Основы ландшафтного дизайна. Пошаговое руководство

Чтобы стать профессиональным ландшафтным дизайнером, нужно закончить профильный вуз или курсы. Но если вы хотите благоустроить собственный участок, в этом нет необходимости. Предлагаем самостоятельно разобраться в основах ландшафтного дизайна и попробовать сделать первый проект. Расскажем, как провести предпроектный анализ, нарисовать план участка, разработать концепцию, зонировать территорию и подобрать растения для озеленения.
 

Шаг 1. Делаем предпроектный анализ

Прежде чем приступать к созданию проекта, нужно оценить условия, в которых предстоит работать.

Лучшее время для анализа участка – ранняя весна или поздняя осень. Во-первых, в этот период проще оценить особенности рельефа, водный режим почв, виды из дома и другие эстетические и технические моменты. Во-вторых, остается достаточно времени до начала сезона, чтобы подготовить проект.

Итак, при ознакомлении с участком нужно:
  • Сделать фото с разных позиций – вдоль периметра, с крыльца, из окон дома, из беседки.
  • Выполнить обмеры – границы участка, строения, дорожки, деревья и кустарники. Если есть кадастровый план, в нем можно найти эту информацию.
  • Исследовать рельеф и особенности почвы.
  • Определить конфигурацию участка, его ориентацию по сторонам света.
  • Обратить внимание на деревья и кустарники – какие из них представляют ценность, а какие можно убрать.
  • Выяснить режим освещенности – определить излишне затененные зоны и солнечные участки. Это нужно для правильного выбора растений и зонирования территории.
Иногда осмотра недостаточно – требуются дополнительные исследования. Например, изучение состава почвы, уровня грунтовых вод.

Если на участке сложный рельеф или много строений, замеры провести сложно. В таких случаях необходима топографическая съемка.

 

Шаг 2. Составляем план

На основе наблюдений и замеров готовят опорный план участка. Он послужит основой для будущего проекта. На план наносят:
  • границы участка, входы и въезды;
  • обозначения сторон света;
  • окружение – дороги, леса, водоемы, ЛЭП, соседние участки;
  • внешние контуры строений, расположение окон и дверей;
  • дорожки;
  • зеленые насаждения, которые уже есть на участке, – с привязкой к границам и строениям;
  • схемы коммуникаций;
  • обозначение рельефа.
Все размеры указывают в масштабе – например, 1:100.
Удобно использовать условные обозначения – цифры, буквы, символы. С их помощью можно описать что угодно: материал покрытия, элемент конструкции, вид растений.

Опорный план можно нарисовать от руки, но проще воспользоваться Онлайн-планировщиком участка. Он прост и подходит даже начинающим ландшафтным дизайнерам и архитекторам. В планировщике можно нарисовать участок любой конфигурации, указать нужные размеры, добавить объекты: строения, растения, дорожно-тропиночную сеть, бассейн или пруд, садовую мебель, освещение. Весь процесс займет не более 10 минут.


Шаг 3. Выбираем стиль и концепцию

У каждого стиля ландшафтного дизайна свои требования к формам, цветам, материалам, декоративным элементам. Главный критерий выбора – предпочтения владельца участка. Но не менее важны особенности ландшафта: рельеф, уровень освещенности, влажность почвы, растительность. Если на территории уже есть дом или другие строения, сад должен быть оформлен в той же стилистике.

Кратко расскажем о самых популярных стилях.

Классический, или регулярный, стиль отличается строгой симметрией и подчеркнутой рукотворностью ландшафта. Его типичные детали – ровные аллеи, правильной формы клумбы, топиарная обрезка деревьев и кустарников. В центре композиции часто располагается бассейн с фонтаном. Характерны арки, колонны, беседки в форме портиков, вазоны и скульптуры в античной манере. В силу своей монументальности классицизм больше подходит для крупных участков. В ландшафтном дизайне своими руками для начинающих этот стиль следует использовать с осторожностью – он довольно сложный.

Английский стиль ассоциируется, напротив, с естественностью ландшафта. Недаром его второе название – пейзажный. Создать на участке настроение викторианской Англии помогут аккуратно подстриженные газоны, извилистые тропинки, тенистый заросший лилиями пруд с мостиком, пышные цветники. Популярны арки и перголы, увитые лианами, озеленение стен. В цветовой гамме преобладают оттенки зеленого. Материалы – обязательно натуральные.

