Сад Памяти

Сад Памяти – ландшафтное продолжение экспозиции Музея Истории ГУЛАГа. В основе его планировки – идея пути к свету через трудности памяти и опыта. Пустовавший ранее технический двор стал оживленным пространством для культурной программы музея и знакомства с историческими фактами. Рассказ о проекте – от автора.

Оксана Веселкова

Автор текста:
Оксана Веселкова

26 Января 2024
mainImg
Архитектор:
Сергей Капков
Оксана Веселкова
Мастерская:
Московский центр урбанистики http://centerurban.com
Проект:
Сад Памяти Музея истории ГУЛАГ
Россия, Москва, 1-й Самотечный пер., д. 9, стр. 1.

Авторский коллектив:
Московский Центр Урбанистики
Руководитель: Сергей Капков
Главный архитектор: Оксана Веселкова
Архитектор: Полина Вейденбах
Визуализаторы: Анастасия Левченко, Алина Курохтина

11.2019 / 9.2021

Заказчик: Музей истории ГУЛАГа
0 Коллективной памяти нужно пространство – архитектура города работает как капсулы истории, напоминание, место переживания. Памятник закрепляет за горожанами территорию коллективного переживания. Общественное пространство – живая память – реализует обмен знаниями, право на город и его понимание.
  • zooming
    Сад Памяти Музея истории ГУЛАГ
    Фотография © Юрий Пальмин / предоставлена Музеем ГУЛАГ
  • zooming
    Сад Памяти Музея истории ГУЛАГ
    © Центр урбанистики экономического факультета МГУ М.В. Ломоносова

Сад Памяти Музея Гулаг, построенный в 2021 году, создает такое пространство в продолжение основной экспозиции Музея. Команда во главе с Романом Романовым ведет экспедиционную деятельность, пополняя коллекцию экспонатами и развивая научно-просветительскую программу. Пространство двора было решено адаптировать для размещения этих активностей в летний период. Задачей архитекторов была разработка многофункционального ландшафта с мемориальной, рекреационной, и событийной функциями на месте технического двора площадью 0.45 га. 

Территория подразделена на три функциональные зоны ― мемориальную, зону «живой памяти» и зону мероприятий. Для разгрузки экспонатов оставили небольшую техническую площадку. Основной пространственной темой был выбран путь через мрак ― к свету. Композиционно это решение осуществляется через пешеходные тропы с ландшафтной подсветкой, соединяющие ключевые функциональные зоны – от мемориала до событийной площадки летнего павильона. 
  • zooming
    1 / 3
    Сад Памяти Музея истории ГУЛАГ. Ландшафт
    © Московский центр урбанистики
  • zooming
    2 / 3
    Сад Памяти Музея истории ГУЛАГ. Концепция
    © Московский центр урбанистики
  • zooming
    3 / 3
    Сад Памяти Музея истории ГУЛАГ. Летний павильон
    © Московский центр урбанистики

cic =

Роман Романов, директор Музея истории ГУЛАГ

С самого открытия музея в здании на 1-м Самотечном переулке в 2015 году мы мечтали о создании пространства, где посетители могли бы перевести дух после посещения постоянной экспозиции. Сад Памяти полностью отвечает этой задаче. Живые растения дают нотку оптимизма, выступают символом обновления, жизненного преодоления той ситуации мучений, унижения и несвободы, которой посвящена основная экспозиция музея.

Важную часть Сада Памяти составляют деревья, камни и кустарники, привезенные из мест, имеющих отношение к истории ГУЛАГа, а также посаженные членами семей репрессированных. В Саду стоит подлинная вышка из бывшего лагеря «Днепровский» в Магаданской области – одного из самых сохранных производственных объектов лагерной Колымы. Ее мы привезли из экспедиции по местам колымских лагерей.

