«Спартак» не признали болельщики

Внеочередной архитектурный совет собрался в Москомархитектуре 1 июля для рассмотрения единственного проекта – футбольного стадиона «Спартак» на Волоколамском шоссе. Среди членов совета оказалось немало болельщиков этого клуба, и именно они «завалили» проект, посчитав его архитектурное решение слишком ординарным.

Наталья Коряковская

Автор текста:
Наталья Коряковская

mainImg
Стадион клуба «Спартак» планируется построить в восточной части бывшего Тушинского аэродрома, напротив района Строгино. К северу от выбранного участка проходит Волоколамское шоссе и всего в нескольких сотнях метров расположена станция метро «Волоколаская», замороженная много лет назад и лишь недавно вновь оказавшаяся в числе инфраструктурных объектов, которые планируется реализовать. Что же касается самого стадиона, то этот объект поступил на рассмотрение экспертов уже на стадии «проект». Его размещение, транспортная схема и технические параметры были согласованы ранее, так что совету оставалось вынести вердикт главным образом по поводу архитектурно-планировочного решения спортивного сооружения.

Необходимо подчеркнуть, что данный стадион строится в том числе и в расчете на проведение Чемпионата мира по футболу 2018 года, поэтому его технические параметры были определены требованиями ФИФА. Стадион рассчитан на 42 тысячи зрителей и имеет традиционную форму прямоугольника со скругленными углами. Авторы проекта (ПК «АИКОМ Россия Лимитед», арх.: С.Бэйли, Р.Феоктистов, М.Юдина, конструктор В.Гончаров) не стали делать раздвижное перекрытие над полем, ограничившись традиционными навесами над трибунами, которые поддерживают металлические фермы, завершающиеся полукружиями. Основные функциональные помещения размещены в западной шестиэтажной трибуне (остальные три – двухэтажные) – это раздевалки команд, спорт-бар и музей клуба. Почти весь второй уровень занимает пресс-центр, рассчитанный на освещение чемпионатов мирового уровня, над ним расположены вип-ложи, еще на один уровне выше – студии комментаторов и телевизионщиков.

Основной вход на территорию комплекса спроектирован со стороны станции метро и осуществляется через две входные группы, от которых к северному и южному вестибюлям ведут пешеходные дороги. Они огибают второе сооружение на участке – крытую тренировочную арену на 12 тысяч зрителей, поставленную параллельно стадиону и фактически отрезающую его от метро. Этот манеж, правда, в данный проект не входит и, возможно, станет второй очередью строительства стадиона. Чтобы разделить потоки пешеходов и автомобилей при загрузке спортивного сооружения, авторы предложили развести их по разным уровням. А в качестве фасадных материалов архитекторы предлагают использовать столь популярную сегодня во всем мире полупрозрачную мембрану, на которую можно проецировать любые изображения. Вниманию совета был представлен лишь один вариант решения фасадов стадиона – в виде оболочки, собранной из множества ромбов, недвусмысленно напоминающих эмблему «Спартака».

Излишняя лаконичность архитектурного облика будущего стадиона стала главным камнем преткновения в ходе обсуждения проекта на заседании Архитектурного совета. Среди его членов оказалось немало страстных болельщиков «Спартака», уверенных в том, что домашний стадион одной из самых известных футбольных команд России достоит куда более яркого решения. «Эта сетка скрывает конструкции, обезличивает их», – высказал свое мнение Юрий Гнедовский. Поддержал коллегу и Юрий Платонов: «Попытка запаковать весь сложный организм в оболочку вызывает не иначе как досаду». А Алексей Куренной сделал основной упор на градостроительную ситуацию: «Эта территория просматривается издалека, в том числе и с Волоколамского шоссе. Оттуда также виден силуэт велотрека в Крылатском, и новый стадион может и должен работать с ним визави». «К сожалению, пока у стадиона для этого нет яркого силуэта. Даже ажурные металлические фермы, поддерживающие перекрытия, растворяются в воздухе и их попросту не видно», – считает Виктор Логвинов. «Это не стадион «Спартака», это очень хороший, но совершенно безликий стадион, который мог бы быть построен где угодно, но не в Москве», – подытожил всеобщее мнение Алексей Бавыкин.

Еще одна волна критики со стороны членов совета обрушилась на объем тренировочного манежа, спроектированный в непосредственной близости от стадиона. Как пояснили авторы проекта, эта крытая арена представляет собой многофункциональное пространство, где помимо тренировок футболистов могут проводиться концерты, конференции, выставки, то есть мероприятия, способные вдохнуть в комплекс жизнь в те месяцы, когда спортивных соревнований нет. Именно поэтому вторая арена и размещена ближе к метро. Однако членов совета это не убедило. Эксперты единогласно отметили неудачность такого решения: поставив манеж на пути тысяч зрителей, авторы фактически делают неминуемыми столпотворения и людские пробки на территории комплекса. Виктор Логвинов предложил развернуть этот объем на 90 градусов, а Алексей Куренной порекомендовал архитекторам более детально разработать программу использования стадиона в течение всего года – тогда, может быть, вторая арена не понадобится вовсе.

