Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

19.11.2014

Очень тирольская история

Елизавета Эбнер

Австрийские эко-супермаркеты MPREIS – «экспонаты» венецианской биеннале и призеры архитектурных премий.

Супермаркет MPREIS в Ахенкирхе. Архитекторы Giner+Wucherer © Lukas Schaller
Супермаркет MPREIS в Ахенкирхе. Архитекторы Giner+Wucherer © Lukas Schaller

История супермаркетов MPREIS начинается с маленького магазина подержанных товаров в Инсбруке, открытого в 1919 Терезой Мёльк. Через пару лет она открывает лавку, специализирующуюся на продаже сала, а чуть позже покупает военную булочную в центре города и создает из нее пекарню с магазином, торгующим хлебобулочными изделиями под брендом «Хлеб Мёльк». Число филиалов постепенно растет, а в 1974 все в том же Инсбруке начинает работать первый MPREIS-супермаркет с современным дизайном и «конкурентоспособными» ценами – проект потомков Терезы.
Супермаркет MPREIS в Ахенкирхе. Архитекторы Giner+Wucherer © Lukas Schaller
Супермаркет MPREIS в Ахенкирхе. Архитекторы Giner+Wucherer © Lukas Schaller

MPREIS сегодня – это на сто процентов семейный бизнес, разросшийся до 228 магазинов в австрийской провинции Тироль, итальянском Южном Тироле (или Альто Адиже), Зальцбурге и Каринтии. И это совершенно особенная сеть по всем показателям. У 228 супермаркетов, безусловно, есть общее: у всех на фасаде – красный куб с белым логотипом компании, все они выстроены из экологических, природных материалов, все они не просто отвечают высоким требованиям энергоэффективности и потребляют минимальное количество энергии, но, более того – производят ее, все они используют продукцию местных поставщиков.
 
Супермаркет MPREIS в Ахенкирхе. Архитекторы Giner+Wucherer © Lukas Schaller
Супермаркет MPREIS в Ахенкирхе. Архитекторы Giner+Wucherer © Lukas Schaller

Но есть и существенное отличие магазинов друг от друга – их архитектурное решение. Все началось с того, что друг семьи Мёльк, архитектор Хайнц Планатшер предложил по-дружески сделать для них проект супермаркета. С тех пор у каждого магазина MPREIS –свой архитектор. В основном предпочтение отдается местным зодчим, к примеру, Петеру Лоренцу или Райнеру Кёберлю, но есть и исключения – скажем, архитектурная «звезда» Доминик Перро. Такой подход семейство Mёльк объясняет так: «Они [магазины] не должны быть все одинаковы. Каждый из них должен быть уникальным и рассчитанным на то место, в котором находится. Визуальное воздействие супермаркета на окружающий ландшафт должно быть минимальным».
 
Супермаркет MPREIS в Матрай-ин-Осттироль. Архитекторы Machné Architekten © Paul Ott
Супермаркет MPREIS в Матрай-ин-Осттироль. Архитекторы Machné Architekten © Paul Ott

Для владельцев MPREIS, помимо экономической выгоды, первоочередное значение имеет социальная составляющая их проекта, ведь они выходцы из Тироля, всем сердцем любят свой регион и гордятся им: «Мы тирольская семья и все выросли в этих горах, привязаны к ним. Для нас важно быть ответственным за нашу землю». Так что, наверное, не стоит удивляться, что MPREIS сегодня дает работу 5400 сотрудникам и является вторым по размеру коллектива частным работодателем в Европе. В ассортименте каждого из магазинов сети имеется более 1200 разновидностей продуктов из Тироля от более чем 150 местных производителей. Нужно также упомянуть, что компания на данный момент также владеет двумя производствами, поставляющими для их сети мясо и свежую выпечку.
 
