В минувшие выходные национальный парк «Угра» пережил восьмое нашествие архитекторов и художников. В деревне Николо-Ленивец прошел фестиваль «Архстояние»-2010, который его новый куратор Олег Кулик превратил в «Лесную литургию».
«Момент Силы», М. Трушина. Фото Натальи Коряковской
Пост куратора художник и мистик Олег Кулик, у широкой публики, правда, по-прежнему больше ассоциирующийся с образом «человека-собаки», занял лишь в этом году и сложным процессом подготовки и проведения фестиваля руководил вместе с главным архитектором проекта Василием Щетининым. В этом же году в «Архстоянии» впервые не участвовал его всегдашний лидер и вдохновитель Николай Полисский. Не секрет, что в последние годы художник, придумавший этот великолепный ландшафтный парк и его лучшие объекты, стал все больше отдаляться от фестиваля, у истоков которого некогда стоял. На полях Николо-Ленивца появлялись все новые и новые объекты, но так и не родилось объединяющей их идеологии, сравнимой с интеллектуальным «запалом» первых фестивалей. Кулика в проект пригласили именно за идейным обновлением – и он, надо сказать, со своей задачей справился.
Кулик решил вернуть порядком «обнародившийся» фестиваль в лоно подлинного ленд-арта, т.е. симбиоза искусства и природы, воздействующего на сознание и подсознание человека и возвращающего его к «мистерии первоначального творения». В качестве главной метафоры и символа этого возвращения Олег Кулик выбрал лабиринт и в своих кураторских видеообращениях растолковал его как нечто, выводящее из плоскости ландшафта в плоскость духа. «Лабиринт – это большая прогулка, в нем можно потерять привычного себя и собрать себя в новом качестве». Местом преображающей прогулки стала территория «Версаль» – поля и березовые рощицы по правую сторону от въезда в парк, превращенные в прошлом году группой Atelier 710 в «регулярный парк» с прямыми аллеями и боскетами. По замыслу куратора, объекты Лабиринта нужно было искать, соотносясь с картой, однако по 40-градусной жаре нашлось не так уж много охотников изучать хитроумную схему, поэтому главным ориентиром для гостей стала «Нить Ариадны» группы «Фемида», окружившая рощу и указывающая направление движения.
Следуя протоптанными сквозь бурелом тропами, можно было одно за другим открыть «9 ключей лабиринта», то есть увидеть и оценить «высказывания» всех тридцати с лишним участников «Архстояния»-2010. К слову, среди последних в этом году были как лидеры современной архитектуры (например, «Проект Меганом» и Евгений Асс), так и герои отечественного актуального искусства Анатолий Осмоловский, «Синие носы» и другие. Впрочем, следует признать, что популярность объектов у публики определялась не высотой полета заложенной в них концептуальной мысли, а тем, насколько они могли обеспечить посетителям защиту от зноя. Так, самыми «населенными» оказались водные аттракционы: «Храм воды» Марины Звягинцевой – фонтан-ротонда, созданный из труб и ванн, и «Водяной» «Проекта Меганом», располагавший собственным прудом. Высоко оценила аудитория и те объекты, в которых можно было укрыться от палящего солнца – например, под сенью леса в «Комнате» со старым пианино Арсения Жиляева или в баре из сена.
И, кстати, ни одного лабиринта в традиционном понимании этого слова в «Версале» так и не оказалось. И если кто-то из участников попытался создать нечто запутанное и сложное, (например, Александр Соколов и его «Вторжение»), то кто-то, наоборот, пошел от противного. Скажем, Евгений Асс выкосил в поле прямую и ровную полосу в память об уходе Льва Толстого из Ясной Поляны.
В стороне от всех, а именно в старом коровнике по пути к Никольской церкви, расположил свой объект под названием «Вечерня богородицы» сам куратор (совместно с Денисом Крючковым и давним соратником Гермесом Зайготтом). Но сверхидея этого художественного послания, к сожалению, осталась не ясна, поскольку в генераторе, питавшем плазму посреди коровника, слишком быстро закончилось топливо.
И все же в том, что именно благодаря Кулику «Архстояние» изменилось, сомневаться не приходится. Сначала оно было милым междусобойчиком узкой группы архитекторов, потом стало местом гуляний калужан и москвичей, а сегодня обе эти ипостаси в нем, наконец, гармонично соединились. И хотя «Архстояние» по-прежнему остается вотчиной (и, наверно, всегда ею будет) Николая Полисского, поскольку именно его объекты являются главными «маяками» гигантского ландшафтного парка, теперь оно имеет все основания претендовать и на статус калужского «вудстока», в котором каждый может найти пространство и для массовых развлечений, и для уединенных медитаций.
«Храм воды» М. Звягинцева
«Вечерня Богородицы». О. Кулик, Г. Зайготт, Д. Крючков
«Красная армия». А. Осмоловский.
«Комната», А. Жиляев
«Вторжение». А. Соколов
«Ротонда». А. Бродский. В оставшейся с предыдущего фестиваля Ротонде ищут укрытия от палящего солнца и делают массаж.
|