Основы ландшафтного дизайна. Пошаговое руководство

Чтобы стать профессиональным ландшафтным дизайнером, нужно закончить профильный вуз или курсы. Но если вы хотите благоустроить собственный участок, в этом нет необходимости. Предлагаем самостоятельно разобраться в основах ландшафтного дизайна и попробовать сделать первый проект. Расскажем, как провести предпроектный анализ, нарисовать план участка, разработать концепцию, зонировать территорию и подобрать растения для озеленения.
 

Шаг 1. Делаем предпроектный анализ

Прежде чем приступать к созданию проекта, нужно оценить условия, в которых предстоит работать.

Лучшее время для анализа участка – ранняя весна или поздняя осень. Во-первых, в этот период проще оценить особенности рельефа, водный режим почв, виды из дома и другие эстетические и технические моменты. Во-вторых, остается достаточно времени до начала сезона, чтобы подготовить проект.

Итак, при ознакомлении с участком нужно:
  • Сделать фото с разных позиций – вдоль периметра, с крыльца, из окон дома, из беседки.
  • Выполнить обмеры – границы участка, строения, дорожки, деревья и кустарники. Если есть кадастровый план, в нем можно найти эту информацию.
  • Исследовать рельеф и особенности почвы.
  • Определить конфигурацию участка, его ориентацию по сторонам света.
  • Обратить внимание на деревья и кустарники – какие из них представляют ценность, а какие можно убрать.
  • Выяснить режим освещенности – определить излишне затененные зоны и солнечные участки. Это нужно для правильного выбора растений и зонирования территории.
Иногда осмотра недостаточно – требуются дополнительные исследования. Например, изучение состава почвы, уровня грунтовых вод.

Если на участке сложный рельеф или много строений, замеры провести сложно. В таких случаях необходима топографическая съемка.

 

Шаг 2. Составляем план

На основе наблюдений и замеров готовят опорный план участка. Он послужит основой для будущего проекта. На план наносят:
  • границы участка, входы и въезды;
  • обозначения сторон света;
  • окружение – дороги, леса, водоемы, ЛЭП, соседние участки;
  • внешние контуры строений, расположение окон и дверей;
  • дорожки;
  • зеленые насаждения, которые уже есть на участке, – с привязкой к границам и строениям;
  • схемы коммуникаций;
  • обозначение рельефа.
Все размеры указывают в масштабе – например, 1:100.
Удобно использовать условные обозначения – цифры, буквы, символы. С их помощью можно описать что угодно: материал покрытия, элемент конструкции, вид растений.

Опорный план можно нарисовать от руки, но проще воспользоваться Онлайн-планировщиком участка. Он прост и подходит даже начинающим ландшафтным дизайнерам и архитекторам. В планировщике можно нарисовать участок любой конфигурации, указать нужные размеры, добавить объекты: строения, растения, дорожно-тропиночную сеть, бассейн или пруд, садовую мебель, освещение. Весь процесс займет не более 10 минут.


Шаг 3. Выбираем стиль и концепцию

У каждого стиля ландшафтного дизайна свои требования к формам, цветам, материалам, декоративным элементам. Главный критерий выбора – предпочтения владельца участка. Но не менее важны особенности ландшафта: рельеф, уровень освещенности, влажность почвы, растительность. Если на территории уже есть дом или другие строения, сад должен быть оформлен в той же стилистике.

Кратко расскажем о самых популярных стилях.

Классический, или регулярный, стиль отличается строгой симметрией и подчеркнутой рукотворностью ландшафта. Его типичные детали – ровные аллеи, правильной формы клумбы, топиарная обрезка деревьев и кустарников. В центре композиции часто располагается бассейн с фонтаном. Характерны арки, колонны, беседки в форме портиков, вазоны и скульптуры в античной манере. В силу своей монументальности классицизм больше подходит для крупных участков. В ландшафтном дизайне своими руками для начинающих этот стиль следует использовать с осторожностью – он довольно сложный.

Английский стиль ассоциируется, напротив, с естественностью ландшафта. Недаром его второе название – пейзажный. Создать на участке настроение викторианской Англии помогут аккуратно подстриженные газоны, извилистые тропинки, тенистый заросший лилиями пруд с мостиком, пышные цветники. Популярны арки и перголы, увитые лианами, озеленение стен. В цветовой гамме преобладают оттенки зеленого. Материалы – обязательно натуральные.

