Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

13.10.2011

Вход через купол

Анна Гараненко
Мастерская:
OMA
SANAA

Фонд «Сколково» продолжает представлять публике все новые составные части будущего иннограда. Вчера, 12 октября, в Доме архитектора была продемонстрирована архитектурная концепция центральной гостевой зоны (Z1). Это результат совместного творчества двух очень известных бюро: японского SANAA и голландского ОМА.

Сколково: концепция входной зоны. SANAA. Изображения предоставлены фондом Сколково
Сколково: концепция входной зоны. SANAA. Изображения предоставлены фондом Сколково
Центральная зона иннограда занимает примерно одну десятую часть от четырехсот гектар его общей площади. Это своего рода входные ворота, через которые предстоит пройти каждому гостю, сошедшему с электрички (ожидается, что основной людской поток будет прибывать в Сколково именно по железной дороге). Так что архитекторы должны были не только найти место для всех необходимых функций (транспортного «хаба» – пересадочного узла, гостиниц, торговли, развлечений, медиатеки, парковок и смотровой площадки), но также озаботиться и символической составляющей этого места.

Роль символа досталась куполу 100-метровой высоты – в исполнении японского архитектора Ишитаке Танасе, коллеги Кадзуйо Седзимы по SANAA. Купол, сделанный, по словам автора, из тонких стальных нитей и стекла, накроет и железнодорожную станцию, и всю прилегающую к ней общественную зону, и даже заложенную в проект обзорную башню со смотровой площадкой.
– У нас есть несколько вариантов структуры купола, – рассказал на презентации Ишитаке Танасе. – Мы стремились к тому, чтобы материал как можно меньше привлекал внимание зрителя, пытались создать у ощущение, что купол существует, но без оболочки. Внутри него расположится общественная площадь, место для отдыха, где также можно будет проводить различные мероприятия. Во входной зоне мы также предусмотрели обширное пространство, которое будет символизировать инновационные технологии и особое внимание к экологии в Сколкове – пока не определились, как оно будет выглядеть. Прозрачная тонкая структура купола создаст особый микроклимат – в холодные зимние дни там будет достаточно комфортно (не ниже плюс 5) за счет использования тепла земли. Летом тепло будет, наоборот, уходить в землю.

Для спасения от зноя архитектор предлагает использовать специальные климатические эффекты – например, искусственные облака, которые должны парить под куполом на высоте 50 метров и защищать пространство от летнего зноя. Он, правда, не расшифровал, кто и как будет изготавливать эти «погодные аномалии». На практический вопрос о том,  как планируется очищать купол от снега и грязи, архитектор также ответил туманно («надо исследовать этот вопрос»), но пообещал, что в любом случае «купол будет чистым».

По выходе из купола гости Сколкова будут попадать в центральную часть иннограда (если купол, по аналогии с домом – парадный вход, то следующая за ним зона выполняет роль гостиной). Район «гостиной» обеспечивает связь Технопарка с Университетом и сосредотачивает в себе все возможные общественные функции. Его курирует бюро ОМА, которое предложило создать здесь сеть павильонов – цепочку шестиугольных объемов, соединенных между собой проходами. В них, в частности, могут поселиться театр и  гостиница. В том месте, где цепочка зданий встречает естественное препятствие – пруд, планируется разместить самый крупный объект под условным названием «Скала» (Rock).
– «Скала» представляет собой кубический объем с обрезанными углами и треугольными окнами, – пояснил представлявший проект в Доме архитектора Рейнир де Граф. – Треугольники не случайная форма: здание содержит в себе другой куб – атриум. Таким образом получается куб в кубе. При наложении двух кубических форм возникают треугольные вырезы. Один из них можно использовать в качестве входа, установив в нем эскалаторы.

Внутри «Скалы» – гостиница, кинотеатр, галерея, в нижней части – большая общественная зона, в том числе, медиатека. Словом, то, что сейчас бытует в девелоперской среде под названием «торгово-развлекательный центр». В качестве фирменной сколковской «фишки» используется вода – например, пруд предлагается сохранить в пугающей близости от фундамента «Скалы» и разместить на его берегу кафе.

Художественная часть представленных проектов гостевой зоны вызвала у собравшихся бурю положительных эмоций – как прокомментировал один из участников дискуссии, «будто встретились на одной площадке Леонидов и Мельников». Это красивая, но опасная аналогия: всем известно, что многие проекты великих остались на бумаге. Впрочем, для того, чтобы понять, не грозит ли проектам SANAA и OMA судьба пропавших втуне фантазий авангардиста Ивана Леонидова, нам остается дождаться начала строительства. Или же начала приспособления предложенных идей к реальности – как-никак, пока что нам показали только концепции.

Сколково: концепция входной зоны. SANAA. Изображения предоставлены фондом Сколково
Сколково: концепция входной зоны. SANAA. Изображения предоставлены фондом Сколково
Сколково: концепция входной зоны. SANAA. Изображения предоставлены фондом Сколково
Сколково: концепция входной зоны. SANAA. Изображения предоставлены фондом Сколково
Сколково: концепция гостевой зоны. OMA. Изображения предоставлены фондом Сколково
Сколково: концепция гостевой зоны. OMA. Изображения предоставлены фондом Сколково
Сколково: концепция гостевой зоны. OMA. Изображения предоставлены фондом Сколково
Сколково: концепция гостевой зоны. OMA. Изображения предоставлены фондом Сколково
Сколково: концепция гостевой зоны. OMA. Изображения предоставлены фондом Сколково
Сколково: концепция гостевой зоны. OMA. Изображения предоставлены фондом Сколково
Сколково: входная зона SANAA и гостевая зона OMA. Изображения предоставлены фондом Сколково
Сколково: входная зона SANAA и гостевая зона OMA. Изображения предоставлены фондом Сколково
Рейнир де Граф показывает концепцию гостевой зоны Сколково. Фотография Анны Гараненко
Рейнир де Граф показывает концепцию гостевой зоны Сколково. Фотография Анны Гараненко
Ишитака Танасе (SANAA), Лаура Берд и Рейнир де Граф (OMA). Фотография Анны Гараненко
Ишитака Танасе (SANAA), Лаура Берд и Рейнир де Граф (OMA). Фотография Анны Гараненко