Пазл

Здание спорткомплекса Чкалов Арена, открывшееся в этом году в Тушино, спроектировано АБ «Меерсон и Воронова», при участии SOM в качестве консультантов, на основе победившей в конкурсе 2017 года концепции OFIS Arkitekti. Рассматриваем здание и историю его трансформаций.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

05 Ноября 2021
mainImg
Архитектор:
Виктория Воронова
Мастерская:
АК «Меерсон и Воронова»
Ofis
SOM - Skidmore, Owings & Merrill
Проект:
Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
Россия, Москва, ул. Лётная, 73

Авторский коллектив:
OFIS Arhitekti
Шпела Видечник

Skidmore, Owings & Merrill
Дэн Рингельштейн, (Dan Ringelstein)

АК «МЕЕРСОН и ВОРОНОВА»
Руководитель проекта, автор: Андрей Лисицин
ГАП, автор: Татьяна Лушанина
Автор: Михаил Шишков, Лев Игнатьев
ГИП: Юрий Покид

8.2019 / 5.2021

Адаптация проекта: ПромСтройИнжиниринг МСК
Заказчик: ФГУП Министерства спорта  РФ «НАК России им. Чкалова»
 
0 Спортивный комплекс Чкалов Арена расположен на бывшем Тушинском аэродроме, на территории общей площадью 65 га, с которой работает девелопер ASTERUS, входящий в группу компаний Vi Holding, управляемой, в качестве генерального директора, Каримой Нигматуллиной, в 2013-2015 годах – директором Института Генплана Москвы. Территория ASTERUS занимает северо-западную часть бывшего аэродрома и в плане приближается к прямоугольному треугольнику, больший катет которого – западная граница – примыкает к Москве-реке, что создает выгодные условия для развития набережной и жилого комплекса с видом на реку. Такой комплекс – ЖК ALIA, занимает наибольшую, южную часть треугольника, сейчас идет закрытый конкурс на концепцию домов самой лакомой прибрежной части. Северная часть, «малый катет» треугольника, отданы двум очередям бизнес-парка Ростех-Сити, первая из которых построена по проекту SOM, также разработавших «концепцию мастер-плана» всех 65 га, а о проектировании второй очереди ими же недавно объявлено.

Все это строительство ведется на территории бывшего спортивного аэродрома, а обязательством девелоперов по инвестконтракту стало строительство значительного спорткомплекса, который расположился в северо-западном углу территории и получил название Чкалов Арена (заказчик проекта – ФГУП Министерства спорта  РФ «НАК России им. Чкалова»).
Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS

Его общая площадь 32 800 м2, он объединяет несколько функций, в том числе три основных: ледовые арены, приспособленные для использования как хоккеистами, так и фигуристами, в поддержанием оптимальной температуры -4 C° для одних, и -6 C° для других, причем одна арена – североамериканского формата 26 х 56 м, другая европейского, 30 х 60 м; единственный в Москве профессиональный комплекс для тренировок фехтовальщиков с установленными в нем постоянными дорожками; залы для профессиональных занятий художественной гимнастикой с тонко настроенной вентиляцией, не мешающей полету лент – предположительно, в них разместится очередной центр Ирины Винер. Кроме того в комплексе имеется бассейн, кафе и фитнес-центр – словом, всё для многофункциональности и окупаемости здания, которое смогут использовать как профессиональные спортсмены, так и детские спортивные студии. Чкалов Арена открылась весной 2021 года, ее официально представили СМИ и мэру города в октябре.

Внутри здание организовано разумно и эргономично; если перемещаться в качестве экскурсанта по лестницам и коридорам между разными частями, можно быстро запутаться, но поскольку здесь объединены разные функции с отдельными входами, использовать их, однажды привыкнув, должно быть удобно.
  • zooming
    1 / 5
    1 этаж. Слева центр художественной гимнастики, справа две ледовые арены и центр фехтования. Посередине -- открытый проход, разделяющий две части здания. Зеленым цветом отмечены кафе на углах. Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Предоставлено пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    2 / 5
    2 этаж. Слева второй свет залов художественной гимнастики, финтес-центр и техпомещения. Справа второй свет ледовых арен, фехтовальный центр и ресторан. Две части здания разделены открытым проходом. Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Предоставлено пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    3 / 5
    3 этаж. Слева третий свет гимнастических залов, второй ярус фитнес-центра с бассейном, справа третий свет ледовых арен и вестибль с балконом и видом на них. В правой части (красным) третий ярус фехтовального центра. Два корпуса в 3 этаже соединены навесным переходом. Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Предоставлено пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    4 / 5
    4 этаж. Слева верхний свет гимнастических залов, 3 ярус фитнес-центра и переход между корпусами. Справа техпомещения, кровля ледовых арен и залы для тренировки хоккеистов с пластиковым покрытием. Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Предоставлено пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    5 / 5
    5 этаж. Кровля и техпомещения. Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Предоставлено пресс-службой ASTERUS