Японский стиль располагает к спокойствию и созерцанию. Его основные элементы – декоративные водоемы, каменистые сады, сухие ручьи, ширмы, мостики, беседки. Цветовая палитра сдержанная, доминируют оттенки зеленого, серого, коричневого. Из материалов, кроме природного камня и дерева, популярны бамбук и керамика. Во всем приветствуется асимметрия.

Минимализм не терпит излишеств. Для него свойственны прямые линии, правильные геометрические формы, сдержанные цвета, единообразие в материалах. Широко используются террасы и настилы, патио, подиумы, ступени. Из материалов преобладают дерево, природный камень, кирпич, металл, стекло. Украшениями служат крупные камни, необычные скульптуры, металлические шары. Симметрию соблюдать необязательно.

Эко-стиль – это прежде всего натуральность. Если на участке неровный рельеф, его не нужно сглаживать – наоборот, стоит это обыграть. Растения используют только местные, в том числе полевые цветы, дикорастущие травы. Дорожки, мостики, элементы мощения делают из натуральных материалов – бревен и досок, природного камня, гравия. В качестве украшений выбирают живописные пни и коряги, плетни, «деревенскую» мебель.

Сад в скандинавском стиле выглядит просто и естественно, в то же время во всем виден строгий порядок. Основные элементы ландшафта – мощение из камня, гравия, гальки, композиции из крупных валунов, деревянные беседки и мебель. Часто устраивают грядки с овощами и зеленью. В декоративном озеленении ведущую роль играют хвойники, карликовые деревья, декоративные злаки.

Современные стили хай-тек и модерн пока не слишком прижились в нашей стране. Они сложны в исполнении, требуют больших вложений. Так что это не лучший выбор, с чего начать ландшафтный дизайн.

На основе выбранного стиля формируют концепцию – настроение будущего проекта. При ее создании нужно учитывать психологические особенности владельца: образ жизни, характер, темперамент. Основные элементы концепции – это цветовая гамма и связанные ассоциации: профессия, вид деятельности,
ситуация, время суток. В результате придумывают название, которое должно передавать настроение. Например, «Лесная сказка» (для скандинавского сада) или «В деревне у бабушки» (для концепции в эко-
стиле).
 

Шаг 4. Зонируем территорию

Следующий этап проектирования – деление участка на функциональные зоны. Их количество, размеры и виды зависят от концепции и от того, как владельцы будут проводить время в саду. Для одних он станет в первую очередь местом спокойного семейного отдыха, другие могут часто устраивать вечеринки с друзьями.
А кому-то важнее всего выращивать овощи и фрукты.

Основные функциональные зоны:
  • входная – въезд на участок, парковка;
  • парадная – палисадник, пространство перед домом;
  • жилая – дом, примыкающие к нему веранды и террасы;
  • хозяйственная – огород, плодовый сад, теплицы;
  • декоративная – цветники, клумбы, альпинарии, пруд, ручей, лужайка;
  • зона отдыха – патио, беседка или навес, барбекю, баня, бассейн, место для пикника;
  • зона спорта – волейбольная площадка, турники, кольца;
  • детская – горки, качели, лестницы, домик на дереве.

Для разделения зон служат дорожки, газоны, арки и перголы, живые изгороди, габионы, настилы, отсыпка.

Работа ландшафтного дизайнера по зонированию территории строится по следующему алгоритму:
  1. С учетом потребностей владельца определяют необходимые зоны.
  2. Для каждой зоны подбирают примерный перечень ландшафтных элементов: строения, малые архитектурные формы, мебель, растения.
  3. Выбирают цвета для зон в соответствии с концепцией.
  4. Рисуют схему зонирования, ориентируясь на опорный план.
Главное правило: функциональные зоны должны вместе образовывать единую композицию, а не выглядеть разрозненно.
 

Шаг 5. Разрабатываем план благоустройства

К элементам благоустройства относятся дорожно-тропиночная сеть, малые архитектурные формы, система освещения.

Дорожно-тропиночная сеть

Дорожки и тропинки по назначению делятся на:
  • основные – ведут от въезда на участок к дому и другим строениям;
  • соединительные – связывают между собой функциональные зоны.
Самое главное при проектировании – грамотно продумать маршруты движения по участку. Важно, чтобы по дорожкам можно было пройти ко всем зонам, перемещать садовую тележку или другие предметы, чтобы было удобно ухаживать за садом, цветником и огородом.

