06.12.2011

Сопряжение поколений

В галерее «ВХУТЕМАС» проходит выставка «Ассы: В.Е.К.», посвященная творчеству архитекторов Виктора, Евгения и Кирилла Ассов. Из первых букв имен деда, сына и внука складывается слово «век», и в общей сложности их творчество действительно охватывает столетие.

информация:

Экспозицию «Ассы: В.Е.К.» можно сравнить со шкатулкой с двойным дном. С одной стороны, представленные работы позволяют познакомиться с семейной историей Ассов, а с другой – понять, как за столетие изменились мировосприятие и творческие методы представителей этой династии. Раскрыть обе темы сразу кураторам выставки удалось благодаря оригинальной организации выставочного пространства. Его композиционным центром стала большая витрина в форме креста, который лежит прямо посередине зала. В витрине представлены документы из семейного архива, а на одном из ее концов установлен плазменный экран, демонстрирующий два небольших ролика об истории и творчестве семьи и корометражку Евгения Викторовича Асса «Путь», посвященную столетию ухода Л.Н. Толстого. На стенах же галереи представлены чертежи, портреты, пейзажи, фото, инсталляции и графические работы всех трех архитекторов.

Работы Виктора Евгеньевича Асса, более всего прославившегося своим проектом «Звездного городка», академичны и в то же время очень трогательны. Среди них – темперная «Клумба» и гуашевые «Родопы», полотна, изображающие Петербург и кошку Сандру, спящую на диване. Подробно рассмотреть также можно рисунок ворот дома на Садово-Кудринской, в котором впоследствии Виктор Евгеньевич поселился со своей семьей. Есть здесь и пара эскизов памятника Л.В.Рудневу, на одном из которых справа в верхнем углу любовно выведено красной тушью: «Другу».

Совершенно по-иному звучат творческие высказывания его сына – Евгения Викторовича Асса, московского архитектора и общественного деятеля, преподавателя МАРХИ. На протяжении всей экспозиции он играет графитными оттенками серого, четко проводя линии горизонта и интригуя названиями, одно из которых представлено вовсе в виде координатных данных – «48°44'42"N 28°08'05"E». Самый младший Асс – Кирилл, архитектор, художник и критик, отдавая дань современности, экспериментирует с формами. Заостренные кверху монументы из железобетона тянутся ввысь на фотографии инсталляции «Dramatis personae». На другом фото – одинокая суздальская смотровая башня, созданная архитектором. Необычное впечатление производят фотоснимки с дворцовыми зеркалами, помещенные в светящиеся короба-лайтбоксы, они немного пугают своей потусторонностью. Работы трех разных архитекторов перемежаются, а зачастую и дополняют друг друга. Например, темперная набережная «Кронштадта», запечатленная Виктором Евгеньевичем, перекликается с фотографией инсталляции «Неглинка, или Обскурантизм» Кирилла, в которой автор проецирует на стену в полутемной комнате призрачные петербургские фасады.

Удивительным может показаться, что в экспозицию закрался и портрет, написанный Львом Владимировичем Рудневым. Но странного в этом ничего нет: Руднев был не только другом Виктора Евгеньевича, но и руководителем архитектурной мастерской, в которой работал архитектор. Кроме того, он, как и Ассы, жил в доме на Садово-Кудринской. Руднев изобразил А.Христиани-Асс, жену Виктора Евгеньевича, и эта работа органично вписалась в серию портретов разных лет авторства старшего Асса – «Автопортрет», «Женя», и среднего – «Киря». Кажется, Виктор Евгеньевич не слукавил, изобразив самого себя серьезным, даже чуть суровым. Свидетельством тому – многочисленные фото, помещенные в витрину: он вечно неулыбчивый с сыном и с женой, с друзьями и коллегами В.О.Мунцем и Л.В.Рудневым, в кругу студентов и во время работы в мастерской. Рассматривая витрину можно найти и немало интересных документов, например, справку о том, что рационализаторское предложение Виктора Асса «по увеличению жилой площади и снижению стоимости строительства в пристройке к гостинице ЦДСА» принято. Здесь же эскизы проектов и фото их реализации: лечебный корпус и купальни санатория в Архангельском, монумент советским воинам в Порккала-Удд и другие объекты.