  • zooming
    1 / 4
    Сад Памяти Музея истории ГУЛАГ, проект
    Визуализации © Московский центр урбанистики, Алина Курохтина
  • zooming
    2 / 4
    Сад Памяти Музея истории ГУЛАГ, проект
    Визуализации © Московский центр урбанистики, Алина Курохтина
  • zooming
    3 / 4
    Сад Памяти Музея истории ГУЛАГ, проект
    Визуализации © Московский центр урбанистики, Алина Курохтина
  • zooming
    4 / 4
    Сад Памяти Музея истории ГУЛАГ, проект
    Визуализации © Московский центр урбанистики, Алина Курохтина

На участке «живая память» посетители высаживают деревья из мест заключения, отмечая их именными табличками. Мемориальная территория организована вокруг центрального пространства с соснами и многолетними травами. Это место прогулки и размышлений. Здесь располагается каменный лабиринт – отсылка к древним мегалитам Соловецких островов. В центре размещен еще один артефакт лагерного быта – башня надзирателя. Башня – контрастная ко всей окружающей реальности – здесь играет скорее театральную роль, чем доминирующую. В этой части пространства проходят мероприятия летней программы, перформансы и выступления.

Зона мероприятий связана тропой с площадкой летнего павильона, спроектированного бюро Послезавтра.
Сад Памяти Музея истории ГУЛАГ. Архитектура павильона: бюро Послезавтра (Дима Барьюдин, Михаил Емонтаев, Михаил Лабазов, Егор Ларичев, Елена Ратникова)
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Музеем ГУЛАГ

Полупрозрачная ажурная конструкция играет с темой света и тьмы наравне с более широким контекстом Сада. Здесь проводятся выставки, чтения, и другие культурные мероприятия.

Выбор материалов для пространства парка стал откликом на здание музея, реконструированное ранее по проекту бюро KONTORA: кирпич, бетон, и металл.
Сад Памяти Музея истории ГУЛАГ. Вид на здание музея
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Музеем ГУЛАГ

Простота материальности интерьера и его перетекание в ландшафт создают эффект непрерывного погружения в пространство и тему. 

Контраст «прошлого» и «пути в будущее» подчеркнут ландшафтом с отсылкой к северной природе. Деревья, камни, и элементы физической среды лагерей, такие как сторожевая вышка – работают как элементы сигнации и открытой экспозиции артефактов Сети Музеев Памяти. Символизируя память, освобождение, и чистоту – эта коллекция растет по мере развития научно-исследовательской и культурной работы музея. 

Идея пути к свету выражена с помощью приглушенного ландшафтного  освещения – создающего сдержанное оформление в ночное время суток. Изначально концепция замыкала этот маршрут на дальней части двора подсвеченным амфитеатром. Ограничением для этого решения стали подземные сети канализации и электричества, и надземные – отопления для прилегающего района. Эти же бытовые ограничения полностью приостановили реализацию концепции 2015 года. Нашим решением стало освободить все технические доступы за счет озелененного пространства в центре двора и заменить устаревшую бетонную ограду с перекладкой сети МОЭК. 

Роман Романов: 
«Для нас был очень символичным и важным снос бетонного забора, который окружал эту территорию почти 40 лет, и появление на его месте живой изгороди. Мы буквально открыли людям пространство в центре города, которое ранее было недоступно.

Сложности в проектировании и создании Сада, конечно, тоже были. Часть из них была связана с тем, что на территории Сада находятся две вентиляционные шахты метрополитена, что накладывает массу ограничений. Но у нас получилось преодолеть сложности и максимально эффективно использовать все пространство».
  • zooming
    Сад Памяти Музея истории ГУЛАГ
    Фотография © Эльвира Дзивалтовская / предоставлена Музеем ГУЛАГ
  • zooming
    Сад Памяти Музея истории ГУЛАГ
    Фотография © Эльвира Дзивалтовская / предоставлена Музеем ГУЛАГ

С момента постройки сад ежегодно принимает десятки культурных событий и продолжает формировать круг исследователей и заинтересованных горожан. 

Роман Романов: 
«Сад Памяти уже стал неотъемлемой частью города – здесь проходят выставки, концерты, акции памяти, книжные ярмарки, проводят свое время жители района Самотеки и посетители музея. В Павильоне мы ставили документальную site-specific оперу, которая была номинирована на «Золотую маску». В 2023-2024 годах в Павильоне запланировано проведение трех выставок современных художников. 

