Маскировка модерниста

Общественный центр на площади Волкова в Ярославле: из-за деревьев его почти не видно, он хорошо спрятан на виду, но не отступает от принципа строгой современной архитектуры с ноткой ностальгии по «классическому» модернизму.

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
Архитектор:
Григорий Дайнов
Мастерская:
DK architects
Проект:
Общественный центр Volkov Plaza
Россия, Ярославль, пл. Волкова, 3

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива, ГАП: Григорий Дайнов
ГИП: Валерий Соколов
Архитекторы: Тимур Сторожук, Роман Маврин, Александр Качалов, Сергей Фомин, Никита Дубов, Никита Семенов, Любовь Канахистова
Конструкторы: Владимир Островский, Павел Шаров, Александр Островский

2014 – 2020

Субподрядная проектная организация. Конструкции, инженерные сети: ООО Проектный институт «Гипроприбор».
Заказчик: ООО ПКФ «Транстурсервис» 
Volkov plaza появился в историческом центре Ярославля, на площади перед театром имени Федора Волкова, роскошного неоампирного здания, наследника «комедийной хоромины» екатерининского времени, который считается первым русским театром. Сам театр и площадь расположены на месте стен Земляного города Ярославля, в конце XVIII – начале XIX веков уничтоженных и превращенных в бульвары, а новый общественный центр, получается, выстроен прямо за его исторической границей. Это знаковое место на границе туристического города, от пешеходной улицы Кирова с магазинами и кафе, как и от Знаменской башни, единственной оставшейся от стен, здесь 3 минуты пешком. Так что общественный центр с его смешанной функцией: магазины на первом этаже, ресторан на втором, фитнес на третьем и только на четвертом, в глубине, офисы, должен быть востребован. Но и отвественность за целостность среды, которая здесь состоит в основном из XIX века вперемежку с XX, значительная.



Однако Volkov plaza – возможно, идеальный пример средового контекстуального модернизма. Ничего он не нарушает, никаких панорам, поскольку спрятан хоть на виду, но очень хорошо. Здание примыкает к Г-образному объему бывшей советской гостиницы «Ярославль», построенной в 1941 году на месте снесенной в 1933 году церкви Власия XVII века. Теперь гостиница служит бизнес-центром. Ее подход к среде – постконструктивистский стилизаторский, встроиться в исторический контекст ей помогают тосканские колонны и массивные балкончики. Впрочем, после того, как Ярославль основательно разрушили артиллерией в 1918 году, когда большевики подавляли здесь одно из самых мощных «белогвардейских восстаний», похожих зданий в самом центре города построили очень много, он состоит из них если не наполовину, то наверное на треть.
Общественный центр Volkov Plaza
Фотография © Антон Севастьянов

Справа, к северу от БЦ – густо заросший деревьями Власьевский сад, напоминание об исчезнувшей церкви, с памятником Федору Волкову, главе легендарной труппы XVIII века, со стороны площади.
Общественный центр Volkov Plaza
Фотография © Антон Севастьянов

Узкий и длинный Volkov plaza втиснулся между сквером и бизнес-центром, частично углубившись к югу во двор последнего и еще чуть больше заступив туда пятном одноярусной подземной парковки.
  • zooming
    1 / 8
    Генплан. Общественный центр Volkov Plaza
    © DK architects
  • zooming
    2 / 8
    План 1-го этажа. Общественный центр Volkov Plaza
    © DK architects
  • zooming
    3 / 8
    План 2-го этажа. Общественный центр Volkov Plaza
    © DK architects
  • zooming
    4 / 8
    План 3-го этажа. Общественный центр Volkov Plaza
    © DK architects
  • zooming
    5 / 8
    План 4-го этажа. Общественный центр Volkov Plaza
    © DK architects
  • zooming
    6 / 8
    Разрез 4-4. Общественный центр Volkov Plaza
    © DK architects
  • zooming
    7 / 8
    Деталь фасада. Общественный центр Volkov Plaza
    © DK architects
  • zooming
    8 / 8
    План подземного этажа. Общественный центр Volkov Plaza
    © DK architects

Объем общественного центра устроен достаточно сложно. Во-первых, он отступает от красной линии улицы где-то на 7 метров, но и сюда выходит только небольшой «нос», высотой в два этажа, но со стеклянным витражом, в некоторых ракурсах отражающим Знаменскую башню, в глубокой тонкой рамке (отделка – темно-серый фибробетон).
Общественный центр Volkov Plaza. В стекле витража отражается Знаменская башня Земляного города
Фотография © Антон Севастьянов

