Очень тирольская история

Австрийские эко-супермаркеты MPREIS – «экспонаты» венецианской биеннале и призеры архитектурных премий.

Автор текста:
Елизавета Клепанова

19 Ноября 2014
mainImg
История супермаркетов MPREIS начинается с маленького магазина подержанных товаров в Инсбруке, открытого в 1919 Терезой Мёльк. Через пару лет она открывает лавку, специализирующуюся на продаже сала, а чуть позже покупает военную булочную в центре города и создает из нее пекарню с магазином, торгующим хлебобулочными изделиями под брендом «Хлеб Мёльк». Число филиалов постепенно растет, а в 1974 все в том же Инсбруке начинает работать первый MPREIS-супермаркет с современным дизайном и «конкурентоспособными» ценами – проект потомков Терезы.
Супермаркет MPREIS в Ахенкирхе. Архитекторы Giner+Wucherer © Lukas Schaller
Супермаркет MPREIS в Ахенкирхе. Архитекторы Giner+Wucherer © Lukas Schaller

MPREIS сегодня – это на сто процентов семейный бизнес, разросшийся до 228 магазинов в австрийской провинции Тироль, итальянском Южном Тироле (или Альто Адиже), Зальцбурге и Каринтии. И это совершенно особенная сеть по всем показателям. У 228 супермаркетов, безусловно, есть общее: у всех на фасаде – красный куб с белым логотипом компании, все они выстроены из экологических, природных материалов, все они не просто отвечают высоким требованиям энергоэффективности и потребляют минимальное количество энергии, но, более того – производят ее, все они используют продукцию местных поставщиков.
 
Супермаркет MPREIS в Ахенкирхе. Архитекторы Giner+Wucherer © Lukas Schaller

Но есть и существенное отличие магазинов друг от друга – их архитектурное решение. Все началось с того, что друг семьи Мёльк, архитектор Хайнц Планатшер предложил по-дружески сделать для них проект супермаркета. С тех пор у каждого магазина MPREIS –свой архитектор. В основном предпочтение отдается местным зодчим, к примеру, Петеру Лоренцу или Райнеру Кёберлю, но есть и исключения – скажем, архитектурная «звезда» Доминик Перро. Такой подход семейство Mёльк объясняет так: «Они [магазины] не должны быть все одинаковы. Каждый из них должен быть уникальным и рассчитанным на то место, в котором находится. Визуальное воздействие супермаркета на окружающий ландшафт должно быть минимальным».
 
Супермаркет MPREIS в Матрай-ин-Осттироль. Архитекторы Machné Architekten © Paul Ott

Для владельцев MPREIS, помимо экономической выгоды, первоочередное значение имеет социальная составляющая их проекта, ведь они выходцы из Тироля, всем сердцем любят свой регион и гордятся им: «Мы тирольская семья и все выросли в этих горах, привязаны к ним. Для нас важно быть ответственным за нашу землю». Так что, наверное, не стоит удивляться, что MPREIS сегодня дает работу 5400 сотрудникам и является вторым по размеру коллектива частным работодателем в Европе. В ассортименте каждого из магазинов сети имеется более 1200 разновидностей продуктов из Тироля от более чем 150 местных производителей. Нужно также упомянуть, что компания на данный момент также владеет двумя производствами, поставляющими для их сети мясо и свежую выпечку.
 
Супермаркет MPREIS в Матрай-ин-Осттироль. Архитекторы Machné Architekten © Paul Ott

Но давайте все же вернемся к тому, что делает MPREIS совершенно особенным брендом по сравнению с другими супермаркетами – к их архитектуре. Это особенно необычно, потому что, как правило, сетевые торговые компании стараются применять во всех своих магазинах фирменный стиль, и при этом совершенно не важно, где эти магазины будут находится – в Москве или Токио. В таком случае максимум, на что можно надеяться – что такой супермаркет не обезобразит среду, где он появился.
 
Супермаркет MPREIS в Матрай-ин-Осттироль. Архитекторы Machné Architekten © Paul Ott

Важно подчеркнуть, что MPREIS никак нельзя отнести к категории «люкс». Эта сеть, конечно, не принадлежит к эконом-классу, но полностью размещается в среднем ценовом сегменте. Именно поэтому мне очень импонирует их подход к работе: они стараются минимальными средствами, экономно, но очень стильно создавать удобные пространства с высокими потолками, широкими проходами и очень привлекательным экстерьером. Это обусловлено не только заботой о покупателях и сотрудниках, но и соображениями «устойчивости». По мнению семейства Мёльк, если их супермаркеты будут закрыты, то их здания как высококачественные архитектурные объекты можно будет не сносить, а с легкостью трансформировать в школу, детский сад, местный культурный центр или художественную галерею. Если учесть, что торговая площадь типового магазина составляет 600 м2, причем есть еще два Super-MPREIS размером 800–1000 м2, то подобная предусмотрительность относительно возможного вторичного использования зданий кажется весьма логичной.
 