Для нас важно, что нашу работу отмечают и профессионалы. Так, в 2021 году проект Сада Памяти получил золотой диплом XII Российской Национальной Премии по ландшафтной архитектуре как лучший реализованный объект ландшафтной архитектуры социального значения».
Сад Памяти Музея истории ГУЛАГ
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Музеем ГУЛАГ
Сад Памяти Музея истории ГУЛАГ
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Музеем ГУЛАГ
Сад Памяти Музея истории ГУЛАГ
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Музеем ГУЛАГ
Архитектор:
Сергей Капков
Оксана Веселкова
Мастерская:
Московский центр урбанистики http://centerurban.com
Проект:
Сад Памяти Музея истории ГУЛАГ
Россия, Москва, 1-й Самотечный пер., д. 9, стр. 1.

Авторский коллектив:
Московский Центр Урбанистики
Руководитель: Сергей Капков
Главный архитектор: Оксана Веселкова
Архитектор: Полина Вейденбах
Визуализаторы: Анастасия Левченко, Алина Курохтина

11.2019 / 9.2021

Заказчик: Музей истории ГУЛАГа

26 Января 2024

Оксана Веселкова

Автор текста:

Оксана Веселкова
Похожие статьи
Кофе со сливками
Бистро в центре Белграда с дубовыми панелями, бордовым мрамором, патио и лестницей-диваном. Интерьером занималось московское бюро Static Aesthetic.
Бетон и море
В Светлогорске в одном из помещений берегового лифта открылся гастрономический бар. Архитекторы line design studio сохранили брутальный характер места, добавив дихроичное стекло, металл и бетон, а главный акцент сделали на изменчивом пейзаже за окном.
Ширма для автомобиля
Микрорайон “New Питер” отличается от других новостроек Петербурга тем, что с ним работают разные архитекторы. Паркингами, например, занималось молодое бюро Bagratuni Brothers, которое предложило складчатые фасады из металлической сетки, превратившие утилитарную постройку в достойный красной линии объект.
Дом на взморье
Перевоплощение кафе «Причал» на берегу залива в Комарово в ресторан Meat Coin отразило смену тенденций в оформлении загородных домов: на месте темная облицовка фасадов, открытые деревянные конструкции и бетон в интерьере, натуральные материалы, а также фокус на природном окружении.
Шоколад в шоколаде
Интерьер петербургского ресторана Theobroma, где все блюда готовятся с применением какао-бобов, выдержан в стиле Людовика XIV. Мебель и посуду в духе рококо балансирует фактура потертого бетона на стенах и обилие естественного света.
Домики в саду
Детский сад, спроектированный бюро WALL для нового района Казани, отвечает нормативам, но далеко уходит от типовых вариантов. Архитекторы предложили замкнутую на себе структуру с зеленым двором в центре, деревянными домиками-ячейками и галереей вместо забора. Получилось по-взрослому и уютно.
Парголовский протестантизм
В Петербурге по проекту бюро SLOI architects строится протестантская церковь. Одна из главных особенностей здания – деревянная кровля с 25-метровыми пролетами, которая в числе прочего формирует интерьер молельного зала. Но есть и другие любопытные детали – рассказываем о них подробнее.
Стрит-арт на стройке
Магазин уличной одежды в петербургском пространстве Seno Валентина Дукмас оформила граффити, заборами из профлиста, строительными лесами и пластиковыми стульями. Контраст им составляют старинные деревянные балки и кирпичные стены.
На бокальчик
Для интерьера винного бара в Казани Карина Гимранова выбирает как прямые ассоциации вроде бочек, светильников-виноградин и хрусталя, так и более тонкие: оттенки закатного солнца, образ почвы, осколки амфор. Не последнюю роль в создании атмосферы сыграл светодизайн.
Платан и фонтан
Кафе-терраса в сочинском парке «Ривьера» стремится раствориться в окружающей его буйной растительности: деревья растут сквозь перекрытия, в конструктиве предусмотрены отсеки для высадки растений, а панорамные окна истончают границы пространств.
В гостях у Фрэнка
Интерьеры лобби башен комплекса «Павелецкая сити» посвящены легендам американского кинематографа. Чтобы воссоздать атмосферу голливудской роскоши, бюро Олега Клодта обратилось к приемам ар-деко, фактурным материалам и арт-объектам.
Лучи пустыни
В Дубае по проекту бюро IND architects планируют построить школу, рассчитанную на 1750 учеников. Архитекторы учли локальные особенности, предложили «лучевую» планировку и пространства, в которых детям будет комфортно находиться на протяжении всего дня.
Смотровая вышка
