Взгляд в будущее

О назначении Сергея Кузнецова главным архитектором Москвы, о том, какие задачи он видит перед собою на новой должности, а также о заключительном семинаре по развитию московской агломерации и о разрешении на строительство «Лахта-центра» в Петербурге, – читайте в новом обзоре прессы.

Автор текста:
Софья Кондрашина

25 Августа 2012
mainImg
Во вторник мэр Москвы Сергей Собянин представил столичному правительству нового главного архитектора столицы и заместителя главы Москомархитектуры – Сергея Кузнецова и руководителя Москомархитектуры – Андрея Антипова, сообщает РИА «Новости». Планируется, что в ведение Москомархитектуры перейдут все технические вопросы, такие как выдача разрешений, согласование проектов планировок, а главный архитектор будет заниматься градостроительным развитием столицы, крупными проектами и формированием облика города. Кроме того, столичные власти планируют создать архитектурный совет при главном архитекторе, в который войдут представители профессионального сообщества. До назначения 35-летний Сергей Кузнецов был руководящим партнером архитектурного объединения «Speech Чобан & Кузнецов», среди его проектов: офисное здание на Ленинском проспекте, Дворец водных видов спорта в Казани, ряд олимпийских объектов в Сочи и разработка градостроительной документации инновационного Центра «Сколково».

Сергей Кузнецов среди основных задач, стоящих перед ним на новой должности, выделяет: создание системы честных конкурсов, решение проблемы с долгостроями, поиск баланса старых и новых построек в центре города, реализация проектов на территории заводов «ЗИЛ», «Красный Октябрь», «Трехгорная мануфактура» и парка в Зарядье. «Задача главного архитектора – в том, чтобы создавать условия для того, чтобы хорошие дома было удобно проектировать. Я хочу, чтобы их проектировали действительно достойные и лучшие архитекторы, и верю в принцип конкуренции. Конкуренция – это та плодородная почва, на которой должна произрастать хорошая архитектура», – сказал он в интервью архи.ру. Сергей Кузнецов считает, что для Москвы необходимо развитие «крупных, заметных проектов с позитивным международным резонансом», в том числе конкурсов с участием иностранных архитекторов. Тем не менее, он подчеркивает, что проектировать в Москве должны в основном российские архитекторы. В интервью РИА «Новости» Сергей Кузнецов сказал, что в Москве остро не хватает пешеходных и общественных пространств. «И есть еще проблема, которую можно и нужно решать, – качество проектов, которые реализуются», – отметил новый главный архитектор. При этом он подчеркнул, что серьезные изменения в архитектурном облике Москвы произойдут примерно лет через 20.

Большинство коллег Сергея Кузнецова по архитектурному цеху положительно восприняли новость о его назначении. «Я считаю, что, c одной стороны, у Сергея очень современный взгляд на архитектуру и градостроительство. C другой стороны, он очень ценит качество и долговечность зданий. А в-третьих, у него европейский взгляд на архитектуру», – рассказал журналу «Большой город» архитектор Сергей Чобан. Президент архитектурного бюро ABD architects Борис Левянт акцентировал внимание на разделении должностей главного архитектора и главы Москомархитектуры:«Возможности влияния главного архитектора на градостроительную политику правительства Москвы существенно уменьшились. На мой взгляд, такая конфигурация выражает отношение городского руководства к архитектурному сообществу в целом». Архитектор Сергей Скуратов считает, что выдвинуть свою кандидатуру на пост главного архитектора Москвы должно было профессиональное сообщество. С ним согласен и архитектор Борис Уборевич-Боровский: «С нами не посоветовались, это было самостоятельное решение правительства города. Конечно, хорошо, что правительство города выбирает молодых, энергичных, креативных, но это другой случай, главный архитектор – это не просто менеджер, это авторитет прежде всего».

