Маскировка модерниста

Общественный центр на площади Волкова в Ярославле: из-за деревьев его почти не видно, он хорошо спрятан на виду, но не отступает от принципа строгой современной архитектуры с ноткой ностальгии по «классическому» модернизму.

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

01 Июня 2020
mainImg
Архитектор:
Григорий Дайнов
Мастерская:
DK architects
Проект:
Общественный центр Volkov Plaza
Россия, Ярославль, пл. Волкова, 3

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива, ГАП: Григорий Дайнов
ГИП: Валерий Соколов
Архитекторы: Тимур Сторожук, Роман Маврин, Александр Качалов, Сергей Фомин, Никита Дубов, Никита Семенов, Любовь Канахистова
Конструкторы: Владимир Островский, Павел Шаров, Александр Островский

2011 — 2014 / 2014 — 2020

Субподрядная проектная организация. Конструкции, инженерные сети: ООО Проектный институт «Гипроприбор».
Заказчик: ООО ПКФ «Транстурсервис» 
Volkov plaza появился в историческом центре Ярославля, на площади перед театром имени Федора Волкова, роскошного неоампирного здания, наследника «комедийной хоромины» екатерининского времени, который считается первым русским театром. Сам театр и площадь расположены на месте стен Земляного города Ярославля, в конце XVIII – начале XIX веков уничтоженных и превращенных в бульвары, а новый общественный центр, получается, выстроен прямо за его исторической границей. Это знаковое место на границе туристического города, от пешеходной улицы Кирова с магазинами и кафе, как и от Знаменской башни, единственной оставшейся от стен, здесь 3 минуты пешком. Так что общественный центр с его смешанной функцией: магазины на первом этаже, ресторан на втором, фитнес на третьем и только на четвертом, в глубине, офисы, должен быть востребован. Но и отвественность за целостность среды, которая здесь состоит в основном из XIX века вперемежку с XX, значительная.



Однако Volkov plaza – возможно, идеальный пример средового контекстуального модернизма. Ничего он не нарушает, никаких панорам, поскольку спрятан хоть на виду, но очень хорошо. Здание примыкает к Г-образному объему бывшей советской гостиницы «Ярославль», построенной в 1941 году на месте снесенной в 1933 году церкви Власия XVII века. Теперь гостиница служит бизнес-центром. Ее подход к среде – постконструктивистский стилизаторский, встроиться в исторический контекст ей помогают тосканские колонны и массивные балкончики. Впрочем, после того, как Ярославль основательно разрушили артиллерией в 1918 году, когда большевики подавляли здесь одно из самых мощных «белогвардейских восстаний», похожих зданий в самом центре города построили очень много, он состоит из них если не наполовину, то наверное на треть.
Общественный центр Volkov Plaza
Фотография © Антон Севастьянов

Справа, к северу от БЦ – густо заросший деревьями Власьевский сад, напоминание об исчезнувшей церкви, с памятником Федору Волкову, главе легендарной труппы XVIII века, со стороны площади.
Общественный центр Volkov Plaza
Фотография © Антон Севастьянов

Узкий и длинный Volkov plaza втиснулся между сквером и бизнес-центром, частично углубившись к югу во двор последнего и еще чуть больше заступив туда пятном одноярусной подземной парковки.
  • zooming
    1 / 8
    Генплан. Общественный центр Volkov Plaza
    © DK architects
  • zooming
    2 / 8
    План 1-го этажа. Общественный центр Volkov Plaza
    © DK architects
  • zooming
    3 / 8
    План 2-го этажа. Общественный центр Volkov Plaza
    © DK architects
  • zooming
    4 / 8
    План 3-го этажа. Общественный центр Volkov Plaza
    © DK architects
  • zooming
    5 / 8
    План 4-го этажа. Общественный центр Volkov Plaza
    © DK architects
  • zooming
    6 / 8
    Разрез 4-4. Общественный центр Volkov Plaza
    © DK architects
  • zooming
    7 / 8
    Деталь фасада. Общественный центр Volkov Plaza
    © DK architects
  • zooming
    8 / 8
    План подземного этажа. Общественный центр Volkov Plaza
    © DK architects

Объем общественного центра устроен достаточно сложно. Во-первых, он отступает от красной линии улицы где-то на 7 метров, но и сюда выходит только небольшой «нос», высотой в два этажа, но со стеклянным витражом, в некоторых ракурсах отражающим Знаменскую башню, в глубокой тонкой рамке (отделка – темно-серый фибробетон).
Общественный центр Volkov Plaza. В стекле витража отражается Знаменская башня Земляного города
Фотография © Антон Севастьянов

Дальше здание повышается постепенно: третий этаж фитнес-центра вырастает только там, где заканчивается толщина корпуса бывшей гостиницы, то есть еще через 9 метров. Третий этаж отступает от правого края, от сквера, оставляя перед собой обустренную террасу с растениями. Четвертый этаж, если считать от улицы, начинается там же, но от северного края он отступает еще сильнее – перед ним, теперь уже на крыше фитнес-центра, появляется еще одна, тоже обустроенная микросадом, терраса.
Фасад со стороны сквера. Общественный центр Volkov Plaza
© DK architects

