Набережная Автозаводского района города Тольятти
информация:
-
статус
реализовано -
даты
11.2020 — 05.2021 / 2021 — 2023 -
место
Тольятти
набережная 8-ого квартала Автозаводского района -
координаты
53.502754, 49.253947 -
функция
Ландшафт / Набережная -
теги
send.project -
площадь участка
13,7 га
Александр Шуткин
Alexandr Shutkin / РоссияИрина Фишман
Irina Fishman / РоссияТворческая мастерская Т.М.
T.M. / Россияавторский коллектив
Руководитель авторского коллектива и ГАП: Александр Шуткин
Архитекторы: Александр Мурзов, Анна Родионова, Ирина Фишман
Архитекторы: Александр Мурзов, Анна Родионова, Ирина Фишман
партнеры, заказчики, смежники
Разработка РД: Волгатрансстрой-проект
Реализация: Волгатрансстрой
Заказчик: Правительство Самарской области
Реализация: Волгатрансстрой
Заказчик: Правительство Самарской области
Архи.ру об этом объекте:
17.10.2023
На стрежень
Первая очередь реконструкции набережной в Тольятти позволила обособить пешеходную часть от автомобилей, улучшить связи между ярусами променадов и добавить новые сценарии для досуга. Однако удалось не все: детскую площадку при реализации упростили, а на восстановление мозаичных скульптур не нашли средств.
Описание предоставлено архитекторами Проект набережной в Тольятти разработал институт Гипрокоммундортранс в 1969 году. К концу 2010-х она сильно обветшала и была засорена разномастными коммерческими объектами, средний уровень использовался как про... читать дальшеистория проекта:
Инициатор проекта – Министерство строительства Самарской области. Генподрядчик – ООО «Волгатрансстрой-проект». На момент нашего появления в проекте уже была разработана концепция. Но ее качество не устраивало областное правительство. Мы начали проектирование фактически с чистого листа, так как решения старой концепции были признаны нерациональными к использованию.
описание:
Впервые проект набережной Автозаводского района Тольятти был разработан институтом «Гипрокоммундортранс» в 1969 году. Построенная в эпоху модернизма набережная к концу 2010-х сильно обветшала и, помимо технических проблем, связанных с аварийными коммуникациями, разбитыми дорожками и лестницами, была засорена разномастными коммерческими объектами, а ее средний уровень фактически использовался как проезжая часть и парковка.
Из ценных сохранившихся объектов выделялась бывшая танцплощадка “Пятак” – круглая в плане и когда-то обрамленная каскадами фонтанов. Она была создана в 1983 году. Окружавшая ее скульптурная композиция с элементами мозаики (смальтовая крошка), сложной и интересной формы, имитировала своими ритмами динамику событий на этой музыкальной сцене. Абстрактные скульптуры были расположены в водяном полукруге во взаимодействии с бьющими струями воды. Мы нашли автора скульптур и тщательно обмерили их – состояние объектов было аварийным, их невозможно было отреставрировать, но мы активно продвигали идеи их бережного воссоздания. К нашему огромному сожалению, генподрядчик так и не изыскал для этого возможности, и теперь скульптуры остались только на старых фото и проектных визуализациях.
В ходе анализа мы выявили основные проблемы, которые необходимо было решить в рамках проекта:
1. Доступ автомобилей на нижний уровень необходимо было исключить, чтобы отдать его под пешеходный променад. Решением стало устройство диагональной парковки вдоль Физкультурного переулка и плоскостной стоянки на верхнем уровне – в общей сложности на 280 мест – эти позволило создать на среднем уровне озелененный бульвар вместо проезжей части
2. Недостаточная связь верхнего и нижнего уровней. «Сблизить» ярусы набережной, до этого связанные только редкими лестничными спусками, нам удалось за счет создания на склонах амфитеатров, детских горок и скалодромов.
3. Слабое функциональное наполнение верхнего – ближайшего к городу – уровня набережной. Проектом здесь была предусмотрена фестивальная площадь, спортивные площадки, зона кемпинга, парковка и широкая аллея с велодорожкой.
Много внимания в проекте было уделено детской игровой зоне – она задумывалась как единая, плавно поднимающаяся над землей конструкция-мост со встроенными игровыми элементами и павильоном, подвешенными к ней качелями, множеством спускающихся с нее горок, башней и окружающими ее по периметру зелеными островками и ручьем с кинетическими игровыми элементами. К сожалению, в процессе реализации проектные решения этой зоны были искажены до неузнаваемости без согласования с авторами концепции, неизменным остался ручей и зеленые островки, само же игровое оборудование, как нам показалось, было подобрано рандомно. В рамках проекта также были разработаны предложения по благоустройству пляжной зоны: с душевыми, раздевалками, навесами, шезлонгами, пляжем для МГН, бассейнами на понтоне, спортивными площадками и площадкой для водных видов спорта, но эта часть ушла на второй этап реализации.
