Чтобы стать профессиональным ландшафтным дизайнером, нужно закончить профильный вуз или курсы. Но если вы хотите благоустроить собственный участок, в этом нет необходимости. Предлагаем самостоятельно разобраться в основах ландшафтного дизайна и попробовать сделать первый проект. Расскажем, как провести предпроектный анализ, нарисовать план участка, разработать концепцию, зонировать территорию и подобрать растения для озеленения.
Шаг 1. Делаем предпроектный анализ
Прежде чем приступать к созданию проекта, нужно оценить условия, в которых предстоит работать.
Лучшее время для анализа участка – ранняя весна или поздняя осень. Во-первых, в этот период проще оценить особенности рельефа, водный режим почв, виды из дома и другие эстетические и технические моменты. Во-вторых, остается достаточно времени до начала сезона, чтобы подготовить проект.
Итак, при ознакомлении с участком нужно:
Сделать фото с разных позиций – вдоль периметра, с крыльца, из окон дома, из беседки.
Выполнить обмеры – границы участка, строения, дорожки, деревья и кустарники. Если есть кадастровый план, в нем можно найти эту информацию.
Исследовать рельеф и особенности почвы.
Определить конфигурацию участка, его ориентацию по сторонам света.
Обратить внимание на деревья и кустарники – какие из них представляют ценность, а какие можно убрать.
Выяснить режим освещенности – определить излишне затененные зоны и солнечные участки. Это нужно для правильного выбора растений и зонирования территории.
Иногда осмотра недостаточно – требуются дополнительные исследования. Например, изучение состава почвы, уровня грунтовых вод.
Если на участке сложный рельеф или много строений, замеры провести сложно. В таких случаях необходима топографическая съемка.
Шаг 2. Составляем план
На основе наблюдений и замеров готовят опорный план участка. Он послужит основой для будущего проекта. На план наносят:
границы участка, входы и въезды;
обозначения сторон света;
окружение – дороги, леса, водоемы, ЛЭП, соседние участки;
внешние контуры строений, расположение окон и дверей;
дорожки;
зеленые насаждения, которые уже есть на участке, – с привязкой к границам и строениям;
схемы коммуникаций;
обозначение рельефа.
Все размеры указывают в масштабе – например, 1:100.
Удобно использовать условные обозначения – цифры, буквы, символы. С их помощью можно описать что угодно: материал покрытия, элемент конструкции, вид растений.
Опорный план можно нарисовать от руки, но проще воспользоваться Онлайн-планировщиком участка. Он прост и подходит даже начинающим ландшафтным дизайнерам и архитекторам. В планировщике можно нарисовать участок любой конфигурации, указать нужные размеры, добавить объекты: строения, растения, дорожно-тропиночную сеть, бассейн или пруд, садовую мебель, освещение. Весь процесс займет не более 10 минут.
Шаг 3. Выбираем стиль и концепцию
У каждого стиля ландшафтного дизайна свои требования к формам, цветам, материалам, декоративным элементам. Главный критерий выбора – предпочтения владельца участка. Но не менее важны особенности ландшафта: рельеф, уровень освещенности, влажность почвы, растительность. Если на территории уже есть дом или другие строения, сад должен быть оформлен в той же стилистике.
Кратко расскажем о самых популярных стилях.
Классический, или регулярный, стиль отличается строгой симметрией и подчеркнутой рукотворностью ландшафта. Его типичные детали – ровные аллеи, правильной формы клумбы, топиарная обрезка деревьев и кустарников. В центре композиции часто располагается бассейн с фонтаном. Характерны арки, колонны, беседки в форме портиков, вазоны и скульптуры в античной манере. В силу своей монументальности классицизм больше подходит для крупных участков. В ландшафтном дизайне своими руками для начинающих этот стиль следует использовать с осторожностью – он довольно сложный.
Английский стиль ассоциируется, напротив, с естественностью ландшафта. Недаром его второе название – пейзажный. Создать на участке настроение викторианской Англии помогут аккуратно подстриженные газоны, извилистые тропинки, тенистый заросший лилиями пруд с мостиком, пышные цветники. Популярны арки и перголы, увитые лианами, озеленение стен. В цветовой гамме преобладают оттенки зеленого. Материалы – обязательно натуральные.
Японский стиль располагает к спокойствию и созерцанию. Его основные элементы – декоративные водоемы, каменистые сады, сухие ручьи, ширмы, мостики, беседки. Цветовая палитра сдержанная, доминируют оттенки зеленого, серого, коричневого. Из материалов, кроме природного камня и дерева, популярны бамбук и керамика. Во всем приветствуется асимметрия.
Минимализм не терпит излишеств. Для него свойственны прямые линии, правильные геометрические формы, сдержанные цвета, единообразие в материалах. Широко используются террасы и настилы, патио, подиумы, ступени. Из материалов преобладают дерево, природный камень, кирпич, металл, стекло. Украшениями служат крупные камни, необычные скульптуры, металлические шары. Симметрию соблюдать необязательно.
