До 2 октября в фойе Политехнического музея проходит выставка проектов финалистов конкурса на разработку архитектурной концепции его реконструкции. В рамках этой экспозиции свои версии обновления знаменитого музея представляют четыре бюро – из Японии, США, Нидерландов и России.
Григорий Ревзин представляет проекты финалистов конкурса. Фото А.Мартовицкой
Сама выставка открылась еще на прошлой неделе, а вчера, 20 сентября, проекты финалистов конкурса журналистам представили директор Политехнического музея Борис Салтыков и член Экспертного совета, архитектурный критик Григорий Ревзин. Подробно рассказав о каждой из четырех концепций, они подчеркнули, что участники международного конкурса (его консультантом выступил Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка») разработали не окончательные варианты реконструкции музея, а лишь ее предварительные сценарии, которые помогут руководству Политехнического выбрать как генпроектировщика, так и саму стратегию дальнейшего развития. Подобная оговорка оказалась более чем уместна, поскольку все представленные проекты отличаются радикальностью и вызывают вопросы – от банального соответствия охранному законодательству и до принципиальной возможности реализации.
Так, японцы Naoko Kawamura&Junya Ishugami (совместно с ARUP) предложили «подкопаться» под музей примерно на 4 метра, частично раскрыв его фундамент и разбив на этой территории парк. Предполагается, что зеленые насаждения частично «выплеснутся» наружу, образовав вокруг музейного здания живописный сквер, в котором разместятся экспонаты – механизмы и агрегаты, не боящиеся осадков и прямых солнечных лучей. Само историческое здание архитекторы предлагают оставить без изменений, защитив его сверху специальным перекрытием, которое на визуализациях выглядит как стекло, но на самом деле задумано в виде некой пленки, способной менять свои очертания в зависимости от силы и направления ветра. С одной стороны, привлечение к проекту таких виртуозов конструктива и инженерии, как ARUP, должно гарантировать его реализуемость, но эксперты не скрывают, что предложение использовать никому не известный материал их очень смущает. «Москва – не самый подходящий город для изобретений и смелых экспериментов», – считает Григорий Ревзин.
И если японцы решили связать музей с городом с помощью парка с буйной растительностью (создание таких связей было одним из обязательных условий технического задания), то архитектурная мастерская «Студия 44» фактически превращает Политехнический в гигантский пересадочный узел. Подземный уровень музея архитекторы предлагают объединить переходами с сразу двумя ближайшими станциями метро – «Лубянкой» и «Кузнецким мостом». По мнению авторов, более простой и логичный способ включить учреждение культуры в активную жизнь города не придумаешь. Дворы здания «Студия 44» предлагает перекрыть светопрозрачными куполами и превратить в «Город инноваций» (южный двор) и «Площадь инноваций» (северный двор) – каждое из этих пространств может быть использовано и для размещения экспозиций, и для проведения массовых культурных мероприятий. А существующие приямки вдоль фасадов Политехнического архитекторы превращают в крытые пассажи, которые объединят пространство улицы с цокольным и первым этажами музея. Довольно решительно авторы проекта обходятся и с внутренним пространством – «наслоения» советской эпохи (то есть практически все внутренние стены) предполагается снести, что, конечно, позволит создать уникальное экспозиционное пространство, которого у музея сейчас нет, но неминуемо вызовет массу вопросов со стороны органов охраны памятников. Не очень нравится экспертам и идея объединения музея с метро – непонятно, как обеспечить сохранность учреждения культуры и его коллекции, если оно будет доступно всему пассажиропотоку столичной подземки.
Два других проекта – американского бюро Leeser Architecture (было приглашено к участию в конкурсе в последний момент на смену взявшему самоотвод Дэвиду Чипперфильду) и российско-голландской команды Neutelings Riedijk Architecten и «Проект Меганом» – предлагают надстроить здание Политехнического одним дополнительным этажом из прозрачных материалов. Томас Лизер, российским соавтором которого стал Михаил Хазанов, выращивает кристаллические структуры над каждым из внутренних дворов, а главный фасад здания украшает гигантской надписью «Технический музей». Последнее, очевидно, следует считать реализацией еще одного обязательного пункта ТЗ, предписывавшего подчеркнуть средствами архитектуры и дизайна научно-техническую тематику музея. Правда, требованием никак не искажать при этом исторический облик здания, построенного в псевдорусском стиле, архитекторы очевидно пренебрегли.
В проекте Neutelings Riedijk Architecten и «Проект Меганом» дополнительный этаж решен как самостоятельный объем, впаянный в тело исторического комплекса. Это своего рода стеклянный дирижабль или торпеда, как его назвал Григорий Ревзин, подвешенная на уровне кровли существующего здания. Здесь можно будет проводить выставки, ярмарки, масштабные концерты и кинопоказы – по мнению авторов проекта, подобное пространство с панорамным видом на весь московский центр не может не быть востребовано. А вот внутренние дворы музея архитекторы предлагают сделать доступными с улицы, и пространство первого этажа, которое таким образом превратится в общегородской пассаж, отдать для демонстрации изобретений и новых технологий партнерам музея – техническим компаниям и научным институтам.
Нужно отметить, что сама идея создания прозрачного этажа, с которого можно будет посмотреть на город сверху, кажется экспертам очень привлекательной. Если же говорить о способах воплощения ее в жизнь, то, по словам Григория Ревзина, вариант Томаса Лизера кажется более реалистичным – предложение голландско-российской команды смущает критика излишней конструктивной сложностью («торпеда» имеет всего одну точку опоры). На прямой же вопрос о том, есть ли среди четырех представленных проектов безусловный лидер, Ревзин лишь покачал головой: каждая из концепций вызывает много вопросов и нуждается в доработке. Впрочем, в каком-то смысле именно так и должно быть: сейчас Политехнический проводит конкурс идей, и у него в запасе есть, как минимум, год для того, чтобы конкретизировать ту из них, которая покажется жюри наиболее выигрышной. Победитель конкурса будет определен на заседании Попечительского совета музея 29 сентября.
Проект Naoko Kawamura&Junya Ishugami (совместно с ARUP)
Проект Naoko Kawamura&Junya Ishugami (совместно с ARUP)
Проект «Студии 44»
Проект «Студии 44»
Проект Leeser Architecture (совместно с Михаилом Хазановым)
Проект Neutelings Riedijk Architecten и «Проект Меганом»
Проект Neutelings Riedijk Architecten и «Проект Меганом»
|