Амвросий Романов – новое имя в иконописи начала XVIII века

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

Имя Амвросия Романова было обнаружено при реставрации иконы «Благовещение» из собрания Костромского историко-архитектурного музея-заповедника [1]. В 1960-е годы икону «Благовещение» укрепили и сделали довольно значительные пробные раскрытия в нескольких местах. Они показали, что запись скрывает живопись XVI века. К сожалению, отчета о реставрации нет и, возможно, не было. Остается только предполагать, кто ее производил [2].

При повторном укреплении красочного слоя и удалении загрязнений в 1985 году на нижнем поле под лузгой была обнаружена надпись белилами «1710 году. Обновил Амбросий Романовъ» [3]. Подписных и датированных икон мало, и каждый автограф и дата для науки и экспертизы имеет огромное значение. Таким образом, запись приобрела значение документа, эталона творчества данного автора.

Профессионализм Амвросия Романова, его мастерство было видно даже под потемневшей олифой. Было решено ограничиться только удалением олифы, сохранив живопись автора записи. Однако, обстоятельства не позволили в 1985 году продолжить работу над иконой. Только в 2011 году икона вновь попала на стол к реставратору Т.Л. Васильевой, которая по желанию музея сохранила живопись Амвросия Романова [4]. При этом ради цельности восприятия участки пробных раскрытий были тонированы.
Ипатьевский монастырь, родовая обитель Годуновых, основана их предком во второй половине XIII века. С середины XVI века их заботами велось обширное каменное строительство: храмы, крепостные стены, башни, жилые и хозяйственные корпуса. Храмы украшаются стенным письмом и иконами [5].

Переписные книги 1595 года дают подробное описание иконостасов во всех храмах обители [6]. Занимая высокие должности при царском дворе, Годуновы имели возможность заказывать иконы царским иконописцам. Образы соименных святых главных вкладчиков и устроителей обители из рода Годуновых в иконостасе Троицкого собора (1560) воплощали идею моления Троице. Все иконы местного ряда были высотой 9 пядей. Такая унификация размера позволяла легко заменять, дополнять местные ряды в иконостасах храмов и приделов и ставить их в пристолпные киоты [7].

В 1649 году Троицкий собор был уничтожен взрывом пороха и через три года на его месте выстроили новый, значительно превосходящий годуновский по размерам. В местный ряд нового иконостаса вошли почти все местные иконы из старого собора и придела Филиппа и Ипатия.

В 1709 году от «великой полой воды» собор пострадал катастрофически,  металлические «связи сводов порвало» и через расселины внутрь попадала дождевая вода и снег. В 1742 году архитектор И.Ф. Мичурин, обследовавший ветхости монастыря, перечислил более сотни икон со значительными повреждениями красочного слоя [8].

Починкой образов местного ряда иконостаса занялись вскоре после наводнения. Иконописец Амвросий Романов «обновил» все годуновские иконы, то есть переписал их, впрочем, не слишком отступая от авторской иконографии [9]. За 125 лет олифа потемнела и впитала в себя копоть от свеч и лампад, но только ли это было основанием к «обновлению»?

Мотивом к записи могло быть желание монастырских властей окончательно искоренить память о Годуновых. Приближался 1713 юбилейный год – 100 лет правлению династии Романовых. Новый собор (1652) наследовал память о столь важном событии в жизни страны. Мемориальный характер храма подчеркивала форма крыльца, напоминающая киворий. Обновление икон «годуновского данья», составлявших весь местный ряд иконостаса, могло бы скрыть первоначальное изображение, а пышные цветы по позему должны были создавать впечатление вновь написанных икон.

Амвросий Романов, обновляя иконы, следовал иконографии старых образов XVI века. Так было на годуновских иконах «Иоанн Богослов», «Никита воин», «Сергий Радонежский в житии». В иконе «Благовещение» мастер в точности повторил форму престола с ассистом инокопью. Именно такая форма престола и направление лучей инокопи встречается во всех иконах «Троицы Ветхозаветной» «годуновского данья». Больше того Амвросий Романов навел инокопь, следуя авторским разделкам. Это видно в пробных раскрытиях, следовательно, олифа на иконе была не слишком потемневшей, да и живопись перед «обновлением» была не такой уж плохой сохранности.

Архангел и Богоматерь изображены в полный рост на фоне высоких палат. Под верхним полем в центре, за гирляндой темных облаков, в розовом свете поясной Саваоф благословляет их обеими руками. От уст Саваофа исходят серебряные лучи на голову Богоматери, а над ее нимбом парит белый голубь. Подобную иконографию обычно связывают с «Устюжским Благовещением». Однако, в отличие от устюжского извода архангел Гавриил не стоит, а широко и стремительно шагает навстречу Богоматери так, что вихрящийся конец гиматия выброшен правой ногой вперед. Правой рукой он благословляет, а в левой держит белый посох (мерило), перевитый красной лентой. Черные крылья с розовыми папортками опущены вниз. Перья разделаны серебряной инокопью настолько плотно, что их живопись производит черни по серебру. Темно-зеленый хитон и вишневый гиматий обильно высветлены золотым ассистом «в перо». Притенения в складках черные в растушку.