Зал гимнастики высотой 16 метров, допускающей соревнования профессионалов, в высоту занимает 4 этажа; с ним соседствует фитнес-центр с бассейном, который в процессе проектирования перенесли на 3 этаж. Они составляют западный блок помещений, почти квадратный в плане. Восточный блок, несколько более объемный и вытянутый, отдан двум ледовым аренам, которые дополнены тренировочными залами с пластиковым полом, приспособленным к катанию на коньках. К восточному торцу примыкают залы фехтовального центра.
  • zooming
    1 / 12
    Фехтовальный зал. Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    2 / 12
    Ледовая арена. Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    3 / 12
    Ледовая арена, вид с балкона. Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    4 / 12
    Зал для тренировки хоккеистов. Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    5 / 12
    Зал художественной гимнастики. Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    6 / 12
    Зал художественной гимнастики. Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    7 / 12
    Зал легкой атлетики. Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    8 / 12
    Тренажеры. Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    9 / 12
    Раздевалка. Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    10 / 12
    Парковка. Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    11 / 12
    Кафе. Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    12 / 12
    Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS

Два основных объема, таким образом, обособлены, имеют отдельные входы и отдельные кафе на углах первых этажей. Но в южной части они объединены широкой перемычкой в уровне 3 и 4 этажей – ее занимает часть помещений фитнес-центра, висящих, таким образом, в воздухе. 
Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS

Отдельный вход в фитнес-центр устроен по открытому маршу лестницы, ведущему с улицы на второй этаж.
Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS

В целом здание, как можно заметить, напоминает объемный пазл разномасштабных и разнофукнциональных помещений, выстроенных, с одной стороны, в продиктованных участком пространственных границах параллелепипеда, но – с другой стороны, честно отражающих структуру здания вовне.

Его северный фасад очень лаконичен: две масштабные плоскости, покрытые паттерном алюминиевых треугольников, разделены массивной вертикалью, расчерченной ламелями. Визуально это решение напомнило мне вход в центр современного искусства «Гараж» Рема Колхаса, хотя повышенная (а с другой стороны выступающая) часть скрывает за собой не только декоративный подъем, а два этажа помещений, включая балкон с видом на ледовые арены и техническую часть, и прорезает-соединяет два корпуса, обозначая поперечную ось всей композиции.
Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS

Южный фасад, в отличие от строгого северного, сложен, отчего открыт и дружелюбен: кубические и прямоугольные объемы громоздятся здесь в порядке, напоминающем гору, перерастая вверху в техпомещения и не скрывая вентвыходов.
Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS

Именно здесь расположены две открытые лестницы, в том числе широкий марш, ведущий в фитнес, здесь мы видим «арку» навесного перехода, здесь преобладают вертикальные ламели, защищающие стеклянные витражи от солнца и в то же время пропускающие естественный свет, которого больше всего с юга.

Иными словами, именно этот фасад, обращенный к строящемуся ЖК ALIA, где, вероятно, буду жить работники Ростех-Сити, – воспринимается как главный и парадный. Суровый северный фасад по проектируемому проезду №1057, сейчас, пока идет стройка, обращенный к главному въезду, привлекательно лаконичен, но в будущем он – скорее тыльный. 

