Урбанист, который не знает слова «невозможно»

В конце минувшей недели в Москве проходила стратегическая сессия «Москва – мировой финансовый центр». Одним из приглашенных на нее экспертов стал известный голландский урбанист Эверт Верхаген, который 19 марта прочитал клубе «Река» публичную лекцию о том, что необходимо городу для успешного развития.

mainImg
Будущий урбанист родился в 1955 году в маленькой голландской деревушке. Семья жила в крохотном коттедже, по двору разгуливали домашние животные: лошади, коровы, гуси. Однако Верхаген-старший видел будущее своих детей совсем иным, мечтал, что они переедут в мегаполис, получат образование, а потом будут зарабатывать большие деньги. И Эверт Верхаген ожидания своего отца полностью оправдал.

С 1973-го по 1975 год Верхаген учился в Gemeentelijk Lyceum, одном из колледжей Эйндховена, крупнейшего города нидерландской провинции северный Брабант, потом в течение года изучал физику в местном техническом университете. С 1976 по 1984 год занимался научной работой уже в столичных амстердамских университетах, специализируясь в области географии, а затем там же защитил диссертацию. Эверт Верхаген вспоминает, что первые 15 лет в Амстердаме он прожил в высотном панельном жилом массиве в районе Bijlmermeer и каждый день, возвращаясь домой, думал: «Что за человек придумал ЭТО?». Этот во всех смыслах непростой визуальный и социальный опыт оказал на будущего урбаниста очень сильное влияние – в 1978 году он начал работу в качестве помощника менеджера по реновации Bijlmermeer, а уже в 1986-м опубликовал свою первую книгу, посвященную реконструкции данного района. Сегодня модернистская застройка района по гексогональной сетке почти уничтожена, некоторые из высотных зданий подверглись реконструкции, а новые низкоэтажные постройки создают куда более уютную среду обитания. Также в районе создаются новые общественные пространства, торговые центры, а территория озеленяется.
zooming
Эверт Верхаген. Фото с сайта Creative cities
zooming
Район Bijlmermeer на заре своего существования

В 1990 году Верхаген возглавил проект по реконструкции старинной амстердамской газовой фабрики (Westergasfabriek), работа над которым шла на протяжении долгих 20 лет. Это была очень проблемная территория с весьма печальной историей: фабрика по получению газа посредством сжигания угля была построена в 1890 году, и в стенах симпатичных зданий из красного кирпича до 1967 (незадолго до этого голландцы обнаружили месторождение привычного нам природного газа) года находилось очень и очень ядовитое производство: продолжительность жизни сотрудников фабрики была крайне невелика. Изначально фабрика находилась в производственном поясе, окружающем Амстердам, но с течением времени растущий город шагнул далеко за пределы этого кольца, и комплекс оказался частью его центра.
zooming
Карта обновленной Вестергазфабрик. В восточном углу бывшие производственные здания с общественной площадью перед ними, к северу от них небольшие здания с детской площадкой, окруженной лесными насаждениями, посередине бывший газгольдер, превращенный в главный объект проведения культурных мероприятий, к югу от него цистерны, превращенные в водные сады

Основная сложность реновации газовой фабрики заключалась в том, что вся земля вокруг производственных зданий была отравлена химикатами, а очищение почвы требовало невероятных капиталовложений. Эверт Верхаген первым придумал, как эти затраты можно сократить: он разработал проект захоронения ядовитых земель под пластиковым щитом, сверху которого насыпан метр почвы и посажены растения. Его программа позволяла не только разбить здесь парк, как этого хотели органы управления, но также предлагала идеи по использованию самих фабричных построек, стены и полы которых по счастью не аккумулировали вредных выбросов. Верхаген догадался, что это место является идеальным для проведения всевозможных арт-фестивалей, - и время показало, что он оказался более чем прав: открывшиеся здесь художественные галереи, музыкальные салоны, рестораны и магазины ежегодно посещают 6 млн человек.
Бывшие производственные здания, где сегодня находятся художественные галереи, магазины, рестораны

Проект превращения фабрики Westergasfabriek в общественное пространство Westerpark был удостоен нескольких наград: в 2004-м он получил «Золотую пирамиду», в 2007 – приз британского ландшафтного института Landscape Institute Award, а также Urban Landscape Award (IULA), в 2010 – премию международной организации по сохранению наследия Europa Nostra. Реконструкции Westergasfabriek посвящено несколько публикаций Верхагена – «Культурные ландшафты: культурный парк Westergasfabriek» (Cultural Landscapes: Westergasfabriek Cultural Park), «Новые общественные пространства» (New Public Spaces) и книга «Парк 21го века» (A park for the 21st century) (совместно с Suzanne Piët).
Общественное пространство в окружении бывших производственных корпусов