Дом в Красной поляне, спроектированный екатеринбургским бюро Марии Демидовой, занимает очень узкий участок. Архитекторы вытянули объем вверх и добавили террасы, тем самым раскрыв виды на горы и освободив место для патио и бассейна.
Хибинская сокровищница
Модернистское здание библиотеки в Апатитах после реконструкции превратилось в серьезный культурный центр: внутри экспонируется современное искусство, проходят концерты и мастер-классы. Один из участников проекта – телеведущий и коллекционер Андрей Малахов. Интерьерную концепцию разработала студия «Точка дизайна».
Дорога к храму
По гранту Конкурса Малых городов в селе Николо-Березовка рядом с Нефтекамском благоустроена главная улица и территория у храма. Консорциум APRELarchitects и «Новая земля» превращает село в музей под открытым небом, а также интегрирует руинированные постройки в общественную жизнь.
Возвращение маяка
Один из флагманских проектов прошедшего 800-летия Нижнего Новгорода – реставрация спроектированного Федором Шехтелем здания банка и приспособление его под культурно-технологический кластер. Команде архитекторов удалось сохранить дух места и одновременно создать пространство для инноваций.
Белый змей
Дом Residence Prime, недавно построенный в Нижнем Новгороде на бровке активно развивающего склона над Черниговской улицей – произведение яркое, цельное, и при этом насыщенное большим числом аллюзий. Он реагирует на окружение и на тенденции, но скульптурная «анималистичность» позволяет примирить все эти темы. Разбираемся.
Холодный свет
Интерьер общественного пространства в одном из зданий Лахта-центра развивает заложенную в архитектуре тему льда и севера. Авторы проекта – бюро Архистра.
Привет, сосед!
В новосибирском микрорайоне «Евроберег» компания Брусника открыла соседский центр. Совместно со студией Shubochkini она создала пространство, которое расширяет границы квартиры и помогает сформировать крепкое локальное сообщество. Тем самым повышая качество жизни резидентов и их лояльность.
Не-синий кит
Архитекторы строят, режиссеры ставят спектакли – казалось бы аксиома, но иногда они объединяют усилия и начинают экспериментировать с жанрами. «Перформативная инсталляция для одного зрителя», – так определили жанр своего проекта «52 Гц» режиссер Антон Морозов и архитектор Андрей Воронов. Рассматриваем с разных сторон, даже отыскиваем противоречия.
Северная Фиваида
По проекту бюро APRELarchitects благоустроена центральная часть села Ферапонтово, примыкающего к знаменитому монастырю с фресками Дионисия. Теперь здесь есть базовые сервисы для туристов, а также место для досуга сельчан.
Принцип коллажа
Интерьер библиотеки Международной гимназии Сколково архитекторы бюро FORM создавали по принципу коллажа: из ярких мобильных элементов легко составлять все новые пространства – не только для чтения или занятий, но и для игры.
Блестящее производство
Лондонские архитекторы бюро MOST оформили пространство высокотехнологичного производства штучных скоростных электрокаров Charge Cars, которые собирают в оболочке легендарных фордовских мустангов. Основатели и бюро, и автосборочного стартапа – россияне, получившие образование здесь.
Пара к паре, мост к мосту
В процессе исследования мастер-плана Благовещенской слободы в Нижнем выяснилось, что рядом с комплексом, у его подножия на берегу реки, спроектирована еще одна группа объектов. Они дополняют ЖК функционально, а как срифмованы по ритму, цвету и смыслу – любо-дорого смотреть.
Родной край
После реконструкции по проекту ED Architecture старейший лицей Альметьевска расширился, получив современные пространства, в которых можно изучать робототехнику, аэропонику и генетику. При этом уделено внимание идентичности: в оформлении интерьеров участвовали местные дизайнеры, предложившие светильники из войлока, декоративные панели с традиционным орнаментом и деревянную мебель.
Поэтика кирпичной стены
Бюро WALL представило проект реконструкции одного из зданий бывшего свечного завода в Казани. Архитекторы предлагают зафиксировать ощущение руины и спрятать внутри нее отчетливо современный бетонный объем, который сам по себе достоин внимания. Программа здания помимо апартаментов и термального комплекса включает археологический парк.
Сад над Волгой