Ряд характерных морфотипов существующей застройки прилегающих к набережной микрорайонов Автозаводского района, а именно – конфигурации типовых секций – легли в основу рисунка мощения и геометрии малых архитектурных форм – скамей, навесов, навигации.
Вдоль нижнего променада был запроектирован линейный сухой фонтан общей протяженностью 700 м. Вся линия работает как единое целое – струи меняют свою высоту и цвет в определенном ритме и последовательности, создавая динамичный «танец», наблюдаемый в перспективе при прогулке по самому променаду, или с проходящих по Волге мимо Тольятти судов.
Из ценных сохранившихся объектов выделялась бывшая танцплощадка “Пятак” – круглая в плане и когда-то обрамленная каскадами фонтанов. Она была создана в 1983 году. Окружавшая ее скульптурная композиция с элементами мозаики (смальтовая крошка), сложной и интересной формы, имитировала своими ритмами динамику событий на этой музыкальной сцене. Абстрактные скульптуры были расположены в водяном полукруге во взаимодействии с бьющими струями воды. Мы нашли автора скульптур и тщательно обмерили их – состояние объектов было аварийным, их невозможно было отреставрировать, но мы активно продвигали идеи их бережного воссоздания. К нашему огромному сожалению, генподрядчик так и не изыскал для этого возможности, и теперь скульптуры остались только на старых фото и проектных визуализациях.
В ходе анализа мы выявили основные проблемы, которые необходимо было решить в рамках проекта:
1. Доступ автомобилей на нижний уровень необходимо было исключить, чтобы отдать его под пешеходный променад. Решением стало устройство диагональной парковки вдоль Физкультурного переулка и плоскостной стоянки на верхнем уровне – в общей сложности на 280 мест – эти позволило создать на среднем уровне озелененный бульвар вместо проезжей части
2. Недостаточная связь верхнего и нижнего уровней. «Сблизить» ярусы набережной, до этого связанные только редкими лестничными спусками, нам удалось за счет создания на склонах амфитеатров, детских горок и скалодромов.
3. Слабое функциональное наполнение верхнего – ближайшего к городу – уровня набережной. Проектом здесь была предусмотрена фестивальная площадь, спортивные площадки, зона кемпинга, парковка и широкая аллея с велодорожкой.
Много внимания в проекте было уделено детской игровой зоне – она задумывалась как единая, плавно поднимающаяся над землей конструкция-мост со встроенными игровыми элементами и павильоном, подвешенными к ней качелями, множеством спускающихся с нее горок, башней и окружающими ее по периметру зелеными островками и ручьем с кинетическими игровыми элементами. К сожалению, в процессе реализации проектные решения этой зоны были искажены до неузнаваемости без согласования с авторами концепции, неизменным остался ручей и зеленые островки, само же игровое оборудование, как нам показалось, было подобрано рандомно. В рамках проекта также были разработаны предложения по благоустройству пляжной зоны: с душевыми, раздевалками, навесами, шезлонгами, пляжем для МГН, бассейнами на понтоне, спортивными площадками и площадкой для водных видов спорта, но эта часть ушла на второй этап реализации.
Ряд характерных морфотипов существующей застройки прилегающих к набережной микрорайонов Автозаводского района, а именно – конфигурации типовых секций – легли в основу рисунка мощения и геометрии малых архитектурных форм – скамей, навесов, навигации.
Вдоль нижнего променада был запроектирован линейный сухой фонтан общей протяженностью 700 м. Вся линия работает как единое целое – струи меняют свою высоту и цвет в определенном ритме и последовательности, создавая динамичный «танец», наблюдаемый в перспективе при прогулке по самому променаду, или с проходящих по Волге мимо Тольятти судов.
Архитекторы – партнеры Архи.ру:
Проект из каталога (случайный выбор)
Постройки и проекты (новые записи):
Новости российской архитектуры:
20.11.2024
Золотая коронка
Андрей Чуйков18.11.2024
Гибкость и интеграция
Елена Струговец17.11.2024
Начало новой жизни
16.11.2024
И свет, и тень
Технологии:
21.11.2024
Новые горизонты
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.Новые горизонты
19.11.2024
ПАО "СИБУР Холдинг"
VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным решениям
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.ПАО "СИБУР Холдинг"
18.11.2024
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.11.11.2024
КНАУФ ГИПС
И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК «Некрасовка»
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).КНАУФ ГИПС
07.11.2024
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
За фасадом: особенности применения кирпича в современных НФС
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.АО «Фирма «КИРИЛЛ»