«Спартак» не признали болельщики

Внеочередной архитектурный совет собрался в Москомархитектуре 1 июля для рассмотрения единственного проекта – футбольного стадиона «Спартак» на Волоколамском шоссе. Среди членов совета оказалось немало болельщиков этого клуба, и именно они «завалили» проект, посчитав его архитектурное решение слишком ординарным.

mainImg
Стадион клуба «Спартак» планируется построить в восточной части бывшего Тушинского аэродрома, напротив района Строгино. К северу от выбранного участка проходит Волоколамское шоссе и всего в нескольких сотнях метров расположена станция метро «Волоколаская», замороженная много лет назад и лишь недавно вновь оказавшаяся в числе инфраструктурных объектов, которые планируется реализовать. Что же касается самого стадиона, то этот объект поступил на рассмотрение экспертов уже на стадии «проект». Его размещение, транспортная схема и технические параметры были согласованы ранее, так что совету оставалось вынести вердикт главным образом по поводу архитектурно-планировочного решения спортивного сооружения.

Необходимо подчеркнуть, что данный стадион строится в том числе и в расчете на проведение Чемпионата мира по футболу 2018 года, поэтому его технические параметры были определены требованиями ФИФА. Стадион рассчитан на 42 тысячи зрителей и имеет традиционную форму прямоугольника со скругленными углами. Авторы проекта (ПК «АИКОМ Россия Лимитед», арх.: С.Бэйли, Р.Феоктистов, М.Юдина, конструктор В.Гончаров) не стали делать раздвижное перекрытие над полем, ограничившись традиционными навесами над трибунами, которые поддерживают металлические фермы, завершающиеся полукружиями. Основные функциональные помещения размещены в западной шестиэтажной трибуне (остальные три – двухэтажные) – это раздевалки команд, спорт-бар и музей клуба. Почти весь второй уровень занимает пресс-центр, рассчитанный на освещение чемпионатов мирового уровня, над ним расположены вип-ложи, еще на один уровне выше – студии комментаторов и телевизионщиков.

Основной вход на территорию комплекса спроектирован со стороны станции метро и осуществляется через две входные группы, от которых к северному и южному вестибюлям ведут пешеходные дороги. Они огибают второе сооружение на участке – крытую тренировочную арену на 12 тысяч зрителей, поставленную параллельно стадиону и фактически отрезающую его от метро. Этот манеж, правда, в данный проект не входит и, возможно, станет второй очередью строительства стадиона. Чтобы разделить потоки пешеходов и автомобилей при загрузке спортивного сооружения, авторы предложили развести их по разным уровням. А в качестве фасадных материалов архитекторы предлагают использовать столь популярную сегодня во всем мире полупрозрачную мембрану, на которую можно проецировать любые изображения. Вниманию совета был представлен лишь один вариант решения фасадов стадиона – в виде оболочки, собранной из множества ромбов, недвусмысленно напоминающих эмблему «Спартака».

Излишняя лаконичность архитектурного облика будущего стадиона стала главным камнем преткновения в ходе обсуждения проекта на заседании Архитектурного совета. Среди его членов оказалось немало страстных болельщиков «Спартака», уверенных в том, что домашний стадион одной из самых известных футбольных команд России достоит куда более яркого решения. «Эта сетка скрывает конструкции, обезличивает их», – высказал свое мнение Юрий Гнедовский. Поддержал коллегу и Юрий Платонов: «Попытка запаковать весь сложный организм в оболочку вызывает не иначе как досаду». А Алексей Куренной сделал основной упор на градостроительную ситуацию: «Эта территория просматривается издалека, в том числе и с Волоколамского шоссе. Оттуда также виден силуэт велотрека в Крылатском, и новый стадион может и должен работать с ним визави». «К сожалению, пока у стадиона для этого нет яркого силуэта. Даже ажурные металлические фермы, поддерживающие перекрытия, растворяются в воздухе и их попросту не видно», – считает Виктор Логвинов. «Это не стадион «Спартака», это очень хороший, но совершенно безликий стадион, который мог бы быть построен где угодно, но не в Москве», – подытожил всеобщее мнение Алексей Бавыкин.

Еще одна волна критики со стороны членов совета обрушилась на объем тренировочного манежа, спроектированный в непосредственной близости от стадиона. Как пояснили авторы проекта, эта крытая арена представляет собой многофункциональное пространство, где помимо тренировок футболистов могут проводиться концерты, конференции, выставки, то есть мероприятия, способные вдохнуть в комплекс жизнь в те месяцы, когда спортивных соревнований нет. Именно поэтому вторая арена и размещена ближе к метро. Однако членов совета это не убедило. Эксперты единогласно отметили неудачность такого решения: поставив манеж на пути тысяч зрителей, авторы фактически делают неминуемыми столпотворения и людские пробки на территории комплекса. Виктор Логвинов предложил развернуть этот объем на 90 градусов, а Алексей Куренной порекомендовал архитекторам более детально разработать программу использования стадиона в течение всего года – тогда, может быть, вторая арена не понадобится вовсе.

