Участок застройки ограничен Саввинской набережной и тремя типично московскими переулками – 1-м и 2-м Тружениковыми и 2-м Вражским, - извилистыми, узкими, с односторонним движением и обочинами, всегда забитыми машинами. Под стать переулкам и характер застройки этого района. Дореволюционные особняки здесь соседствуют с современными жилыми комплексами, которые гордо носят звание элитных и на этом основании занимают каждый клочок свободной земли. Объекты разных эпох построены столь близко друг к другу, что, гуляя по любому из переулков, практически невозможно догадаться о том, что за «фасадом улицы», в глубине квартала, на крутом склоне к набережной находится пустырь. На этом прямоугольном участке и предстоит расположиться жилому комплексу, спроектированному бюро ADM.
Девелопер уже не раз пытался взяться за застройку участка со столь выгодной географией, и ADM – не первое архитектурное бюро, которому поручалась разработка этого проекта. В наследство от предшественников мастерской, в частности, досталось уже согласованное предпроектное предложение с утвержденным показателем плотности застройки. Цифра 61 тысяча квадратных метров оказалась, пожалуй, самым серьезным творческим вызовом для архитекторов, ведь разместить их предстояло на участке, сильно ограниченном по площади, да к тому же расположенном на крутом склоне к Москве-реке. Общий перепад высот здесь составляет 17 метров.
Идея «утрамбовать» все квадратные метры в один объем архитекторам казалась сомнительной с самого начала, поэтому жилой комплекс состоит из нескольких корпусов. Два небольших объема, прямоугольный и полукруглый, ориентированы на 2-й Тружеников переулок, а третий, основной, корпус имеет П-образную форму и раскрыт на набережную. Буква «П» образована множеством объемов, различающихся по высоте, цвету и фактуре отделки, а пространство внутреннего двора решено в виде трех террас, каскадом спускающихся к Москве-реке. Архитектура комплекса построена на контрасте темных и светлых фасадов, прозрачного и зеркального стекла, композитных и деревянных панелей, а его расположение каскадом на довольно крутом склоне еще больше усиливает ощущение живых, смещающихся и вздымающихся относительно друг друга плоскостей.
Внутренний двор, поделенный на три широких террасы, предназначен только для пешеходов. Чтобы освободить эту территорию от машин, архитекторы разместили под землей не только парковку, но и трехъярусную трассу, позволяющую автомобилям «выныривать» на поверхность двора только у самого подъезда для того, чтобы забрать и высадить пассажиров. Выезды с подземной развязки оформлены прямоугольными коробами из белого матового стекла – именно они завершают две верхние террасы двора. Из транспортных коробов жильцы могут попасть как в дом, так и во двор по специальным лестницам, расположенным у каждого подъезда.
Все это позволило не только щедро озеленить территорию двора, но и выделить квартирам, расположенным на первых этажах дома, пространства для небольших индивидуальных садиков. Есть возможность разбить собственный зеленый оазис и у обитателей пентхаусов, имеющих внушительные остекленные террасы. К сожалению, расположение дома в столь сильно застроенном районе лишило пентхаусы панорамных видов на Москву-реку и ее набережные, однако архитекторы каждую квартиру спроектировали таким образом, чтобы обеспечить ее хотя бы несколькими интересными видами, открывающимися в просветы между впередистоящими постройками.
В итоге жилой комплекс хоть и получился весьма внушительным по своим размерам и высоте, но погоня за плотностью застройки совершенно не сказалась на качестве его архитектурно-планировочных решений. Наоборот, требование девелопера стало для мастерской ADM поводом к разработке очень сложного и интересного проекта, который со временем, возможно, изменит наше отношение к многоквартирному жилью в центре Москвы.