Так что если посмотреть с тыльного юго-западного угла, то заворачивающий во двор «хвост» здания похож на группу поставленных друг на друга, причем со сдвигом, ящиков или контейнеров – этот распространенный прием современной архитектуры помогает подчеркнуть многосооставность здания и «скульптурность» его объема – как поворотами плоскостей, так и различием фактур; особенно хороша офисная часть из матового стекла.
Общественный центр Volkov Plaza
Фотография © Антон Севастьянов

Ступенчатое устройство, которое архитекторы определяют как «террасированность», становится удачным вариантом хорошо известного приема последних десятилетий – попытки спрятать здание, особенно его верхние этажи, сделав их стеклянными и отодвинув от края. Только нередко этот прием выглядит как поза страуса, – а в данном случае получилось, здание по-настоящему удалось «спрятать», а говоря точнее, деликатно встроить в окружение. Как следствие, мы видим, насколько надо отступать и как оперировать объемами, если хочешь действительно тонко вписать новую постройку в исторический центр.

В целом здание развивается именно в глубине – а к улице лишь тянется длинным «носом». На торцевом западном фасаде начинаются скосы стен, обозначающие поворот объема во двор и его «расслаивание» на этажи. К Власьевскому саду обращена консоль ресторана, энергичный и далеко, больше 4 метров, вынесенный к деревьям параллелепипед с отличным видом на деревья, светящийся в темноте, как оранжевый глаз.
  • zooming
    1 / 9
    Общественный центр Volkov Plaza
    Фотография © Антон Севастьянов
  • zooming
    2 / 9
    Фасад со стороны площади. Общественный центр Volkov Plaza
    © DK architects
  • zooming
    3 / 9
    Общественный центр Volkov Plaza
    Фотография © Антон Севастьянов
  • zooming
    4 / 9
    Общественный центр Volkov Plaza
    Фотография © Антон Севастьянов
  • zooming
    5 / 9
    Общественный центр Volkov Plaza
    Фотография © Антон Севастьянов
  • zooming
    6 / 9
    Общественный центр Volkov Plaza
    Фотография © Антон Севастьянов
  • zooming
    7 / 9
    Общественный центр Volkov Plaza
    Фотография © Антон Севастьянов
  • zooming
    8 / 9
    Общественный центр Volkov Plaza
    Фотография © Антон Севастьянов
  • zooming
    9 / 9
    Общественный центр Volkov Plaza
    Фотография © Антон Севастьянов

По длинному восточному фасаду вдоль Власьевского сада здание как будто «собирает себя» к улице, становится более цельным. Стена двух этажей, которые только и выходят в сквер – стеклянная, она открывают отличные виды в сад и лишь слегка прикрыта тонкими ламелями, чей ритм немного варьируется, откликаясь на сгущения деревьев.
  • zooming
    1 / 7
    Общественный центр Volkov Plaza
    Фотография © Антон Севастьянов
  • zooming
    2 / 7
    Общественный центр Volkov Plaza
    Фотография © Антон Севастьянов
  • zooming
    3 / 7
    Общественный центр Volkov Plaza
    Фотография © Антон Севастьянов
  • zooming
    4 / 7
    Общественный центр Volkov Plaza
    Фотография © Антон Севастьянов
  • zooming
    5 / 7
    Общественный центр Volkov Plaza
    Фотография © Антон Севастьянов
  • zooming
    6 / 7
    Общественный центр Volkov Plaza
    Фотография © Антон Севастьянов
  • zooming
    7 / 7
    Схема фасада. Общественный центр Volkov Plaza
    © DK architects

Стекло за вертикальными ламелями – тоже «классический» прием, но не такой остросовременный, как этажи, сгруппированные под разными углами во дворе, а отсылающий нас к послевоенному модернизму, чуть освеженному асимметрией. Так что здание не только можно признать примером хорошей контекстуальной архитектуры – «без дураков» ниоткуда не заметной, ничто не затесняющей, хотя по-своему, если рассмотреть внимательно, яркой и интересной – оно еще и продолжает историю ярославского модернизма, явления не то чтобы очень масштабного, но заметного. 

Архитектор:
Григорий Дайнов
Мастерская:
DK architects
Проект:
Общественный центр Volkov Plaza
Россия, Ярославль, пл. Волкова, 3

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива, ГАП: Григорий Дайнов
ГИП: Валерий Соколов
Архитекторы: Тимур Сторожук, Роман Маврин, Александр Качалов, Сергей Фомин, Никита Дубов, Никита Семенов, Любовь Канахистова
Конструкторы: Владимир Островский, Павел Шаров, Александр Островский

2011 — 2014 / 2014 — 2020

Субподрядная проектная организация. Конструкции, инженерные сети: ООО Проектный институт «Гипроприбор».
Заказчик: ООО ПКФ «Транстурсервис» 

