ЖК «Садовые кварталы»: проект
/ Garden neighborhoods projectинформация:
-
статус
проект -
даты
2006 — 2014 / 2010 — 2015 -
место
Москва
ул. Усачева, вл. 11 -
координаты
55.727366, 37.572655 -
функция
Градостроительство / Концепция застройки квартала -
площадь участка
14 га -
площадь подземная
209 900 м2 -
общая площадь
476 500 м2 -
Общая наземная площадь: 266 600 м²
Площадь озеленения: 6 га
Кол-во машиномест в подземных автостоянках: 4 000 -
другие объекты
2015ЖК «Садовые кварталы»: пятый квартал2014ЖК «Садовые кварталы» в Хамовниках2014ЖК «Садовые кварталы» в Хамовниках
Сергей Скуратов
Sergey Skuratov / РоссияСергей Скуратов ARCHITECTS
Sergey Skuratov architects / Россияавторский коллектив
Главный архитектор проекта –А. Панёв
1 квартал (1.2, 1.3, 1.4, 1.5): Н. Асадов, С. Безверхий, И. Голубев, И. Ильин, М. Кирьянова, Н. Овсянникова, П. Шалимов, И. Щепетков
2 квартал (2.1, 2.2, 2.3, 2.4): А. Алендеев, М. Кирьянова, Н. Овсянникова, Е. Тирских
3 квартал (3.1, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 3.9): А. Алендеев, С. Безверхий, М. Кирьянова, Ю. Левина, Н. Овсянникова, Е. Тирских, А. Чурадаев
4 квартал (4.1, 4.6, 4.7, 4.8): А. Алендеев, А. Горобец, Е. Гуськова, Я. Дегтярева, М. Кирьянова, Ю. Ковалева, А. Коньков, Н. Овсянникова, Е. Тирских
Школа, Бизнес-центр: Архитектурное бюро Сергея Скуратова
Отдельные дома:
1 квартал: «Бюро 500», архитектор М. Куренной (корп. 1.1, 1.6).
2 квартал: ТПО «Резерв», архитектор В. Плоткин (корп. 2.5, 2.6).
«Остоженка», архитектор А. Скокан (корп. 2.2, 2.8).
3 квартал: АБ «СПиЧ», архитектор С. Чобан (корп. 3.2, 2.9).
4 квартал: «Проект Меганом», архитектор Ю. Григорян (корп. 4.2, 4.3, 4.4).
«А-Б», архитектор А. Савин (корп. 4.5).
На разных этапах работы принимали участие архитекторы: А. Барклянский, В. Обвинцев, Д. Чернышов,К. Харитонова, И. Ильин, А. Беленкова, Р. Гильмутдинов, И. Маринин, А. Дмитриев, Ю. Клевакин, Ю. Фролов, А. Хасанов, А. Егерев, А. Иванова
партнеры, заказчики, смежники
Генподрядчик: ООО «Дивидаг»
Смежники: «Метроспецстрой-Девелопер», «АМ Групп»
Архи.ру об этом объекте:
Алёна Кузнецова. Ключевой элемент
Специально для ЖК «Садовые кварталы» компания «ОртОст-Фасад» разработала материал, сочетающий силу стеклофибробетона и эстетику кирпича. Рассказываем о его особенностях и достоинствах на примере трех новых реализованных корпусов.
Московские Садовые кварталы в Хамовниках один из знаковых жилых комплексов столицы. Многолетний, многотрудный и многослойный так его описывают на сайте проекта, посвященного российской архитектуре новейшего времени и вносят в список 27 лучш... читать дальшедругие тексты Архи.ру:
Анна Мартовицкая. Эксперимент во имя города
Лариса Романовская. В шаге от идеала
Там будет город-сад
описание:
Кодированный объект – это искусственно созданная система связей и объектов, способных изменяться в соответствии с условиями системы...
Он может ассимилировать группу поведений, на базе которых можно оценить предсказуемые связи.
Кодированный (объект) может сам себя трансформировать, модифицировать, приводить в оптимальное соответствие с каждым предложенным условием, адаптироваться к предложенным условиям или изменить их, чтобы привести в желаемое состояние
словарь архитектурных терминов
ВВЕДЕНИЕ
Проектируемая застройка располагается в районе Хамовники, являющимся одним из самых перспективных районов для строительства элитного жилья в Москве. Это объясняется его пешеходной и транспортной доступностью (как из центра города, так и из периферии), высоким историческим статусом, близостью Москвы-реки, благоприятной для центра экологической обстановкой и преобладанием жилой застройки.
