Чтобы стать профессиональным ландшафтным дизайнером, нужно закончить профильный вуз или курсы. Но если вы хотите благоустроить собственный участок, в этом нет необходимости. Предлагаем самостоятельно разобраться в основах ландшафтного дизайна и попробовать сделать первый проект. Расскажем, как провести предпроектный анализ, нарисовать план участка, разработать концепцию, зонировать территорию и подобрать растения для озеленения.
Шаг 1. Делаем предпроектный анализ
Прежде чем приступать к созданию проекта, нужно оценить условия, в которых предстоит работать.
Лучшее время для анализа участка – ранняя весна или поздняя осень. Во-первых, в этот период проще оценить особенности рельефа, водный режим почв, виды из дома и другие эстетические и технические моменты. Во-вторых, остается достаточно времени до начала сезона, чтобы подготовить проект.
Итак, при ознакомлении с участком нужно:
Сделать фото с разных позиций – вдоль периметра, с крыльца, из окон дома, из беседки.
Выполнить обмеры – границы участка, строения, дорожки, деревья и кустарники. Если есть кадастровый план, в нем можно найти эту информацию.
Исследовать рельеф и особенности почвы.
Определить конфигурацию участка, его ориентацию по сторонам света.
Обратить внимание на деревья и кустарники – какие из них представляют ценность, а какие можно убрать.
Выяснить режим освещенности – определить излишне затененные зоны и солнечные участки. Это нужно для правильного выбора растений и зонирования территории.
Иногда осмотра недостаточно – требуются дополнительные исследования. Например, изучение состава почвы, уровня грунтовых вод.
Если на участке сложный рельеф или много строений, замеры провести сложно. В таких случаях необходима топографическая съемка.
Шаг 2. Составляем план
На основе наблюдений и замеров готовят опорный план участка. Он послужит основой для будущего проекта. На план наносят:
границы участка, входы и въезды;
обозначения сторон света;
окружение – дороги, леса, водоемы, ЛЭП, соседние участки;
внешние контуры строений, расположение окон и дверей;
дорожки;
зеленые насаждения, которые уже есть на участке, – с привязкой к границам и строениям;
схемы коммуникаций;
обозначение рельефа.
Все размеры указывают в масштабе – например, 1:100.
Удобно использовать условные обозначения – цифры, буквы, символы. С их помощью можно описать что угодно: материал покрытия, элемент конструкции, вид растений.
Опорный план можно нарисовать от руки, но проще воспользоваться Онлайн-планировщиком участка. Он прост и подходит даже начинающим ландшафтным дизайнерам и архитекторам. В планировщике можно нарисовать участок любой конфигурации, указать нужные размеры, добавить объекты: строения, растения, дорожно-тропиночную сеть, бассейн или пруд, садовую мебель, освещение. Весь процесс займет не более 10 минут.
Шаг 3. Выбираем стиль и концепцию
У каждого стиля ландшафтного дизайна свои требования к формам, цветам, материалам, декоративным элементам. Главный критерий выбора – предпочтения владельца участка. Но не менее важны особенности ландшафта: рельеф, уровень освещенности, влажность почвы, растительность. Если на территории уже есть дом или другие строения, сад должен быть оформлен в той же стилистике.
Кратко расскажем о самых популярных стилях.
Классический, или регулярный, стиль отличается строгой симметрией и подчеркнутой рукотворностью ландшафта. Его типичные детали – ровные аллеи, правильной формы клумбы, топиарная обрезка деревьев и кустарников. В центре композиции часто располагается бассейн с фонтаном. Характерны арки, колонны, беседки в форме портиков, вазоны и скульптуры в античной манере. В силу своей монументальности классицизм больше подходит для крупных участков. В ландшафтном дизайне своими руками для начинающих этот стиль следует использовать с осторожностью – он довольно сложный.
Английский стиль ассоциируется, напротив, с естественностью ландшафта. Недаром его второе название – пейзажный. Создать на участке настроение викторианской Англии помогут аккуратно подстриженные газоны, извилистые тропинки, тенистый заросший лилиями пруд с мостиком, пышные цветники. Популярны арки и перголы, увитые лианами, озеленение стен. В цветовой гамме преобладают оттенки зеленого. Материалы – обязательно натуральные.
Японский стиль располагает к спокойствию и созерцанию. Его основные элементы – декоративные водоемы, каменистые сады, сухие ручьи, ширмы, мостики, беседки. Цветовая палитра сдержанная, доминируют оттенки зеленого, серого, коричневого. Из материалов, кроме природного камня и дерева, популярны бамбук и керамика. Во всем приветствуется асимметрия.
Минимализм не терпит излишеств. Для него свойственны прямые линии, правильные геометрические формы, сдержанные цвета, единообразие в материалах. Широко используются террасы и настилы, патио, подиумы, ступени. Из материалов преобладают дерево, природный камень, кирпич, металл, стекло. Украшениями служат крупные камни, необычные скульптуры, металлические шары. Симметрию соблюдать необязательно.