Супермаркет MPREIS в Нидерндорфе. Архитектор Петер Лоренц © Thomas Jantscher

Семья Мёльк, конечно, задает архитекторам определенный вектор в разработке решения: они хотят сохранить и подчеркнуть свои альпийские корни. Именно поэтому во всех супермаркетах использовано много дерева, фактурного бетона, натурального камня, и там всегда большие окна, «впускающие» природу внутрь. Цвета материалов достаточно нейтральны, так как, с точки зрения создателей бренда, покупатели и продукты на полках обеспечивают достаточно яркости в интерьере. Забота о природе, как уже упоминалось выше, определяется тем, что каждый из магазинов вырабатывает определенное количество энергии, а у части крыша полностью покрыта солнечными батареями. Как результат, супермаркеты сети были неоднократно награждены сертификатами как наиболее энергоэфективные в стране.
 
Супермаркет MPREIS в Нидерндорфе. Архитектор Петер Лоренц © Thomas Jantscher

Австрия высоко ценит архитектуру MPREIS и даже представила тирольскую сеть на архитектурной биеннале в Венеции в 2004 году, а для австрийских архитекторов уже давно стало почетным получить заказ на проект очередного магазина. А в каждом ежегоднике лучшей австрийской архитектуры можно непременно обнаружить один–два магазина MPREIS как пример самых красивых, функциональных и контекстуальных построек.
 
Супермаркет MPREIS в Нидерндорфе. Архитектор Петер Лоренц © Thomas Jantscher

MPREIS – это история: о семье, об архитектуре, о неравнодушии, о людях, о местных продуктах и о Тироле, где все началось, продолжается и где у этой истории, совершенно точно, есть счастливое будущее.
Супермаркет MPREIS в Нидерндорфе. Архитектор Петер Лоренц © Thomas Jantscher
Супермаркет MPREIS в Нидерндорфе. Архитектор Петер Лоренц © Thomas Jantscher
Супермаркет MPREIS в Шёнвисе. Архитекторы Ventira Architekten. Фотография: Ventira Architekten
Супермаркет MPREIS в Шёнвисе. Архитекторы Ventira Architekten. Фотография: Ventira Architekten
Супермаркет MPREIS в Шёнвисе. Архитекторы Ventira Architekten. Фотография: Ventira Architekten
Супермаркет MPREIS в Шёнвисе. Архитекторы Ventira Architekten. Фотография: Ventira Architekten
Супермаркет MPREIS в Зёльдене. Архитектор Раймунд Райнер © Simon Rainer
Супермаркет MPREIS в Зёльдене. Архитектор Раймунд Райнер © Simon Rainer
Супермаркет MPREIS в Зёльдене. Архитектор Раймунд Райнер © Simon Rainer
Супермаркет MPREIS в Зёльдене. Архитектор Раймунд Райнер © Simon Rainer
Супермаркет MPREIS в Зёльдене. Архитектор Раймунд Райнер © Simon Rainer
Супермаркет MPREIS в Тельфсе. Архитектор Петер Лоренц © Thomas Jantscher
Супермаркет MPREIS в Тельфсе. Архитектор Петер Лоренц © Thomas Jantscher
Супермаркет MPREIS в Тельфсе. Архитектор Петер Лоренц © Thomas Jantscher
Супермаркет MPREIS в Тельфсе. Архитектор Петер Лоренц © Thomas Jantscher
Супермаркет MPREIS в Тельфсе. Архитектор Петер Лоренц © Thomas Jantscher
Супермаркет MPREIS в Ваттенсе. Архитектор Доминик Перро © Gunter R. Wett
zooming
Супермаркет MPREIS в Ваттенсе. Архитектор Доминик Перро © Gunter R. Wett
Супермаркет MPREIS в Ваттенсе. Архитектор Доминик Перро © Gunter R. Wett


19 Ноября 2014

Автор текста:

Елизавета Клепанова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Сейчас на главной
Деревянный рай
Один из кварталов в составе крупного и очень передового по многим параметрам района Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства нового муниципалитета по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе. Сохраняется только один корпус 1965 года, который будет служить «входным порталом» нового комплекса.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Стеклянный бутон
Башня по проекту Zaha Hadid Architects, строящаяся в Гонконге, напоминает бутон цветка с его флага и герба, учитывает реалии пандемии и претендует на лидерство по «устойчивости».