На южном фасаде прочитывается, особенно в ракурсе, крупная надпись с заголовком Чкалов Арена – распространенный прием современной работы с фасадом из ламелей, лично мне вспоминается Баргатионовский рынок и БЦ «Академик» на проспекте Вернадского. Такая же надпись расположена на восточном торце, обращенном в сторону города, Ростех-Сити и Волоколамскому шоссе, – что обозначает два главных фасада комплекса. Прием позволяет создать одновременно очень крупную надпись, читаемую издалека, и с другой стороны – заштриховать ее, представив не слишком гигантской и в целом ненавязчивой. Впрочем обычный заголовок тоже есть, на северо-западном углу со стороны въезда в парковку.
Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS

Отдельных слов заслуживает вечерняя подсветка здания, красноватая на орнаментальных плоскостях, и острая, акцентирующая отдельные фрагменты, на ламелях. Так днем здание светло-желтое, ночью разноцветное со всполохами.
  • zooming
    1 / 7
    Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    2 / 7
    Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    3 / 7
    Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    4 / 7
    Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    5 / 7
    Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    6 / 7
    Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    7 / 7
    Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS

Далее необходимо коснуться истории проектирования здания. Сразу скажу, реализованный проект в части архитектурной образности и объемного построения разработан архитектурным бюро «Меерсон и Воронова». Представители девелопера, однако, подчеркивают роль знаменитого американского SOM в качестве консультантов – акцентируя предложенное Skidmore, Owings & Merrill решение максимально остеклить первые этажи. Впрочем нельзя сказать, что остекление первых этажей для Москвы последних 70 лет – такая уж редкая идея даже для спортивных сооружений. Вот к примеру фасады бассейна «Олимпийский», построенного в 1977-1980-х годах и снесенного к 2020 году, вообще были полностью стеклянными, исключая бетонный конструктив в торцах. 

В закрытом конкурсе на эскизную концепцию Чкалов Арены, который был проведен в 2017 году, участвовали 4 консорциума: 
  1. Magma architecture, Германия +Ove Arup & Partners International, Великобритания + A24 Landschaft, Германия +Wood Group, Германия 
  2. NL Architects, Нидерланды +Masa Architects, Нидерланды +APEX project bureau, Россия
  3. Steven Holl Architects +Art-Group «Kamen», Россия
  4. и словенское Ofis Arhitekti
Победили OFIS Architekti, и сложно отрицать, что их проект выглядел совсем не так.
zooming
Проект OFIS Arhitekti, победивший в закрытом конкурсе 2017 года
© OFIS Arhitekti / предоставлено ASTERUS
zooming
Проект OFIS Arhitekti, победивший в закрытом конкурсе 2017 года
© OFIS Arhitekti / предоставлено ASTERUS

С образной точки зрения мы сейчас видим перед собой совершенно другой проект. Так бывает с конкурсами. Но хотелось бы почетче обозначить различие. В планировочном отношении, как рассказывают представители ASTERUS:

«Исходная концепция Спорткомплекса была создана словенским архитектурным бюро «OFIS ARHITEKTI». Первоначальную Проектную документацию разрабатывала российская компания «ПромСтройИнжиниринг МСК» и защищала ее в МГЭ.
 
Архитектурная компания «МЕЕРСОН и ВОРОНОВА» подключилась к проектированию в начале строительства объекта. Основная сложность проектирования состояла в параллельной разработке документации для строительства и концептуальном переосмыслении фасадов, которые, по мнению Заказчика и Инвестора, не вполне отражали основное функциональное назначение объекта. Кроме того, был внесен ряд изменений в объемно-планировочном решении комплекса:
  • Перенос бассейна на 3-й этаж
  • Увеличение высоты потолков ледовой арены соразмерной площади
  • Изменение компоновки первого этажа гимнастики за счет высвобождения площади под бассейном
  • Увеличение зоны фуд-корта
  • Добавление хореографии для гимнасток, раздевалок, салона красоты, массажного кабинета и пр.
Работа над поиском образа продолжалась несколько месяцев и прошла несколько этапов, от первых эскизов, на которых были представлены принципиально разные художественные приемы: изменение цветового решения, использование перфорации со спортивной тематикой и применение ламелей, защищающих внутреннее пространство от солнца, проникающего через огромные площади витражного остекления, до последних этапов, когда на основе уже выбранной темы дорабатывались детали, выбирались материалы и паттерны для рисунка перфорации, и определялись узлы декорирования инженерного оборудования на кровлях.
 