Представленное решение предусматривает организацию жилой застройки участка по принципу замкнутых дворов-кварталов – на традиционной исторической и градостроительной основе формирования района Хамовники.
Центральным элементом застройки является общественное городское пространство площади. Оно сформировано четырьмя жилыми дворами-кварталами, композиционно (в плане) образующими смещённый крест. Расположенные между жилыми дворами пешеходные бульвары соединяют центральную площадь с улицами и двумя главными входами на территорию – Западным (с ул.Усачёва) и Восточным (с ул.Ефремова).
С северо-западной стороны рассматриваемый участок ограничивает улица Усачёва с «аборигеном» существующей застройки – производственным зданием арх. Р.И.Клейна. Оно сохраняет «дух места», как кирпичный образец фабричной европейской архитектуры (архитектуры «Западной мануфактуры»), и поэтому влияет на проектируемую застройку.
Между жилым двором с “клейнами” и зданием Делового центра проектом предусматривается организация одного из главных входов – Западного.
С юго-восточной стороны участок ограничивает ул.Ефремова с доминирующим над ней объектом существующей застройки – жилым комплексом «Камелот», с типичным для Москвы, “не западным” направлением столичной архитектуры. Проектируемое угловое здание жилого двора своей архитектурой должно «реабилитировать» место и сформировать здесь Восточный вход на территорию.
Западный и Восточный входы равноудалены от станций метро (Спортивная и Фрунзенская) и имеют между собой пешеходную связь.
Тема направления ЗАПАД – ВОСТОК может оказать влияние на трансформацию, изменение состояния элементов, «настроения» фасадов, характеризующих переход ЗАПАД – ВОСТОК. Например: рационализм (запад) – чувственность (восток), матрица (запад) – рисунок, орнамент (восток), динамизм (запад) – стабильность (восток).
Кратчайшая диагональная пешеходная связь ЗАПАД – ВОСТОК проходит по центральному пространству площади, где происходит пересечение с другим основным пешеходным направлением застраиваемой территории СЕВЕР – ЮГ.
В отличие от ориентации ЗАПАД – ВОСТОК, направление СЕВЕР – ЮГ многоаспектной историко-культурной дихотомией не обладает. Оно нейтрально, кроме того, что в плане эта пешеходная связь совпадает с существовавшим ранее, но утраченным в начале 20-го века, переулком Малые Кочки. Пешеходная связь СЕВЕР – ЮГ – это озеленённая прогулочная аллея-бульвар, соединяющая:
улицу 3-я Фрунзенская с улицей М.Трубецкая
Формирующие пространство площади шестнадцать жилых домов-башен образуют 8 пар. В каждой паре здания, планировочно разнесённые по противоположным сторонам площади и принадлежащие разным жилым дворам, обладают концептуальной, стилистической связью.
Эту связь возможно осуществить, например, следующими приёмами:
1. взаимообмен, взаимодополнение материалами;
2. использование одного фасадного ритма, приёма;
3. «работающей» с темой ЗАПАД – ВОСТОК паре, башне с характерной Западу чертой на противоположной стороне площади может «оппонировать» дом со стилистически восточной фасадной трактовкой этого качества (например: технология, производство (Запад) – рукотворность, ремесло (Восток)).
При строгой геометрии, выверено повторяющемся использовании ограниченного набора отделочных материалов, эти здания могут быть достаточно индивидуальны и самобытны.
Центральный элемент на площади – это искусственный водоём (пруд), одновременно являющийся также историческим символом преемственности рассматриваемого места. Здесь до начала 20-го века существовали искусственные пруды, созданные в петровские реформаторские времена московской знатью. Эта территория была местом отдыха горожан и проведением различных общественных мероприятий.
Существование пруда может также повысить статус центральной площади застройки квартала до уровня пространства общегородского значения, таких, например, как Чистые и Патриаршие пруды.
Важнейшим композиционным элементом застройки площади является выходящее на площадь (к пруду) здание школы. Её архитектура органично связана с ландшафтом площади, проистекает из него. Она должна быть уникальна по отношению к архитектуре окружающих жилых домов.
Дополнительно школа связана со всей проектируемой застройкой системой безопасной связи жилых дворов со школой, нанизывающей на себя все объекты, расположенные вокруг площади.