После того, как Верхаген блестяще воплотил в жизнь этот невероятно сложный проект, ему был брошен новый вызов – реконструкция старинной скотобойни в Касабланке, крупнейшем городе Марокко. И вновь урбанист призвал на помощь культуру – он придумал и провел в Касабланке первый арт-фестиваль.  А поскольку в Касабланке нет ни одного художественного музея и там ни живет ни один художник, творцов пригласили туда из Лондона, Берлина, Парижа, Амстердама и т.д. Проведенный фестиваль имел невероятный успех: выставочные площадки превращались в места спонтанных перформансов, невероятных музыкальных и танцевальных шоу. Все это позволило Верхагену понять, что самый нужный городу формат культурного центра – это не театр, не галерея или что-то подобное, а некая арена, потенциально привлекательная для любого жителя города.
zooming
Комплекс скотобойни в Касабланке

Эти и другие примеры реализованных проектов Верхаген привел на своей лекции для того, чтобы проиллюстрировать важнейшую, на его взгляд, мысль: в городах должны создаваться места встреч, ориентированные на представителей всех сегментов общества. Верхаген рассматривает такого рода пространства как площадки для формирования новых экономических взаимосвязей, пересечения ранее незнакомых бизнес-партнеров, катализаторы, дающие городскому населению новые возможности заработка. Правда, когда Верхаген говорит об экономических аспектах, он имеет в виду совсем не ту экономику, которую мы привыкли себе представлять. Он считает, что в мире зарождается новая «креативная экономика», и именно это является стержнем его урбанистической концепции. Успешным может стать только тот город, который привлекает к себе молодых творческих людей, дающий им возможность проявить этот потенциал в самых неожиданных сферах.
3 главных фактора города, у которого есть будущее, по Верхагену

Какими же качествами должны обладать города, чтобы стать подобными магнитами? В идеальном городе, по Верхагену, должны сочетаться 3 фактора: существование традиций, наличие производственного сектора и активная творческая жизнь. Именно их равновесие, по мнению урбаниста, способно обеспечить приток молодых людей, которые принесут пользу городской экономике, проявляя свой потенциал в разнообразных сферах. Важно и то, что основной упор Верхаген предлагает делать на развитие урбанистической среды, интересной любому жителю города. Несомненно, такие мощные проекты, как музей Гуггенхайма в Бильбао или галерея Тейт Модерн в Лондоне обеспечивают внушительные притоки капитала, но они мало задействованы в жизни местного населения и потому не дают городу никаких новых возможностей. Так, например, при проектировании в Амстердаме гавани Сафари, где круизные лайнеры останавливаются всего на сутки, а их пассажиры тратят до 1 млн евро, Верхаген наименьший уровень значимости присвоил той части туристов, что приезжает в город для совершения дорогих покупок, сместив фокус на тех, кто приезжает просто потусоваться, посетить бары, ночные клубы, культурные учреждения, смешиваясь на время с местным населением и создавая таким образом новые экономические связи.
zooming
График мобильности возрастных групп населения. По горизонтальной оси – возраст, по вертикальной – соответствующий процент мобильности

Во время стратегической сессии различные эксперты оценивали потенциал Москвы как финансового центра, определяя ее положение в различных рейтингах. Каждый рейтинг имеет собственный набор параметров оценки, и большинство из докладчиков в целях укрепления позиций города советовал улучшить те или иные параметры, по которым Москва проигрывала. Похоже, Верхаген не совсем одобряет подобный подход. Он считает, что и в Москве лучше всего сработает его концепция по созданию инфраструктуры для обычных людей. «Нужно всего лишь выйти, посмотреть и попытаться увидеть, чего не хватает городской среде, чтобы здесь закипела жизнь. Нужно действовать, предлагать разные решения, развивать те, что успешны, и не бояться пробовать новое в том случае, когда одно из них не подходит», – убежден Эверт Верхаген. Многие московские специалисты говорят голландцу: «Ты из Амстердама, а у нас совсем другие проблемы, гораздо более сложные, и ничего нельзя сделать». Но Верхаген уверен: возможно все.

23 Марта 2012

Похожие статьи
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.