Особенностью поиска архитектурного решения была необходимость скрыть некоторую дробность композиции, найдя темы, которые позволили бы систематизировать и объединить сложные разновысокие объемы. На основе первых эскизов были выбраны две главные темы для фасадов – ламели и перфорированные панели, с помощью которых нужно было выявить динамическую напряженность образа, отражающую спортивную функцию комплекса, не разрушив при этом его цельность. Распределение тем по фасадам опиралось на выявлении внутренней пространственной структуры: два основных спортивных объема – ледовый центр и центр художественной гимнастики – выявлены на фасадах перфорированными металлическими панелями, все остальные, более мелкие объемы и большие плоскости витражей, объединены металлическими ламелями.
 
Рисунок паттернов перфорации явился предметом особо долгого выбора, поиск решения в этой части образа лежал на разных полюсах художественного континуума: от «литературного» приема переноса рисунков хоккеистов и гимнастов на фасады здания через абстрактные динамические композиции до нейтральных декоративных рисунков.
 
Надо отметить профессиональную и творческую помощь, которая была оказана консультантами проекта, компанией SKIDMORE, OWINGS & MERRILL (EUROPE) LLP, London, (SOM). Архитекторы SOM помогали в поиске образа и фасадных решений на всех этапах, предлагая референсы, давая оценки эскизам, выбирая варианты из нескольких архитектурных решений, указывая предпочтения по паттернам перфорации и цветам материалов для отделки фасадов. Команда «МЕЕРСОН и ВОРОНОВА» была рада использовать идею, предложенную SOM, сделать более прозрачным первый этаж, это позволило, с одной стороны, объединить все объемы единой витражной лентой первого этажа, а с другой – сделало здание более дружелюбным, открытым для окружения и пешеходов, создавая желание у всех, кто оказывается рядом, зайти внутрь, посмотреть, как устроен комплекс и, возможно, в будущем прийти на соревнование или самим потренироваться в фитнес-центре и покататься на ледовой арене».

 
В целом сходство с исходным проектом прослеживается в двухчастности здания, навесной перемычке верхних ярусов, и тяготении к орнаментальному прорезному металлу. Изменился цвет, полностью исчезли консоли. С другой стороны, появились открытые лестницы и здание в целом стало каким-то образом напоминать – в некоторых ракурсах – восстанавливаемый сейчас ИНИОН: протяженностью, прямоугольностью, сочетанием вертикальных ламелей с крупными плоскостями.

Впрочем его отличает ощутимая дробность, которая объясняется многофункциональным устройством и становится даже признаком некоторой честности работы с формой. Можно было заключить все набранные здесь объемы в какой-то общий кожух, прямоугольный или скульптурный, но это было бы, вероятно, дороже и образовало бы, может быть, много лишних пространственных «карманов». Кроме того, в отличие от упомянутого выше олимпийского бассейна 1980 года, здание вовсе не подчинено одной крупной функции, которая провоцировала бы крупную форму. Можно было бы, напротив, активнее акцентировать различное назначение объемов, следуя принципу изнутри-наружу, но более ясно обозначив функции на фасадах. Между тем здесь мы наблюдаем средний вариант: различие замаскировано или даже «успокоено», приведено к двум знаменателям, но – слегка. 

Отдельный вопрос – правильно ли так поступать с результатами конкурса и остаются ли OFIS авторами проекта хоть в какой-то его части. Но так или иначе, в результате мы имеем пазл, и объемный, и функциональный, и даже, образно говоря, пазл истории проектирования. А жители района и спортсмены уже пользуются новым многофункциональным спортивным сооружением. 
Архитектор:
Виктория Воронова
Мастерская:
АК «Меерсон и Воронова»
Ofis
SOM - Skidmore, Owings & Merrill
Проект:
Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
Россия, Москва, ул. Лётная, 73

Авторский коллектив:
OFIS Arhitekti
Шпела Видечник

Skidmore, Owings & Merrill
Дэн Рингельштейн, (Dan Ringelstein)

АК «МЕЕРСОН и ВОРОНОВА»
Руководитель проекта, автор: Андрей Лисицин
ГАП, автор: Татьяна Лушанина
Автор: Михаил Шишков, Лев Игнатьев
ГИП: Юрий Покид

8.2019 / 5.2021

Адаптация проекта: ПромСтройИнжиниринг МСК
Заказчик: ФГУП Министерства спорта  РФ «НАК России им. Чкалова»
 

