая проходила на Мальте с 1 по 16 августа. У него получилась захватывающая история об объединении усилий архитекторов и строителей, властей и городского сообщества во имя общей цели. Изначально при работе над проектом были выстроены очень тесные отношения его авторов с городскими властями. В качестве местных партнеров было привлечено мальтийское архитектурное бюро АР.
Градостроительное решение комплекса требовало перекрытия для машин ключевой для транспортной системы Валлетты улицы. Понимая всю важность проекта, власти все же пошли на это, получив взамен пешеходную зону вдоль двух центральных улиц. Транспортная ситуация также отрегулировалась: машины попадают в город через боковые въезды.
За всю историю города его ворота менялись множество раз – от вырубленного в скале тоннеля до арки, последний раз реконструированной 50 лет назад. Ренцо Пьяно заменил ворота на мост. Теперь арка впервые за несколько столетий открывается в небо. Мост перекинут через ров, отмечающий вместе с крепостными стенами границы Валлетты. Ширина моста – всего 8 метров, это отсылка к исторической ширине 1633 года; все более поздние расширявшие его пристройки были демонтированы. Так архитекторы хотели вернуть истинный смысл моста как сооружения, проходя по которому, можно любоваться видами по обе его стороны.
Новые ворота представляют собой массивные объемы из огромных каменных блоков по обе стороны от моста. Они отделены от исторических стен стальными лезвиями высотой 25 метров. Металл так же массивен, как и камень: общий вес лезвий – 14 тонн. Лезвия – художественный ход, обозначающий границу старого и нового.
Комплекс сохраняет историческую многоуровневость Валлетты: сразу за воротами симметрично расходятся лестницы, открывающие новые виды на город и здание Парламента. С верхнего уровня лифт спускает посетителей в сад на дне рва. Архитектурное решение во многом вдохновлено влиянием рыцарского ордена госпитальеров, проходящим сквозь всю историю Мальты.
Мост продолжается центральной улицей – главной осью города и заканчивается бастионом, защищающим Валлетту от нападения с моря. В оборонные сооружения мальтийской столицы сейчас вложен новый смысл – это архитектура праздника: летними вечерами здесь не смолкают залпы салютов, и даже организованы целые фестивали фейерверков.
Два массивных объема из светлого камня словно парят в воздухе над площадью: первый этаж Парламента выполнен из стекла и стали – так, чтобы сохранить ощущение пространства исторической площади.
Изначально строительство здания Парламента планировалось на месте руин театра. В результате долгих переговоров по инициативе архитекторов место для здания нашли сразу за городскими стенами, сократив на плане, но сохранив по ощущениям пространство площади.
Прозрачность здесь – сложное решение, учитывая, что это здание важного государственного учреждения (помимо палаты Парламента, здесь находятся кабинеты депутатов, премьер-министра и лидера оппозиции). Опять же – это результат многочисленных переговоров и поисков выхода совместно с мальтийскими службами безопасности.
Чтобы поднять здание над площадью, разработали сложное конструктивное решение: его объемы подвешены на стальных опорах, которые находятся в постоянном напряжении. Такая конструкция также обеспечивает зданию устойчивость при землетрясениях.
Объемы неправильной формы соединены между собой переходами. Их повороты формируют многочисленные перспективы, с каждой точки открывается совершенно новый вид.
В этом проекте никогда не было и речи о каркасе и оболочке, как сейчас часто строятся здания. По замыслу архитекторов, объемы должны выглядеть так, словно вырезаны из скалы. Для достижения такого эффекта блоки тщательно пронумеровывались при добыче, чтобы сохранить «геологическую» последовательность и затем сложить их в цельный объем на стройплощадке.
Когда команда из бюро Ренцо Пьяно впервые приземлилась в аэропорту Мальты, сразу же решили, что строить нужно только из камня. Весь остров сформирован известняковыми породами, и из них же возведен город. Дома из светлого камня, местами обветшавшего от воздействия ветров и обнажившего свои фактурные внутренние пустоты, стоят здесь уже не один век. Однако сейчас твердую породу известняка, пригодную для реализации архитектурного замысла «Городских ворот Валлетты», уже не добывают. Каменоломни были закрыты из-за сложности процесса ее добычи, и мальтийцы перешли на мягкий известняк, который получать гораздо легче.
Около года ушло только на то, чтобы открыть карьеры в Гозо заново и начать добывать твердый камень, подходящий для задуманного строительства. Когда технология была восстановлена и каменоломни заработали, следующей преградой на пути архитекторов стал размер блоков: они оказались меньше, чем было задумано в проекте. Но упорству и бескомпромиссности Антонио Белведере можно только позавидовать. «Я был в Лондоне, когда менеджер строительства позвонил мне и сообщил, что крупные блоки, как в нашем проекте, вырезать невозможно. Через несколько часов я вылетел на Мальту, но пошел не к менеджеру, а непосредственно к тем, кто добывает камень. “Послушай, – сказал я, – сколько раз в жизни выпадает шанс построить такой важный объект? Он простоит не 20, не 50, а как минимум 200 лет.” К счастью, меня поняли, и, когда через несколько месяцев на стройплощадку начали прибывать крупные блоки, удивлению менеджера не было предела, но он был рад, что мы сделали это,» – рассказывает Антонио. Поэтому фразы о слаженной работе многих людей, которые понимают всю важность вверенного им проекта, в отношении «Ворот Валлетты» – не пустые слова.
Решение плоскости фасада пришло в голову Антонио Бельведере субботним утром, когда он ехал на работу на велосипеде. Эрозия, характерная для местного камня, создает ощущение, что камень дышит. Такого же эффекта Антонио хотелось достичь и для здания Парламента. 3000 модульных элементов, собранных вручную, формируют структуру фасада. Их основная функция – защита от палящего мальтийского солнца. В дополнение ко всему, они образуют красивый рисунок, перекликающийся с полуразрушенной кладкой исторических стен. Это сходство заметили позже, но оно оказалось очень даже кстати.
Принципы энергоэффективности и устойчивого развития реализованы с помощью 600 м2 солнечных батарей на крыше и 40 геотермальных скважин, прорубленных в скальном основании до глубины в 140 м.
Восстанавливать королевский оперный театр 1866 года, построенный одним из архитекторов Вестминстерского дворца Э.М. Бэрри в период, когда Мальта находилась под властью британцев, никто и не планировал. Здание было разрушено бомбардировками в 1942, и к моменту старта проекта на его месте среди полуразрушенных колонн уже несколько лет находилась парковка. Именно здесь заказчик в начале хотел поместить здание Парламента. Но когда архитекторы увидели руины театра, снести его они просто не смогли, и взамен предложили перенести Парламент. При этом они были достаточно убедительны в своих доводах, чтобы к ним прислушались.
Как возродили старый театр? Руины оставили нетронутыми, а внутрь вставили «театральную машину». Обычно конструкции сцены спрятаны от зрителя, а здесь они открыты. Зрительный зал размещен на плоскости, как бы парящей над уцелевшими фундаментами. Частично сохранившуюся входную группу также отреставрировали и разместили там необходимые театру помещения.