Динамичной фигуре архангела противостоит спокойно стоящая высокая, стройная фигура Богоматери. На ней темно-зеленое платье и мафорий, так плотно окутавший ее фигуру, что видны только кисть правой руки, с развернутой к небу ладонью, и опущенная левая. Через правую ладонь пропущена пурпурная нить, а в левой клубок. Сзади Богоматери стоит престол с розовой подушкой-валиком на нем. Ткань подушки украшает широкая кайма, золотой и серебряный орнамент и кисточка на конце.

Обе фигуры стоят на оливково-зеленом поземе. Палаты сзади Архангела желтые с килевидной крышей. В центре высокий арочный проем с приподнятой решеткой, выше три окна со слюдяными оконошницами в тонких оловянных переплетах.

Сзади Богоматери палата зеленого цвета, центральная часть которой повышена и выдвинута вперед, а над крышей пирамидка шпиля такая же как у палаты сзади архангела. За эти шпили крепится велум. Фасады обильно украшены растительным узором. В проеме видна пурпурная завеса, вся прошитая золото-серебряным шитьем. Рисунок узора – цветок граната. Этот символ плодородия здесь вполне уместен, ведь Архангел извещает о рождении сына. Сочетание серебра и золота традиционно для костромских иконописцев и в данном образе мастер не раз его использует.

Техника письма ликов предельно аскетична, так пишут стенописцы: по санкирю темной охры объем формируют крупные белильные высветления с мягкой растушкой к краям. Крупный, мягкий нос отмечен двумя бликами света: посредине и на конце, а над верхней губой очень плотный блик белилами, такой индивидуальный росчерк.

В 1756-58 годах монастырские власти подрядили бригаду костромских резчиков для замены старого тяблового иконостаса на новый с пышной, барочной резьбой и яркой позолотой всех деталей резного декора [10]. Из старого иконостаса в него вошли иконы деисусного, пророческого и праотеческого рядов, но число их уменьшилось до 15 в каждом ряду.

В этом иконостасе «Благовещение» стояло вторым слева от царских врат. После поновления прошло 47 лет и живопись еще вполне выдерживала соседство с новыми иконами, написанными В.Н. Вощиным в 1758 году. Икона находилась в иконостасе до 1827 года, тогда ее сменил особо почитаемый образ «Богоматери Тихвинской», до того стоявший в киоте у правого клироса [11].

Об Амвросии Романове сведений пока найти не удалось. Имя у мастера  редкое, в святцах известен только один соименный святой – Амвросий епископ Медиоланский. В русской транскрипции имя чаще звучит как Абросим. Среди костромских иконописцев конца XVII века упоминается Абросимов Артемий, котрый жил на Стрелецкой улице в кремле, и в 1715 году его дом был пуст. Возможно, это сын Амвросия Романова.
 
[1] - КОК 23252/9. Дерево, темпера. 151 × 110 см.  По Описи 1738 года «На Богородице и Архангеле венцы и оклад круг поля медные золоченые по гуфарбе». К настоящему времени оклад с полей и венцы утрачены.
[2] - Пробные раскрытия 1960-х годов около 2-3 кв. дм на каждом участке: верхняя часть левого крыла архангела; средина правого крыла; шея и часть лика Богоматери; верхняя часть ножки престола. Для атрибуции фонда иконописи приглашали искусствоведов и реставраторов из ГЦХРМ им. И.Э.Грабаря, Государственной Третьяковской галереи, Загорского музея-заповедника и Музея им. А.Рублева. Вероятно, в начале 1960-х годов были сделаны пробные раскрытия на древних иконах.
[3] - Реставратор 1 категории Н.А.Волкова. Костромской историко-архитектурный музей-заповедник. 1985 г.
[4] - Реставратор 1 категории Т.Л. Васильева. Костромской филиал ВХНРЦ им. акад. И.Э.Грабаря. // «Немногие для вечности творят…» Каталог выставки к 25-летию Костромского филиала ВХНРЦ. Кострома, 2011.
[5] - Брюсова В.Г. Ипатьевский монастырь. М., 1984.
[6] - Переписные книги Костромского Ипатьевского монастыря 1595 года. Сообщил М.И.Соколов. М., 1898.
[7] - Иконостас Троицкого собора Ипатьевского монастыря середины XVII века.// Каткова С.С. Века и судьбы. Кострома, 2001. С. 83.
[8] - Брюсова В.Г. Архивные выписки из подлинных материалов ЦГАДА и ГАКО о зданиях и сооружениях б.Ипатьевского монастыря. Рукопись. 1960-1961 гг. Научный архив КИАХМЗ. С. 31-48.
[9] - При раскрытии иконы «Иоанн Богослов» от записи начала XVIII века по решению реставрационного совета КСНРПМ цветы на поземе были сохранены. Аналогичные цветы были на поземе в среднике иконы «Сергий Радонежский с житием». Икону реставрировали в ГЦХРМ им. И.Э.Грабаря и цветы удалили, сняли со средника басменый оклад, смонтировали его отдельно. На поземе образа Дмитрия Солунского (ГИМ) цветы сохранены. Одинаковые цветы по позему и общая палитра указывают, что их поновлял один автор.
[10] - Контракты между наместником Варфоломеем и посадскими людьми о строительных работах в Троицком соборе. 1756 г. // Каткова С.С. Века и судьбы. С.120-124.
[11] - Опись Имущества Ипатьевского монастыря. 1838 г. Л. 14об. КОК 24766 // Каткова С.С. Века и судьбы. С.116