Эко-стиль – это прежде всего натуральность. Если на участке неровный рельеф, его не нужно сглаживать – наоборот, стоит это обыграть. Растения используют только местные, в том числе полевые цветы, дикорастущие травы. Дорожки, мостики, элементы мощения делают из натуральных материалов – бревен и досок, природного камня, гравия. В качестве украшений выбирают живописные пни и коряги, плетни, «деревенскую» мебель.
Сад в скандинавском стиле выглядит просто и естественно, в то же время во всем виден строгий порядок. Основные элементы ландшафта – мощение из камня, гравия, гальки, композиции из крупных валунов, деревянные беседки и мебель. Часто устраивают грядки с овощами и зеленью. В декоративном озеленении ведущую роль играют хвойники, карликовые деревья, декоративные злаки.
Современные стили хай-тек и модерн пока не слишком прижились в нашей стране. Они сложны в исполнении, требуют больших вложений. Так что это не лучший выбор, с чего начать ландшафтный дизайн.
На основе выбранного стиля формируют концепцию – настроение будущего проекта. При ее создании нужно учитывать психологические особенности владельца: образ жизни, характер, темперамент. Основные элементы концепции – это цветовая гамма и связанные ассоциации: профессия, вид деятельности,
ситуация, время суток. В результате придумывают название, которое должно передавать настроение. Например, «Лесная сказка» (для скандинавского сада) или «В деревне у бабушки» (для концепции в эко-
стиле).
Шаг 4. Зонируем территорию
Следующий этап проектирования – деление участка на функциональные зоны. Их количество, размеры и виды зависят от концепции и от того, как владельцы будут проводить время в саду. Для одних он станет в первую очередь местом спокойного семейного отдыха, другие могут часто устраивать вечеринки с друзьями.
А кому-то важнее всего выращивать овощи и фрукты.
Основные функциональные зоны:
входная – въезд на участок, парковка;
парадная – палисадник, пространство перед домом;
жилая – дом, примыкающие к нему веранды и террасы;
зона отдыха – патио, беседка или навес, барбекю, баня, бассейн, место для пикника;
зона спорта – волейбольная площадка, турники, кольца;
детская – горки, качели, лестницы, домик на дереве.
Для разделения зон служат дорожки, газоны, арки и перголы, живые изгороди, габионы, настилы, отсыпка.
Работа ландшафтного дизайнера по зонированию территории строится по следующему алгоритму:
С учетом потребностей владельца определяют необходимые зоны.
Для каждой зоны подбирают примерный перечень ландшафтных элементов: строения, малые архитектурные формы, мебель, растения.
Выбирают цвета для зон в соответствии с концепцией.
Рисуют схему зонирования, ориентируясь на опорный план.
Главное правило: функциональные зоны должны вместе образовывать единую композицию, а не выглядеть разрозненно.
Шаг 5. Разрабатываем план благоустройства
К элементам благоустройства относятся дорожно-тропиночная сеть, малые архитектурные формы, система освещения.
Дорожно-тропиночная сеть
Дорожки и тропинки по назначению делятся на:
основные – ведут от въезда на участок к дому и другим строениям;
соединительные – связывают между собой функциональные зоны.
Самое главное при проектировании – грамотно продумать маршруты движения по участку. Важно, чтобы по дорожкам можно было пройти ко всем зонам, перемещать садовую тележку или другие предметы, чтобы было удобно ухаживать за садом, цветником и огородом.
Материал для мощения выбирают с учетом стиля и концепции. Обращают внимание и на назначение. Для входной дорожки больше подходит прочный материал – натуральный или искусственный камень, кирпич, плитка. А тропинку между грядками можно выложить щепками или гравием. Не рекомендуется использовать в одном проекте больше двух материалов для мощения.
Малые архитектурные формы (МАФ)
К МАФ относятся беседки, скамейки, арки, перголы, искусственные водоемы, фонтаны, мостики, каменистые сады, вазоны и урны, садовые скульптуры. Одни из них выполняют только декоративную функцию, другие несут и практическую нагрузку: зонируют пространство, служат местом для отдыха.
При подборе разновидностей и дизайна МАФ нужно ориентироваться на требования стиля. Например, в японском саду уместны рокарий, сухой ручей с мостиком, чаша с водой, а в классическом – колонны, ротонды и античные статуи.
Освещение При планировании схемы освещения нужно учитывать комфорт, безопасность и эстетику. Осветительные приборы обязательно должны располагаться в зонах, которые активно используются в темное время. Это:
въезд на участок и парковка;
садовые дорожки;
вход в дом;
зона отдыха.
Кроме функционального освещения, есть декоративное. Оно необходимо, чтобы создать нужное настроение и выделить акценты: скульптуру, фонтан, растительную композицию.
Дизайн световых приборов выбирают с учетом концепции и стилистического решения. Так, в минималистичных проектах популярна точечная подсветка, а в английском саду уместны классические фонари на вертикальных опорах.