Шестой заключительный семинар по развитию московской агломерации состоялся 22-23 августа. Архитектурные команды, участвующие в конкурсе, последний раз рассказали экспертам о своих идеях, в том числе и о размещении парламентского центра. Так, архитектор Андрей Чернихов  предложил разместить Федеральный центр с офисами и арендным жильем на территории делового центра «Москва-Сити». Там же можно построить нереализованные проекты Малевича, Ивана Леонидова и Эль Лисицкого, считает архитектор. Представители мастерской Грумбаха и архитектурного бюро «Остоженка» также полагают, что чиновники должны остаться в старой Москве. В качестве возможных площадок они называют Зарядье и историческое здание Военной академии имени Петра Великого. Архитекторы «Остоженки» выступили против размещения Федерального центра в Коммунарке, поскольку в 1930-е годы там находился расстрельный полигон. Они предложили создать там мемориальный комплекс в память о жертвах политических репрессий, пишет газета «Известия». Кроме того, представители бюро считают, что на месте Киевского вокзала можно разбить бульвар, а поезда дальнего следования перенаправить на Белорусский вокзал. Голландская архитектурная команда ОМА полагает, что несколько министерств могли бы разместиться вблизи аэропорта «Внуково». А остальные должны быть перенесены на территории, у которых уже есть доминирующая функция, совпадающая с функцией ведомства. Например, в Чертаново, где проживает очень много мигрантов, команда предлагает перевести Министерство труда, а на Рублевку – Министерство финансов. Французская команда L'AUC в ходе семинара предложила создать в «новой» Москве «аналог Голливуда» – Moscowllywood. По мысли архитекторов, в нем может разместиться центр креативной индустрии, а также парк развлечений и искусственный пляж. По словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, все предложения, сформулированные на семинарах, будут проанализированы правительством Москвы и лягут в основу техзадания на мастер-план. А конкурс на мастер-план Московской агломерации может быть объявлен уже в этом году. 

На этой неделе общественное движение «Архнадзор» распространило информацию о появлении трещин на памятнике архитектуры доме Мельникова. Эксперты связывают их появление с работами, которые ведутся на стройплощадке, где в начале августа был разрушен дом Мельгунова, и где планируется построить многофункциональный комплекс. Секция по архитектурному наследию советского периода Федерального научно-методического совета при Министерстве культуры (ФНМС) пришла к выводу, что если строительные работы продолжатся, то дом Мельникова может не устоять. ФНМС совместно с «Архнадзором» направили письмо министру культуры Владимиру Мединскому, мэру Москвы Сергею Собянину, руководителю Мосгорнаследия Александру Кибовскому и главе Москомархитектуры Андрею Антипову с просьбой спасти знаменитый памятник авангарда.

Петербургские власти выдали разрешение на строительство 463-метрового газпромовского небоскреба «Лахта-центр» в Приморском районе. Разрешение выдано на основании полученного положительного заключения Главгосэкспертизы, пишет газета «Коммерсант». Строительство планируется начать до конца этого года. Официальный представитель России в ЮНЕСКО во Франции Виктория Калинина сказала, что возведение «Лахта-центра» может привести к исключению Петербурга из списка объектов Всемирного наследия. Она добавила, что это крайняя мера, но если небоскреб нарушит историческую панораму, то ЮНЕСКО может сократить площадь города, которая считается объектом Всемирного наследия. Депутаты и градозащитники написали открытое письмо  губернатору Петербурга Георгию Полтавченко и прокурору города Сергею Литвиненко с просьбой не допустить строительство. Также они планируют обратиться к президенту и в ЮНЕСКО. Между тем постоянный представитель России в ЮНЕСКО и председатель Комитета Всемирного наследия Элеонора Митрофанова заявила «Интерфаксу»,  что международная организация не регулирует строительство «Лахта-центра», так как он будет построен очень далеко от объекта Всемирного наследия. «Поэтому власти совершенно спокойно могут решать этот вопрос и без ЮНЕСКО», – сказала она. А для исключения Петербурга из списка Всемирного наследия нет никаких оснований, добавила Митрофанова. В настоящее время представители ЮНЕСКО ждут от властей города заключение о потенциальном воздействии «Лахта-центра» на восприятие объектов культурного наследия.


25 Августа 2012

Автор текста:

Софья Кондрашина
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.
Стекло для городского калейдоскопа
Современные технологии и классические традиции, строгий и даже торжественный ритм: «Искра-Парк» словно бы переносит нас в 1930-е. С одной поправкой – на объемный, крупного рельефа и зеркального стекла фасад южного корпуса; он возвращает в наши дни.
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.

Сейчас на главной

Гранёный
Скульптурный металлический кожух превратил обычную коробку придорожного ТРЦ в нечто большее – в здание, которое привлекает взгляды само со себе, своей формой, работая гипер-рамой для рекламного медиа-экрана.
Свободный центр
105-метровая жилая башня на 20 квартир по проекту Heatherwick Studio в Сингапуре обошлась без традиционного сервисного ядра: вместо него на каждом этаже – обширная жилая зона, выходящая на фасады балконами-раковинами с тропической зеленью.
Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Что посмотреть на выходных
Для тех кто планирует на майских поотдыхать – вот, можно сделать и это с пользой. Только что завершившийся цикл лекций Анны Броновицкой, прогулки с гидами по гугл-панорамам, знакомство с любимыми книгами архитекторов и еще пара хороших вариантов.
Башня-знак
Самое высокое деревянное здание в мире, 18-этажная башня Mjøstårnet на юге Норвегии, одновременно привлекает внимание к своему городу – Брумунндалу – и служит знаком возможностей дерева как строительного материала.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.