Эко-стиль – это прежде всего натуральность. Если на участке неровный рельеф, его не нужно сглаживать – наоборот, стоит это обыграть. Растения используют только местные, в том числе полевые цветы, дикорастущие травы. Дорожки, мостики, элементы мощения делают из натуральных материалов – бревен и досок, природного камня, гравия. В качестве украшений выбирают живописные пни и коряги, плетни, «деревенскую» мебель.
Сад в скандинавском стиле выглядит просто и естественно, в то же время во всем виден строгий порядок. Основные элементы ландшафта – мощение из камня, гравия, гальки, композиции из крупных валунов, деревянные беседки и мебель. Часто устраивают грядки с овощами и зеленью. В декоративном озеленении ведущую роль играют хвойники, карликовые деревья, декоративные злаки.
Современные стили хай-тек и модерн пока не слишком прижились в нашей стране. Они сложны в исполнении, требуют больших вложений. Так что это не лучший выбор, с чего начать ландшафтный дизайн.
На основе выбранного стиля формируют концепцию – настроение будущего проекта. При ее создании нужно учитывать психологические особенности владельца: образ жизни, характер, темперамент. Основные элементы концепции – это цветовая гамма и связанные ассоциации: профессия, вид деятельности,
ситуация, время суток. В результате придумывают название, которое должно передавать настроение. Например, «Лесная сказка» (для скандинавского сада) или «В деревне у бабушки» (для концепции в эко-
стиле).
Шаг 4. Зонируем территорию
Следующий этап проектирования – деление участка на функциональные зоны. Их количество, размеры и виды зависят от концепции и от того, как владельцы будут проводить время в саду. Для одних он станет в первую очередь местом спокойного семейного отдыха, другие могут часто устраивать вечеринки с друзьями.
А кому-то важнее всего выращивать овощи и фрукты.
Основные функциональные зоны:
входная – въезд на участок, парковка;
парадная – палисадник, пространство перед домом;
жилая – дом, примыкающие к нему веранды и террасы;
зона отдыха – патио, беседка или навес, барбекю, баня, бассейн, место для пикника;
зона спорта – волейбольная площадка, турники, кольца;
детская – горки, качели, лестницы, домик на дереве.
Для разделения зон служат дорожки, газоны, арки и перголы, живые изгороди, габионы, настилы, отсыпка.
Работа ландшафтного дизайнера по зонированию территории строится по следующему алгоритму:
С учетом потребностей владельца определяют необходимые зоны.
Для каждой зоны подбирают примерный перечень ландшафтных элементов: строения, малые архитектурные формы, мебель, растения.
Выбирают цвета для зон в соответствии с концепцией.
Рисуют схему зонирования, ориентируясь на опорный план.
Главное правило: функциональные зоны должны вместе образовывать единую композицию, а не выглядеть разрозненно.
Шаг 5. Разрабатываем план благоустройства
К элементам благоустройства относятся дорожно-тропиночная сеть, малые архитектурные формы, система освещения.
Дорожно-тропиночная сеть
Дорожки и тропинки по назначению делятся на:
основные – ведут от въезда на участок к дому и другим строениям;
соединительные – связывают между собой функциональные зоны.
Самое главное при проектировании – грамотно продумать маршруты движения по участку. Важно, чтобы по дорожкам можно было пройти ко всем зонам, перемещать садовую тележку или другие предметы, чтобы было удобно ухаживать за садом, цветником и огородом.
Материал для мощения выбирают с учетом стиля и концепции. Обращают внимание и на назначение. Для входной дорожки больше подходит прочный материал – натуральный или искусственный камень, кирпич, плитка. А тропинку между грядками можно выложить щепками или гравием. Не рекомендуется использовать в одном проекте больше двух материалов для мощения.
Малые архитектурные формы (МАФ)
К МАФ относятся беседки, скамейки, арки, перголы, искусственные водоемы, фонтаны, мостики, каменистые сады, вазоны и урны, садовые скульптуры. Одни из них выполняют только декоративную функцию, другие несут и практическую нагрузку: зонируют пространство, служат местом для отдыха.
При подборе разновидностей и дизайна МАФ нужно ориентироваться на требования стиля. Например, в японском саду уместны рокарий, сухой ручей с мостиком, чаша с водой, а в классическом – колонны, ротонды и античные статуи.
Освещение При планировании схемы освещения нужно учитывать комфорт, безопасность и эстетику. Осветительные приборы обязательно должны располагаться в зонах, которые активно используются в темное время. Это:
въезд на участок и парковка;
садовые дорожки;
вход в дом;
зона отдыха.
Кроме функционального освещения, есть декоративное. Оно необходимо, чтобы создать нужное настроение и выделить акценты: скульптуру, фонтан, растительную композицию.
