07.06.2010

Будущее определенное

3 июня во дворе Музея архитектуры состоялась презентация пятого номера журнала «SPEECH:». Этот выпуск посвящен проектам и технологиям завтрашнего дня, а потому и презентация его оказалась вполне логично совмещена сразу с двумя дискуссиями – об архитектуре будущего и будущем Музея архитектуры.

информация:

открыть большое изображение
По уже сложившейся традиции, презентацию каждого своего номера журнал «SPEECH:» превращает в маленький архитектурный праздник. И если выход в свет «зимних» номеров обычно отмечается согревающими вечеринками с глинтвейном, то «летние» выпуски становятся прекрасным поводом для неформального общения под открытым небом. Именно в такой теплый летний вечер 2008 года «SPEECH:» впервые был представлен читателям – презентация первого номера прошла во дворике МуАра. На импровизированной сцене так же играл джазовый оркестр, а тополя щедро присыпали гостей пухом. Два года спустя журнал вернулся на эту площадку в знак поддержки и солидарности с музеем, переживающим сейчас период формирования новой концепции развития. Об ее основных положениях на презентации кратко рассказали новый директор Музея архитекторы Ирина Коробьина, сотрудник научного отдела современной архитектуры МуАр Антонина Манина, заместитель генерального директора по изучению, охране и реставрации памятников архитектуры Музеев Московского Кремля Андрей Баталов и архитектор Михаил Филиппов.

По словам Ирины Коробьиной, проще всего было бы заказать разработку концепции развития музея какому-нибудь видному западному специалисту, например, одному из основателей Международного центра культурных исследований (IKW) Дитеру Богнеру, которого ЦСА привлекал в качестве основного консультанта к конкурсу «Музей XXI века» в Перми. Однако в данном случае «проще» не обязательно означает «лучше» – Коробьина убеждена в том, что обновление Музея архитектуры им. А.В.Щусева должно вестись коллективно, при помощи самых разных западных и российских экспертов, а также всех, кто неравнодушен к его судьбе. Именно поэтому новый директор намерена объявить что-то вроде открытого конкурса идей – свои предложения по развитию этого ключевого для отечественного зодчества научно-исследовательского и музейного центра может направить любой желающий. Поддерживая убежденность Ирины Коробьиной в том, что МуАр достоин самого лучшего, Андрей Баталов и Антонина Манина в своих выступлениях сделали основной упор на то, что в музее обязательно должна появиться постоянная экспозиция. Не секрет, что последние десять лет он функционировал в основном как выставочный центр, хотя, будучи первым в мире специализированным архитектурным музеем, располагает богатейшей коллекцией, отражающей тысячелетнюю историю архитектуры России, и имеет огромный опыт научно-исследовательской работы. За эту идею горячо высказался и Михаил Филиппов, представивший гостям презентации целый небольшой экскурс в историю архитектурных музеев мира и их сравнительный анализ.

Вторая дискуссия, развернувшаяся в рамках презентации пятого номера «SPEECH:» носила импровизированный характер: соучредитель журнала архитектор Сергей Кузнецов предложил своим коллегам – молодым архитекторам из России и Германии – обсудить проблемы практического применения инновационных технологий, в том числе и в России. Вопрос «есть ли в России архитектура будущего?» едва ли нельзя считать провокационным, однако поставленный таким образом, он инициировал интереснейшую дискуссию о потенциале и реализуемости столь модных сегодня понятий «устойчивость», «экологичность», «энергоэффективность».

Своего рода предтечей  выхода пятого номера журнала стала  и прошедшая 29 мая в рамках фестиваля  «Арх Москва» лекция немецкого теоретика  архитектуры и культуролога Курта  Райнхардта. Она называлась «Цольферайн: метаморфозы» и была посвящена модернизации территории бывшего угольного комбината в городе Эссен, занимающей площадь в 100 га. Во многом благодаря произошедшим здесь изменениям город Эссен и прилегающие к нему города, объединившиеся в Рурскую метрополию, смогли победить многих конкурентов в борьбе за звание Культурной столицы Европы 2010 года. В начале XX века этот регион был одним из самых населенных и развитых индустриальных районов Германии и Европы. Но полезные ископаемые не вечны, в 1993 году последняя шахта прекратила свою работу, более 2 тысяч различных зданий и сооружений оказались никому не нужны. Немецкое правительство приняло решение выкупить их у владельцев и провести глобальную реконструкцию, но не путем сноса, а при помощи сохранения, реставрации и перепрофилирования бывших промышленных объектов. Сегодня здесь созданы тысячи новых рабочих мест (преимущественно креативной направленности), территорию посещает почти миллион гостей в год. В своей лекции Курт Райнхардт наглядно продемонстрировал, как можно строить будущее, используя имеющиеся исторические ресурсы и современные технологии. Пример Рурского региона, совершившего культурную, архитектурную и социальную революцию «мирным путем», не может не впечатлять. Особенно в свете того, что в России аналогичные пост-индустриальные депрессивные районы встречаются повсеместно и могут быть реконструированы аналогичным образом, при наличии хоть минимальной заинтересованности со стороны местных или федеральных властей.