ДИЗАЙН-КОД НАЗЕМНОЙ ЧАСТИ: КОНЦЕПЦИЯ
Регламент Дизайн-кода закрепляет за фасадами зданий основной отделочный материал, который в пропорциональном отношении должен занимать более 70% всей неостеклённой плоскости фасадов и формировать образ здания.
В качестве отправной точки создания «материальной» концепции, принимается существующее здание арх. Р.И.Клейна, построенное в начале 20-го века из тёмного кирпича 4-х оттенков с применением декоративных вставок из светлого камня и рустованной штукатурки. На месте утраченного флигеля корпуса 1А (близнеца корпуса 1В) по проекту воссоздается здание-клон. Оно имеет идентичную оригиналу геометрию и слегка изменённые фасады, возникшие вследствие изменения внутренней структуры здания. Материал, естественно, тоже кирпич, но других оттенков: более светлый или более тёмный.
Выбор кирпича как основного материала наружной отделки фасадов также определил своеобразный характер исторического развития этого района: здесь в середине XVII века располагались “кирпичные сараи”, где обжигали кирпичи с клеймом с двуглавым орлом.
«Материальная» идеология этого направления использует эффект анти-«потёмкинской» деревни.
Снаружи все четыре жилых двора имеют кирпичные, «недорогие» (с точки зрения обывателя) фасады. Предполагается использование немецкого клинкерного кирпича, голландского или бельгийского кирпича ручной формовки, 7-8 оттенков и сложной фактуры. Тон кирпичной кладки стены меняется от светлой терракоты (вверху) к почти чёрному (внизу), а количество стекла, пластических выступающих и западающих элементов меняется от центра квартала к периферии.
Внутренние фасады всех 4-х дворов планируется выполнить из дорогих материалов, которые будут формировать оригинальный облик двора. При этом кирпич может присутствовать в качестве дополнительного или вспомогательного материала, наличие и количество которого в каждом доме зависит от архитектурного решения дворового пространства. Незначительное количество кирпича на внутренних фасадах поддерживается благоустройством дворов, выполненным из того же материала.
Активная работа разрезок, расстояний между домами, создаёт эффект наблюдения ярких «соблазнительных» фасадов и материалов внутри двора, за наружными стенами жилых домов.
Фасады жилых домов, встроенных в парный блок «клейнов» и двух бизнес-центров, имеют в качестве основных материалов наружной отделки металл (медь, цинк, картен-металл) и стекло. Их поверхность контрастна (по визуальным и тактильным свойствам) к поверхности «тёплого» кирпича исторического и псевдоисторического зданий. Дополнительным фасадным материалом, связывающим архитектуру бизнес-центров с жилой застройкой по ул.Усачёва, мог бы стать камень (гранит, сланец либо известняк), присутствующий на фасадах ряда домов.
Фасады зданий школы и ТП решаются в материалах, контрастных жилой застройке и связанных стилистически с материалами ландшафта, на котором они располагаются.
Концепция застройки квартала 473 в районе Хамовники города Москвы
Архитектура – искусство проектировать и строить отдельные здания. Проектируя дом в мегаполисе, современный архитектор привычно ограничивает творческую фантазию границами собственного участка застройки. Город жестко настаивает на подчинении – сложившейся веками среде, давно прописанным нормам, реальным возможностям и условиям. Город не требует соучастия. Профессия архитектора не предполагает обязательной экспансии во внешнее пространство. Вид из окна – могучий фактор ценообразования, столь дорогой сердцу риэлтора, – почти никогда не подвластен воле архитектора. Проектируя отдельный дом, трудно улучшить город. И все же глобальное жизнеустройство – традиционно едва ли не главная профессиональная утопия архитектора
Участок застройки размером 13 га в Хамовниках, на территории московского завода «Каучук» – это уникальная возможность решения современных архитектурных задач на новом, градостроительном уровне. Комплекс из 40 жилых, общественных и технических зданий будет построен на практически свободном прямоугольном пространстве. По программе московского правительства завод, отравлявший город с 1915 года (после эвакуации в Москву рижской фабрики резиновых изделий), будет полностью демонтирован.
Существующиезаводскиездания «Каучука», ввиду их сильной химической загрязненности и отсутствия культурно-исторической ценности, будут разобраны. Экологический аспект особенно важен для конверсионного проекта в Москве. Историческая особенность Хамовников на протяжении трех столетий – в странном соседстве ткацких фабрик с обширными парками и особняками фамильных усадеб (Трубецких, Дашковых, Голицыных и др). «Я живу среди фабрик… Сидя у себя, слышу неперестающий грохот», – писал Л. Н. Толстой, поселившейся в Хамовниках в 1882 году, в бывшую усадьбу Арнаутовых, и особенно ценивший огромный сад при доме, полный роз и фруктовых деревьев. Пруды и оранжереи Хамовников были так же знамениты, как и фабрики Ралле и Жиро.
