Смыслы и угрозы

Журналисты рассуждают о конкурсе на концепцию развития московской агломерации, Григорий Ревзин пишет о бренде и смыслах Москвы, Сергей Скуратов и Наринэ Тютчева – об архитектурной школе МАРШ, а Уильям Брумфильд рассуждает о своем давнем увлечении фотографированием памятников русской архитектуры. Об этом, а также о сносе здания на Арбате и многом другом, – в новом обзоре прессы.

mainImg
Газета «Московские новости» и агентство P-Arch, продолжая совместный проект «Клуб архитектурной критики», опросила архитектурных журналистов, узнав, что они думают о Большой Москве и конкурсе на концепцию развития московской агломерации. Все оказались настроены скептически, полагая, что ждать от конкурса сверхидей не приходится. Григорий Ревзин заострил внимание на сравнительно небольшой оплате работы команд, сейчас работающих над концепцией московской агломерации – «некоторые билеты в оперу больше стоят», Александр Острогорский назвал проект «чемоданом без ручки, внутри которого бомба», Кирилл Асс охарактеризовал его как пример нерешительности и непроуманности.

На страницах журнала «Огонек» Григорий Ревзин рассуждает о бренде и смыслах Москвы. Он пишет, что смыслы, которые так или иначе связаны со столицей, вращаются вокруг определения Москвы как Sin City – города греха. Это город утопий, таких как Большая Москва, город людей, не принимающих свою современность и не любящих свою жизнь – заключает критик и напоследок предлагает поколоть «больному городу» антибиотик.

На этой неделе на заседании правительства Москвы было решено ограничить максимальную высоту строящихся в центре столицы зданий, сообщает РБК daily. Теперь эта величина не должна превышать 75 м, ранее она равнялась 100 м. Ограничения по высоте появятся в зонах панорамного обзора памятников Москвы. Кроме того, будут применяться и дополнительные ограничения по этажности. Власти подчеркивают, что каждый случай будет рассматриваться отдельно. Генеральный директор Penny Lane Realty Георгий Дзагуров рассказал газете «Известия», что сокращение высотности повысит спрос на уже построенные здания и, как следствие, приведет к росту цен на покупку и аренду недвижимости.

С одной стороны, Москва пытается уберечь панорамы города, а с другой, сносит исторические здания. Так, 7 августа начался снос городской усадьбы XVIII-XIX вв. на Арбате, 41 – дома Мельгунова. Приостановить работы удалось только 8 августа с помощью наряда полиции и депутатов. Дом  находится на территории объединенной охранной зоны объектов культурного наследия. Застройщик основывается на разрешении градостроительно-земельной комиссии, однако не имеет согласования департамента культурного наследия Москвы и специально уполномоченной межведомственной «Сносной комиссии», утверждает «Архнадзор». Координатор общественного движения Константин Михайлов направил заявление  в прокуратуру Москвы. Он просит привлечь к ответственности руководителей ЗАО «Строймонтажцентр-2000», разрушивших дом. Координатор «Архнадзора» Наталья Самовер пишет, что дом, который пережил Наполеоновское нашествие, разрушен в год торжественного празднования 200-летия Отечественной войны 1812 года ради строительства многофункционального центра, – «в этом есть какая-то непонятная, жестокая ирония». Самовер говорит, что снос дома сказался и на соседних зданиях. Так, трещины пошли по дому Булата Окуджавы (Арбат, 43). Кроме того, строительство может повредить и выдающийся памятник архитектуры – дом Мельникова.

События вокруг злосчастного, уже почти снесенного дома развиваются: в пятницу стало известно, что подрядчиков оштрафовали на смешную в таких случаях сумму в 200 тысяч рублей. А в середине дня в субботу от «Архнадзора» пришло сообщение о том, что активиста и координатора движения Наталью Самовер арестовали и увезли в полицейской машине.

В пятницу СМИ распространили информацию о том, что Московский Кремль может быть исключен из списка объектов всемирного наследия. ЮНЕСКО направила Союзу архитекторов России письмо, в котором заявила о своей обеспокоенности состоянием Кремля, в том числе в связи с реконструкцией 14-го корпуса и строительством техкорпуса в Тайницком саду. Комитет по всемирному наследию ЮНЕСКО планирует рассмотреть вопрос о состоянии Кремля и Красной площади в будущем году. Позже комиссия РФ по делам ЮНЕСКО опровергла информацию о возможном исключении Кремля из списка объектов всемирного наследия. Комиссия заверила РИА Новости, что эти разговоры – «утка», а Кремлю ничего не угрожает.

Над территорией музея-усадьбы «Архангельское» угроза нависла давным-давно. Сейчас в Министерство культуры Московской области представлен очередной проект по сокращению охранных зон с 657 гектаров до 67, о чем рассказывает телеканал «Культура». Из территории ансамбля предложено исключить парк, окружающий театр Гонзаго, каскад усадебных прудов и Лохин остров. Защитники Архангельского утверждают, что если проект будет утвержден, то эти территории будут застроены. Так, рядом с театром Гонзага планируется построить более 100 коттеджей. Министерство культуры Подмосковья планирует провести собственную экспертную оценку проекта. 

Сергей Скуратов и Наринэ Тютчева рассказали в интервью, опубликованных на сайте новой архитектурной школы МАРШ, о роли архитектора в жизни общества и о том, какими они видят своих будущих студентов. «Архитектор должен быть в первую очередь гражданином, иметь ясную, чистую, принципиальную собственную позицию, и не бояться ее публично отстаивать. Архитектор должен быть мудрым лидером и активно участвовать в процессе изменения вектора культурного развития, уважая и понимая при этом вклад других профессионалов», – говорит Сергей Скуратов.

Еще одно интервью на этой неделе дал журналу «Огонек» профессор Тулейнского университета Нового Орлеана Уильям Брумфилд, любитель русской архитектуры, который уже больше 40 лет занимается ее фотографированием, а получившийся материал издает в виде книг и показывает своим американским студентам. Брумфилд хорошо говорит по-русски, считает себя «обрусевшим», а также уверяет, что через объектив фотоаппарата можно увидеть то, что просто так заметишь не сразу.

Интернет-газета The Village  пишет о том, что «Газпром» урезал площадь своих офисов на Лахте в Петербурге. Около трети площади делового центра решено отвести под социально-культурные объекты: парк, амфитеатр, катки и  выставочные залы. По замыслу проектировщиков, сквер рядом с «Лахта-центром» и парк 300-летия Петербурга могут стать единым пространством для отдыха и прогулок. А петербургская администрация планирует создать  в городе первый «креативный квартал», в котором разместятся мастерские, выставочные пространства, зоны развлечений, торговые площади, гостиницы и офисы творческих организаций. В качестве территории для размещения квартала в настоящее время рассматривается следственный изолятор «Кресты».
zooming
Набережная «Лахта-центра» в Петербурге. Изображение с сайта The Village
В Ораниенбауме продолжается восстановление Большого Меншиковского дворца. На прошлой неделе там открылась вторая очередь реставрации – четыре комнаты женской половины: Большой кабинет, Спальня, Камер-юнгферская и Проходная. «Известия» пишут, что в ходе скрупулезного восстановления комнат потерялся дух истории, и теперь Меншиковский дворец смотрится как новодел. Кроме того, по мнению автора, портит дворец и дешевый клипарт, транслируемый через дорогие видеопроекторы. В 2013 году в Ораниенбауме планируется открыть следующую очередь дворца – Японский павильон, Церковный комплекс и галереи. 

11 Августа 2012

Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.