Японский стиль располагает к спокойствию и созерцанию. Его основные элементы – декоративные водоемы, каменистые сады, сухие ручьи, ширмы, мостики, беседки. Цветовая палитра сдержанная, доминируют оттенки зеленого, серого, коричневого. Из материалов, кроме природного камня и дерева, популярны бамбук и керамика. Во всем приветствуется асимметрия.

Минимализм не терпит излишеств. Для него свойственны прямые линии, правильные геометрические формы, сдержанные цвета, единообразие в материалах. Широко используются террасы и настилы, патио, подиумы, ступени. Из материалов преобладают дерево, природный камень, кирпич, металл, стекло. Украшениями служат крупные камни, необычные скульптуры, металлические шары. Симметрию соблюдать необязательно.

Эко-стиль – это прежде всего натуральность. Если на участке неровный рельеф, его не нужно сглаживать – наоборот, стоит это обыграть. Растения используют только местные, в том числе полевые цветы, дикорастущие травы. Дорожки, мостики, элементы мощения делают из натуральных материалов – бревен и досок, природного камня, гравия. В качестве украшений выбирают живописные пни и коряги, плетни, «деревенскую» мебель.

Сад в скандинавском стиле выглядит просто и естественно, в то же время во всем виден строгий порядок. Основные элементы ландшафта – мощение из камня, гравия, гальки, композиции из крупных валунов, деревянные беседки и мебель. Часто устраивают грядки с овощами и зеленью. В декоративном озеленении ведущую роль играют хвойники, карликовые деревья, декоративные злаки.

Современные стили хай-тек и модерн пока не слишком прижились в нашей стране. Они сложны в исполнении, требуют больших вложений. Так что это не лучший выбор, с чего начать ландшафтный дизайн.

На основе выбранного стиля формируют концепцию – настроение будущего проекта. При ее создании нужно учитывать психологические особенности владельца: образ жизни, характер, темперамент. Основные элементы концепции – это цветовая гамма и связанные ассоциации: профессия, вид деятельности,
ситуация, время суток. В результате придумывают название, которое должно передавать настроение. Например, «Лесная сказка» (для скандинавского сада) или «В деревне у бабушки» (для концепции в эко-
стиле).
 

Шаг 4. Зонируем территорию

Следующий этап проектирования – деление участка на функциональные зоны. Их количество, размеры и виды зависят от концепции и от того, как владельцы будут проводить время в саду. Для одних он станет в первую очередь местом спокойного семейного отдыха, другие могут часто устраивать вечеринки с друзьями.
А кому-то важнее всего выращивать овощи и фрукты.

Основные функциональные зоны:
  • входная – въезд на участок, парковка;
  • парадная – палисадник, пространство перед домом;
  • жилая – дом, примыкающие к нему веранды и террасы;
  • хозяйственная – огород, плодовый сад, теплицы;
  • декоративная – цветники, клумбы, альпинарии, пруд, ручей, лужайка;
  • зона отдыха – патио, беседка или навес, барбекю, баня, бассейн, место для пикника;
  • зона спорта – волейбольная площадка, турники, кольца;
  • детская – горки, качели, лестницы, домик на дереве.

Для разделения зон служат дорожки, газоны, арки и перголы, живые изгороди, габионы, настилы, отсыпка.

Работа ландшафтного дизайнера по зонированию территории строится по следующему алгоритму:
  1. С учетом потребностей владельца определяют необходимые зоны.
  2. Для каждой зоны подбирают примерный перечень ландшафтных элементов: строения, малые архитектурные формы, мебель, растения.
  3. Выбирают цвета для зон в соответствии с концепцией.
  4. Рисуют схему зонирования, ориентируясь на опорный план.
Главное правило: функциональные зоны должны вместе образовывать единую композицию, а не выглядеть разрозненно.
 

Шаг 5. Разрабатываем план благоустройства

К элементам благоустройства относятся дорожно-тропиночная сеть, малые архитектурные формы, система освещения.

Дорожно-тропиночная сеть

Дорожки и тропинки по назначению делятся на:
  • основные – ведут от въезда на участок к дому и другим строениям;
  • соединительные – связывают между собой функциональные зоны.
Самое главное при проектировании – грамотно продумать маршруты движения по участку. Важно, чтобы по дорожкам можно было пройти ко всем зонам, перемещать садовую тележку или другие предметы, чтобы было удобно ухаживать за садом, цветником и огородом.

