Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

09.09.2011

Москва растет, Коломенское уплотняется

Наталья Коряковская, Маргарита Чубукова

Разрастание московских территорий снова в центре внимания прессы: свои комментарии по этому поводу дают архитектор Сергей Чобан, культуролог Рустам Рахматуллин и лично мэр Сергей Собянин. Также в нашем новом обзоре прессы читайте про беспрецедентный туристический проект, разработанный для Коломенского, и две новые выставки.

Иллюстрация: expert.ru
Иллюстрация: expert.ru
Архитектор Сергей Чобан считает «Большую Москву» естественным этапом градостроительного развития, который уже проходили многие европейские города, в том числе Париж, Берлин, Гамбург. «Таким образом, власти мегаполисов снимают напряжение с проблемных районов и развивают отсталые», – пишет Чобан в «Известиях», но тут же оговаривается, что эту идею может погубить российская привычка делить новые площади на отдельные участки, раздавать их девелоперам, чтобы те потом застраивали их либо коммерческими, либо жилыми метрами. «Большая Москва», по мнению архитектора, «это крупная градостроительная задача, решить которую можно только в результате проведения международного конкурса на комплексный мастер-план». Так что российским инвесторам придется учиться заниматься многофункциональными проектами, уверен Чобан, а для того, чтобы между старой и новой территориями наступило необходимое социальное равновесие, на присоединенные к столице земли имеет смысл перенести значимые культурные институции – «новую Третьяковскую галерею, 2-ю сцену Большого театра, быть может, Музей современного искусства».

Идеи вынести деловой район за пределы исторического центра придерживается и глава делегации Всемирного совета по высотным зданиям и городской среде (CTBUH) профессор Санг-Дэ Ким, недавно посетивший Москву. В интервью Газета.ру он заявил, что в российских городах определенно не хватает небоскребов, а точнее специальных районов высотной застройки, «в которых начнет развиваться определенная субкультура для бизнеса». Неизвестно, понравился ли профессору московский Сити в целом, но «Город столиц» его весьма впечатлил. Кстати, Санг-Дэ Ким оказался сторонником и питерского «Лахта-центра», так как считает, что строительство небоскребов всегда повышает престиж города.

А вот мэр Сергей Собянин видит основную задачу перехода Москвы к полицентрическому развитию в том, чтобы упорядочить процесс ежедневного передвижения населения из пригородов в центр, для чего на периферии нужно создать рабочие места и построить все необходимые объекты социальной инфраструктуры. Как рассказал Собянин в интервью «Российской газете», сегодня в столице деловой центр буквально наслоился на правительственный и финансовый, прибавив к этому научные и образовательные кластеры. Нынешнее расширение границ, по мнению мэра, позволит развивать каждый из центров по отдельности и «соединить их все не через Кремль, а напрямую новыми дорогами». При этом все переезды за МКАД будут умеренными и добровольными, заверил мэр. В ближайшее время, по его словам, будет объявлен конкурс на разработку концепции агломерации, к которому привлекут как минимум шесть команд.

В интервью мэр затронул и еще одну животрепещущую тему – застройку территории бывшей гостиницы «Россия»: оказалось, что сейчас на эту площадку претендуют два проекта– парламентский центр и некий комплекс административно-деловых и гостиничных зданий площадью полмиллиона квадратных метров. Второй, по словам Собянина, больше импонирует архитекторам и экспертам. Но вот кто и когда выберет из них один – пока неизвестно.

Любопытное описание процесса разрастания Москвы дал культуролог Рустам Рахматуллин в «Итогах». Полицентричность Рахматуллин считает «умышлением», свойственным больше Петербургу, тогда как естественным представляется ««средневековый» принцип равнонаправленного, концентрического роста города при сохранении единого центра». Если сделать Москву двуцентровой, не говоря о четырех центрах, логика развития города будет потеряна. Совершенно неясно, что произойдет с функцией Кремля, если лишить город нулевого меридиана. «Искусственно вычерченный новый город может стать вместилищем антимосковской идеологии», – предупреждает культуролог.

А в Петербурге на этой неделе вновь обсуждался проект второй сцены Мариинского театра. Восьмилетний долгострой, как сообщает «Коммерсант», по итогам инвестконкурса должна завершить компания «Метрострой», уже выполнявшая строительные работы в подземной части театра. Победитель пообещал достроить театр к осени 2012 года за 2,056 млрд руб., предложив при этом 30-процентное снижение стартовой цены. Правда, по мнению экспертов, такое удешевление может привести к очередному срыву сроков сдачи и дополнительным бюджетным вливаниям в проект.

В Москве же на повестку дня неожиданно вернулся инвестпроект «этнографического комплекса» на территории музея-заповедника «Коломенское». Об этом рассказывает «Новая газета». Проект очень «лужковский» – в любимом музее экс-мэра планируется возвести гостиницу на 200 мест и 12 «заезжих изб», два трактира и «Усадьбу пекаря с пекарней». Тревожно по многим причинам: во-первых, все это строится на территории музея-заповедника в непосредственной близости от памятников, во-вторых, проект сначала был государственным, а теперь реализуется от имени частных компаний, и наконец, в-третьих, реализовывать его будет тот самый инвестор, который возводил Кремль в Измайлово.

Напоследок – хорошие новости: в Москве открылись две интересные выставки. Галерея ВХУТЕМАС показывает «Нео-познанные объекты» номинантов нынешней премии Кандинского Натальи Хлебцевич и Григория Капеляна. «Живопись Капеляна напоминает буддистские мандалы, хотя основана, по-видимому, на впечатлениях от архитектуры русского авангарда и американских небоскребов…», – пишет «Коммерсант» и советует сходить на настоящих шестидесятников. А в Музее архитектуры куратор Сергей Ситар показывает феномен советского поп-арта – визионерские объекты машиниста-самоучки Николая Левочкина. Журналисты впечатлены: автор «Коммерсанта» Мария Семендяева,  например, увидела в них пугающую мистификацию: «Это дверь во внутренний мир совершенно сумасшедшего человека, где безумие и логика, религия и исторический материализм настолько тесно переплелись в образах храмов-дворцов, что отделить одно от другого невозможно». А вот обозреватель «Газеты.ru» Велимир Мойст нашел Левочкина вполне безобидным космистом: «Надо полагать, перед нами многочастная модель Вселенной – в той мере, в какой автор мог ее помыслить и умел воплотить».
Сергей Чобан © Speech
Сергей Чобан © Speech
Лахта центр © RMJM
Лахта центр © RMJM
Гостиница «Россия». Фото с сайта hotelnews.ru
Гостиница «Россия». Фото с сайта hotelnews.ru