Супермаркет MPREIS в Матрай-ин-Осттироль. Архитекторы Machné Architekten © Paul Ott
Супермаркет MPREIS в Матрай-ин-Осттироль. Архитекторы Machné Architekten © Paul Ott

Но давайте все же вернемся к тому, что делает MPREIS совершенно особенным брендом по сравнению с другими супермаркетами – к их архитектуре. Это особенно необычно, потому что, как правило, сетевые торговые компании стараются применять во всех своих магазинах фирменный стиль, и при этом совершенно не важно, где эти магазины будут находится – в Москве или Токио. В таком случае максимум, на что можно надеяться – что такой супермаркет не обезобразит среду, где он появился.
 
Супермаркет MPREIS в Матрай-ин-Осттироль. Архитекторы Machné Architekten © Paul Ott
Супермаркет MPREIS в Матрай-ин-Осттироль. Архитекторы Machné Architekten © Paul Ott

Важно подчеркнуть, что MPREIS никак нельзя отнести к категории «люкс». Эта сеть, конечно, не принадлежит к эконом-классу, но полностью размещается в среднем ценовом сегменте. Именно поэтому мне очень импонирует их подход к работе: они стараются минимальными средствами, экономно, но очень стильно создавать удобные пространства с высокими потолками, широкими проходами и очень привлекательным экстерьером. Это обусловлено не только заботой о покупателях и сотрудниках, но и соображениями «устойчивости». По мнению семейства Мёльк, если их супермаркеты будут закрыты, то их здания как высококачественные архитектурные объекты можно будет не сносить, а с легкостью трансформировать в школу, детский сад, местный культурный центр или художественную галерею. Если учесть, что торговая площадь типового магазина составляет 600 м2, причем есть еще два Super-MPREIS размером 800–1000 м2, то подобная предусмотрительность относительно возможного вторичного использования зданий кажется весьма логичной.
 
Супермаркет MPREIS в Нидерндорфе. Архитектор Петер Лоренц © Thomas Jantscher
Супермаркет MPREIS в Нидерндорфе. Архитектор Петер Лоренц © Thomas Jantscher

Семья Мёльк, конечно, задает архитекторам определенный вектор в разработке решения: они хотят сохранить и подчеркнуть свои альпийские корни. Именно поэтому во всех супермаркетах использовано много дерева, фактурного бетона, натурального камня, и там всегда большие окна, «впускающие» природу внутрь. Цвета материалов достаточно нейтральны, так как, с точки зрения создателей бренда, покупатели и продукты на полках обеспечивают достаточно яркости в интерьере. Забота о природе, как уже упоминалось выше, определяется тем, что каждый из магазинов вырабатывает определенное количество энергии, а у части крыша полностью покрыта солнечными батареями. Как результат, супермаркеты сети были неоднократно награждены сертификатами как наиболее энергоэфективные в стране.
 
Супермаркет MPREIS в Нидерндорфе. Архитектор Петер Лоренц © Thomas Jantscher
Супермаркет MPREIS в Нидерндорфе. Архитектор Петер Лоренц © Thomas Jantscher

Австрия высоко ценит архитектуру MPREIS и даже представила тирольскую сеть на архитектурной биеннале в Венеции в 2004 году, а для австрийских архитекторов уже давно стало почетным получить заказ на проект очередного магазина. А в каждом ежегоднике лучшей австрийской архитектуры можно непременно обнаружить один–два магазина MPREIS как пример самых красивых, функциональных и контекстуальных построек.
 
Супермаркет MPREIS в Нидерндорфе. Архитектор Петер Лоренц © Thomas Jantscher
Супермаркет MPREIS в Нидерндорфе. Архитектор Петер Лоренц © Thomas Jantscher

