Взгляд в будущее

О назначении Сергея Кузнецова главным архитектором Москвы, о том, какие задачи он видит перед собою на новой должности, а также о заключительном семинаре по развитию московской агломерации и о разрешении на строительство «Лахта-центра» в Петербурге, – читайте в новом обзоре прессы.

mainImg
Во вторник мэр Москвы Сергей Собянин представил столичному правительству нового главного архитектора столицы и заместителя главы Москомархитектуры – Сергея Кузнецова и руководителя Москомархитектуры – Андрея Антипова, сообщает РИА «Новости». Планируется, что в ведение Москомархитектуры перейдут все технические вопросы, такие как выдача разрешений, согласование проектов планировок, а главный архитектор будет заниматься градостроительным развитием столицы, крупными проектами и формированием облика города. Кроме того, столичные власти планируют создать архитектурный совет при главном архитекторе, в который войдут представители профессионального сообщества. До назначения 35-летний Сергей Кузнецов был руководящим партнером архитектурного объединения «Speech Чобан & Кузнецов», среди его проектов: офисное здание на Ленинском проспекте, Дворец водных видов спорта в Казани, ряд олимпийских объектов в Сочи и разработка градостроительной документации инновационного Центра «Сколково».

Сергей Кузнецов среди основных задач, стоящих перед ним на новой должности, выделяет: создание системы честных конкурсов, решение проблемы с долгостроями, поиск баланса старых и новых построек в центре города, реализация проектов на территории заводов «ЗИЛ», «Красный Октябрь», «Трехгорная мануфактура» и парка в Зарядье. «Задача главного архитектора – в том, чтобы создавать условия для того, чтобы хорошие дома было удобно проектировать. Я хочу, чтобы их проектировали действительно достойные и лучшие архитекторы, и верю в принцип конкуренции. Конкуренция – это та плодородная почва, на которой должна произрастать хорошая архитектура», – сказал он в интервью архи.ру. Сергей Кузнецов считает, что для Москвы необходимо развитие «крупных, заметных проектов с позитивным международным резонансом», в том числе конкурсов с участием иностранных архитекторов. Тем не менее, он подчеркивает, что проектировать в Москве должны в основном российские архитекторы. В интервью РИА «Новости» Сергей Кузнецов сказал, что в Москве остро не хватает пешеходных и общественных пространств. «И есть еще проблема, которую можно и нужно решать, – качество проектов, которые реализуются», – отметил новый главный архитектор. При этом он подчеркнул, что серьезные изменения в архитектурном облике Москвы произойдут примерно лет через 20.

Большинство коллег Сергея Кузнецова по архитектурному цеху положительно восприняли новость о его назначении. «Я считаю, что, c одной стороны, у Сергея очень современный взгляд на архитектуру и градостроительство. C другой стороны, он очень ценит качество и долговечность зданий. А в-третьих, у него европейский взгляд на архитектуру», – рассказал журналу «Большой город» архитектор Сергей Чобан. Президент архитектурного бюро ABD architects Борис Левянт акцентировал внимание на разделении должностей главного архитектора и главы Москомархитектуры:«Возможности влияния главного архитектора на градостроительную политику правительства Москвы существенно уменьшились. На мой взгляд, такая конфигурация выражает отношение городского руководства к архитектурному сообществу в целом». Архитектор Сергей Скуратов считает, что выдвинуть свою кандидатуру на пост главного архитектора Москвы должно было профессиональное сообщество. С ним согласен и архитектор Борис Уборевич-Боровский: «С нами не посоветовались, это было самостоятельное решение правительства города. Конечно, хорошо, что правительство города выбирает молодых, энергичных, креативных, но это другой случай, главный архитектор – это не просто менеджер, это авторитет прежде всего».