Шаг 6. Планируем озеленение
Финальный штрих ландшафтного проектирования – подбор растений. Основные критерии, на которые нужно обращать внимание, – это декоративные качества, сочетаемость видов и их потребности.
Растения в ландшафтном дизайне делят на несколько групп. Деревья. Их обычно высаживают на больших участках газона или вдоль забора. Особенно популярны хвойники – туя, сосна, ель, кипарис, лиственница. Они совместимы почти с любым стилем, неприхотливы и выглядят красиво круглый год.
Кустарники: сирень, жасмин, спирея, японская айва, падуб, лещина, кизил, шиповник. Одни привлекательны яркой разноцветной листвой, другие – красивыми ароматными цветами. Кустарники используют при создании живых изгородей, бордюров, крупные виды – в одиночных посадках.
Лианы: девичий виноград, плющ, хмель и другие. Незаменимы в вертикальном озеленении беседок, декоративных арок, пергол, стен дома. С их помощью создают и живые изгороди.
Почвопокровники. Служат эффектным украшением нижнего яруса сада, яркой альтернативой газону. Растения этой группы разнообразны – от хвойников (можжевельник) и суккулентов (очиток, молочай) до красивоцветущих видов (шиловидные флоксы, примулы).
Цветы. Варианты их использования в ландшафтном дизайне разнообразны – регулярные клумбы, бордюры, рабатки, многоуровневые композиции, посадки вдоль заборов и стен. Начинающим лучше выбирать неприхотливые многолетники: лилейники, ирисы, пионы, астры, флоксы.
При планировании озеленения важно следовать нескольким правилам:
На переднем плане композиции высаживают низкорослые растения, на заднем – высокие.
При посадке деревьев и кустарников место рассчитывают так, чтобы между взрослыми растениями оставалось свободное пространство.
Газон засевают в последнюю очередь.
При выборе места для посадки учитывают требования растений к освещению. Большинство цветущих видов любят солнце. В тени хорошо растут папоротники, хосты, многие хвойники.
Коротко о главном
Теперь вы знаете основы ландшафтного дизайна для начинающих и можете создать собственный проект благоустройства. Для первого опыта лучше выбрать простой и не самый дорогой стиль, например, скандинавский или эко. Если кажется, что негде брать идеи, рекомендуем читать журналы по ландшафтному дизайну и блоги специалистов– это поможет развить насмотренность. А просто и быстро нарисовать план поможет бесплатный онлайн-планировщик участков.
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
ЖК Voxhall: выбор материала и технические решения
Эксперты компании Славдом делятся опытом реализации фасадов жилого комплекса бизнес-класса Voxhall в центре Москвы: от подбора материала до его индивидуальной разработки.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Новинки керамогранита на Cersaie 2025
Бутик Итальянской Плитки LUCIDO представляет обзор самых ярких новинок, представленных на осенней выставке Cersaie в Болонье.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Яркое, народное
Десятый год Wowhaus работают над новогодним украшением ГУМа, «главного», ну или во всяком случае, самого центрального, магазина страны. В этом году темой выбрали Дымковскую игрушку: и, вникнув в историю вопроса, предложили яркое, ярчайшее решение – тема, впрочем, тому прямо способствует.
Кинотрансформация
B.L.U.E. Architecture Studio трансформировало фрагмент исторической застройки города Янчжоу под гостиницу: ее вестибюль устроили в старом кинотеатре.
Вторая ось
Бюро Земля восстановило биологическую структуру лесного загородного участка и спроектировало для него пешеходный маршрут. Подняв «мост» на высоту пяти метров, архитекторы добились нового способа восприятия леса. А в центре расположили домик-кокон.
Все для человека, все во имя человека
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на проект больницы Мальпенса под Миланом: она будет обслуживать территорию с почти миллионным населением.
«Чужие» в городе
Мы попросили у Александра Скокана комментарий по итогам 2025 года – а он прислал целую статью, да еще и посвященную недавно начатому у нас обсуждению «уместности высоток» – а говоря шире, контрастных вкраплений в городскую застройку. Получился текст-вопрос: почему здесь? Почему так?
Подлесок нового капрома
Сообщение по письмам читателей: столовую Дома Пионеров превратили в этакий ресторанчик. Казалось бы, какая мелочь. Обратимая, скорее всего. Но она показывает: капром жив. Не остался в девяностых, а дает новую, модную, молодую поросль.
Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
МВ-ПРОЕКТ: «Каждый новый проект – это вызов»
Говорим с Дмитрием и Олегом Шурыгиными, основателями компании МВ-ПРОЕКТ, которая обладает большим опытом проектирования театрально-зрелищных зданий и объектов культурного наследия.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Прямоугольность и экологичность
Бюро PLP выиграло конкурс на проект нового здания Министерства окружающей среды и энергетической безопасности в римском районе ЭУР.