Надежда Плотникова, ведущий архитектор Проджектситигрупп
В последнее время особое внимание уделяется развитию небольших населенных пунктов, сохранению и увеличению демографии, раскрытию потенциала территорий. Строительство новых образовательных учреждений – одна из актуальных задач, поскольку в небольших городах они превращаются в центры социальной и культурной жизни. Поэтому мы остановились на гибких модульных решениях и многофункциональных пространствах, которые позволяют проводить как внеклассные занятия, так и мероприятия местного значения.
Чтобы решить задачу многофункциональности, архитекторы предложили два вытянутых и изогнутых корпуса, которые спиралью заворачиваются вокруг двора, где заданное движение «воронки» продолжается в абрисе и ступенях амфитеатра.
Первый корпус – учебный, здесь размещены четыре ячейки для групп разных возрастов с одинаковым набором помещений: игровая, спальня, буфетная, санузел и раздевалка. Антресольные этажи с отдельными входами вмещают дополнительный класс и кабинет для родительских собраний. В зависимости от наполняемости групп детский сад можно трансформировать в начальной школу: игровую превратить в учебный класс, спальню – в класс продленного дня. Поскольку блоки по две ячейки разделяет секция с кабинетами дополнительного образования, появляется еще один вариант: в одном крыле разместить начальную школу, в другом – группы детского сада, при этом потоки детей согласно нормам будут разведены.
Во втором корпусе находятся спортивный и по совместительству актовый зал, буфет для персонала, медицинский и административные кабинеты. В подвале расположены прачечная и подсобные помещения пищеблока.
В облике детского сада архитекторы стремились соединить элементы традиционной и новой архитектуры. Динамичные скосы кровли перекликаются с горными вершинами, а для облицовки используется дербентский камень, шероховатая поверхность которого контрастирует с гладкими витражами и фальцевой кровлей. Узкие окна-бойницы обеспечивают необходимое освещение, но в то же время защищают от прямых солнечных лучей и перегревания.
Внутренний двор становится центром внеклассной и общественной жизни: помимо амфитеатра здесь есть игровые площадки, теплицы и мини-огород, а на пришкольной территории – спортивная площадка и зона уличных тренажеров. Часть кровли, которая спускается к земле, превращается в горку или еще один амфитеатр, готовый принимать взрослых гостей.