Дизайн световых приборов выбирают с учетом концепции и стилистического решения. Так, в минималистичных проектах популярна точечная подсветка, а в английском саду уместны классические фонари на вертикальных опорах.
Шаг 6. Планируем озеленение
Финальный штрих ландшафтного проектирования – подбор растений. Основные критерии, на которые нужно обращать внимание, – это декоративные качества, сочетаемость видов и их потребности.
Растения в ландшафтном дизайне делят на несколько групп. Деревья. Их обычно высаживают на больших участках газона или вдоль забора. Особенно популярны хвойники – туя, сосна, ель, кипарис, лиственница. Они совместимы почти с любым стилем, неприхотливы и выглядят красиво круглый год.
Кустарники: сирень, жасмин, спирея, японская айва, падуб, лещина, кизил, шиповник. Одни привлекательны яркой разноцветной листвой, другие – красивыми ароматными цветами. Кустарники используют при создании живых изгородей, бордюров, крупные виды – в одиночных посадках.
Лианы: девичий виноград, плющ, хмель и другие. Незаменимы в вертикальном озеленении беседок, декоративных арок, пергол, стен дома. С их помощью создают и живые изгороди.
Почвопокровники. Служат эффектным украшением нижнего яруса сада, яркой альтернативой газону. Растения этой группы разнообразны – от хвойников (можжевельник) и суккулентов (очиток, молочай) до красивоцветущих видов (шиловидные флоксы, примулы).
Цветы. Варианты их использования в ландшафтном дизайне разнообразны – регулярные клумбы, бордюры, рабатки, многоуровневые композиции, посадки вдоль заборов и стен. Начинающим лучше выбирать неприхотливые многолетники: лилейники, ирисы, пионы, астры, флоксы.
При планировании озеленения важно следовать нескольким правилам:
На переднем плане композиции высаживают низкорослые растения, на заднем – высокие.
При посадке деревьев и кустарников место рассчитывают так, чтобы между взрослыми растениями оставалось свободное пространство.
Газон засевают в последнюю очередь.
При выборе места для посадки учитывают требования растений к освещению. Большинство цветущих видов любят солнце. В тени хорошо растут папоротники, хосты, многие хвойники.
Коротко о главном
Теперь вы знаете основы ландшафтного дизайна для начинающих и можете создать собственный проект благоустройства. Для первого опыта лучше выбрать простой и не самый дорогой стиль, например, скандинавский или эко. Если кажется, что негде брать идеи, рекомендуем читать журналы по ландшафтному дизайну и блоги специалистов– это поможет развить насмотренность. А просто и быстро нарисовать план поможет бесплатный онлайн-планировщик участков.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
В позитивном свете
Современные общественные пространства все чаще сочетают несколько функций, и на первый план выходит их планировочная гибкость и продуманность зонирования. В новом мультипространстве LOOK UP & UPSKILL, разработанном Pergaev Bureau, объединены кафе, ресторан, библиотека, университет и даже магазин шоколада, решенные в едином стиле, создающем спокойную и одновременно вдохновляющую атмосферу.
Школа как доминанта
Бюро арх.15 актуализировало типовой проект общеобразовательной школы на 1100 мест в Хостинском районе. Функциональные блоки отличаются фасадными решениями, задействована кровля, а для оформления учебных и рекреационных пространств формальный подход отвергнут в пользу адаптивного.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Ворота в геопарк
Бюро «КБ-11» разработало концепцию этнографического комплекса для геопарка «Янган-Тау», расположенного в Республике Башкортостан. Природные объекты и ландшафты этой территории имеют международное геологическое значение и включены в список ЮНЕСКО, не менее значительны расположенные здесь памятники истории и культуры. Комплекс должен сделать место более привлекательным для туристов, местного населения и ученых.
Термы за Волгой
Как в нашей стране строят бани? Обычно из лакированных бревен, иногда добавляя розовую штукатурку... А Григорий Дайнов и DK Architects предложили для Тверицких бань на левом берегу Волги в Ярославле – берег заброшенный и депрессивный, но бани, говорят, культовые, – 1. сохранение здания 1950-х, кирпичного, крашеного красной краской; 2. термы из травертина. Ну что тут сказать, идеи Цумтора забрались на азиатский берег. Рассматриваем.
Респектабельная неформальность
Как скомбинировать шоурум и рабочее пространство? Как объединить гедонизм и нонконформизмом? Как превратить меньше 200 м2 в целый мир фешн-индустрии? Архитекторы студии MNdesign справились с этими непростыми задачами, создав интерьер офиса компании Albione и MezzaTorre.
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
«Слово и камень» №3
Альманах современного церковного искусства – издание с аскетическим дизайном и пространными текстами, в том числе со множеством интервью – вышел в третий раз. Новая книжка самая объемная. Пролистали, показываем оглавление и редакционную статью.
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.