Политехнический финал: музей как часть улицы, парка или метро

До 2 октября в фойе Политехнического музея проходит выставка проектов финалистов конкурса на разработку архитектурной концепции его реконструкции. В рамках этой экспозиции свои версии обновления знаменитого музея представляют четыре бюро – из Японии, США, Нидерландов и России.

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

21 Сентября 2011
mainImg
Сама выставка открылась еще на прошлой неделе, а вчера, 20 сентября, проекты финалистов конкурса журналистам представили директор Политехнического музея Борис Салтыков и член Экспертного совета, архитектурный критик Григорий Ревзин. Подробно рассказав о каждой из четырех концепций, они подчеркнули, что участники международного конкурса (его консультантом выступил Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка») разработали не окончательные варианты реконструкции музея, а лишь ее предварительные сценарии, которые помогут руководству Политехнического выбрать как генпроектировщика, так и саму стратегию дальнейшего развития. Подобная оговорка оказалась более чем уместна, поскольку все представленные проекты отличаются радикальностью и вызывают вопросы – от банального соответствия охранному законодательству и до принципиальной возможности реализации.

Так, японцы Naoko Kawamura&Junya Ishugami (совместно с ARUP) предложили «подкопаться» под музей примерно на 4 метра, частично раскрыв его фундамент и разбив на этой территории парк. Предполагается, что зеленые насаждения частично «выплеснутся» наружу, образовав вокруг музейного здания живописный сквер, в котором разместятся экспонаты – механизмы и агрегаты, не боящиеся осадков и прямых солнечных лучей. Само историческое здание архитекторы предлагают оставить без изменений, защитив его сверху специальным перекрытием, которое на визуализациях выглядит как стекло, но на самом деле задумано в виде некой пленки, способной менять свои очертания в зависимости от силы и направления ветра. С одной стороны, привлечение к проекту таких виртуозов конструктива и инженерии, как ARUP, должно гарантировать его реализуемость, но эксперты не скрывают, что предложение использовать никому не известный материал их очень смущает. «Москва – не самый подходящий город для изобретений и смелых экспериментов», – считает Григорий Ревзин.

И если японцы решили связать музей с городом с помощью парка с буйной растительностью (создание таких связей было одним из обязательных условий технического задания), то архитектурная мастерская «Студия 44» фактически превращает Политехнический в гигантский пересадочный узел. Подземный уровень музея архитекторы предлагают объединить переходами с сразу двумя ближайшими станциями метро – «Лубянкой» и «Кузнецким мостом». По мнению авторов, более простой и логичный способ включить учреждение культуры в активную жизнь города не придумаешь. Дворы здания «Студия 44» предлагает перекрыть светопрозрачными куполами и превратить в «Город инноваций» (южный двор) и «Площадь инноваций» (северный двор) – каждое из этих пространств может быть использовано и для размещения экспозиций, и для проведения массовых культурных мероприятий. А существующие приямки вдоль фасадов Политехнического архитекторы превращают в крытые пассажи, которые объединят пространство улицы с цокольным и первым этажами музея. Довольно решительно авторы проекта обходятся и с внутренним пространством –  «наслоения» советской эпохи (то есть практически все внутренние стены) предполагается снести, что, конечно, позволит создать уникальное экспозиционное пространство, которого у музея сейчас нет, но неминуемо вызовет массу вопросов со стороны органов охраны памятников. Не очень нравится экспертам и идея объединения музея с метро – непонятно, как обеспечить сохранность учреждения культуры и его коллекции, если оно будет доступно всему пассажиропотоку столичной подземки.

Два других проекта – американского бюро Leeser Architecture (было приглашено к участию в конкурсе в последний момент на смену взявшему самоотвод Дэвиду Чипперфильду) и российско-голландской команды Neutelings Riedijk Architecten и «Проект Меганом» – предлагают надстроить здание Политехнического одним дополнительным этажом из прозрачных материалов. Томас Лизер, российским соавтором которого стал Михаил Хазанов, выращивает кристаллические структуры над каждым из внутренних дворов, а главный фасад здания украшает гигантской надписью «Технический музей». Последнее, очевидно, следует считать реализацией еще одного обязательного пункта ТЗ, предписывавшего подчеркнуть средствами архитектуры и дизайна научно-техническую тематику музея. Правда, требованием никак не искажать при этом исторический облик здания, построенного в псевдорусском стиле, архитекторы очевидно пренебрегли.

