Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

06.12.2011

Сопряжение поколений

Маргарита Чубукова

В галерее «ВХУТЕМАС» проходит выставка «Ассы: В.Е.К.», посвященная творчеству архитекторов Виктора, Евгения и Кирилла Ассов. Из первых букв имен деда, сына и внука складывается слово «век», и в общей сложности их творчество действительно охватывает столетие.

Экспозицию «Ассы: В.Е.К.» можно сравнить со шкатулкой с двойным дном. С одной стороны, представленные работы позволяют познакомиться с семейной историей Ассов, а с другой – понять, как за столетие изменились мировосприятие и творческие методы представителей этой династии. Раскрыть обе темы сразу кураторам выставки удалось благодаря оригинальной организации выставочного пространства. Его композиционным центром стала большая витрина в форме креста, который лежит прямо посередине зала. В витрине представлены документы из семейного архива, а на одном из ее концов установлен плазменный экран, демонстрирующий два небольших ролика об истории и творчестве семьи и корометражку Евгения Викторовича Асса «Путь», посвященную столетию ухода Л.Н. Толстого. На стенах же галереи представлены чертежи, портреты, пейзажи, фото, инсталляции и графические работы всех трех архитекторов.

Работы Виктора Евгеньевича Асса, более всего прославившегося своим проектом «Звездного городка», академичны и в то же время очень трогательны. Среди них – темперная «Клумба» и гуашевые «Родопы», полотна, изображающие Петербург и кошку Сандру, спящую на диване. Подробно рассмотреть также можно рисунок ворот дома на Садово-Кудринской, в котором впоследствии Виктор Евгеньевич поселился со своей семьей. Есть здесь и пара эскизов памятника Л.В.Рудневу, на одном из которых справа в верхнем углу любовно выведено красной тушью: «Другу».

Совершенно по-иному звучат творческие высказывания его сына – Евгения Викторовича Асса, московского архитектора и общественного деятеля, преподавателя МАРХИ. На протяжении всей экспозиции он играет графитными оттенками серого, четко проводя линии горизонта и интригуя названиями, одно из которых представлено вовсе в виде координатных данных – «48°44'42"N 28°08'05"E». Самый младший Асс – Кирилл, архитектор, художник и критик, отдавая дань современности, экспериментирует с формами. Заостренные кверху монументы из железобетона тянутся ввысь на фотографии инсталляции «Dramatis personae». На другом фото – одинокая суздальская смотровая башня, созданная архитектором. Необычное впечатление производят фотоснимки с дворцовыми зеркалами, помещенные в светящиеся короба-лайтбоксы, они немного пугают своей потусторонностью. Работы трех разных архитекторов перемежаются, а зачастую и дополняют друг друга. Например, темперная набережная «Кронштадта», запечатленная Виктором Евгеньевичем, перекликается с фотографией инсталляции «Неглинка, или Обскурантизм» Кирилла, в которой автор проецирует на стену в полутемной комнате призрачные петербургские фасады.

Удивительным может показаться, что в экспозицию закрался и портрет, написанный Львом Владимировичем Рудневым. Но странного в этом ничего нет: Руднев был не только другом Виктора Евгеньевича, но и руководителем архитектурной мастерской, в которой работал архитектор. Кроме того, он, как и Ассы, жил в доме на Садово-Кудринской. Руднев изобразил А.Христиани-Асс, жену Виктора Евгеньевича, и эта работа органично вписалась в серию портретов разных лет авторства старшего Асса – «Автопортрет», «Женя», и среднего – «Киря». Кажется, Виктор Евгеньевич не слукавил, изобразив самого себя серьезным, даже чуть суровым. Свидетельством тому – многочисленные фото, помещенные в витрину: он вечно неулыбчивый с сыном и с женой, с друзьями и коллегами В.О.Мунцем и Л.В.Рудневым, в кругу студентов и во время работы в мастерской. Рассматривая витрину можно найти и немало интересных документов, например, справку о том, что рационализаторское предложение Виктора Асса «по увеличению жилой площади и снижению стоимости строительства в пристройке к гостинице ЦДСА» принято. Здесь же эскизы проектов и фото их реализации: лечебный корпус и купальни санатория в Архангельском, монумент советским воинам в Порккала-Удд и другие объекты.

Можно пытаться искать общее в работах родных друг другу, но совсем не похожих друг на друга Ассов, можно, наоборот, искать в них различия. Но, думается, главное, что объединяет представителей трех поколений одной архитектурной династии – это умение экспериментировать, способность мыслить самыми разными эстетическими категориями.
Фото: Елена Стрекоза
Фото: Елена Стрекоза