Дух МАрхИ закодировали во ВХУТЕМАСе

7 апреля в галерее ВХУТЕМАС в рамках параллельной программы Дней архитектуры состоялся мастер-класс немецкой художницы Лизы Шмитц. Мастер-класс стал завершающей стадией длительной исследовательской работы нескольких студентов МАрхИ, под руководством Лизы Шмитц, по созданию орнаментального пространства с огромным рисунком-орнаментом. Перед орнаментом была поставлена непростая задача – передать дух московского Архитектурного института.

mainImg

Лиза Шмитц не впервые работает со студентами МАрхИ. Несколько лет назад на биеннале Молодого искусства они вместе представили две пространственные инсталляции под общим названием – «Лабиринт». Первая инсталляция состояла из подвешенных полосок серпантина и кучи прессованной бумаги, а вторая – из бумажных ярко-желтых конусов, символизирующих восприятие формы лабиринта на протяжении всей истории человечества.

В этот раз над созданием орнамента для пространства галереи ВХУТЕМАС думали несколько месяцев. Было отснято очень много материала в МАрхИ. Место выбрано не случайно, потому что хотели сделать что-то такое, что бы было близко духу Архитектурного института. В итоге мотивами для орнамента стали два основных элемента – прямоугольная ручка двери шестидесятых годов и крючок из гардероба, покрытый несколькими слоями краски. При совмещении этих двух элементов в разной последовательности под разным углом получился рисунок, чем-то напоминающий арабскую вязь. В пространстве галереи рисунок расположился оранжевыми точками - на стенах, стульях, и даже поверх плакатов выставки «Города», открывшейся за день до этого.

После целого дня работы над правильным расположением оранжевых кружков на всех возможных поверхностях в галереи, в семь часов вечера работа была завершена. После чего последовала фотосессия «нового» пространства, абсолютно пустого. Его фотографировали с одной, единственно правильной точки зрения. Как только вниз в выставочный зал начали спускаться люди, рисунок нарушился, строго говоря, от него ничего толком не осталось, кроме дробных линий из оранжевых точек, похожих на граффити.

Характерно, что орнамент виден полностью только из одной точки галереи – с высокого парапета, откуда лестницы ведут вниз в выставочное пространство. Отсюда и фотографировали. С других мест открываются отдельные фрагменты, и нет ощущения, что орнамент владеет пространством, он выглядит скорее как украшение. Это ощущение усиливается от контраста оранжевых  точек и синих плакатов – фотохроник недавно прошедшего в Каргополе фестиваля «Города». Точки положены поверх всего  как елочная мишура.

Задача была более чем основательной, я бы сказала даже «сверх» – изменить пространство с помощью орнамента, да не просто изменить, а еще и перелить в него «дух места» (столь любимый архитекторами вообще и в МАрхИ в частности). То есть задача – архитектурно-художественная, пространственная задача. Название действа говорит само за себя – «Space Installation», монтаж пространства или «пространственная инсталляция». Вроде бы это вполне архитектурный подход, особенно если учесть, что сейчас архитектура увлекается орнаментом.

Орнамент – вещь сильная. Как когда-то продемонстрировал оп-арт, с помощью простого (но агрессивного) рисунка можно увеличить и уменьшить, наклонить, выпрямить и разбить на кусочки. Можно спрятать и подчеркнуть форму, сжать или расширить пространство. Да в умелых руках – это же пятое измерение.
Но ничего подобного в данном случае не происходит. Сначала рисунок теряет смысл, потому что нарисованные загогулины не похожи ни на дверные ручки, ни на гардеробные крючки (на просто крючки похожи, но о слоях краски после перерисовывания говорить сложно). Потом его набрасывают тонким слоем (новогодняя мишура смотрелась бы активнее) по залу, где ненавязчивые оранжевые штучки окончательно теряют связь с прототипом, сохраняя – очень отдаленную – с рисунком. Никакой доминанты орнамента, никаких оптических и эмоциональных эффектов он не производит. По названию инсталляции можно было предположить, что придуманный в долгих мучениях хитроумный рисунок попробует как-то изменить пространство. Ничуть не бывало. Ну просто ни капельки.

