Пазл

Здание спорткомплекса Чкалов Арена, открывшееся в этом году в Тушино, спроектировано АБ «Меерсон и Воронова», при участии SOM в качестве консультантов, на основе победившей в конкурсе 2017 года концепции OFIS Arkitekti. Рассматриваем здание и историю его трансформаций.

mainImg
Архитектор:
Виктория Воронова
Мастерская:
АК «Меерсон и Воронова»
Ofis
SOM - Skidmore, Owings & Merrill
Проект:
Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
Россия, Москва, ул. Лётная, 73

Авторский коллектив:
OFIS Arhitekti
Шпела Видечник

Skidmore, Owings & Merrill
Дэн Рингельштейн, (Dan Ringelstein)

АК «МЕЕРСОН и ВОРОНОВА»
Руководитель проекта, автор: Андрей Лисицин
ГАП, автор: Татьяна Лушанина
Автор: Михаил Шишков, Лев Игнатьев
ГИП: Юрий Покид

8.2019 / 5.2021

Адаптация проекта: ПромСтройИнжиниринг МСК
Заказчик: ФГУП Министерства спорта  РФ «НАК России им. Чкалова»
 
Спортивный комплекс Чкалов Арена расположен на бывшем Тушинском аэродроме, на территории общей площадью 65 га, с которой работает девелопер ASTERUS, входящий в группу компаний Vi Holding, управляемой, в качестве генерального директора, Каримой Нигматуллиной, в 2013-2015 годах – директором Института Генплана Москвы. Территория ASTERUS занимает северо-западную часть бывшего аэродрома и в плане приближается к прямоугольному треугольнику, больший катет которого – западная граница – примыкает к Москве-реке, что создает выгодные условия для развития набережной и жилого комплекса с видом на реку. Такой комплекс – ЖК ALIA, занимает наибольшую, южную часть треугольника, сейчас идет закрытый конкурс на концепцию домов самой лакомой прибрежной части. Северная часть, «малый катет» треугольника, отданы двум очередям бизнес-парка Ростех-Сити, первая из которых построена по проекту SOM, также разработавших «концепцию мастер-плана» всех 65 га, а о проектировании второй очереди ими же недавно объявлено.

Все это строительство ведется на территории бывшего спортивного аэродрома, а обязательством девелоперов по инвестконтракту стало строительство значительного спорткомплекса, который расположился в северо-западном углу территории и получил название Чкалов Арена (заказчик проекта – ФГУП Министерства спорта  РФ «НАК России им. Чкалова»).
Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS

Его общая площадь 32 800 м2, он объединяет несколько функций, в том числе три основных: ледовые арены, приспособленные для использования как хоккеистами, так и фигуристами, в поддержанием оптимальной температуры -4 C° для одних, и -6 C° для других, причем одна арена – североамериканского формата 26 х 56 м, другая европейского, 30 х 60 м; единственный в Москве профессиональный комплекс для тренировок фехтовальщиков с установленными в нем постоянными дорожками; залы для профессиональных занятий художественной гимнастикой с тонко настроенной вентиляцией, не мешающей полету лент – предположительно, в них разместится очередной центр Ирины Винер. Кроме того в комплексе имеется бассейн, кафе и фитнес-центр – словом, всё для многофункциональности и окупаемости здания, которое смогут использовать как профессиональные спортсмены, так и детские спортивные студии. Чкалов Арена открылась весной 2021 года, ее официально представили СМИ и мэру города в октябре.