Дальше здание повышается постепенно: третий этаж фитнес-центра вырастает только там, где заканчивается толщина корпуса бывшей гостиницы, то есть еще через 9 метров. Третий этаж отступает от правого края, от сквера, оставляя перед собой обустренную террасу с растениями. Четвертый этаж, если считать от улицы, начинается там же, но от северного края он отступает еще сильнее – перед ним, теперь уже на крыше фитнес-центра, появляется еще одна, тоже обустроенная микросадом, терраса.
Фасад со стороны сквера. Общественный центр Volkov Plaza
© DK architects

Так что если посмотреть с тыльного юго-западного угла, то заворачивающий во двор «хвост» здания похож на группу поставленных друг на друга, причем со сдвигом, ящиков или контейнеров – этот распространенный прием современной архитектуры помогает подчеркнуть многосооставность здания и «скульптурность» его объема – как поворотами плоскостей, так и различием фактур; особенно хороша офисная часть из матового стекла.
Общественный центр Volkov Plaza
Фотография © Антон Севастьянов

Ступенчатое устройство, которое архитекторы определяют как «террасированность», становится удачным вариантом хорошо известного приема последних десятилетий – попытки спрятать здание, особенно его верхние этажи, сделав их стеклянными и отодвинув от края. Только нередко этот прием выглядит как поза страуса, – а в данном случае получилось, здание по-настоящему удалось «спрятать», а говоря точнее, деликатно встроить в окружение. Как следствие, мы видим, насколько надо отступать и как оперировать объемами, если хочешь действительно тонко вписать новую постройку в исторический центр.

В целом здание развивается именно в глубине – а к улице лишь тянется длинным «носом». На торцевом западном фасаде начинаются скосы стен, обозначающие поворот объема во двор и его «расслаивание» на этажи. К Власьевскому саду обращена консоль ресторана, энергичный и далеко, больше 4 метров, вынесенный к деревьям параллелепипед с отличным видом на деревья, светящийся в темноте, как оранжевый глаз.
  • zooming
    1 / 9
    Общественный центр Volkov Plaza
    Фотография © Антон Севастьянов
  • zooming
    2 / 9
    Фасад со стороны площади. Общественный центр Volkov Plaza
    © DK architects
  • zooming
    3 / 9
    Общественный центр Volkov Plaza
    Фотография © Антон Севастьянов
  • zooming
    4 / 9
    Общественный центр Volkov Plaza
    Фотография © Антон Севастьянов
  • zooming
    5 / 9
    Общественный центр Volkov Plaza
    Фотография © Антон Севастьянов
  • zooming
    6 / 9
    Общественный центр Volkov Plaza
    Фотография © Антон Севастьянов
  • zooming
    7 / 9
    Общественный центр Volkov Plaza
    Фотография © Антон Севастьянов
  • zooming
    8 / 9
    Общественный центр Volkov Plaza
    Фотография © Антон Севастьянов
  • zooming
    9 / 9
    Общественный центр Volkov Plaza
    Фотография © Антон Севастьянов

По длинному восточному фасаду вдоль Власьевского сада здание как будто «собирает себя» к улице, становится более цельным. Стена двух этажей, которые только и выходят в сквер – стеклянная, она открывают отличные виды в сад и лишь слегка прикрыта тонкими ламелями, чей ритм немного варьируется, откликаясь на сгущения деревьев.
  • zooming
    1 / 7
    Общественный центр Volkov Plaza
    Фотография © Антон Севастьянов
  • zooming
    2 / 7
    Общественный центр Volkov Plaza
    Фотография © Антон Севастьянов
  • zooming
    3 / 7
    Общественный центр Volkov Plaza
    Фотография © Антон Севастьянов
  • zooming
    4 / 7
    Общественный центр Volkov Plaza
    Фотография © Антон Севастьянов
  • zooming
    5 / 7
    Общественный центр Volkov Plaza
    Фотография © Антон Севастьянов
  • zooming
    6 / 7
    Общественный центр Volkov Plaza
    Фотография © Антон Севастьянов
  • zooming
    7 / 7
    Схема фасада. Общественный центр Volkov Plaza
    © DK architects

Стекло за вертикальными ламелями – тоже «классический» прием, но не такой остросовременный, как этажи, сгруппированные под разными углами во дворе, а отсылающий нас к послевоенному модернизму, чуть освеженному асимметрией. Так что здание не только можно признать примером хорошей контекстуальной архитектуры – «без дураков» ниоткуда не заметной, ничто не затесняющей, хотя по-своему, если рассмотреть внимательно, яркой и интересной – оно еще и продолжает историю ярославского модернизма, явления не то чтобы очень масштабного, но заметного. 