05 Ноября 2021

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Похожие статьи
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Северное солнце
По проекту Алексея Левчука в поселке Солнечное недалеко от Финского залива построено восемь вилл. Архитектурные решения отсылают к модернизму Северной Европы, ландшафт интегрирован во внутренние и внешние пространства, а «свободная» планировка территории без заборов отсылает к культурным кодам протестантизма.
За актовым залом
Для оформления интерьера микро-клуба в Калининграде Олеся Левкович обратилась к духу Италии 1980-х, а чтобы в помещение без окон проникал естественный цвет, вмонтировала в стены россыпь стеклоблоков.
Волны Агидели
Благодаря проекту-победителю конкурса Малых городов в башкирской Агидели, строившейся как спутник атомной электростанции, сформировался городской центр – сеть пешеходных пространств с культурными и спортивными функциями. Все площадки объединяет образ речной волны и советский модернизм.
Змей-гора
Конкурсный проект приморского курортного комплекса «Серпентайн» объединяет несколько типологий: апартаменты разного класса, виллы и гостиничные номера. Для каждой бюро KPLN использует один из образов, взятых у природного окружения – серпантин, горный ручей и морские волны.
Цветной в монохроме
Дизайн офисного этажа универмага «Цветной», предложенный консорциумом Artforma и Blockstudio, развивает архитектурную концепцию здания и основывается на использовании камня, стекла и света. Светлые монохромные пространства стали фоном для предметов дизайна музейного уровня – например, дивана от Захи Хадид. Проект также включает переговорную с атрибутами сигарной комнаты.
Блики Ибуки
Эмоциональный интерьер суши-бара в Иркутске, придуманный Kartel.design: солнечные зайчики на «бамбуковой» стене, фреска с изображением гор, алое нутро шкафа и ажурные тени.
Медь и глянец
Универмаг Hi-light в торговом центре Екатеринбурга объединяет несколько универсальных корнеров для брендов-арендаторов, а посетителей привлекает глянцевыми материалами отделки и акцентными объектами.
Опал Анны Монс
Проект небольшого бизнес-центра рядом с Туполев плаза и улицей Радио прокламирует необходимость современной архитектуры в отдельно взятом месте Немецкой слободы и доказывает свой тезис проработанностью деталей, множеством отвергнутых вариантов формы и даже – описанием района. Можно согласиться и интересно, что получится.
Кофе со сливками
Бистро в центре Белграда с дубовыми панелями, бордовым мрамором, патио и лестницей-диваном. Интерьером занималось московское бюро Static Aesthetic.
Бетон и море
В Светлогорске в одном из помещений берегового лифта открылся гастрономический бар. Архитекторы line design studio сохранили брутальный характер места, добавив дихроичное стекло, металл и бетон, а главный акцент сделали на изменчивом пейзаже за окном.
Ширма для автомобиля
Микрорайон “New Питер” отличается от других новостроек Петербурга тем, что с ним работают разные архитекторы. Паркингами, например, занималось молодое бюро Bagratuni Brothers, которое предложило складчатые фасады из металлической сетки, превратившие утилитарную постройку в достойный красной линии объект.
Дом на взморье
Перевоплощение кафе «Причал» на берегу залива в Комарово в ресторан Meat Coin отразило смену тенденций в оформлении загородных домов: на месте темная облицовка фасадов, открытые деревянные конструкции и бетон в интерьере, натуральные материалы, а также фокус на природном окружении.
Шоколад в шоколаде
Интерьер петербургского ресторана Theobroma, где все блюда готовятся с применением какао-бобов, выдержан в стиле Людовика XIV. Мебель и посуду в духе рококо балансирует фактура потертого бетона на стенах и обилие естественного света.
Домики в саду
Детский сад, спроектированный бюро WALL для нового района Казани, отвечает нормативам, но далеко уходит от типовых вариантов. Архитекторы предложили замкнутую на себе структуру с зеленым двором в центре, деревянными домиками-ячейками и галереей вместо забора. Получилось по-взрослому и уютно.
Парголовский протестантизм
В Петербурге по проекту бюро SLOI architects строится протестантская церковь. Одна из главных особенностей здания – деревянная кровля с 25-метровыми пролетами, которая в числе прочего формирует интерьер молельного зала. Но есть и другие любопытные детали – рассказываем о них подробнее.