Внутри здание организовано разумно и эргономично; если перемещаться в качестве экскурсанта по лестницам и коридорам между разными частями, можно быстро запутаться, но поскольку здесь объединены разные функции с отдельными входами, использовать их, однажды привыкнув, должно быть удобно.
  • zooming
    1 / 5
    1 этаж. Слева центр художественной гимнастики, справа две ледовые арены и центр фехтования. Посередине -- открытый проход, разделяющий две части здания. Зеленым цветом отмечены кафе на углах. Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Предоставлено пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    2 / 5
    2 этаж. Слева второй свет залов художественной гимнастики, финтес-центр и техпомещения. Справа второй свет ледовых арен, фехтовальный центр и ресторан. Две части здания разделены открытым проходом. Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Предоставлено пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    3 / 5
    3 этаж. Слева третий свет гимнастических залов, второй ярус фитнес-центра с бассейном, справа третий свет ледовых арен и вестибль с балконом и видом на них. В правой части (красным) третий ярус фехтовального центра. Два корпуса в 3 этаже соединены навесным переходом. Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Предоставлено пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    4 / 5
    4 этаж. Слева верхний свет гимнастических залов, 3 ярус фитнес-центра и переход между корпусами. Справа техпомещения, кровля ледовых арен и залы для тренировки хоккеистов с пластиковым покрытием. Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Предоставлено пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    5 / 5
    5 этаж. Кровля и техпомещения. Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Предоставлено пресс-службой ASTERUS

Зал гимнастики высотой 16 метров, допускающей соревнования профессионалов, в высоту занимает 4 этажа; с ним соседствует фитнес-центр с бассейном, который в процессе проектирования перенесли на 3 этаж. Они составляют западный блок помещений, почти квадратный в плане. Восточный блок, несколько более объемный и вытянутый, отдан двум ледовым аренам, которые дополнены тренировочными залами с пластиковым полом, приспособленным к катанию на коньках. К восточному торцу примыкают залы фехтовального центра.
  • zooming
    1 / 12
    Фехтовальный зал. Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    2 / 12
    Ледовая арена. Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    3 / 12
    Ледовая арена, вид с балкона. Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    4 / 12
    Зал для тренировки хоккеистов. Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    5 / 12
    Зал художественной гимнастики. Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    6 / 12
    Зал художественной гимнастики. Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    7 / 12
    Зал легкой атлетики. Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    8 / 12
    Тренажеры. Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    9 / 12
    Раздевалка. Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    10 / 12
    Парковка. Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    11 / 12
    Кафе. Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    12 / 12
    Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS

Два основных объема, таким образом, обособлены, имеют отдельные входы и отдельные кафе на углах первых этажей. Но в южной части они объединены широкой перемычкой в уровне 3 и 4 этажей – ее занимает часть помещений фитнес-центра, висящих, таким образом, в воздухе. 
Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS

Отдельный вход в фитнес-центр устроен по открытому маршу лестницы, ведущему с улицы на второй этаж.
Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS

В целом здание, как можно заметить, напоминает объемный пазл разномасштабных и разнофукнциональных помещений, выстроенных, с одной стороны, в продиктованных участком пространственных границах параллелепипеда, но – с другой стороны, честно отражающих структуру здания вовне.

Его северный фасад очень лаконичен: две масштабные плоскости, покрытые паттерном алюминиевых треугольников, разделены массивной вертикалью, расчерченной ламелями. Визуально это решение напомнило мне вход в центр современного искусства «Гараж» Рема Колхаса, хотя повышенная (а с другой стороны выступающая) часть скрывает за собой не только декоративный подъем, а два этажа помещений, включая балкон с видом на ледовые арены и техническую часть, и прорезает-соединяет два корпуса, обозначая поперечную ось всей композиции.
Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS

Южный фасад, в отличие от строгого северного, сложен, отчего открыт и дружелюбен: кубические и прямоугольные объемы громоздятся здесь в порядке, напоминающем гору, перерастая вверху в техпомещения и не скрывая вентвыходов.
Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS

Именно здесь расположены две открытые лестницы, в том числе широкий марш, ведущий в фитнес, здесь мы видим «арку» навесного перехода, здесь преобладают вертикальные ламели, защищающие стеклянные витражи от солнца и в то же время пропускающие естественный свет, которого больше всего с юга.

Иными словами, именно этот фасад, обращенный к строящемуся ЖК ALIA, где, вероятно, буду жить работники Ростех-Сити, – воспринимается как главный и парадный. Суровый северный фасад по проектируемому проезду №1057, сейчас, пока идет стройка, обращенный к главному въезду, привлекательно лаконичен, но в будущем он – скорее тыльный. 