Приспосабливая непростое пространство «шайбы» волгоградского речного порта под кафе, студия OBJCT откликалась на близость реки: в интерьере есть воздушные подвесные конструкции в виде облаков, свалянная из шерсти «галька», корабельные канаты и обильная тропическая зелень.
Кобальт на пудре
Проектируя интерьер студии известного московского визажиста, архитекторы DA bureau постарались средствами дизайна передать характер и подход мастера. Нейтральная светлая база служит фоном для акцентов: деталей из «хирургических» стали, нефритовой эпоксидной смолы или фактурного дерева.
Галерея
«Галерея» – так здание обозначено в проекте мастерской Пестова и Попова. Название не случайное: заказчику потребовалась современная фотостудия – параметры этого пространства и повлияли на структуру здания.
Красное и белое
В тверском технопарке компания DKC открыла Академию – пространство для обучения сотрудников и презентации продукции. Интерьер выдержан в двух корпоративных цветах, а главным украшением центрального холла стал отреставрированный экструдер.
Технологии и материалы
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
​Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Уникальные системы КНАУФ для крупнейшего в мире хоккейного...
9 и 10 декабря 2023 года в новом ледовом дворце в Санкт-Петербурге состоялся «Матч звезд КХЛ». Двухдневным спортивным праздником официально открылась «СКА Арена» на проспекте Гагарина. Построенный на месте СКК комплекс – обладатель нескольких лестных титулов «самый-самый», в том числе в части уникальных строительных технологий. На создание сооружения ушло всего 36 месяцев.
Устойчивый малый
Сделать город зеленым и устойчивым – задача, выполнить которую можно только сообща, а в ее решении все средства хороши: и заложенный в стратегию развития зеленый каркас, и контейнер для сортировки мусора, и цветочная грядка на балконе. Рассказываем о малых архитектурных формах, которые помогают улучшить экоповестку.
Baumit: продлевая строительный сезон
Не случайно стройку считают сезонной работой: с приходом холодов часто встает вопрос – можно ли продолжать отделочные работы или надо ждать весны. Baumit разработал специальные штукатурки, которые позволяют отделывать фасад и при минусовых температурах.
Масштаб впечатляет: 7 проектов в Китае, построенных...
Китайские архитектурные объекты давно впечатляют весь мир масштабом и цельностеклянными фасадами. Вместе с менеджером по архитектурным проектам Larta Glass Петром Ивановским рассмотрим применение стекла на самых ярких из них.
Сейчас на главной
На нулевом уровне
Кэнго Кума построил в префектуре Эхиме небольшой отель Itomachi 0 с нулевым уровнем потребления энергии из внешних источников. Это первый подобный объект на территории Японии.
Медь и глянец
Универмаг Hi-light в торговом центре Екатеринбурга объединяет несколько универсальных корнеров для брендов-арендаторов, а посетителей привлекает глянцевыми материалами отделки и акцентными объектами.
Опал Анны Монс
Проект небольшого бизнес-центра рядом с Туполев плаза и улицей Радио прокламирует необходимость современной архитектуры в отдельно взятом месте Немецкой слободы и доказывает свой тезис проработанностью деталей, множеством отвергнутых вариантов формы и даже – описанием района. Можно согласиться и интересно, что получится.
Всех накормить
На ВДНХ для выставки «Россия» силами Концерна КРОСТ был спроектирован и реализован «Дом российской кухни» – в рекордные сроки. Он умело выстроен с точки зрения современного общепита, помноженного на шумную культурную программу, – и столь же успешно интерпретирует разностилевой характер выставки достижений. В то же время значительная часть его интерьера восходит к прообразам 1960-х годов, хоть «про зайцев» тут пой.
Образовательные технологии
Бюро Vallet de Martinis architectes построило недалеко от Парижа корпус новой инженерной школы ESIEE-IT. Среда здесь стимулирует разноуровневую коммуникацию как неотъемлемую часть современного процесса обучения.
Кофе со сливками
Бистро в центре Белграда с дубовыми панелями, бордовым мрамором, патио и лестницей-диваном. Интерьером занималось московское бюро Static Aesthetic.
Пресса: Морфотипы как ключ к сохранению и развитию своеобразия...
Из чего состоит город? Этот вопрос, который на первый взгляд может показаться абстрактным, имел вполне конкретный смысл – понять, как устроена историческая городская застройка, с тем чтобы при реконструкции центра, с одной стороны, сохранить его своеобразие, а с другой – не игнорировать современные потребности.