Стрит-арт на стройке
Магазин уличной одежды в петербургском пространстве Seno Валентина Дукмас оформила граффити, заборами из профлиста, строительными лесами и пластиковыми стульями. Контраст им составляют старинные деревянные балки и кирпичные стены.
На бокальчик
Для интерьера винного бара в Казани Карина Гимранова выбирает как прямые ассоциации вроде бочек, светильников-виноградин и хрусталя, так и более тонкие: оттенки закатного солнца, образ почвы, осколки амфор. Не последнюю роль в создании атмосферы сыграл светодизайн.
Платан и фонтан
Кафе-терраса в сочинском парке «Ривьера» стремится раствориться в окружающей его буйной растительности: деревья растут сквозь перекрытия, в конструктиве предусмотрены отсеки для высадки растений, а панорамные окна истончают границы пространств.
В гостях у Фрэнка
Интерьеры лобби башен комплекса «Павелецкая сити» посвящены легендам американского кинематографа. Чтобы воссоздать атмосферу голливудской роскоши, бюро Олега Клодта обратилось к приемам ар-деко, фактурным материалам и арт-объектам.
Лучи пустыни
В Дубае по проекту бюро IND architects планируют построить школу, рассчитанную на 1750 учеников. Архитекторы учли локальные особенности, предложили «лучевую» планировку и пространства, в которых детям будет комфортно находиться на протяжении всего дня.
Сад Памяти
Сад Памяти – ландшафтное продолжение экспозиции Музея Истории ГУЛАГа. В основе его планировки – идея пути к свету через трудности памяти и опыта. Пустовавший ранее технический двор стал оживленным пространством для культурной программы музея и знакомства с историческими фактами. Рассказ о проекте – от автора.
Смотровая вышка
Дом в Красной поляне, спроектированный екатеринбургским бюро Марии Демидовой, занимает очень узкий участок. Архитекторы вытянули объем вверх и добавили террасы, тем самым раскрыв виды на горы и освободив место для патио и бассейна.
Хибинская сокровищница
Модернистское здание библиотеки в Апатитах после реконструкции превратилось в серьезный культурный центр: внутри экспонируется современное искусство, проходят концерты и мастер-классы. Один из участников проекта – телеведущий и коллекционер Андрей Малахов. Интерьерную концепцию разработала студия «Точка дизайна».
Дорога к храму
По гранту Конкурса Малых городов в селе Николо-Березовка рядом с Нефтекамском благоустроена главная улица и территория у храма. Консорциум APRELarchitects и «Новая земля» превращает село в музей под открытым небом, а также интегрирует руинированные постройки в общественную жизнь.
Возвращение маяка
Один из флагманских проектов прошедшего 800-летия Нижнего Новгорода – реставрация спроектированного Федором Шехтелем здания банка и приспособление его под культурно-технологический кластер. Команде архитекторов удалось сохранить дух места и одновременно создать пространство для инноваций.
Белый змей
Дом Residence Prime, недавно построенный в Нижнем Новгороде на бровке активно развивающего склона над Черниговской улицей – произведение яркое, цельное, и при этом насыщенное большим числом аллюзий. Он реагирует на окружение и на тенденции, но скульптурная «анималистичность» позволяет примирить все эти темы. Разбираемся.
Холодный свет
Интерьер общественного пространства в одном из зданий Лахта-центра развивает заложенную в архитектуре тему льда и севера. Авторы проекта – бюро Архистра.
Привет, сосед!
В новосибирском микрорайоне «Евроберег» компания Брусника открыла соседский центр. Совместно со студией Shubochkini она создала пространство, которое расширяет границы квартиры и помогает сформировать крепкое локальное сообщество. Тем самым повышая качество жизни резидентов и их лояльность.
Технологии и материалы
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Подражание природе
Открываем новую рубрику «Нейросети» работой для конкурса AI&Biomimicry. Для концепции музейного комплекса авторы позаимствовали природные световые явления и принцип биомимикрии. Этот промт не был простым: использовались слова трабекулы, мезоглея, сцинтиллоны и динофлагелляты.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?
За актовым залом
Для оформления интерьера микро-клуба в Калининграде Олеся Левкович обратилась к духу Италии 1980-х, а чтобы в помещение без окон проникал естественный цвет, вмонтировала в стены россыпь стеклоблоков.