Непроработанная вторая очередь комплекса была признана Архитектурным советом главной ошибкой генплана, но отнюдь не единственной. Пешеходное кольцо вокруг главой арены также показалось экспертам непродуманным. Юрий Платонов предложил частично перекрыть эту зону и разместить рядом с ней дополнительные спортивные сооружения.

Подводя итоги обсуждения, главный архитектор Москвы Александр Кузьмин заметил, что ожидал напора критики именно от болельщиков «Спартака» и согласен с ней. Кузьмин также напомнил собравшимся, что в первом варианте стадион имел куда более интересный силуэт, но от сложной формы пришлось отказаться по причине экономического кризиса. Однако упрощение не должно быть тотальным, и нынешнее решение фасадов его тоже не устраивает. Поэтому главный архитектор предложил одобрить только схему стадиона, чтобы отправить ее на экспертизу, а фасады еще раз обсудить отдельно после того, как авторы разработают несколько новых вариантов их решения. Что же касается второй очереди комплекса, то Александр Кузьмин вовсе снял ее с повестки дня, поскольку она находится за рамками обсуждаемого проекта стадиона футбольного клуба «Спартак».
Стадион «Спартак». Волоколамское шоссе, вл. 67. ПК «АИКОМ РОССИЯ ЛИМИТЕД» (Республика Кипр). Архитекторы: Бэйли С., Феоктистов Р., Юдина М., констр. Гончаров В.
Стадион «Спартак». Волоколамское шоссе, вл. 67. ПК «АИКОМ РОССИЯ ЛИМИТЕД» (Республика Кипр). Архитекторы: Бэйли С., Феоктистов Р., Юдина М., констр. Гончаров В.
Стадион «Спартак». Волоколамское шоссе, вл. 67. ПК «АИКОМ РОССИЯ ЛИМИТЕД» (Республика Кипр). Архитекторы: Бэйли С., Феоктистов Р., Юдина М., констр. Гончаров В.
Стадион «Спартак». Волоколамское шоссе, вл. 67. ПК «АИКОМ РОССИЯ ЛИМИТЕД» (Республика Кипр). Архитекторы: Бэйли С., Феоктистов Р., Юдина М., констр. Гончаров В.
Стадион «Спартак». Волоколамское шоссе, вл. 67. ПК «АИКОМ РОССИЯ ЛИМИТЕД» (Республика Кипр). Архитекторы: Бэйли С., Феоктистов Р., Юдина М., констр. Гончаров В.
Стадион «Спартак». Волоколамское шоссе, вл. 67. ПК «АИКОМ РОССИЯ ЛИМИТЕД» (Республика Кипр). Архитекторы: Бэйли С., Феоктистов Р., Юдина М., констр. Гончаров В.
Стадион «Спартак». Волоколамское шоссе, вл. 67. ПК «АИКОМ РОССИЯ ЛИМИТЕД» (Республика Кипр). Архитекторы: Бэйли С., Феоктистов Р., Юдина М., констр. Гончаров В. Генплан
Стадион «Спартак». Волоколамское шоссе, вл. 67. ПК «АИКОМ РОССИЯ ЛИМИТЕД» (Республика Кипр). Архитекторы: Бэйли С., Феоктистов Р., Юдина М., констр. Гончаров В.

09 Июля 2010

Наталья Коряковская

Автор текста:

Наталья Коряковская
Похожие статьи
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Место сбора
В Лондоне открылся 20-й летний павильон из архитектурной программы галереи «Серпентайн». Проект разработан йоханнесбургской мастерской Counterspace.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Переговоры среди лепестков
На Венецианской биеннале представлен новый проект Zaha Hadid Architects: модуль-переговорная Alis, подходящий как для интерьеров, так и для использования на открытом воздухе.
Цвет в бетоне и кирпиче
Жилой дом 11-19 Jane Street в Нью-Йорке по проекту бюро Дэвида Чипперфильда развивает архитектурные мотивы исторического района Гринвич-Виллидж.
Курдонеры и конструктивизм
Рассматриваем второй квартал «города в городе» Ligovsky City, построенный по проекту бюро «А.Лен» и сочетающий несколько тенденций, характерных для современной архитектуры города.
Внутри рисованной сетки
При проектировании комплекса апартаментов PLAY в Даниловской слободе архитекторы бюро ADM сделали ставку на образность постройки. Наиболее ярко она проявилась в сложносочиненной сетке фасадов.
Своды и лестницы
В Филадельфии завершилась реконструкция Музея искусств по проекту Фрэнка Гери. Материал исторических и новых частей здания одинаков: золотистый известняк.
Ярусная композиция
Немного Нью-Йорка в Одессе: апарт-комплекс по проекту «Архиматики» с башнями и таунхаусами, площадью и бассейнами.
На соевой траве
Площадь Линкольн-центра в Нью-Йорке превратилась в лужайку из эко-газона: новое общественное пространство станет «главной сценой» для постепенного открытия Метрополитен-оперы, New York City Ballet и Филармонии после карантина.
Белые башни
Жилой комплекс Y-Loft City в городе Чанчжи по проекту пекинского бюро Superimpose Architecture предназначен для поколения Y.
Эстетизация двора
Благоустраивая двор жилого комплекса премиум-класса, бюро GAFA позаботилось не только о соответствующем высокому статусу образе, но и о простых человеческих радостях, а также виртуозно преодолело нормативные ограничения.
Кино под куполом
Музей науки Curiosum с купольным кинотеатром по проекту White Arkitekter расположился в исторической промзоне на севере Швеции, занятой сейчас университетом Умео.
Авангардный каркас из прошлого
В Париже завершилась реконструкция почтамта на улице Лувра по проекту Доминика Перро: почтовая функция сведена к минимуму, вместо нее возникло множество других, включая социальное жилье.
Жук улетел
История проектирования бизнес-центра в Жуковом проезде: с рядом попыток сохранить здание столетнего «холодильника» и современными корпусами, интерпретирующими промышленную тему. Проект уже не актуален, но история, на наш взгляд, интересная.
MasterMind: нейросеть для девелоперов и архитекторов
Программа, разработанная компанией Genpro, способна за полчаса сгенерировать десятки вариантов застройки согласно заданным параметрам, но не исключает творческой работы, а лишь исполняет техническую часть и может быть использована архитекторами для подготовки проекта с последующей передачей данных в AutoCAD, Revit и ArchiCAD.
Шелковые рукава
Металлические ленты Культурного центра по проекту Кристиана де Портзампарка в Сучжоу – парафраз шелковых рукавов артистов куньцюй: для спектаклей этого оперного жанра также предназначен комплекс.
Медные стены, медные баки
Новая штаб-квартира Carlsberg Group в Копенгагене по проекту C. F. Møller получила фасады из медных панелей, напоминающие об исторических чанах для варки пива.
Быть в центре
Апарт-комплекс в центре делового квартала с веерными фасадами и облицовкой с эффектом терраццо.
Авангард на льду
Бюро Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на концепцию хоккейного стадиона «СКА Арена» в Санкт-Петербурге. Он заменит собой снесенный СКК и обещает учесть проект компании «Горка», недавно утвержденный градсоветом для этого места.
Технологии и материалы
Energy Ice – стекло, прозрачное как лед
Energy Ice – новое мультифункциональное стекло, отличающееся максимальным светопропусканием. Попробуем разобраться, в чем преимущество новинки от компании AGC
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Сейчас на главной
Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре
«Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре» Дениз Скотт Браун – это результат личного исследования вопросов авторства, иерархической и гендерной структуры профессии архитектора. Написанная в 1975 году, статья увидела свет лишь в 1989, когда был издан сборник "Architecture: a place for women". С разрешения автора мы публикуем статью, впервые переведенную на русский язык.
Смена масштабов
AMO, исследовательское подразделение бюро OMA, разработало декорации для показа ювелирной коллекции Bvlgari в миланской Галерее Виктора Эммануила II.
Кирпич и свет
«Комната тишины» по проекту бюро gmp в новом аэропорту Берлин-Бранденбург тех же авторов – попытка создать пространство не только для представителей всех религий, но и для неверующих.
Сотворение мира
К 60-летию первого полета человека в космос в Калуге открыли вторую очередь Государственного музея истории космонавтики, спроектированную воронежским архитектором Василием Исаевым. Музей космонавтики-2, деликатно вписанный в высокий берег реки Оки, дополнил ансамбль с легендарным памятником архитектуры 1960-х авторства Бориса Бархина, могилой Циолковского в парке и ракетой «Восток» на музейной площади. Основоположник космонавтики Циолковский, мифологический покровитель Калуги, стал главным героем новой музейной экспозиции, парящим в невесомости, как Бог-Отец в картинах Тинторетто.
Пресса: «Важно сохранять здания разных периодов». Суперзвезда...
У Сергея Чобана необычный профессиональный путь: в девяностые годы он добился признания на Западе и только потом стал востребованным в России. И сейчас его гонорары чуть не дотягивают до уровня мировых легенд вроде Нормана Фостера.
Серебро дерева
Спроектированный Níall McLaughlin Architects деревянный посетительский центр со смотровой башней у замка Даремского епископа напоминает о средневековых постройках у его стен.
Грильяж новейшего времени
Офис продаж ЖК «Переделкино ближнее» компании «Абсолют Недвижимость» стал единственным российским победителем французской дизайнерской премии DNA. Особенности строения – треугольный план, рельефная сетка квадратов на фасадах и амфитеатр внутри.
Цифровой «валун»
В Эйндховене в аренду сдан дом, напечатанный на 3D-принтере: это первое по-настоящему обитаемое «печатное» строение Европы.
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Место сбора
В Лондоне открылся 20-й летний павильон из архитектурной программы галереи «Серпентайн». Проект разработан йоханнесбургской мастерской Counterspace.
Сила цвета
Три московских выставки, где важную роль в дизайне экспозиции играет цвет: в Новой Третьяковке, Музее русского импрессионизма и «Царицыно».
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.