Архитектор:
Григорий Дайнов
Мастерская:
DK architects
Проект:
Общественный центр Volkov Plaza
Россия, Ярославль, пл. Волкова, 3

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива, ГАП: Григорий Дайнов
ГИП: Валерий Соколов
Архитекторы: Тимур Сторожук, Роман Маврин, Александр Качалов, Сергей Фомин, Никита Дубов, Никита Семенов, Любовь Канахистова
Конструкторы: Владимир Островский, Павел Шаров, Александр Островский

2014 – 2020

Субподрядная проектная организация. Конструкции, инженерные сети: ООО Проектный институт «Гипроприбор».
Заказчик: ООО ПКФ «Транстурсервис» 

01 Июня 2020

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Сейчас на главной
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
На краю ледника
В горах на западе Норвегии, у ледника Юстедал, заработала туристическая база Tungestølen по проекту архитекторов Snøhetta. Ее фасады обшиты деревом, обработанным по средневековому методу – как у ставкирки.
Стекло и камень
В штате Вирджиния началась реконструкция руин дома Фрэнсиса Лайтфута Ли – одного из «подписантов» Декларации независимости США (1776). Чтобы не нарушить аутентичность сооружения, все новые части, включая конструктивные, будут выполнены из стекла.
Лучшее деревянное
Названы лауреаты премии «Дерево в архитектуре 2020». Работа жюри проходила в режиме он-лайн. Представляем все награжденные проекты.
Окна на Влтаву
В ходе реконструкции пражских набережных по проекту бюро Petr Janda / brainwork у них усилилась связь с городом и возникли разнообразные социальные и культурные функции.
Слоистый урбанизм
Реконструкцией бывшего промышленного района ZOHO в Роттердаме заняты планировщики ECHO Urban Design и архитекторы Orange Architects, Moederscheim Moonen, More Architects и Studio Nauta. Там появятся 550 квартир, включая социальное жилье.
Обратный отсчет
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.
Дворец спорта в Томске
Проект реконструкции Дворца зрелищ и спорта на окраине Томска предполагает трансформацию крытого катка, реализованного в 1970 году, с сохранением ядра, обстройкой с трех сторон и 8-этажной пластиной гостиницы.
Лучшая страна в мире
В Хельсинки названы 15 лучших построек финских архитекторов – результат очередного смотра-биеннале, который проводят национальные музей архитектуры и ассоциация архитекторов, а также фонд Алвара Аалто.
Допожарный классицизм
По проекту «Гинзбург Архитектс» отреставрирован особняк бригадира А.П. Сытина – редкий памятник московской деревянной архитектуры начала XIX века.
Пресса: «Люди спрашивают, не Марсу ли, богу войны, он посвящен?»
Историк архитектуры Сергей Кавтарадзе объясняет, чем хорош и чем плох храм Минобороны, открытый в Подмосковье. 14 июня в подмосковной Кубинке прошла церемония освящения Главного храма Вооруженных сил России. Настоятелем нового храма стал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Внешний вид храма Минобороны удивил многих — его раскритиковали в соцсетях, за мрачность сравнивая с объектом из игры Warhammer.
Приручение модернизма
Из жесткого образца позднесоветского градостроительства, эспланады между так и оставшимся на бумаге музеем Ленина и Горсоветом, площадь Азатлык в Набережных Челнах благодаря проекту бюро DROM превратилась в привлекательное, многофункциональное и полицентричное общественное пространство.
Идеальный план
Круглый дом теперь есть не только в Матвеевском, но и в Лозанне: общежитие Vortex из бетона и дерева на 1000 студентов с пандусом длиной почти 3 километра по проекту архитекторов Dürig AG и IttenBrechbühl опробовали в этом январе участники III Зимней юношеской Олимпиады.
5 «дистанционных» экскурсий по знаменитым зданиям:...
Экскурсия по «двойному дому» Фриды Кало и Диего Риверы, игра «в современное искусство» от Центра Помпиду, видеотур по монастырю Ле Корбюзье, а также пятиминутные прогулки по проектам Ф.Л. Райта и виртуальный «Лего-дом» от BIG.
Пресса: Урбанистика на карантине. Как строить город после...
В новейшей истории мало периодов, когда такое количество людей одновременно переживали потребность в альтернативе. Сейчас речь идет о тиражировании советского стандарта индустриального жилья на столетие вперед. Если его что и может победить, то именно вирус.
Метро у моря
Две станции метро в новом жилом и офисном районе Копенгагена Норхавн – в северной части порта. Авторы проекта – бюро COBE и архитектурное подразделение Arup.