Бетон и море
В Светлогорске в одном из помещений берегового лифта открылся гастрономический бар. Архитекторы line design studio сохранили брутальный характер места, добавив дихроичное стекло, металл и бетон, а главный акцент сделали на изменчивом пейзаже за окном.
Ширма для автомобиля
Микрорайон “New Питер” отличается от других новостроек Петербурга тем, что с ним работают разные архитекторы. Паркингами, например, занималось молодое бюро Bagratuni Brothers, которое предложило складчатые фасады из металлической сетки, превратившие утилитарную постройку в достойный красной линии объект.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Памяти Анатолия Столярчука
Автор многих зданий современного Петербурга, преподаватель Академии художеств, Член Градостроительного совета и человек, всегда готовый поддержать.
Вокзал в лесу
В основу проекта железнодорожного вокзала Цзясина, разработанного бюро MAD, легла концепция «вокзал в лесу».
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Ансамбль у мечети
Бюро ОСА подготовило мастер-план микрорайона в южной части Дербента. Его задача – положить начало формированию современной комфортной среды в городе. Организация жилых кварталов подчинена духовному центру: в зависимости от расположения относительно соборной мечети дома отличаются фасадными и пластическими решениями. Программа также включает центр гостеприимства, административные здания, образовательный кластер и воздушный мост.
Дом на взморье
Перевоплощение кафе «Причал» на берегу залива в Комарово в ресторан Meat Coin отразило смену тенденций в оформлении загородных домов: на месте темная облицовка фасадов, открытые деревянные конструкции и бетон в интерьере, натуральные материалы, а также фокус на природном окружении.
«Зеленая» сладкая жизнь
Zaha Hadid Architects представили типовой проект заправочной станции для прогулочных судов на водородном топливе. Сначала станции планируется возводить в Средиземноморье, а затем и в других популярных у любителей катеров и яхт регионах мира.
Шоколад в шоколаде
Интерьер петербургского ресторана Theobroma, где все блюда готовятся с применением какао-бобов, выдержан в стиле Людовика XIV. Мебель и посуду в духе рококо балансирует фактура потертого бетона на стенах и обилие естественного света.
Домики в саду
Детский сад, спроектированный бюро WALL для нового района Казани, отвечает нормативам, но далеко уходит от типовых вариантов. Архитекторы предложили замкнутую на себе структуру с зеленым двором в центре, деревянными домиками-ячейками и галереей вместо забора. Получилось по-взрослому и уютно.
Парголовский протестантизм
В Петербурге по проекту бюро SLOI architects строится протестантская церковь. Одна из главных особенностей здания – деревянная кровля с 25-метровыми пролетами, которая в числе прочего формирует интерьер молельного зала. Но есть и другие любопытные детали – рассказываем о них подробнее.
Дом за колоннадой
Жилой дом Highnote по проекту бюро Studioninedots в Алмере включает полуобщественные пространства, которые должны оживить центр этого основанного в 1970-х нидерландского города.
Пресса: Вернуть человеческий масштаб: проекты реконструкции...
В 1978 году Отдел перспективных исследований и экспериментальных предложений был переименован в Отдел развития и реконструкции городской среды. Тема развития через реконструкцию, которая в 1970-е годы разрабатывалась отделом для районов сложившейся застройки в центре города, в 1980-е годы расширяет географию, ОПИ предлагает подходы для реконструкции периферийных районов, т.н. «спальных» районов - бескрайних массивов массового жилищного строительства. Цель этой работы - с одной стороны, рациональное использование городской среды, с другой - гуманизация жилой застройки, создание психологически комфортных пространств.
Спасти книжный
Бюро Wutopia Lab спроектировало в Шанхае книжный магазин для тех, кто не читает. Чтобы заставить потенциальных посетителей вынырнуть из своих смартфонов, для них создали целый вертикальный город и наполнили его жизнью.
Стрит-арт на стройке
Магазин уличной одежды в петербургском пространстве Seno Валентина Дукмас оформила граффити, заборами из профлиста, строительными лесами и пластиковыми стульями. Контраст им составляют старинные деревянные балки и кирпичные стены.