В проекте Neutelings Riedijk Architecten и «Проект Меганом» дополнительный этаж решен как самостоятельный объем, впаянный в тело исторического комплекса. Это своего рода стеклянный дирижабль или торпеда, как его назвал Григорий Ревзин, подвешенная на уровне кровли существующего здания. Здесь можно будет проводить выставки, ярмарки, масштабные концерты и кинопоказы – по мнению авторов проекта, подобное пространство с панорамным видом на весь московский центр не может не быть востребовано. А вот внутренние дворы музея архитекторы предлагают сделать доступными с улицы, и пространство первого этажа, которое таким образом превратится в общегородской пассаж, отдать для демонстрации изобретений и новых технологий партнерам музея – техническим компаниям и научным институтам.

Нужно отметить, что сама идея создания прозрачного этажа, с которого можно будет посмотреть на город сверху, кажется экспертам очень привлекательной. Если же говорить о способах воплощения ее в жизнь, то, по словам Григория Ревзина, вариант Томаса Лизера кажется более реалистичным – предложение голландско-российской команды смущает критика излишней конструктивной сложностью («торпеда» имеет всего одну точку опоры). На прямой же вопрос о том, есть ли среди четырех представленных проектов безусловный лидер, Ревзин лишь покачал головой: каждая из концепций вызывает много вопросов и нуждается в доработке. Впрочем, в каком-то смысле именно так и должно быть: сейчас Политехнический проводит конкурс идей, и у него в запасе есть, как минимум, год для того, чтобы конкретизировать ту из них, которая покажется жюри наиболее выигрышной. Победитель конкурса будет определен на заседании Попечительского совета музея 29 сентября.
Григорий Ревзин представляет проекты финалистов конкурса. Фото А.Мартовицкой
Проект Naoko Kawamura&Junya Ishugami (совместно с ARUP)
Проект Naoko Kawamura&Junya Ishugami (совместно с ARUP)
Проект «Студии 44»
Проект «Студии 44»
Проект Leeser Architecture (совместно с Михаилом Хазановым)
Проект Neutelings Riedijk Architecten и «Проект Меганом»
Проект Neutelings Riedijk Architecten и «Проект Меганом»