Можно пытаться искать общее в работах родных друг другу, но совсем не похожих друг на друга Ассов, можно, наоборот, искать в них различия. Но, думается, главное, что объединяет представителей трех поколений одной архитектурной династии – это умение экспериментировать, способность мыслить самыми разными эстетическими категориями.
Фото: Елена Стрекоза
Фото: Елена Стрекоза

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Сергей Кузнецов
  • Илья Машков
  • Дмитрий Ликин
  • Полина Воеводина
  • Владимир Плоткин
  • Андрей Асадов
  • Владимир Ковалёв
  • Вероника Дубовик
  • Валерия Преображенская
  • Антон Надточий
  • Всеволод Медведев
  • Сергей Скуратов
  • Олег Карлсон
  • Олег Шапиро
  • Левон Айрапетов
  • Сергей Чобан
  • Наталия Порошкина
  • Игорь Шварцман
  • Роман Леонидов
  • Сергей Орешкин
  • Никита Явейн
  • Александр Скокан
  • Алексей Гинзбург
  • Александр Бровкин
  • Антон Яр-Скрябин
  • Дмитрий Реутт
  • Валерий Лукомский
  • Евгений Герасимов
  • Андрей Гнездилов
  • Зураб Басария
  • Анатолий Столярчук
  • Андрей Романов
  • Александр Асадов
  • Тотан Кузембаев
  • Илья Уткин
  • Александр Попов
  • Наталия Зайченко
  • Михаил Канунников
  • Наталья Сидорова
  • Павел Андреев
  • Никита Токарев
  • Александр Порошкин
  • Дмитрий Васильев
  • Вера Бутко
  • Константин Ходнев
  • Антон Лукомский
  • Юлий Борисов
  • Екатерина Кузнецова
  • Иван Кожин
  • Катерина Грень
  • Карен Сапричян
  • Олег Мединский
  • Николай Миловидов
  • Кристина Павлова
  • Василий Крапивин
  • Евгений Подгорнов
  • Станислав Белых
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Сергей Труханов
  • Арсений Леонович
  • Даниил Лоренц
  • Юлия Тряскина
  • Наталия Шилова
  • Иван Рубежанский
  • Александра Кузьмина

Постройки и проекты (новые записи):

  • Фанерный театр
  • Жилой комплекс «Рихард»
  • FLEXSE
  • Проект спортивного комплекса «Академия»
  • Мастер-план острова Октябрьский
  • Сеть детских культурно-развлекательных центров «Гора Самоцветов»
  • Многофункциональный ФОК в Покровском-Стрешнево
  • Больница с родильным домом
  • Концертный зал «Юпитер»

Технологии:

22.07.2019

Фасадные панели KMEW в современной архитектуре: загородный поселок премиум-класса

Японские панели из фиброцемента выбрали для ключевых объектов закрытого поселка «Горки-1»: лаконичных коттеджей, необычного моста и детского клуба.
КМ-Технология - официальный дистрибьютор KMEW в России
21.07.2019

«Зеленые» крыши по-гречески

Новый культурный центр Фонда Ставоса Ниархоса с Национальной оперой и Национальной библиотекой встроен в гигантскую средиземноморскую парковую зону.
Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo»)
17.07.2019

Mriya Resort. Гигантский цветок у моря

Новый (2010-2014) отель Mriya Resort не только украсил черноморское побережье, но и успел получить все возможные международные премии по туризму, а так же стал примером параметрического решения сложных строительных конструкций в архитектуре.
BEMO
08.07.2019

«Римский кирпич» из Японии


КМ-Технология - официальный дистрибьютор KMEW в России
05.07.2019

Лимонный сервант, черничное трюмо

С помощью краски DULUX для мебели и дерева из новой линейки «Легко обновить» можно играючи преобразить старый стол или шкаф и сделать их главными героями интерьера. Рассказываем о краске и делимся идеями для вдохновения.
Dulux
другие статьи