01 Июня 2020

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Сейчас на главной
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Театральный бастион
Бюро Nieto Sobejano выиграло конкурс на проект большого театрального центра на окраине Парижа: основой для него станут декорационные мастерские Шарля Гарнье конца XIX века.
Пресса: Игра на понижение, или в чем проблема нового «Нового...
Обсуждение на Архсовете Москвы второй итерации проекта бюро «Восток» для школы «Новый взгляд» в ЖК «Садовые кварталы» вышло ожидаемо резонансным. Оно подтвердило догадки, возникшие этим летом после победы в конкурсе первой итерации, и поставило ребром вопрос о том, по назначению ли российские заказчики используют такой эффективный инструмент повышения качества архитектуры, как архитектурные конкурсы.
Умер Сергей Бархин
Сегодня в возрасте 82 лет скончался Сергей Бархин, известный прежде всего как театральный художник, но также выпускник МАРХИ, участник «бумажных» конкурсов 1980-х, художник, поэт.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Кирпич как связующее
Исторический комплекс почтамта – телеграфа – телефонной станции на юго-западе Берлина архитекторы GRAFT приспособили под офисы, магазины и рестораны, а также добавили два новых жилых корпуса.
Кирпич и фарфор
Музей Императорской печи в Цзиндэчжэне на юго-востоке Китая в прямом и переносном смысле построен вокруг тысячелетней традиции создания фарфора. Авторы проекта – пекинские архитекторы Studio Zhu-Pei.
Шкаф с культурой
Рассказываем о том, как районная библиотека в позднесоветском здании превратилась в актуальное общественное пространство и центр культурной жизни спального района.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Простор для творчества
Результат сотрудничества европейского заказчика и компании «Архиматика» – бизнес-центр со сложным фасадом, умными планировками и сертификатом BREEAM.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
На три счета
Складной дом Brette складывается на шарнирах и укладывается на платформу грузовика. Он состоит их трех модулей, его разбирают за три часа, площадь при этом увеличивается в три раза. Дом изготовлен в Латвии и уже выдержал один переезд.
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Магнитные линии
Магазин на флагманском автозаправочном комплексе компании KLO строится сейчас в Киеве по проекту Dmytro Aranchii Architects.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
Архитектурная среда и дизайн-2020
Дипломные работы выпускников кафедры «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна: двухдневный туристический маршрут, реновация биологической станции, восстановление реки и интерьер квартиры в Доме Наркомфина.
Изгибы среди деревьев
Корпус визуальных искусств в пенсильванском колледже по проекту Стивена Холла получил криволинейный план, чтобы сберечь 200-летние деревья вокруг.
«Панельный дом для богатых»
Лучшим небоскребом мира за 2018–2020 годы Немецкий музей архитектуры выбрал башни Norra tornen в Стокгольме по проекту OMA: сборный бетонный жилой комплекс, напоминающий своими модульными «кубиками» Habitat’67. Публикуем его и небоскребы-финалисты.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Открытая структура
В Екатеринбурге сдано в эксплуатацию здание штаб-квартиры Русской медной компании, ставшее первым реализованным в России проектом знаменитого британского архитектурного бюро Foster + Partners. Об этой во всех смыслах очень заметной постройке специально для Архи.ру рассказывает автор youtube-канала «Архиблог» Анна Мартовицкая.
Башни «Спутника»
Шесть башен в крупном жилом комплексе рядом с берегом Москвы-реки в самом начале Новорижского шоссе совмещают ответ на целый ряд маркетинговых пожеланий и рамок, предлагая простой ритм и лаконичную форму для домов, которые заказчик предпочел видеть «яркими».
Кружево и кортен
Мастерская LMN Architects построила в Эверетте на северо-западе США пешеходный мост, соединивший оторванные друг от друга городские районы. Сооружение, первоначально задуманное как часть канализационной системы, превратилось в популярное общественное пространство.
Рынок с открытым кодом
Рынок для городка Гаубулига в Гане по проекту студенческой лаборатории [applied] Foreign Affairs при Венском университете прикладных искусств получил американскую премию Architecture Masterprize в номинации «Открытие года».
Изба дель арте
Мы решили отобрать несколько объектов из шорт-листа премии АрхиWOOD и рассмотреть их поближе. Суздальский дом интересен тем, что делает своим сюжетом все еще актуальный вопрос современности: диалог старого и нового. Его можно понять как метафору современного туристического города, может быть, даже размышление о его судьбе.
Бранденбургские колоннады
На этих выходных открывается долгожданный для жителей и посетителей немецкой столицы аэропорт Берлин-Бранденбург – BER. Его архитекторы – бюро gmp, авторы закрывающегося с открытием BER Тегеля.
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Деревянное будущее
Бюро Рейульфа Рамстада выиграло конкурс на проект нового крыла музея корабля «Фрам» в Осло: проект называется Framtid – «будущее».
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Облако на холме
Бюро Alvisi Kirimoto завершило реконструкцию разрушенной землетрясением музыкальной школы в итальянском Камерино. Реализовать проект удалось менее чем за 150 дней.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.