Отсюда надо предположить либо – что инсталляция не удалась, так как не происходит предполагаемого художественного впечатления. Либо – что ее смысл заключен в другом. Например, не в пластическом освоении и изменении пространства и не в передаче духа МАрхИ, а – в его кодировании. В зал галереи ВХУТЕМАС был закодирован некий смысл. Дважды. Сначала – когда перерисовывали загогулины ручек и крючков. Потом – когда полученные загогулины дискретно – точками – перенесли на стены и стулья. С раскодированием, откровенно говоря, проблемы. Без объяснений не считывается ни то, ни другое. Зашифрованное послание без «ключа» не считывается. То есть перед нами знак, который придумывали долго, а смысл его утрачивается на глазах, как и он сам – тает, как только в зал входят люди. Этакая короткоживущая знаковая система. Игра.

09 Апреля 2009

Пресса: Красиво жить
Архитектуру сегодня определяет рынок, спорить с этим бессмысленно. В Москве много строят, но чаще всего строят быстро и некачественно. Можно ли убедить горожанина, что существует архитектура, а не одна только недвижимость? Именно для этого придумана архитектурная экскурсия по Москве, в которую отправился The New Times.
Пресса: Пинг-понг, оливье и жилые массивы
Современную архитектуру принято критиковать: вот раньше!.. Но, как правило, легко ругать то, о чем меньше всего знаешь. Вот и решено было дать обычным горожанам возможность посмотреть на новостройки глазами специалистов, архитекторов, попробовать понять, как задумывалось здание, почему выглядит так, а не иначе.
Дух МАрхИ закодировали во ВХУТЕМАСе
7 апреля в галерее ВХУТЕМАС в рамках параллельной программы Дней архитектуры состоялся мастер-класс немецкой художницы Лизы Шмитц. Мастер-класс стал завершающей стадией длительной исследовательской работы нескольких студентов МАрхИ, под руководством Лизы Шмитц, по созданию орнаментального пространства с огромным рисунком-орнаментом. Перед орнаментом была поставлена непростая задача – передать дух московского Архитектурного института.
Эксперимент, в котором мы живем
Одна из первых экскурсий весенних Дней архитектуры показала москвичам архитектуру, еще не ставшую историей: здания 1960-80-х, обживаемые нами как нечто обыкновенное. Но самый обычный панельный дом становится уникальным, когда выясняется, что он первый в своем роде. А «странные» здания институтов, выстроенные на закате советской эпохи, вдруг перестают быть нелепыми и обретают смысл, когда повнимательней присмотришься к их устройству. И все это оказывается частью огромного замысла по планированию жилой среды нового качества. Таков юго-запад.
Пресса: Потенциальные союзники
Архитектура — это не только исторические здания или постройки со сложным декором, но и среда обитания каждого: в этом москвичей стараются убедить те, кому не безразлична жизнь города.
Пресса: Архитекторы бесплатно покажут самые интересные здания...
Бесплатные экскурсии по Москве в сопровождении архитекторов, которые расскажут о наиболее интересных и красивых зданиях старой и новой Москвы, вновь пройдут в рамках Дней архитектуры с 4 по 12 апреля, сообщают организаторы.
Технологии и материалы
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Сейчас на главной
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Дом прощания
Бюро DIALECT Architects спроектировало для кладбища недалеко от Екатеринбурга комплекс построек, который помогает провести ритуал прощания. Авторы стремились найти подходящий функции тон, для чего обратились к образу неугасающего пламени, использовали светлые материалы, а также силу воздействия ландшафта и зеркала воды.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Торговый городок
Консорциум APRELarchitects, «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика» разработал для рязанской ВДНХ мастер-план развития, который учитывает как сохранение 21 павильона, так и программирование территории, способное вернуть жизнь и устойчивость этому знаковому месту. Многие решения мастер-плана уже реализованы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.