стр. 25-28
Амвросий Романов – новое имя в иконописи начала XVIII века

12 Февраля 2013

Похожие статьи
Технологии и материалы
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
Сейчас на главной
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Призы Архитектона
В 2025 году жюри Архитектона рассматривало проекты финалистов в очном формате открытых защит, проходивших прямо в выставочном зале фестиваля. Это довольно увлекательный перформанс – такое редко встречается среди российских премий. Вот бы Зодчеству перенять. Показываем все победившие проекты, включая 4 спецноминации.
Курганы, вепсы и трилобиты
Выставка «Область», открытая на «Архитектоне», представляет собой сумму впечатлений об отдаленных уголках Ленинградской области, которую группы студентов открывали для себя во время трехдневных экспедиций под руководством опытных проводников-архитекторов. Здесь вы не увидите дворцов, церквей и готовых решений, зато точно почувствуете азарт первооткрывателя и подивитесь миру, лежащему по ту сторону градостроительства. Предлагаем небольшой путеводитель по экспозиции.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Сад знаний
Бюро UNK architects и UNK design создали интерьеры кампуса «Летово. Джуниор» при участии NF studio, которая отвечала за образовательную технологию, учитывающую потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Три башни под одной крышей
В панораме Заречной части Нижнего Новгорода появился свой горизонтальный небоскреб. «ГОРПРО» накрыли три корпуса ЖК «КМ Ривер Парк» – четвертым: получилась эффектная «горизонтальная балка», ставшая логичным продолжением экспериментов нижегородского застройщика с железобетонными панелями в поисках нового архитектурного языка.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Серебряные коньки
Офисный квартал STONE Калужская сопровождают два жилых дома, что делает комплекс, а это именно он, взвешенным с функциональной точки зрения. Архитекторы Kleinewelt сделали дома серебристыми под стать офисным корпусам. В чем сходство, в чем отличия и при чем тут «Серебряные коньки» – читайте в нашем материале.
Мост и модуль
По проекту Parallel architects проведена частичная реновация зданий Международного аграрного университета в Ташкенте. Точечное обновление трех разрозненных блоков сформировало современный облик университетского кампуса, которому очень идет модернизм. Лаконичный мост-переход, динамичный фасад из натурального кирпича и новый входной портал создают среду, по уровню и эстетике сравнимую с международными университетскими центрами.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Острова и ножки
Главный архитектор группы RBI Александр Зюзин разработал концепцию общественно-делового кластера для территории у нового морского порта Санкт-Петербурга. Традиционная палитра и отсылки к советскому авангарду сочетаются с зелеными «островами» и бионическими формами. Помимо офисов здание включает музей, спортивный блок, учебный и досуговый центры.
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.
Дан приказ ему на Сити, ей в другую сторону...
Второй по счету конкурс архитектурных идей телеграм-канала Небоскребы привлек профессиональное жюри и присудил, в главной номинации, денежный приз. Как водится, за горизонтальный небоскреб – все остальные, в основном, предложили вертикальные башни... Показываем победившие и не победившие идеи, размышляем о влиянии башни участка номер один. Где? Смотрите ближе к концу материала.
На династической тропе
Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.
Крылья Маяковского
Проект реконструкции главного входа в парк Маяковского в Екатеринбурге, который подготовил Алексей Гуров совместно с Уральским центром реставрации и проектирования, возвращает арке исторический облик и градостроительное значение. Помимо реставрационных работ предусмотрена особая подсветка, цветник, приспособление боковых павильонов, а также восстановление утраченных чугунных торшеров и афишных стен.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Перекресток культур
Бюро MAST, вдохновляясь атмосферой Тбилиси, превратило интерьер грузинского ресторана NENE в диалог культур, которым, на самом деле, и является этот прекрасный город.
Пресса: Движимые недвижимостью: Архитектурные и жилищные...
Что можно сказать об архитекторе по его дому, как традиции трансформируются под влиянием разгерметизации сообществ, где прорастают спустя полвека бумажные замки концептуалистов. Поступления на тематические полки ко Дню архитектора.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?