Шестой заключительный семинар по развитию московской агломерации состоялся 22-23 августа. Архитектурные команды, участвующие в конкурсе, последний раз рассказали экспертам о своих идеях, в том числе и о размещении парламентского центра. Так, архитектор Андрей Чернихов  предложил разместить Федеральный центр с офисами и арендным жильем на территории делового центра «Москва-Сити». Там же можно построить нереализованные проекты Малевича, Ивана Леонидова и Эль Лисицкого, считает архитектор. Представители мастерской Грумбаха и архитектурного бюро «Остоженка» также полагают, что чиновники должны остаться в старой Москве. В качестве возможных площадок они называют Зарядье и историческое здание Военной академии имени Петра Великого. Архитекторы «Остоженки» выступили против размещения Федерального центра в Коммунарке, поскольку в 1930-е годы там находился расстрельный полигон. Они предложили создать там мемориальный комплекс в память о жертвах политических репрессий, пишет газета «Известия». Кроме того, представители бюро считают, что на месте Киевского вокзала можно разбить бульвар, а поезда дальнего следования перенаправить на Белорусский вокзал. Голландская архитектурная команда ОМА полагает, что несколько министерств могли бы разместиться вблизи аэропорта «Внуково». А остальные должны быть перенесены на территории, у которых уже есть доминирующая функция, совпадающая с функцией ведомства. Например, в Чертаново, где проживает очень много мигрантов, команда предлагает перевести Министерство труда, а на Рублевку – Министерство финансов. Французская команда L'AUC в ходе семинара предложила создать в «новой» Москве «аналог Голливуда» – Moscowllywood. По мысли архитекторов, в нем может разместиться центр креативной индустрии, а также парк развлечений и искусственный пляж. По словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, все предложения, сформулированные на семинарах, будут проанализированы правительством Москвы и лягут в основу техзадания на мастер-план. А конкурс на мастер-план Московской агломерации может быть объявлен уже в этом году. 

На этой неделе общественное движение «Архнадзор» распространило информацию о появлении трещин на памятнике архитектуры доме Мельникова. Эксперты связывают их появление с работами, которые ведутся на стройплощадке, где в начале августа был разрушен дом Мельгунова, и где планируется построить многофункциональный комплекс. Секция по архитектурному наследию советского периода Федерального научно-методического совета при Министерстве культуры (ФНМС) пришла к выводу, что если строительные работы продолжатся, то дом Мельникова может не устоять. ФНМС совместно с «Архнадзором» направили письмо министру культуры Владимиру Мединскому, мэру Москвы Сергею Собянину, руководителю Мосгорнаследия Александру Кибовскому и главе Москомархитектуры Андрею Антипову с просьбой спасти знаменитый памятник авангарда.

Петербургские власти выдали разрешение на строительство 463-метрового газпромовского небоскреба «Лахта-центр» в Приморском районе. Разрешение выдано на основании полученного положительного заключения Главгосэкспертизы, пишет газета «Коммерсант». Строительство планируется начать до конца этого года. Официальный представитель России в ЮНЕСКО во Франции Виктория Калинина сказала, что возведение «Лахта-центра» может привести к исключению Петербурга из списка объектов Всемирного наследия. Она добавила, что это крайняя мера, но если небоскреб нарушит историческую панораму, то ЮНЕСКО может сократить площадь города, которая считается объектом Всемирного наследия. Депутаты и градозащитники написали открытое письмо  губернатору Петербурга Георгию Полтавченко и прокурору города Сергею Литвиненко с просьбой не допустить строительство. Также они планируют обратиться к президенту и в ЮНЕСКО. Между тем постоянный представитель России в ЮНЕСКО и председатель Комитета Всемирного наследия Элеонора Митрофанова заявила «Интерфаксу»,  что международная организация не регулирует строительство «Лахта-центра», так как он будет построен очень далеко от объекта Всемирного наследия. «Поэтому власти совершенно спокойно могут решать этот вопрос и без ЮНЕСКО», – сказала она. А для исключения Петербурга из списка Всемирного наследия нет никаких оснований, добавила Митрофанова. В настоящее время представители ЮНЕСКО ждут от властей города заключение о потенциальном воздействии «Лахта-центра» на восприятие объектов культурного наследия.

25 Августа 2012

Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.