Можно ли спасти арку?
Поговорили об «Арке Артплея» 1865 года с Ильей Заливухиным, Михаилом Блинкиным и Рустамом Рахматуллиным. Итог – три совершенно разные позиции.
«Тяжелое наследие» и его «нейтрализация»
В городке Браунау-ам-Инн на севере Австрии завершился архитектурный конкурс: дом XVII века, где родился Адольф Гитлер, будет превращен в отделение полиции по проекту Marte.Marte Architekten. Рассказываем о предыстории и обосновании этого проекта и публикуем интервью с партнером бюро Штефаном Марте.
Белый город
В проекте для южного региона России бюро ОСА использует многослойные фасады, играющие на образ курортной архитектуры, и в русле самых современных тенденций перемешивает социальные группы жильцов.
Шоколадные стены
Общественный центр с большим внутренним двором по проекту Taller Mauricio Rocha + Gabriela Carrillo в историческом центре мексиканской Куэрнаваки рассчитан на репетиции любительских оркестров, тренировки футболистов и курсы фотографии.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Часть целого
5 июня были объявлены лауреаты Архитектурной премии Москвы. В числе победителей – проект школы в Троицке на 2100 учеников со своей обсерваторией, IT-полигоном, музеем и оранжереей на крыше.
Пожарный цвет
Пожарная часть в Антверпене по проекту бюро Happel Cornelisse Verhoeven фасадами из красного глазурованного кирпича сразу сообщает прохожему о своей важной функции.
Архитектура как педагогика
Еще одна частная школа, в которой Архиматика реализует концепцию эстетического образования и ищет новую традицию: объединяя скандинавский и советский опыт, обращаясь к предметам искусства и внедряя энергоэффективные технологии.
Фантазия о дикой природе
На кампусе компании Vitra в Вайле-на-Рейне, в знаменитой «коллекции» зданий звездных авторов – пополнение: там создают сад по проекту Пита Аудолфа.
Пресса: Как клип трансформирует город. Григорий Ревзин о городе...
В надежде на будущее обычно присутствует то ли презумпция, что смутность настоящего не может не проясниться, то ли воля к ее прояснению. Будущее всегда стремилось к целостности — пожалуй, мы теперь в первый раз переживаем время, когда это не так.
Пучок травы на камне
Медиа-библиотека по проекту Co-Architectes на острове Реюньон в Индийском океане вдохновлена местными реалиями: базальтом и травой ветиверия.
Что будет с городом после пандемии
Два с половиной месяца изоляции не прошли даром для осмысления устройства современных городов, оказавшихся не подготовленными ко встрече с пандемией. Рассматриваем группы мнений и позиции экспертов, высказанные в прессе, блогах и видеоконференциях.
Музей на железной дороге
Новое здание Кантонального музея изящных искусств по проекту Barozzi Veiga – первый пункт мастерплана этих архитекторов: рядом с вокзалом Лозанны возникает арт-квартал Platform 10.
Курортная история
Про участок в Геленджике, планы развития которого начались в 2005 году и пришли к завершению только сейчас, миновав стадии многоквартирного дома среднего, затем большого размера и наконец воплотившись в таунхаусы со скатными кровлями.
Пресса: «Больше Щусева»
Проект реконструкции Каланчевского путепровода дважды изменен по настоянию градозащитников.
Премия Москвы: итоги 2020
Названы пять проектов-лауреатов Архитектурной премии Москвы. Впервые среди победителей – объект транспортной инфраструктуры и проект, реализуемый в рамках программы реновации.
Метро как источник энергии
В Лондоне заработала первая ТЭЦ, которая использует «потерянное тепло» метрополитена: для отопления жилых домов и начальной школы. Авторы архитектурного проекта – Cullinan Studio.
Городская «обманка»
Новый корпус музея Хельги де Альвеар по проекту Emilio Tuñón Arquitectos в Касересе на западе Испании кажется неприступным, но на самом деле пешеходы могут сократить путь через его сад и террасу.
Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Норману Фостеру – 85
Мастеру архитектурного хай-тека, любителю лыжных марафонов, а с недавних пор еще и звезде Instagram, британцу Норману Фостеру исполнилось сегодня 85 лет.
Маскировка модерниста
Общественный центр на площади Волкова в Ярославле: из-за деревьев его почти не видно, он хорошо спрятан на виду, но не отступает от принципа строгой современной архитектуры с ноткой ностальгии по «классическому» модернизму.