Их проект, оставаясь качественной архитектурой хорошего европейского уровня, несколько удивляет своей сдержанностью — по сравнению как с другими работами бюро Бена ван Беркеля, так и с со всей линией «знаковых» построек в целом — пока все продолжающейся, несмотря на изменившуюся экономическую ситуацию. А ведь именно это направление зданий-«маяков», мгновенно приковывающих к себе внимание, всегда было широко представлено на петербургских архитектурных конкурсах — и нередко с успехом.
Но Дворец танцев в ансамбле принадлежит к другой породе. Его объем не лишен динамики, но и не слишком энергичен, связан со своим окружением (размерами — при высоте в 28 м он практически не будет виден из-за застройки ансамбля Набережной Европы, и расположением — его «нос», единственный острый угол, направлен на Петропавловскую крепость), но не сливается с ним. В качестве материала для фасадов выбран не бетон или камень, не стеклянная навесная стена — а нечто среднее между монолитной и прозрачной поверхностью: металлические треугольные панели в сочетании с застеклением. При этом разработана де-факто обязательная для европейской архитектуры тема общественного пространства: фойе связано с площадью, на которой стоит театр, широким парадным входом, а его решение в форме серии террас должно, по мысли архитекторов, сделать его своего рода «сценой» для посетителей театра.
Тщательно продуманы технические аспекты: традиционный план главного зала на 1000 зрителей в форме подковы, где хорошо видно сцену с любой точки, удобные технические «пути» для артистов и рабочих, позволяющие им быстро передвигаться по зданию, не сталкиваясь с публикой, и так далее.
Но, в целом, проект произодит впечатление некоей «обязательной прогаммы», особенно по сравнению с открывшимся в этом году концертным залом MUMUTH тех же UNStudio в Граце. Это здание также находится в историческом центре города (что явно было учтено в проекте), и сложно себе представить, что австрийские заказчики потребовали от архитекторов создать оригинальное формальное решение в ущерб функциональности. Но, в результате, в этой постройке есть вдохновение и индивидуальность, которой, к сожалению, пока не чувствуется в петербургском Дворце танцев. Конечно, сейчас речь идет только о конкурсном проекте, который будет еще доработан и, может быть, даже переработан. Но пока нельзя не заподозрить авторов в следовании «генеральной линии» умеренности (интуитивно или согласно неким советам) и в осознанном приведении этой работы к некоему «евростандартному» уровню — качественному, но абсолютно типовому.
Дворец танцев
Заказчик: ООО «Петербург Сити»
Общая площадь постройки: 21 000 м2
Высота постройки: 28 м
Авторы:
UNStudio
Бен ван Беркель (Ben van Berkel) и Герард Лозекот (Gerard Loozekoot) совместно с Христианом Ведделером (Christian Veddeler), Ваутером де Йонге (Wouter de Jonge), Яном Шеллхоффом (Jan Schellhoff) и Кайлом Миллером (Kyle Miller), Мауд ван Хес (Maud van Hees), Ханс-Петером Нюннингом (Hans-Peter Nuenning), Арндом Виллертом (Arnd Willert), Нанагом Сантосо (Nanang Santoso), Имолой Берци (Imola Berczi), Таде Годберсеном (Tade Godbersen) и Патриком Номе (Patrik Noome).
Консультанты:
theateradvies bv, Amsterdam
ARUP