Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

11.08.2012

Смыслы и угрозы

Софья Кондрашина

Журналисты рассуждают о конкурсе на концепцию развития московской агломерации, Григорий Ревзин пишет о бренде и смыслах Москвы, Сергей Скуратов и Наринэ Тютчева – об архитектурной школе МАРШ, а Уильям Брумфильд рассуждает о своем давнем увлечении фотографированием памятников русской архитектуры. Об этом, а также о сносе здания на Арбате и многом другом, – в новом обзоре прессы.

Газета «Московские новости» и агентство P-Arch, продолжая совместный проект «Клуб архитектурной критики», опросила архитектурных журналистов, узнав, что они думают о Большой Москве и конкурсе на концепцию развития московской агломерации. Все оказались настроены скептически, полагая, что ждать от конкурса сверхидей не приходится. Григорий Ревзин заострил внимание на сравнительно небольшой оплате работы команд, сейчас работающих над концепцией московской агломерации – «некоторые билеты в оперу больше стоят», Александр Острогорский назвал проект «чемоданом без ручки, внутри которого бомба», Кирилл Асс охарактеризовал его как пример нерешительности и непроуманности.


На страницах журнала «Огонек» Григорий Ревзин рассуждает о бренде и смыслах Москвы. Он пишет, что смыслы, которые так или иначе связаны со столицей, вращаются вокруг определения Москвы как Sin City – города греха. Это город утопий, таких как Большая Москва, город людей, не принимающих свою современность и не любящих свою жизнь – заключает критик и напоследок предлагает поколоть «больному городу» антибиотик.

На этой неделе на заседании правительства Москвы было решено ограничить максимальную высоту строящихся в центре столицы зданий, сообщает РБК daily. Теперь эта величина не должна превышать 75 м, ранее она равнялась 100 м. Ограничения по высоте появятся в зонах панорамного обзора памятников Москвы. Кроме того, будут применяться и дополнительные ограничения по этажности. Власти подчеркивают, что каждый случай будет рассматриваться отдельно. Генеральный директор Penny Lane Realty Георгий Дзагуров рассказал газете «Известия», что сокращение высотности повысит спрос на уже построенные здания и, как следствие, приведет к росту цен на покупку и аренду недвижимости.

С одной стороны, Москва пытается уберечь панорамы города, а с другой, сносит исторические здания. Так, 7 августа начался снос городской усадьбы XVIII-XIX вв. на Арбате, 41 – дома Мельгунова. Приостановить работы удалось только 8 августа с помощью наряда полиции и депутатов. Дом  находится на территории объединенной охранной зоны объектов культурного наследия. Застройщик основывается на разрешении градостроительно-земельной комиссии, однако не имеет согласования департамента культурного наследия Москвы и специально уполномоченной межведомственной «Сносной комиссии», утверждает «Архнадзор». Координатор общественного движения Константин Михайлов направил заявление  в прокуратуру Москвы. Он просит привлечь к ответственности руководителей ЗАО «Строймонтажцентр-2000», разрушивших дом. Координатор «Архнадзора» Наталья Самовер пишет, что дом, который пережил Наполеоновское нашествие, разрушен в год торжественного празднования 200-летия Отечественной войны 1812 года ради строительства многофункционального центра, – «в этом есть какая-то непонятная, жестокая ирония». Самовер говорит, что снос дома сказался и на соседних зданиях. Так, трещины пошли по дому Булата Окуджавы (Арбат, 43). Кроме того, строительство может повредить и выдающийся памятник архитектуры – дом Мельникова.

События вокруг злосчастного, уже почти снесенного дома развиваются: в пятницу стало известно, что подрядчиков оштрафовали на смешную в таких случаях сумму в 200 тысяч рублей. А в середине дня в субботу от «Архнадзора» пришло сообщение о том, что активиста и координатора движения Наталью Самовер арестовали и увезли в полицейской машине.

В пятницу СМИ распространили информацию о том, что Московский Кремль может быть исключен из списка объектов всемирного наследия. ЮНЕСКО направила Союзу архитекторов России письмо, в котором заявила о своей обеспокоенности состоянием Кремля, в том числе в связи с реконструкцией 14-го корпуса и строительством техкорпуса в Тайницком саду. Комитет по всемирному наследию ЮНЕСКО планирует рассмотреть вопрос о состоянии Кремля и Красной площади в будущем году. Позже комиссия РФ по делам ЮНЕСКО опровергла информацию о возможном исключении Кремля из списка объектов всемирного наследия. Комиссия заверила РИА Новости, что эти разговоры – «утка», а Кремлю ничего не угрожает.

Над территорией музея-усадьбы «Архангельское» угроза нависла давным-давно. Сейчас в Министерство культуры Московской области представлен очередной проект по сокращению охранных зон с 657 гектаров до 67, о чем рассказывает телеканал «Культура». Из территории ансамбля предложено исключить парк, окружающий театр Гонзаго, каскад усадебных прудов и Лохин остров. Защитники Архангельского утверждают, что если проект будет утвержден, то эти территории будут застроены. Так, рядом с театром Гонзага планируется построить более 100 коттеджей. Министерство культуры Подмосковья планирует провести собственную экспертную оценку проекта. 

Сергей Скуратов и Наринэ Тютчева рассказали в интервью, опубликованных на сайте новой архитектурной школы МАРШ, о роли архитектора в жизни общества и о том, какими они видят своих будущих студентов. «Архитектор должен быть в первую очередь гражданином, иметь ясную, чистую, принципиальную собственную позицию, и не бояться ее публично отстаивать. Архитектор должен быть мудрым лидером и активно участвовать в процессе изменения вектора культурного развития, уважая и понимая при этом вклад других профессионалов», – говорит Сергей Скуратов.

Еще одно интервью на этой неделе дал журналу «Огонек» профессор Тулейнского университета Нового Орлеана Уильям Брумфилд, любитель русской архитектуры, который уже больше 40 лет занимается ее фотографированием, а получившийся материал издает в виде книг и показывает своим американским студентам. Брумфилд хорошо говорит по-русски, считает себя «обрусевшим», а также уверяет, что через объектив фотоаппарата можно увидеть то, что просто так заметишь не сразу.

Интернет-газета The Village  пишет о том, что «Газпром» урезал площадь своих офисов на Лахте в Петербурге. Около трети площади делового центра решено отвести под социально-культурные объекты: парк, амфитеатр, катки и  выставочные залы. По замыслу проектировщиков, сквер рядом с «Лахта-центром» и парк 300-летия Петербурга могут стать единым пространством для отдыха и прогулок. А петербургская администрация планирует создать  в городе первый «креативный квартал», в котором разместятся мастерские, выставочные пространства, зоны развлечений, торговые площади, гостиницы и офисы творческих организаций. В качестве территории для размещения квартала в настоящее время рассматривается следственный изолятор «Кресты».
Набережная «Лахта-центра» в Петербурге. Изображение с сайта The Village
Набережная «Лахта-центра» в Петербурге. Изображение с сайта The Village
В Ораниенбауме продолжается восстановление Большого Меншиковского дворца. На прошлой неделе там открылась вторая очередь реставрации – четыре комнаты женской половины: Большой кабинет, Спальня, Камер-юнгферская и Проходная. «Известия» пишут, что в ходе скрупулезного восстановления комнат потерялся дух истории, и теперь Меншиковский дворец смотрится как новодел. Кроме того, по мнению автора, портит дворец и дешевый клипарт, транслируемый через дорогие видеопроекторы. В 2013 году в Ораниенбауме планируется открыть следующую очередь дворца – Японский павильон, Церковный комплекс и галереи.