Непроработанная вторая очередь комплекса была признана Архитектурным советом главной ошибкой генплана, но отнюдь не единственной. Пешеходное кольцо вокруг главой арены также показалось экспертам непродуманным. Юрий Платонов предложил частично перекрыть эту зону и разместить рядом с ней дополнительные спортивные сооружения.

Подводя итоги обсуждения, главный архитектор Москвы Александр Кузьмин заметил, что ожидал напора критики именно от болельщиков «Спартака» и согласен с ней. Кузьмин также напомнил собравшимся, что в первом варианте стадион имел куда более интересный силуэт, но от сложной формы пришлось отказаться по причине экономического кризиса. Однако упрощение не должно быть тотальным, и нынешнее решение фасадов его тоже не устраивает. Поэтому главный архитектор предложил одобрить только схему стадиона, чтобы отправить ее на экспертизу, а фасады еще раз обсудить отдельно после того, как авторы разработают несколько новых вариантов их решения. Что же касается второй очереди комплекса, то Александр Кузьмин вовсе снял ее с повестки дня, поскольку она находится за рамками обсуждаемого проекта стадиона футбольного клуба «Спартак».
Стадион «Спартак». Волоколамское шоссе, вл. 67. ПК «АИКОМ РОССИЯ ЛИМИТЕД» (Республика Кипр). Архитекторы: Бэйли С., Феоктистов Р., Юдина М., констр. Гончаров В.
Стадион «Спартак». Волоколамское шоссе, вл. 67. ПК «АИКОМ РОССИЯ ЛИМИТЕД» (Республика Кипр). Архитекторы: Бэйли С., Феоктистов Р., Юдина М., констр. Гончаров В.
Стадион «Спартак». Волоколамское шоссе, вл. 67. ПК «АИКОМ РОССИЯ ЛИМИТЕД» (Республика Кипр). Архитекторы: Бэйли С., Феоктистов Р., Юдина М., констр. Гончаров В.
Стадион «Спартак». Волоколамское шоссе, вл. 67. ПК «АИКОМ РОССИЯ ЛИМИТЕД» (Республика Кипр). Архитекторы: Бэйли С., Феоктистов Р., Юдина М., констр. Гончаров В.
Стадион «Спартак». Волоколамское шоссе, вл. 67. ПК «АИКОМ РОССИЯ ЛИМИТЕД» (Республика Кипр). Архитекторы: Бэйли С., Феоктистов Р., Юдина М., констр. Гончаров В.
Стадион «Спартак». Волоколамское шоссе, вл. 67. ПК «АИКОМ РОССИЯ ЛИМИТЕД» (Республика Кипр). Архитекторы: Бэйли С., Феоктистов Р., Юдина М., констр. Гончаров В.
Стадион «Спартак». Волоколамское шоссе, вл. 67. ПК «АИКОМ РОССИЯ ЛИМИТЕД» (Республика Кипр). Архитекторы: Бэйли С., Феоктистов Р., Юдина М., констр. Гончаров В. Генплан
Стадион «Спартак». Волоколамское шоссе, вл. 67. ПК «АИКОМ РОССИЯ ЛИМИТЕД» (Республика Кипр). Архитекторы: Бэйли С., Феоктистов Р., Юдина М., констр. Гончаров В.

09 Июля 2010

Похожие статьи
Лепка материи весеннего леса
За этим домом мы наблюдаем уже пару лет: вроде бы простой, не очень сложный, но как удачно вписался в микрорайонный контекст после развязок МСД. Здорово запоминается этот дом всем, кто хотя бы время о времени ездит по шоссе. На наш взгляд, тут Сергею Никешкину, миксуя популярные приемы и подходы архитектуры 2010-х, удалось простое, вроде бы, здание превратить в высказывание «на тему дома как такового». Разбираемся, как так вышло.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Технологии и материалы
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Сейчас на главной
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Архитектура впечатлений
Бюро Planet9 выпустило книгу «Архитектура впечатлений», посвященную значению экспозиционного дизайна в современном культурном пространстве. В ней собраны размышления о ключевых принципах выставочной архитектуры, реальные кейсы и закулисные истории масштабных проектов. Предлагаем познакомиться с фрагментом книги, где речь идет о нескольких биеннале – венецианских и уральской.