На южном фасаде прочитывается, особенно в ракурсе, крупная надпись с заголовком Чкалов Арена – распространенный прием современной работы с фасадом из ламелей, лично мне вспоминается Баргатионовский рынок и БЦ «Академик» на проспекте Вернадского. Такая же надпись расположена на восточном торце, обращенном в сторону города, Ростех-Сити и Волоколамскому шоссе, – что обозначает два главных фасада комплекса. Прием позволяет создать одновременно очень крупную надпись, читаемую издалека, и с другой стороны – заштриховать ее, представив не слишком гигантской и в целом ненавязчивой. Впрочем обычный заголовок тоже есть, на северо-западном углу со стороны въезда в парковку.
Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS

Отдельных слов заслуживает вечерняя подсветка здания, красноватая на орнаментальных плоскостях, и острая, акцентирующая отдельные фрагменты, на ламелях. Так днем здание светло-желтое, ночью разноцветное со всполохами.
  • zooming
    1 / 7
    Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    2 / 7
    Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    3 / 7
    Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    4 / 7
    Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    5 / 7
    Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    6 / 7
    Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS
  • zooming
    7 / 7
    Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
    Фотография © Дмитрий Яговкин, Андрей Корделяну / предоставлена пресс-службой ASTERUS

Далее необходимо коснуться истории проектирования здания. Сразу скажу, реализованный проект в части архитектурной образности и объемного построения разработан архитектурным бюро «Меерсон и Воронова». Представители девелопера, однако, подчеркивают роль знаменитого американского SOM в качестве консультантов – акцентируя предложенное Skidmore, Owings & Merrill решение максимально остеклить первые этажи. Впрочем нельзя сказать, что остекление первых этажей для Москвы последних 70 лет – такая уж редкая идея даже для спортивных сооружений. Вот к примеру фасады бассейна «Олимпийский», построенного в 1977-1980-х годах и снесенного к 2020 году, вообще были полностью стеклянными, исключая бетонный конструктив в торцах. 

В закрытом конкурсе на эскизную концепцию Чкалов Арены, который был проведен в 2017 году, участвовали 4 консорциума: 
  1. Magma architecture, Германия +Ove Arup & Partners International, Великобритания + A24 Landschaft, Германия +Wood Group, Германия 
  2. NL Architects, Нидерланды +Masa Architects, Нидерланды +APEX project bureau, Россия
  3. Steven Holl Architects +Art-Group «Kamen», Россия
  4. и словенское Ofis Arhitekti
Победили OFIS Architekti, и сложно отрицать, что их проект выглядел совсем не так.
zooming
Проект OFIS Arhitekti, победивший в закрытом конкурсе 2017 года
© OFIS Arhitekti / предоставлено ASTERUS
zooming
Проект OFIS Arhitekti, победивший в закрытом конкурсе 2017 года
© OFIS Arhitekti / предоставлено ASTERUS

С образной точки зрения мы сейчас видим перед собой совершенно другой проект. Так бывает с конкурсами. Но хотелось бы почетче обозначить различие. В планировочном отношении, как рассказывают представители ASTERUS:

«Исходная концепция Спорткомплекса была создана словенским архитектурным бюро «OFIS ARHITEKTI». Первоначальную Проектную документацию разрабатывала российская компания «ПромСтройИнжиниринг МСК» и защищала ее в МГЭ.
 
Архитектурная компания «МЕЕРСОН и ВОРОНОВА» подключилась к проектированию в начале строительства объекта. Основная сложность проектирования состояла в параллельной разработке документации для строительства и концептуальном переосмыслении фасадов, которые, по мнению Заказчика и Инвестора, не вполне отражали основное функциональное назначение объекта. Кроме того, был внесен ряд изменений в объемно-планировочном решении комплекса:
  • Перенос бассейна на 3-й этаж
  • Увеличение высоты потолков ледовой арены соразмерной площади
  • Изменение компоновки первого этажа гимнастики за счет высвобождения площади под бассейном
  • Увеличение зоны фуд-корта
  • Добавление хореографии для гимнасток, раздевалок, салона красоты, массажного кабинета и пр.
Работа над поиском образа продолжалась несколько месяцев и прошла несколько этапов, от первых эскизов, на которых были представлены принципиально разные художественные приемы: изменение цветового решения, использование перфорации со спортивной тематикой и применение ламелей, защищающих внутреннее пространство от солнца, проникающего через огромные площади витражного остекления, до последних этапов, когда на основе уже выбранной темы дорабатывались детали, выбирались материалы и паттерны для рисунка перфорации, и определялись узлы декорирования инженерного оборудования на кровлях.
 