Материал для мощения выбирают с учетом стиля и концепции. Обращают внимание и на назначение. Для входной дорожки больше подходит прочный материал – натуральный или искусственный камень, кирпич, плитка. А тропинку между грядками можно выложить щепками или гравием. Не рекомендуется использовать в одном проекте больше двух материалов для мощения.


Малые архитектурные формы (МАФ)


К МАФ относятся беседки, скамейки, арки, перголы, искусственные водоемы, фонтаны, мостики, каменистые сады, вазоны и урны, садовые скульптуры. Одни из них выполняют только декоративную функцию, другие несут и практическую нагрузку: зонируют пространство, служат местом для отдыха.

При подборе разновидностей и дизайна МАФ нужно ориентироваться на требования стиля. Например, в японском саду уместны рокарий, сухой ручей с мостиком, чаша с водой, а в классическом – колонны, ротонды и античные статуи.

Освещение При планировании схемы освещения нужно учитывать комфорт, безопасность и эстетику. Осветительные приборы обязательно должны располагаться в зонах, которые активно используются в темное время. Это:
  • въезд на участок и парковка;
  • садовые дорожки;
  • вход в дом;
  • зона отдыха.
Кроме функционального освещения, есть декоративное. Оно необходимо, чтобы создать нужное настроение и выделить акценты: скульптуру, фонтан, растительную композицию.

Дизайн световых приборов выбирают с учетом концепции и стилистического решения. Так, в минималистичных проектах популярна точечная подсветка, а в английском саду уместны классические фонари на вертикальных опорах.

Шаг 6. Планируем озеленение

Финальный штрих ландшафтного проектирования – подбор растений. Основные критерии, на которые нужно обращать внимание, – это декоративные качества, сочетаемость видов и их потребности.

Растения в ландшафтном дизайне делят на несколько групп.
Деревья. Их обычно высаживают на больших участках газона или вдоль забора. Особенно популярны хвойники – туя, сосна, ель, кипарис, лиственница. Они совместимы почти с любым стилем, неприхотливы и выглядят красиво круглый год.

Кустарники: сирень, жасмин, спирея, японская айва, падуб, лещина, кизил, шиповник. Одни привлекательны яркой разноцветной листвой, другие – красивыми ароматными цветами. Кустарники используют при создании живых изгородей, бордюров, крупные виды – в одиночных посадках.

Лианы: девичий виноград, плющ, хмель и другие. Незаменимы в вертикальном озеленении беседок, декоративных арок, пергол, стен дома. С их помощью создают и живые изгороди.

Почвопокровники. Служат эффектным украшением нижнего яруса сада, яркой альтернативой газону. Растения этой группы разнообразны – от хвойников (можжевельник) и суккулентов (очиток, молочай) до красивоцветущих видов (шиловидные флоксы, примулы).

Цветы. Варианты их использования в ландшафтном дизайне разнообразны – регулярные клумбы, бордюры, рабатки, многоуровневые композиции, посадки вдоль заборов и стен. Начинающим лучше выбирать неприхотливые многолетники: лилейники, ирисы, пионы, астры, флоксы.

При планировании озеленения важно следовать нескольким правилам:
  • На переднем плане композиции высаживают низкорослые растения, на заднем – высокие.
  • При посадке деревьев и кустарников место рассчитывают так, чтобы между взрослыми растениями оставалось свободное пространство.
  • Газон засевают в последнюю очередь.
  • При выборе места для посадки учитывают требования растений к освещению. Большинство цветущих видов любят солнце. В тени хорошо растут папоротники, хосты, многие хвойники.

Коротко о главном

Теперь вы знаете основы ландшафтного дизайна для начинающих и можете создать собственный проект благоустройства. Для первого опыта лучше выбрать простой и не самый дорогой стиль, например, скандинавский или эко. Если кажется, что негде брать идеи, рекомендуем читать журналы по ландшафтному дизайну и блоги специалистов– это поможет развить насмотренность. А просто и быстро нарисовать план поможет бесплатный онлайн-планировщик участков.
 



 
Технологии и материалы
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
Сейчас на главной
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание – Посольство Эстонии. Проект бюро United Riga Architects бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая её с современными архитектурными решениями и технологиями.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Следующий уровень
Руководители Центрального университета поставили во главу угла новаторство как в методике обучения по системе STEM, так и в уникальности интерьеров, разработанных командой ABD Architects.