Материалы, вошедшие в пятый номер «SPEECH:», выстроены таким образом, чтобы дать ответ на вопрос: устойчивое развитие – это дань моде или залог гармоничного развития архитектуры в ближайшие десятилетия? Редакция четко разграничивает то футуристическое будущее, которое предстает в многочисленных визуализациях, создаваемых архитекторами с помощью современных компьютерных 3D-программ, и то будущее,  которое определяется стратегиями, принятыми сегодня. Если провести параллель с грамматическими конструкциями, то второе можно назвать «будущим определенным», и именно ему в журнале отводится центральное место. «И если раньше представления о будущем носили глобально оптимистичный характер, то сегодня к нему относятся более взвешенно и ответственно, –  читаем в заглавной статье номера «Будущее начинается сегодня» (авторы Ирина Шипова, Нина Фролова). – На смену мечтам о будущем пришла забота о нем. Мир задумывается о том, что можно сделать сегодня, чтобы завтра все-таки наступило и чтобы оно не обернулось очередной катастрофой». Нужно отметить, что «SPEECH:» твердо верен выбранному формату альманаха, и поставленную тему «Для будущего» раскрывает во всей полноте. Так, Бернхард Шульц сделал обзор утопий XX века – представлений архитекторов прошлых поколений о будущем, а критик Денис Боке проанализировал концепцию «Большого Парижа» – одного из самых масштабных проектов, направленных на превращение разобщенной агломерации пригородов в единую удобную для жизни градостроительную структуру. В разделе «Портрет» опубликованы интервью с тремя ведущими идеологами устойчивой архитектуры – Кеном Янгом, Иньяки Абалосом и Вернером Зобеком. А рубрика «Объект» представляет семь зданий, созданных на базе концепции «устойчивости», то есть максимально комфортных в использовании и не нарушающих экологический баланс ни во время строительства, ни в процессе эксплуатации, ни даже в случае утилизации построек.

Генеральный партнер пятого номера журнала «SPEECH:» – компания Schneider Electric.
Партнеры презентации – компания Teatro del Gusto, компания Premium Service, компания Concept.
Главный редактора журнала «SPEECH:» Ирина Шипова представляет новый номер
Главный редактора журнала «SPEECH:» Ирина Шипова представляет новый номер
Сергей Кузнецов представляет пятый номер журнала «SPEECH:»
Сергей Кузнецов представляет пятый номер журнала «SPEECH:»
Участники дискуссии «Музей Архитектуры. Перспективы»: Ирина Коробьина, Михаил Филиппов, Антонина Манина, Андрей Баталов
Участники дискуссии «Музей Архитектуры. Перспективы»: Ирина Коробьина, Михаил Филиппов, Антонина Манина, Андрей Баталов
Участники дискуссии, посвященной архитектуре будущего
Участники дискуссии, посвященной архитектуре будущего
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Тотан Кузембаев
  • Илья Машков
  • Антон Яр-Скрябин
  • Наталия Шилова
  • Дмитрий Ликин
  • Александр Бровкин
  • Екатерина Грень
  • Никита Токарев
  • Сергей Труханов
  • Валерия Преображенская
  • Юлия Тряскина
  • Никита Бирюков
  • Всеволод Медведев
  • Полина Воеводина
  • Юрий Сафронов
  • Андрей Асадов
  • Сергей Скуратов
  • Наталья Сидорова
  • Арсений Леонович
  • Даниил Лоренц
  • Дмитрий Васильев
  • Евгений Герасимов
  • Наталия Зайченко
  • Игорь Шварцман
  • Николай Миловидов
  • Антон Бондаренко
  • Вера Бутко
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Роман Леонидов
  • Никита Явейн
  • Анатолий Столярчук
  • Левон Айрапетов
  • Иван Рубежанский
  • Сергей Кузнецов
  • Алексей Гинзбург
  • Антон Лукомский
  • Карен Сапричян
  • Олег Карлсон
  • Александр Попов
  • Андрей Гнездилов
  • Михаил Канунников
  • Антон Барклянский
  • Александр Асадов
  • Юлий Борисов
  • Екатерина Кузнецова
  • Александр Скокан
  • Олег Мединский
  • Сергей Чобан
  • Владимир Ковалёв
  • Марк Сафронов
  • Рустам Керимов
  • Станислав Белых
  • Константин Ходнев
  • Сергей Сенкевич
  • Василий Крапивин
  • Илья Уткин
  • Александра Кузьмина
  • Сергей Орешкин
  • Зураб Басария
  • Олег Шапиро
  • Иван Кожин
  • Владимир Плоткин
  • Антон Надточий
  • Павел Андреев
  • Валерий Лукомский
  • Владимир Биндеман
  • Андрей Романов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Загородный жилой дом P-House
  • СКК «Арена»
  • Квартал «Преображение»
  • Физкультурно-оздоровительный комплекс в составе ЖК «Лайково»
  • Архитектурная концепция гостиницы Ihouse
  • Архитектурная концепция жилых зданий 18-20G многофункционального комплекса «Красный Октябрь»
  • Многофункциональный жилой и деловой комплекс на месте фабрики «Красный Октябрь»
  • Штаб-квартира музея «Гараж» в парке Горького
  • ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной / варианты 2016

Технологии:

07.12.2018

RHEINZINK для реставрации московского модерна

Продукция RHEINZINK была использована при реставрации объекта наследия федерального значения – особняка Анны Кекушевой на Остоженке.
RHEINZINK
07.12.2018

Легальное граффити

Главная особенность ЖК «Граффити», который строится в Санкт-Петербурге с применением материалов ROCKWOOL, – монументальные росписи в 20 этажей, созданные уличными художниками по мотивам «Алисы в стране чудес».
ROCKWOOL
30.11.2018

Дачный параметризм

Бюро «ДА» спроектировало для Нижнего Новгорода малоэтажный дом, вобравший в себя черты нижегородского стиля и дачной романтики.
VELUX (Велюкс)
23.11.2018

130-летняя история

Архитектурные обмеры и моделирование здания венгерского государственного оперного театра.
GRAPHISOFT
другие статьи