Особенностью поиска архитектурного решения была необходимость скрыть некоторую дробность композиции, найдя темы, которые позволили бы систематизировать и объединить сложные разновысокие объемы. На основе первых эскизов были выбраны две главные темы для фасадов – ламели и перфорированные панели, с помощью которых нужно было выявить динамическую напряженность образа, отражающую спортивную функцию комплекса, не разрушив при этом его цельность. Распределение тем по фасадам опиралось на выявлении внутренней пространственной структуры: два основных спортивных объема – ледовый центр и центр художественной гимнастики – выявлены на фасадах перфорированными металлическими панелями, все остальные, более мелкие объемы и большие плоскости витражей, объединены металлическими ламелями.
 
Рисунок паттернов перфорации явился предметом особо долгого выбора, поиск решения в этой части образа лежал на разных полюсах художественного континуума: от «литературного» приема переноса рисунков хоккеистов и гимнастов на фасады здания через абстрактные динамические композиции до нейтральных декоративных рисунков.
 
Надо отметить профессиональную и творческую помощь, которая была оказана консультантами проекта, компанией SKIDMORE, OWINGS & MERRILL (EUROPE) LLP, London, (SOM). Архитекторы SOM помогали в поиске образа и фасадных решений на всех этапах, предлагая референсы, давая оценки эскизам, выбирая варианты из нескольких архитектурных решений, указывая предпочтения по паттернам перфорации и цветам материалов для отделки фасадов. Команда «МЕЕРСОН и ВОРОНОВА» была рада использовать идею, предложенную SOM, сделать более прозрачным первый этаж, это позволило, с одной стороны, объединить все объемы единой витражной лентой первого этажа, а с другой – сделало здание более дружелюбным, открытым для окружения и пешеходов, создавая желание у всех, кто оказывается рядом, зайти внутрь, посмотреть, как устроен комплекс и, возможно, в будущем прийти на соревнование или самим потренироваться в фитнес-центре и покататься на ледовой арене».

 
В целом сходство с исходным проектом прослеживается в двухчастности здания, навесной перемычке верхних ярусов, и тяготении к орнаментальному прорезному металлу. Изменился цвет, полностью исчезли консоли. С другой стороны, появились открытые лестницы и здание в целом стало каким-то образом напоминать – в некоторых ракурсах – восстанавливаемый сейчас ИНИОН: протяженностью, прямоугольностью, сочетанием вертикальных ламелей с крупными плоскостями.

Впрочем его отличает ощутимая дробность, которая объясняется многофункциональным устройством и становится даже признаком некоторой честности работы с формой. Можно было заключить все набранные здесь объемы в какой-то общий кожух, прямоугольный или скульптурный, но это было бы, вероятно, дороже и образовало бы, может быть, много лишних пространственных «карманов». Кроме того, в отличие от упомянутого выше олимпийского бассейна 1980 года, здание вовсе не подчинено одной крупной функции, которая провоцировала бы крупную форму. Можно было бы, напротив, активнее акцентировать различное назначение объемов, следуя принципу изнутри-наружу, но более ясно обозначив функции на фасадах. Между тем здесь мы наблюдаем средний вариант: различие замаскировано или даже «успокоено», приведено к двум знаменателям, но – слегка. 

