Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

27.07.2010

Мистерия в полях

В минувшие выходные национальный парк «Угра» пережил восьмое нашествие архитекторов и художников. В деревне Николо-Ленивец прошел фестиваль «Архстояние»-2010, который его новый куратор Олег Кулик превратил в «Лесную литургию».

«Момент Силы», М. Трушина. Фото Натальи Коряковской
«Момент Силы», М. Трушина. Фото Натальи Коряковской
Пост куратора художник и мистик Олег Кулик, у широкой публики, правда, по-прежнему больше ассоциирующийся с образом «человека-собаки», занял лишь в этом году и сложным процессом подготовки и проведения фестиваля руководил вместе с главным архитектором проекта Василием Щетининым. В этом же году в «Архстоянии» впервые не участвовал его всегдашний лидер и вдохновитель Николай Полисский. Не секрет, что  в последние годы художник, придумавший этот великолепный ландшафтный парк и его лучшие объекты, стал все больше отдаляться от фестиваля, у истоков которого некогда стоял. На полях Николо-Ленивца появлялись все новые и новые объекты, но так и не родилось объединяющей их идеологии, сравнимой с интеллектуальным «запалом» первых фестивалей. Кулика в проект пригласили именно за идейным обновлением – и он, надо сказать, со своей задачей справился.

Кулик решил вернуть порядком «обнародившийся» фестиваль в лоно подлинного ленд-арта, т.е. симбиоза искусства и природы, воздействующего на сознание и подсознание человека и возвращающего его к «мистерии первоначального творения». В качестве главной метафоры и символа этого возвращения Олег Кулик выбрал лабиринт и в своих кураторских видеообращениях растолковал его как нечто, выводящее из плоскости ландшафта в плоскость духа. «Лабиринт – это большая прогулка, в нем можно потерять привычного себя и собрать себя в новом качестве». Местом преображающей прогулки стала территория «Версаль» – поля и березовые рощицы по правую сторону от въезда в парк, превращенные в прошлом году группой Atelier 710 в «регулярный парк» с прямыми аллеями и боскетами. По замыслу куратора, объекты Лабиринта нужно было искать, соотносясь с картой, однако по 40-градусной жаре нашлось не так уж много охотников изучать хитроумную схему, поэтому главным ориентиром для гостей стала «Нить Ариадны» группы «Фемида», окружившая рощу и указывающая направление движения.

Следуя протоптанными сквозь бурелом тропами, можно было одно за другим открыть «9 ключей лабиринта», то есть увидеть и оценить «высказывания» всех тридцати с лишним участников «Архстояния»-2010. К слову, среди последних в этом году были как лидеры современной архитектуры (например, «Проект Меганом» и Евгений Асс), так и герои отечественного актуального искусства Анатолий Осмоловский, «Синие носы» и другие. Впрочем, следует признать, что популярность объектов у публики определялась не высотой полета заложенной в них концептуальной мысли, а тем, насколько они могли обеспечить посетителям защиту от зноя. Так, самыми «населенными» оказались водные аттракционы: «Храм воды» Марины Звягинцевой – фонтан-ротонда, созданный из труб и ванн, и «Водяной» «Проекта Меганом», располагавший собственным прудом. Высоко оценила аудитория и те объекты, в которых можно было укрыться от палящего солнца – например, под сенью леса в «Комнате» со старым пианино Арсения Жиляева или в баре из сена.

И, кстати, ни одного лабиринта в традиционном понимании этого слова в «Версале» так и не оказалось. И если кто-то из участников попытался создать нечто запутанное и сложное, (например, Александр Соколов и его «Вторжение»), то кто-то, наоборот, пошел от противного. Скажем, Евгений Асс выкосил в поле прямую и ровную полосу в память об уходе Льва Толстого из Ясной Поляны.

В стороне от всех, а именно в старом коровнике по пути к Никольской церкви, расположил свой объект под названием «Вечерня богородицы» сам куратор (совместно с Денисом Крючковым и давним соратником Гермесом Зайготтом). Но сверхидея этого художественного послания, к сожалению, осталась не ясна, поскольку в генераторе, питавшем плазму посреди коровника, слишком быстро закончилось топливо.

И все же в том, что именно благодаря Кулику «Архстояние» изменилось, сомневаться не приходится. Сначала оно было милым междусобойчиком узкой группы архитекторов, потом стало местом гуляний калужан и москвичей, а сегодня обе эти ипостаси в нем, наконец, гармонично соединились. И хотя «Архстояние» по-прежнему остается вотчиной (и, наверно, всегда ею будет) Николая Полисского, поскольку именно его объекты являются главными «маяками» гигантского ландшафтного парка, теперь оно имеет все основания претендовать и на статус калужского «вудстока», в котором каждый может найти пространство и для массовых развлечений, и для уединенных медитаций.
«Храм воды» М. Звягинцева
«Храм воды» М. Звягинцева
«Вечерня Богородицы». О. Кулик, Г. Зайготт, Д. Крючков
«Вечерня Богородицы». О. Кулик, Г. Зайготт, Д. Крючков
«Красная армия». А. Осмоловский.
«Красная армия». А. Осмоловский.
«Комната»,  А. Жиляев
«Комната», А. Жиляев
«Вторжение». А. Соколов
«Вторжение». А. Соколов
«Ротонда». А. Бродский. В оставшейся с предыдущего фестиваля Ротонде ищут укрытия от палящего солнца и делают массаж.
«Ротонда». А. Бродский. В оставшейся с предыдущего фестиваля Ротонде ищут укрытия от палящего солнца и делают массаж.