Материал для мощения выбирают с учетом стиля и концепции. Обращают внимание и на назначение. Для входной дорожки больше подходит прочный материал – натуральный или искусственный камень, кирпич, плитка. А тропинку между грядками можно выложить щепками или гравием. Не рекомендуется использовать в одном проекте больше двух материалов для мощения.


Малые архитектурные формы (МАФ)


К МАФ относятся беседки, скамейки, арки, перголы, искусственные водоемы, фонтаны, мостики, каменистые сады, вазоны и урны, садовые скульптуры. Одни из них выполняют только декоративную функцию, другие несут и практическую нагрузку: зонируют пространство, служат местом для отдыха.

При подборе разновидностей и дизайна МАФ нужно ориентироваться на требования стиля. Например, в японском саду уместны рокарий, сухой ручей с мостиком, чаша с водой, а в классическом – колонны, ротонды и античные статуи.

Освещение При планировании схемы освещения нужно учитывать комфорт, безопасность и эстетику. Осветительные приборы обязательно должны располагаться в зонах, которые активно используются в темное время. Это:
  • въезд на участок и парковка;
  • садовые дорожки;
  • вход в дом;
  • зона отдыха.
Кроме функционального освещения, есть декоративное. Оно необходимо, чтобы создать нужное настроение и выделить акценты: скульптуру, фонтан, растительную композицию.

Дизайн световых приборов выбирают с учетом концепции и стилистического решения. Так, в минималистичных проектах популярна точечная подсветка, а в английском саду уместны классические фонари на вертикальных опорах.

Шаг 6. Планируем озеленение

Финальный штрих ландшафтного проектирования – подбор растений. Основные критерии, на которые нужно обращать внимание, – это декоративные качества, сочетаемость видов и их потребности.

Растения в ландшафтном дизайне делят на несколько групп.
Деревья. Их обычно высаживают на больших участках газона или вдоль забора. Особенно популярны хвойники – туя, сосна, ель, кипарис, лиственница. Они совместимы почти с любым стилем, неприхотливы и выглядят красиво круглый год.

Кустарники: сирень, жасмин, спирея, японская айва, падуб, лещина, кизил, шиповник. Одни привлекательны яркой разноцветной листвой, другие – красивыми ароматными цветами. Кустарники используют при создании живых изгородей, бордюров, крупные виды – в одиночных посадках.

Лианы: девичий виноград, плющ, хмель и другие. Незаменимы в вертикальном озеленении беседок, декоративных арок, пергол, стен дома. С их помощью создают и живые изгороди.

Почвопокровники. Служат эффектным украшением нижнего яруса сада, яркой альтернативой газону. Растения этой группы разнообразны – от хвойников (можжевельник) и суккулентов (очиток, молочай) до красивоцветущих видов (шиловидные флоксы, примулы).

Цветы. Варианты их использования в ландшафтном дизайне разнообразны – регулярные клумбы, бордюры, рабатки, многоуровневые композиции, посадки вдоль заборов и стен. Начинающим лучше выбирать неприхотливые многолетники: лилейники, ирисы, пионы, астры, флоксы.

При планировании озеленения важно следовать нескольким правилам:
  • На переднем плане композиции высаживают низкорослые растения, на заднем – высокие.
  • При посадке деревьев и кустарников место рассчитывают так, чтобы между взрослыми растениями оставалось свободное пространство.
  • Газон засевают в последнюю очередь.
  • При выборе места для посадки учитывают требования растений к освещению. Большинство цветущих видов любят солнце. В тени хорошо растут папоротники, хосты, многие хвойники.

Коротко о главном

Теперь вы знаете основы ландшафтного дизайна для начинающих и можете создать собственный проект благоустройства. Для первого опыта лучше выбрать простой и не самый дорогой стиль, например, скандинавский или эко. Если кажется, что негде брать идеи, рекомендуем читать журналы по ландшафтному дизайну и блоги специалистов– это поможет развить насмотренность. А просто и быстро нарисовать план поможет бесплатный онлайн-планировщик участков.
 



 
Технологии и материалы
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Сейчас на главной
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.