Отдельный вопрос – правильно ли так поступать с результатами конкурса и остаются ли OFIS авторами проекта хоть в какой-то его части. Но так или иначе, в результате мы имеем пазл, и объемный, и функциональный, и даже, образно говоря, пазл истории проектирования. А жители района и спортсмены уже пользуются новым многофункциональным спортивным сооружением. 
Архитектор:
Виктория Воронова
Мастерская:
АК «Меерсон и Воронова»
Ofis
SOM - Skidmore, Owings & Merrill
Проект:
Многофункциональный спортивный комплекс «Чкалов Арена»
Россия, Москва, ул. Лётная, 73

Авторский коллектив:
OFIS Arhitekti
Шпела Видечник

Skidmore, Owings & Merrill
Дэн Рингельштейн, (Dan Ringelstein)

АК «МЕЕРСОН и ВОРОНОВА»
Руководитель проекта, автор: Андрей Лисицин
ГАП, автор: Татьяна Лушанина
Автор: Михаил Шишков, Лев Игнатьев
ГИП: Юрий Покид

8.2019 / 5.2021

Адаптация проекта: ПромСтройИнжиниринг МСК
Заказчик: ФГУП Министерства спорта  РФ «НАК России им. Чкалова»
 

05 Ноября 2021

Похожие статьи
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Вторая ступень
Парк покорителей космоса имени Юрия Гагарина, расположенный недалеко от Саратова в месте приземления космонавта, власти города планируют развивать как тематический развлекательно-познавательный кластер. Согласно концепции, подготовленной архитектурной мастерской Алексея Ильина и медиагруппой «Красный квадрат», на его территории появится серия объектов, главным из которых станет павильон «Восток-1».
Культурный метаморфоз
В рамках реконструкции дома культуры в селе Алтайского края, которая фактически обернулось новым строительством, новосибирское бюро «Формат Проект» решило сохранить функциональную схему предшественника, но критически переработало фасады, добавив современные материалы, большой витраж и, по настоянию заказчика, скатную кровлю.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.
Вера и каштаны
Интерьеру кафе в Воронеже, названному в честь Веры Комиссаржевской, бюро Tou Architects придало театральности за счет акцентной стены с мозаикой, в которой зашифрован важный городской символ. «Мозаику-приму» оттеняют винтажная мебель, темное дерево и фактурная штукатурка.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
Планета людей
Пятиэтажный коворкинг-хаб в Бишкеке привлекает резидентов комфортными рабочими местами, а также ярким дизайном: интерьерами занималось сразу несколько бюро, развивая темы воды, леса, земли и неба. За архитектурную концепцию и первый этаж отвечали Tsarik Architecture.
Сейфы и дюны
Один из минских офисов Alfa Bank располагается в здании бизнес-центра на берегу водохранилища Дрозды. Работая с интерьером, бюро ZROBIM architects откликнулось на пейзаж за окном и соединило айдентику банковского учреждения с природными мотивами.
Волжская труба
Реновация цеха Волжского трубного завода – редкий пример архитектурного осмысления промышленного здания. Для фасадов протяженностью чуть меньше километра бюро Osetskaya.Salov выбрало зеркальные алюминиевые панели и суперграфику, а трубы использовало в качестве эффектных въездных групп. Яркие фасады, интерьеры и гостевой маршрут выводят интерес к производству за пределы узкой группы специалистов.
Арт миксер
«Миксер» – вторая арт-резиденция, спроектированная Pergaev Bureau для ЯНАО после Нового Уренгоя. В Ноябрьске архитекторы остановились на решениях поярче: снаружи здание привлекает внимание муралом во всю стену, внутри «визуальный голод» жителей Крайнего Севера утоляют насыщенные цвета, чистые геометрические формы и запоминающиеся арт-оъекты.
Стерео сад
После реконструкции по проекту бюро UTRO сквер «Стерео» в Сочи получил обновленную перголу, пышный сад непрерывного цветения, зеркало воды, а также новые прогулочные маршруты. Чтобы у посетителей был стимул исследовать дальние уголки, архитекторы использовали особое мощение и информационные стелы.
Теория склона
Дом на берегу Волги мастерская FAS(t) придумывала, исходя из особенностей места. Два разных по характеру яруса – жесткий бетонный и полупрозрачный деревянный – откликаются не только на рельеф, но и на состав почвы, сочетающей глину и твердые минеральные породы. Из окон и с террас видна река и знаменитая калязинская колокольня.
Размеренная жизнь
