Описание предоставлено архитекторами
Проект набережной в Тольятти разработал институт «Гипрокоммундортранс» в 1969 году. К концу 2010-х она сильно обветшала и была засорена разномастными коммерческими объектами, средний уровень использовался как проезжая часть и парковка.
Прежде всего авторы проекта исключили доступ автомобилей и обустроили диагональные парковки вдоль Физкультурного переулка, а также плоскостные стоянки на верхнем уровне – в общей сложности на 280 мест. На нижнем уровне появился озелененный бульвар, вдоль которого запроектирован линейный сухой фонтан 700-метровой длины. Вся линия работает как единое целое – струи меняют свою высоту и цвет в определенном ритме и последовательности, создавая динамичный «танец», который наблюдают как гуляющие по променаду люди, так и пассажиры проходящих по Волге судов. Променад дополняет велосипедная дорожка, а также беседки и шезлонги, с которых удобно любоваться рекой и Жигулевскими горами.
«Сблизить» верхний и нижний ярусы набережной, до этого связанные только редкими лестничными спусками, удалось за счет амфитеатров, детских горок и скалодромов. Слабое функциональное наполнение верхнего – ближайшего к городу – уровня исправили фестивальная площадь, спортивные площадки, зона кемпинга, парковка и широкая аллея с велодорожкой.
Много внимания в проекте было уделено детской игровой зоне. Она задумывалась как единая конструкция-мост со встроенными игровыми элементами и павильоном, а также зелеными островками и ручьем с кинетическими игровыми элементами. К сожалению, в процессе реализации проектные решения этой зоны были искажены до неузнаваемости без согласования с авторами концепции, игровое оборудование было подобрано рандомно.
В рамках проекта также были разработаны предложения по благоустройству пляжной зоны: с душевыми, раздевалками, навесами, шезлонгами, пляжем для МГН, бассейнами на понтоне, спортивными площадками и площадкой для водных видов спорта, но эта часть ушла на второй этап реализации.
Ряд характерных морфотипов существующей застройки прилегающих к набережной микрорайонов Автозаводского района, а именно – конфигурации типовых секций – легли в основу рисунка мощения и геометрии малых архитектурных форм – скамеек, навесов, навигации.
Еще один сюжет, который не удалось реализовать, связан с сохранившейся танцплощадкой 1983 года. Из-за круглой формы она получила название «Пятак», и когда-то была обрамлена каскадом фонтанов. Окружавшая ее скульптурная композиция с элементами мозаики имитировала своими ритмами динамику событий на этой музыкальной сцене. Абстрактные скульптуры располагались в водяном полукруге и взаимодействовали с бьющими струями воды. Из-за аварийного состояния скульптуры не подлежали реставрации, но авторы проекта продвигали идею их воссоздания: установили автора скульптур и сделали обмеры. Но генподрядчик так и не изыскал возможности для восстановления, скульптуры остались только на старых фото и проектных визуализациях.