Если можно говорить о genius loci территории бывшего завода, то только в контексте единственного предложенного к сохранению и реставрации здания заводоуправления, построенного в 1916 году жившим здесь же в Хамовниках, в Олсуфьевском переулке, знаменитым архитектором Р.И.Клейном, автором Музея изящных искусств (ГМИИ им.А.С.Пушкина) в Москве. Строгая и сдержанная эстетика московских кирпичных промышленных построек отсылает нас к общеевропейским архитектурным тенденциям 19 – начала 20 веков. Еще один мощный локальный мотив – пруды и парки усадьбы Трубецких, располагавшиеся в конце 18 века как раз на месте завода “Каучук”. Идея экологической реконструкции территории (с рекультивацией грунта на глубину 4,5 метров) стала одной из базовых на концептуальной стадии проекта.
Основа объемно-пространственной композиции комплекса – прямоугольная центральная площадь с большим прудом в месте пересечения 4-х бульваров, связывающих в единое целое четыре замкнутых жилых квартала с внутренними дворами, детскими, спортивными и собачьими площадками. Освобождение пешеходных зон от автомобильного движения с помощью вертикального зонирования (транспортная инфраструктура целиком выведена в подземную зону) позволило значительно увеличить общую площадь озеленения – она составит почти 4 га. Зелень, вода и европейский кирпич (немецкий клинкерный и голландский ручной формовки) во всем многообразии кладочных и декоративных приемов создадут общую визуальную основу новой архитектуры комплекса.
В соответствии с идеей воссоздания живой и разнообразной архитектурной среды, свойственной историческим центрам старых городов, в проект приглашены известные московские архитекторы, объединенные дружеским взаимопониманием и общностью профессиональных взглядов – А.Скокан, В.Плоткин, Ю.Григорян, А.Савин, А.Чельцов, С.Чобан, А.Бродский, А.Куренной, а также бостонский архитектор, профессор Гарварда Престон Скотт Коэн. В рамках разработанного генпроектировщиком дизайн-кода и общей концепции каждый из архитекторов предложит собственные проекты одного, двух или трех домов.
здесь использованы материалы и технологии:
ОртОст-Фасад
Для данного объекта компания «ОртОст-Фасад» выполняла изготовление и монтаж элементов из стеклофибробетона с интегрированной в лицевую поверхность клинкерной плиткой. Объем работ – 4000 м2. Высотность работ – до 40 метров.
пресса:
Николай Лукьянов. Москва, 2013: новая идеология? // Технологии строительства , № 4(94) / 2013
Вера Степанова.
Двор, не похожий на остальных
// Эксперт
, №21 (804)
http://expert.ru/expert/2012/21/dvor-ne-pohozhij-na-ostalnyih/
Dominick J. Gallegos . Moscow`s Finest. Сергей Скуратов ARCHITECTS // Archilepsy , № 3 2011
Сергей Скуратов.
Архитектурный автопортрет
// Сноб.ру
, 05.04.2011
http://www.snob.ru/profile/blog/5314/33864
события:
- 15.02.2012
- Москва
- круглый стол
Круглый стол «Авторская архитектура кварталов: градостроительный и потребительский аспекты»
Архитекторы – партнеры Архи.ру:
Проект из каталога (случайный выбор)
Постройки и проекты (новые записи):
Новости российской архитектуры:
Бумажный офис
Максим КашинПланы на жизнь
Сергей ОрешкинА! – 2024
Преодоление мрамора
Технологии:
Архитектурная свобода с композитными панелями SIBALUX
На примере объектов, реализованных с применением технологий SIBALUX, показываем, как современные фасады выходят в третье измерение, используя 3D кассеты из алюминиевого и стального композита.СИБАЛЮКС
Wowhaus: Поликарбонат – это невидимый герой городских пространств
Руководители проектных групп архитектурного бюро Wowhaus Валерия Лифшиц и Татьяна Старченко рассуждают о пользе поликарбоната в оформлении современных городских пространств и в экспозиционном дизайне.ПАО "СИБУР Холдинг", WOWHAUS
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.АЛЮТЕХ
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.Новые горизонты
VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным решениям
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.ПАО "СИБУР Холдинг", VOX architects