Хельсингер – едва ли не самый знаменитый город Дании после Копенгагена. Своей славой он обязан расположенному здесь замку Кронборг, более известному как «Эльсинор» - место действия шекспировского «Гамлета». С 1915 в замке расположен Датский морской музей, представляющий историю датского флота со эпохи Возрождения до наших дней. Поскольку Дания всегда была весьма активной морской державой, запас свободных экспозиционных площадей и фондохранилищ давно иссяк, и сооружение нового корпуса стало необходимостью.
Проект нового музея был реализован в рамках проекта Kulturhavn Kronborg – программы реставрации самого Кронборга и комплексной реконструкции расположенной по соседству территории бывшего порта. Главной задачей этого масштабного проекта было «перевернуть страницу индустриальной истории города и открыть новую – культурную». Иными словами, реконструкция бывших доков, создание пешеходной набережной и строительство нескольких новых объектов культуры должны были сделать Хельсингер еще более привлекательным для приезжающих туристов, предложив им не только знакомство с замком, но и интересное времяпрепровождение за его пределами. Сначала на берегу пролива Эресунн был построен культурный центр с библиотекой и игротекой, а теперь закончена реализация музея. И если центр разместился на самой набережной, то музею предстояло незаметно интегрироваться в городскую ткань. BIG нашли поистине соломоново решение, расположив учреждение культуры в бывшем сухом доке.
«Из уважительного отношения к замку Кронборг мы должны были заставить новый музей исчезнуть в прямом смысле этого слова, но для того, чтобы сделать его привлекательным для посетителей, мы также должны были создать вокруг него необычное, насыщенное функциями общественное пространство», – поясняет Бьярке Ингельс. Заглубленный на 7 метров в землю док подошел для решения этой дилеммы просто идеально. Галереи и залы музея расположены ниже уровня земли по внешнему периметру дока, тогда как само пространство для ремонта кораблей архитекторы оставили нетронутым, превратив его в аудиторию под открытым небом – место, которое не только будет служить площадкой для всевозможных культурных акций, но и сразу погружает посетителей в мир судостроения, давая представление об истинных масштабах и пропорциях кораблей.
Через это гигантское углубление – «урбанистическую бездну», как док называют сами архитекторы, – переброшено три двухуровневых моста, которые вместе образуют эффектный зигзаг. На уровне земли мосты соединяют противоположные края дока, а также позволяют попасть с набережной в музей. На нижних уровнях мостов размещены некоторые из экспозиций, а также конференц-зал. Полностью прозрачные стены этих помещений позволяют посетителям чувствовать себя внутри «цеха», а на случай слишком яркого солнца предусмотрены специальные занавесы.
И если на «дне» дока архитекторы сохранили оригинальные кильблоки – элементы опорных устройств, предназначенных для установки судна, то на верхней «террасе» музея были созданы современные скамейки, оформление которых, впрочем, также всецело связано с морской тематикой. Внешне эти конструкции напоминают причальные битенги, кроме того, они имеют разную длину – как утверждают сами авторы, в этих круглых «точках» и «тире» зашифровано важное послание, прочесть которое смогут те, кто знаком с азбукой Морзе.
Работа по превращению бывшего дока в музейное пространство продолжалась целых пять лет. Стальные конструкции мостов, каждая из которых весит около 100 тонн, были изготовлены в Китае и доставлены в Хельсингер по морю на самом крупном грузовом судне, которое когда-либо заходило в порт этого датского города, а для того, чтобы смонтировать их на самой стройплощадке, понадобились самые крупные во всей Северной Европе подъемные краны.