Идеи вынести деловой район за пределы исторического центра придерживается и глава делегации Всемирного совета по высотным зданиям и городской среде (CTBUH) профессор Санг-Дэ Ким, недавно посетивший Москву. В интервью Газета.ру он заявил, что в российских городах определенно не хватает небоскребов, а точнее специальных районов высотной застройки, «в которых начнет развиваться определенная субкультура для бизнеса». Неизвестно, понравился ли профессору московский Сити в целом, но «Город столиц» его весьма впечатлил. Кстати, Санг-Дэ Ким оказался сторонником и питерского «Лахта-центра», так как считает, что строительство небоскребов всегда повышает престиж города.
А вот мэр Сергей Собянин видит основную задачу перехода Москвы к полицентрическому развитию в том, чтобы упорядочить процесс ежедневного передвижения населения из пригородов в центр, для чего на периферии нужно создать рабочие места и построить все необходимые объекты социальной инфраструктуры. Как рассказал Собянин в интервью «Российской газете», сегодня в столице деловой центр буквально наслоился на правительственный и финансовый, прибавив к этому научные и образовательные кластеры. Нынешнее расширение границ, по мнению мэра, позволит развивать каждый из центров по отдельности и «соединить их все не через Кремль, а напрямую новыми дорогами». При этом все переезды за МКАД будут умеренными и добровольными, заверил мэр. В ближайшее время, по его словам, будет объявлен конкурс на разработку концепции агломерации, к которому привлекут как минимум шесть команд.
В интервью мэр затронул и еще одну животрепещущую тему – застройку территории бывшей гостиницы «Россия»: оказалось, что сейчас на эту площадку претендуют два проекта– парламентский центр и некий комплекс административно-деловых и гостиничных зданий площадью полмиллиона квадратных метров. Второй, по словам Собянина, больше импонирует архитекторам и экспертам. Но вот кто и когда выберет из них один – пока неизвестно.
Любопытное описание процесса разрастания Москвы дал культуролог Рустам Рахматуллин в «Итогах». Полицентричность Рахматуллин считает «умышлением», свойственным больше Петербургу, тогда как естественным представляется ««средневековый» принцип равнонаправленного, концентрического роста города при сохранении единого центра». Если сделать Москву двуцентровой, не говоря о четырех центрах, логика развития города будет потеряна. Совершенно неясно, что произойдет с функцией Кремля, если лишить город нулевого меридиана. «Искусственно вычерченный новый город может стать вместилищем антимосковской идеологии», – предупреждает культуролог.
А в Петербурге на этой неделе вновь обсуждался проект второй сцены Мариинского театра. Восьмилетний долгострой, как сообщает «Коммерсант», по итогам инвестконкурса должна завершить компания «Метрострой», уже выполнявшая строительные работы в подземной части театра. Победитель пообещал достроить театр к осени 2012 года за 2,056 млрд руб., предложив при этом 30-процентное снижение стартовой цены. Правда, по мнению экспертов, такое удешевление может привести к очередному срыву сроков сдачи и дополнительным бюджетным вливаниям в проект.
В Москве же на повестку дня неожиданно вернулся инвестпроект «этнографического комплекса» на территории музея-заповедника «Коломенское». Об этом рассказывает «Новая газета». Проект очень «лужковский» – в любимом музее экс-мэра планируется возвести гостиницу на 200 мест и 12 «заезжих изб», два трактира и «Усадьбу пекаря с пекарней». Тревожно по многим причинам: во-первых, все это строится на территории музея-заповедника в непосредственной близости от памятников, во-вторых, проект сначала был государственным, а теперь реализуется от имени частных компаний, и наконец, в-третьих, реализовывать его будет тот самый инвестор, который возводил Кремль в Измайлово.
Напоследок – хорошие новости: в Москве открылись две интересные выставки. Галерея ВХУТЕМАС показывает «Нео-познанные объекты» номинантов нынешней премии Кандинского Натальи Хлебцевич и Григория Капеляна. «Живопись Капеляна напоминает буддистские мандалы, хотя основана, по-видимому, на впечатлениях от архитектуры русского авангарда и американских небоскребов…», – пишет «Коммерсант» и советует сходить на настоящих шестидесятников. А в Музее архитектуры куратор Сергей Ситар показывает феномен советского поп-арта – визионерские объекты машиниста-самоучки Николая Левочкина. Журналисты впечатлены: автор «Коммерсанта» Мария Семендяева, например, увидела в них пугающую мистификацию: «Это дверь во внутренний мир совершенно сумасшедшего человека, где безумие и логика, религия и исторический материализм настолько тесно переплелись в образах храмов-дворцов, что отделить одно от другого невозможно». А вот обозреватель «Газеты.ru» Велимир Мойст нашел Левочкина вполне безобидным космистом: «Надо полагать, перед нами многочастная модель Вселенной – в той мере, в какой автор мог ее помыслить и умел воплотить».
Иллюстрация: expert.ru
Сергей Чобан © Speech
Лахта центр © RMJM
Гостиница «Россия». Фото с сайта hotelnews.ru