21 Сентября 2011

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая
Политехнический финал: музей как часть улицы, парка...
До 2 октября в фойе Политехнического музея проходит выставка проектов финалистов конкурса на разработку архитектурной концепции его реконструкции. В рамках этой экспозиции свои версии обновления знаменитого музея представляют четыре бюро – из Японии, США, Нидерландов и России.
Технологии и материалы
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Сейчас на главной
Уолт Дисней, Альдо Росси и другие
В издательстве Strelka Press вышла книга Деяна Суджича «Язык города», посвященная силам и обстоятельствам, делающим город городом. Публикуем фрагмент о градостроительной деятельности Уолта Диснея и его корпорации.
Амир Идиатулин: «Главное – объект должен быть тебе...
IND architects стали ньюсмейкерами завершающегося года: выиграли два иностранных конкурса, поучаствовали в трех международных консорциумах, завершили реконструкцию здания первого детского хосписа в Москве для фонда Нюты Федермессер. Основатель и руководитель бюро Амир Идиатулин – об основных принципах работы: самым важным архитекторы считают увлеченность темой, стремятся к универсальности, с жюри и заказчиками не заигрывают, стоимость работы рассчитывают по человеко-часам.
Красная ботаника
Жилой комплекс рядом с петербургским Ботаническим садом невысок и уютно-контекстуален. На основе современного средового и орнаментального модернизма он совмещает аллюзии на соседние исторические здания и тему флорального декора, также продиктованную гением места.
Занавес из фибробетона
Реконструкция театра начала XX века в Эврё включает напоминающие занавес фасады из фибробетона толщиной 8 см и весом 11,2 тонн. Авторы проекта – бюро Opus 5.
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Лес и башни
Перед авторами проекта ЖК «В самом сердце Пушкино» стояла непростая задача: сохранить существующий на участке лесопарк, уместив на нем жилой комплекс достаточно высокой плотности. Так появились три башни на краю леса с развитыми общественными пространствами в стилобатах и элегантными «защипами» в венчающей части 18-этажных объемов.
Жить у воды
Рассказываем об итогах конкурса на проект ЖК «Кристальный» на берегу водохранилища в Воронеже и концепцию благоустройства прилегающей территории – Спортивной набережной.
И овцы сыты
Дом четы архитекторов, Каспера и Лесли Морк-Ульнес, в горах Норвегии использует традиционные методы строительства из дерева и служит также убежищем для овец.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Шоу-рум в ландшафте
Павильон девелопера OCT представляет красоты пейзажа покупателям квартир в очередном «новом городе» на востоке Китая. Авторы проекта шоу-рума – шанхайское бюро Lacime Architects.
Бинокулярный взгляд на культуру
Музей Западной Австралии «Була Бардип» в Перте по проекту бюро Hassell и OMA предлагает экспозицию, одновременно учитывающую аборигенный и западный взгляд на историю и культуру.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Театральный бастион
Бюро Nieto Sobejano выиграло конкурс на проект большого театрального центра на окраине Парижа: основой для него станут декорационные мастерские Шарля Гарнье конца XIX века.
Пресса: Игра на понижение, или в чем проблема нового «Нового...
Обсуждение на Архсовете Москвы второй итерации проекта бюро «Восток» для школы «Новый взгляд» в ЖК «Садовые кварталы» вышло ожидаемо резонансным. Оно подтвердило догадки, возникшие этим летом после победы в конкурсе первой итерации, и поставило ребром вопрос о том, по назначению ли российские заказчики используют такой эффективный инструмент повышения качества архитектуры, как архитектурные конкурсы.
Умер Сергей Бархин
Сегодня в возрасте 82 лет скончался Сергей Бархин, известный прежде всего как театральный художник, но также выпускник МАРХИ, участник «бумажных» конкурсов 1980-х, художник, поэт.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Кирпич как связующее
Исторический комплекс почтамта – телеграфа – телефонной станции на юго-западе Берлина архитекторы GRAFT приспособили под офисы, магазины и рестораны, а также добавили два новых жилых корпуса.
Кирпич и фарфор
Музей Императорской печи в Цзиндэчжэне на юго-востоке Китая в прямом и переносном смысле построен вокруг тысячелетней традиции создания фарфора. Авторы проекта – пекинские архитекторы Studio Zhu-Pei.
Шкаф с культурой
Рассказываем о том, как районная библиотека в позднесоветском здании превратилась в актуальное общественное пространство и центр культурной жизни спального района.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Простор для творчества
Результат сотрудничества европейского заказчика и компании «Архиматика» – бизнес-центр со сложным фасадом, умными планировками и сертификатом BREEAM.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
На три счета
Складной дом Brette складывается на шарнирах и укладывается на платформу грузовика. Он состоит их трех модулей, его разбирают за три часа, площадь при этом увеличивается в три раза. Дом изготовлен в Латвии и уже выдержал один переезд.
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Магнитные линии
Магазин на флагманском автозаправочном комплексе компании KLO строится сейчас в Киеве по проекту Dmytro Aranchii Architects.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
Архитектурная среда и дизайн-2020
Дипломные работы выпускников кафедры «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна: двухдневный туристический маршрут, реновация биологической станции, восстановление реки и интерьер квартиры в Доме Наркомфина.
Изгибы среди деревьев
Корпус визуальных искусств в пенсильванском колледже по проекту Стивена Холла получил криволинейный план, чтобы сберечь 200-летние деревья вокруг.