Такая ситуация породила и путаницу в терминологии. Устоявшийся термин «советский модернизм» при ближайшем рассмотрении не выдерживает критики при попытке определения некой «стилистической» общности всего наследия отечественной архитектуры конца 1950-х – 1980-х, на самом деле имеющей достаточно разнонаправленное развитие. На мировой архитектурной сцене закат модернизма обозначили ко второй половине 1950-х в том числе его же создатели, открывая в своих последних произведениях новое художественное понимание, отличное от исконно модернистского [2]. Ровно такая же картина наблюдается в отечественной архитектуре: отчасти сами творцы советского авангарда плавно переходят во второй половине 1950-х – 60-х к созданию нового художественного качества, которое носит явный характер понимания, как после модернистского [3] [4]. Даже сам по себе «лозунг» 60-х – «вперед к 20-м годам» [8] (а не «назад») – имеет под собой в основе переосмысление того наследия и создания принципиально нового, но в той традиции инновации, которая была заложена в авангарде. Тем более что в 60-е и не было как такового прямого ассоциирования «себя» с модернистским движением, однако же сам по себе модернизм понимался уже как вполне устоявшееся явление последних 60-ти лет и подлежал всестороннему научному изучению [5].
Таким образом, видится наиболее справедливым понимать архитектурное наследие конца 1950-х – 1970-х, характеризующееся как действительно инновационное и по большому счету являющееся наивысшим достижением для того времени, укрупненно и шире именно как плавное начало эпохи постмодернизма во всем ее многообразии [1].
Список литературы и источников:
- Ильин, И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм [Текст] / И. Ильин. – М. : Интрада, 1996. – 253, [2] с.
- Михейкин, Д. И. «Гуманизация технократической утопии» в мировой архитектуре 1950-60-х годов [Текст] // Архитектура и строительство России. – 2014. – №1. – С. 24-33.
- Михейкин, Д.И. Образ «универсума» в архитектуре СССР конца 1950-х – 1960-х годов [Текст] / Д. И. Михейкин // Современная архитектура мира : выпуск 13 (2.2019) / Гл. ред., сост. Н.А. Коновалова. – М. : СПб. : Нестор-История, 2019. – С. 69-94.
- Михейкин, Д. И. Проблема «границы и «края» в организации пространства. Павильон «Радиоэлектроника» на ВДНХ. 1959 год / Д. И. Михейкин // IV Хан-Магомедовские чтения : материалы научной конференции / отв. ред. и сост. И. А. Бондаренко; НИИТИАГ. – М.; СПб : Коло, 2020. – С. 99-122. – URL: http://www.sectioaureaseries.org/uploads/releases_PDF/002/05.pdf (дата обращения: 22.03.2021).
- Модернизм : Анализ и критика основных направлений [Текст] : Сборник статей / Под ред. В. В. Ванслова и Ю. Д. Колпинского. – М. : Искусство, 1969. - 242 с. : ил.
- Проблемы изучения истории Советской архитектуры = Soviet architecture history study problems [Текст] : Сборник по материалам Круглого стола 15-16 апреля 1991 г. / ВНИИТАГ ; Союз Архитекторов ; МАрхИ ; отв. сост. и ред. Ю. П. Волчок, ред. стенограммы Кр. ст. М. И. Астафьева-Длугач и др. – М. : ВНИИТАГ, 1991. – С. 164-166.
- Фесенко, Д. Запоздалый расцвет. О постмодернизме в советской архитектуре [Текст электронный] / Дмитрий Фесенко // Сайт intelros.ru : [ИНТЕЛРОС – Интеллектуальная Россия]. – Режим доступа: http://www.intelros.ru/subject/figures/teoriy_arh_processa/6774-zapozdalyj-rascvet-o-postmodernizme-v-sovetskoj-arxitekture.html (дата обращения: 25.09.2021).
- ACADEMIA. Юрий Волчок. История, архитектор и город. 1 лекция. Канал Культура [Электронный ресурс] // ACADEMIA : Канал Культура [телевизионный проект телеканала «Культура»] : [официальный канал на сайте Youtube.com]. – Опубликовано 29.07.2015. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=pkboz_Km_lM (дата обращения: 25.09.2021).