MPREIS – это история: о семье, об архитектуре, о неравнодушии, о людях, о местных продуктах и о Тироле, где все началось, продолжается и где у этой истории, совершенно точно, есть счастливое будущее.
Супермаркет MPREIS в Нидерндорфе. Архитектор Петер Лоренц © Thomas Jantscher
Супермаркет MPREIS в Нидерндорфе. Архитектор Петер Лоренц © Thomas Jantscher
Супермаркет MPREIS в Нидерндорфе. Архитектор Петер Лоренц © Thomas Jantscher
Супермаркет MPREIS в Нидерндорфе. Архитектор Петер Лоренц © Thomas Jantscher
Супермаркет MPREIS в Шёнвисе. Архитекторы Ventira Architekten. Фотография: Ventira Architekten
Супермаркет MPREIS в Шёнвисе. Архитекторы Ventira Architekten. Фотография: Ventira Architekten
Супермаркет MPREIS в Шёнвисе. Архитекторы Ventira Architekten. Фотография: Ventira Architekten
Супермаркет MPREIS в Шёнвисе. Архитекторы Ventira Architekten. Фотография: Ventira Architekten
Супермаркет MPREIS в Шёнвисе. Архитекторы Ventira Architekten. Фотография: Ventira Architekten
Супермаркет MPREIS в Шёнвисе. Архитекторы Ventira Architekten. Фотография: Ventira Architekten
Супермаркет MPREIS в Шёнвисе. Архитекторы Ventira Architekten. Фотография: Ventira Architekten
Супермаркет MPREIS в Шёнвисе. Архитекторы Ventira Architekten. Фотография: Ventira Architekten
Супермаркет MPREIS в Зёльдене. Архитектор Раймунд Райнер © Simon Rainer
Супермаркет MPREIS в Зёльдене. Архитектор Раймунд Райнер © Simon Rainer
Супермаркет MPREIS в Зёльдене. Архитектор Раймунд Райнер © Simon Rainer
Супермаркет MPREIS в Зёльдене. Архитектор Раймунд Райнер © Simon Rainer
Супермаркет MPREIS в Зёльдене. Архитектор Раймунд Райнер © Simon Rainer
Супермаркет MPREIS в Зёльдене. Архитектор Раймунд Райнер © Simon Rainer
Супермаркет MPREIS в Зёльдене. Архитектор Раймунд Райнер © Simon Rainer
Супермаркет MPREIS в Зёльдене. Архитектор Раймунд Райнер © Simon Rainer
Супермаркет MPREIS в Зёльдене. Архитектор Раймунд Райнер © Simon Rainer
Супермаркет MPREIS в Зёльдене. Архитектор Раймунд Райнер © Simon Rainer
Супермаркет MPREIS в Тельфсе. Архитектор Петер Лоренц © Thomas Jantscher
Супермаркет MPREIS в Тельфсе. Архитектор Петер Лоренц © Thomas Jantscher
Супермаркет MPREIS в Тельфсе. Архитектор Петер Лоренц © Thomas Jantscher
Супермаркет MPREIS в Тельфсе. Архитектор Петер Лоренц © Thomas Jantscher
Супермаркет MPREIS в Тельфсе. Архитектор Петер Лоренц © Thomas Jantscher
Супермаркет MPREIS в Тельфсе. Архитектор Петер Лоренц © Thomas Jantscher
Супермаркет MPREIS в Тельфсе. Архитектор Петер Лоренц © Thomas Jantscher
Супермаркет MPREIS в Тельфсе. Архитектор Петер Лоренц © Thomas Jantscher
Супермаркет MPREIS в Тельфсе. Архитектор Петер Лоренц © Thomas Jantscher
Супермаркет MPREIS в Тельфсе. Архитектор Петер Лоренц © Thomas Jantscher
Супермаркет MPREIS в Ваттенсе. Архитектор Доминик Перро © Gunter R. Wett
Супермаркет MPREIS в Ваттенсе. Архитектор Доминик Перро © Gunter R. Wett
Супермаркет MPREIS в Ваттенсе. Архитектор Доминик Перро © Gunter R. Wett
Супермаркет MPREIS в Ваттенсе. Архитектор Доминик Перро © Gunter R. Wett
Супермаркет MPREIS в Ваттенсе. Архитектор Доминик Перро © Gunter R. Wett
Супермаркет MPREIS в Ваттенсе. Архитектор Доминик Перро © Gunter R. Wett