Проект среднеэтажного жилого квартала под Петербургом от бюро TOBE acrhitects вдохновлен природой и спокойным течением жизни скандинавских городов. Генеральный план сочетает квартальную и точечную застройку, а разнообразие секций достигается благодаря работе с цветом, фактурой и пластикой.
Голубые незабудки
Работая над корнером ювелирного магазина, команда Ashburo обыгрывала фирменные символы и цвета бренда. В результате на сильно ограниченном по площади пространстве образовался функциональный уголок с атмосферой девичьих грез и Диснейленда.
Диагональ и кирпич
В проекте среднеэтажного дома в Бресте местное бюро Majsterni использует несколько простых приемов, которые позволяют зданию не выбиваться из контекста, но и транслировать индивидуальность. Двухслойный фасад, объемную кладку и «аритмию» окон дополняет двор с безбарьерной средой, а также комплекс общих пространств и террасы на кровле.
Искусство без барьеров
Бюро Олега Клодта обновило интерьеры инклюзивного пространства Третьяковской галереи. В «Добром музее» учтены потребности посетителей с различными ограничениями, а также создана дружественная атмосфера, располагающая к общению и раскрытию творческого потенциала.
Деревня у вулкана
Отель недалеко от Петропавловска-Камчатского по проекту бюро Fantalis: фасады из термодревесины, пять типов планировок, панорамные окна с видами на сопки и березовую рощу.
Бермудский треугольник
Дом в Чебоксарах, спроектированный бюро House and Flat, умещается на маленьком треугольном участке. Его площадь – 86 м2, план вписан в трапецию, а ширина одной из стен – всего полтора метра. Найти форму помог опыт японских архитекторов.
Сны на Вуоксе
Еще один ландшафтный отель в карельских лесах от бюро Rhizome, в котором немедленно хочется забронировать номер. Башня и «кабины» разместились на берегу Вуоксы, прямо на гранитных валунах, среди берез и сосен – архитекторы чествуют каждый кусочек природы и включают его в опыт путешественника.
Гайя
На самом деле никакая, конечно, не Гайя, а Гея, по имени богини земли – так называлась парфюмерно-экологическая инсталляция архитекторов бюро KOSMOS на прошлогодней биеннале дизайна в Цюрихе. Парфюмеры разработали для нее запах тающего льда, и о чем же это нам говорит?
Изумрудная шкатулка
Бюро MDVA спроектировало для парка в Барнауле павильон, внутри которого располагается трехчастная театральная сцена с амфитеатром. Внешний контур строения формируют аркады из деревянных ламелей, а тентовый навес защищает зрителей от непогоды.
Палубы и кессоны
Архитектурная мастерская Антона Литовского спроектировала дом-палубу: линейное устройство позволяет ему отгородиться от соседей протяженным глухим фасадом, а со стороны сада – раскрыться проницаемыми объемами разной конфигурации, объединяет которые кессонированный потолок.
В ожидании леса
Здание ресепшен курортного комплекса в Ленинградской области имеет сложную конфигурацию и конструктив. Архитекторы мастерской Kalinkahaus использовали несколько видов материалов на основе древесины: CLT-панели, LVL брус и фермы из клееной балки.
Круглые бани
Камерный банный комплекс построен по проекту kub house в поселке Московской области на участке с другими объектами. Круглая форма обеспечивает уединение, а моллированное стекло и обожженное дерево в отделке фасада – слияние с ландшафтом.
Бетонные сады
Первый пост-индустриальный парк в России появился в Острогожске по проекту консорциума Citizenstudio и Новая земля. Вместо дорогой и неэкологичной утилизации бетонных останков недостроенного завода архитекторы предложили сделать их частью ландшафта парка.
Вишневый овраг
По проекту dot.bureau преобразилась территория у пруда в городе Уварово Тамбовской области. Идиллический образ усадебного сада архитекторы совместили с мотивами из индустриального прошлого этого места, создав точки притяжения для разных групп людей.
Орбитальная станция
По проекту ПИ «Гипрокоммундортранс» в Воронеже построена школа на 2860 детей – самая большая в России. Организовать такое количество учеников помогли космические референсы, многоэтажная столовая, свободная планировка и другие нестандартные решения.
Технологии и материалы
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Сейчас на главной
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.