Внеочередной архитектурный совет собрался в Москомархитектуре 1 июля для рассмотрения единственного проекта – футбольного стадиона «Спартак» на Волоколамском шоссе. Среди членов совета оказалось немало болельщиков этого клуба, и именно они «завалили» проект, посчитав его архитектурное решение слишком ординарным.
Стадион «Спартак». Волоколамское шоссе, вл. 67. ПК «АИКОМ РОССИЯ ЛИМИТЕД» (Республика Кипр). Архитекторы: Бэйли С., Феоктистов Р., Юдина М., констр. Гончаров В.
Стадион клуба «Спартак» планируется построить в восточной части бывшего Тушинского аэродрома, напротив района Строгино. К северу от выбранного участка проходит Волоколамское шоссе и всего в нескольких сотнях метров расположена станция метро «Волоколаская», замороженная много лет назад и лишь недавно вновь оказавшаяся в числе инфраструктурных объектов, которые планируется реализовать. Что же касается самого стадиона, то этот объект поступил на рассмотрение экспертов уже на стадии «проект». Его размещение, транспортная схема и технические параметры были согласованы ранее, так что совету оставалось вынести вердикт главным образом по поводу архитектурно-планировочного решения спортивного сооружения.
Необходимо подчеркнуть, что данный стадион строится в том числе и в расчете на проведение Чемпионата мира по футболу 2018 года, поэтому его технические параметры были определены требованиями ФИФА. Стадион рассчитан на 42 тысячи зрителей и имеет традиционную форму прямоугольника со скругленными углами. Авторы проекта (ПК «АИКОМ Россия Лимитед», арх.: С.Бэйли, Р.Феоктистов, М.Юдина, конструктор В.Гончаров) не стали делать раздвижное перекрытие над полем, ограничившись традиционными навесами над трибунами, которые поддерживают металлические фермы, завершающиеся полукружиями. Основные функциональные помещения размещены в западной шестиэтажной трибуне (остальные три – двухэтажные) – это раздевалки команд, спорт-бар и музей клуба. Почти весь второй уровень занимает пресс-центр, рассчитанный на освещение чемпионатов мирового уровня, над ним расположены вип-ложи, еще на один уровне выше – студии комментаторов и телевизионщиков.
Основной вход на территорию комплекса спроектирован со стороны станции метро и осуществляется через две входные группы, от которых к северному и южному вестибюлям ведут пешеходные дороги. Они огибают второе сооружение на участке – крытую тренировочную арену на 12 тысяч зрителей, поставленную параллельно стадиону и фактически отрезающую его от метро. Этот манеж, правда, в данный проект не входит и, возможно, станет второй очередью строительства стадиона. Чтобы разделить потоки пешеходов и автомобилей при загрузке спортивного сооружения, авторы предложили развести их по разным уровням. А в качестве фасадных материалов архитекторы предлагают использовать столь популярную сегодня во всем мире полупрозрачную мембрану, на которую можно проецировать любые изображения. Вниманию совета был представлен лишь один вариант решения фасадов стадиона – в виде оболочки, собранной из множества ромбов, недвусмысленно напоминающих эмблему «Спартака».
Излишняя лаконичность архитектурного облика будущего стадиона стала главным камнем преткновения в ходе обсуждения проекта на заседании Архитектурного совета. Среди его членов оказалось немало страстных болельщиков «Спартака», уверенных в том, что домашний стадион одной из самых известных футбольных команд России достоит куда более яркого решения. «Эта сетка скрывает конструкции, обезличивает их», – высказал свое мнение Юрий Гнедовский. Поддержал коллегу и Юрий Платонов: «Попытка запаковать весь сложный организм в оболочку вызывает не иначе как досаду». А Алексей Куренной сделал основной упор на градостроительную ситуацию: «Эта территория просматривается издалека, в том числе и с Волоколамского шоссе. Оттуда также виден силуэт велотрека в Крылатском, и новый стадион может и должен работать с ним визави». «К сожалению, пока у стадиона для этого нет яркого силуэта. Даже ажурные металлические фермы, поддерживающие перекрытия, растворяются в воздухе и их попросту не видно», – считает Виктор Логвинов. «Это не стадион «Спартака», это очень хороший, но совершенно безликий стадион, который мог бы быть построен где угодно, но не в Москве», – подытожил всеобщее мнение Алексей Бавыкин.
Еще одна волна критики со стороны членов совета обрушилась на объем тренировочного манежа, спроектированный в непосредственной близости от стадиона. Как пояснили авторы проекта, эта крытая арена представляет собой многофункциональное пространство, где помимо тренировок футболистов могут проводиться концерты, конференции, выставки, то есть мероприятия, способные вдохнуть в комплекс жизнь в те месяцы, когда спортивных соревнований нет. Именно поэтому вторая арена и размещена ближе к метро. Однако членов совета это не убедило. Эксперты единогласно отметили неудачность такого решения: поставив манеж на пути тысяч зрителей, авторы фактически делают неминуемыми столпотворения и людские пробки на территории комплекса. Виктор Логвинов предложил развернуть этот объем на 90 градусов, а Алексей Куренной порекомендовал архитекторам более детально разработать программу использования стадиона в течение всего года – тогда, может быть, вторая арена не понадобится вовсе.
Непроработанная вторая очередь комплекса была признана Архитектурным советом главной ошибкой генплана, но отнюдь не единственной. Пешеходное кольцо вокруг главой арены также показалось экспертам непродуманным. Юрий Платонов предложил частично перекрыть эту зону и разместить рядом с ней дополнительные спортивные сооружения.
Подводя итоги обсуждения, главный архитектор Москвы Александр Кузьмин заметил, что ожидал напора критики именно от болельщиков «Спартака» и согласен с ней. Кузьмин также напомнил собравшимся, что в первом варианте стадион имел куда более интересный силуэт, но от сложной формы пришлось отказаться по причине экономического кризиса. Однако упрощение не должно быть тотальным, и нынешнее решение фасадов его тоже не устраивает. Поэтому главный архитектор предложил одобрить только схему стадиона, чтобы отправить ее на экспертизу, а фасады еще раз обсудить отдельно после того, как авторы разработают несколько новых вариантов их решения. Что же касается второй очереди комплекса, то Александр Кузьмин вовсе снял ее с повестки дня, поскольку она находится за рамками обсуждаемого проекта стадиона футбольного клуба «Спартак».
Стадион «Спартак». Волоколамское шоссе, вл. 67. ПК «АИКОМ РОССИЯ ЛИМИТЕД» (Республика Кипр). Архитекторы: Бэйли С., Феоктистов Р., Юдина М., констр. Гончаров В.
Стадион «Спартак». Волоколамское шоссе, вл. 67. ПК «АИКОМ РОССИЯ ЛИМИТЕД» (Республика Кипр). Архитекторы: Бэйли С., Феоктистов Р., Юдина М., констр. Гончаров В.
Стадион «Спартак». Волоколамское шоссе, вл. 67. ПК «АИКОМ РОССИЯ ЛИМИТЕД» (Республика Кипр). Архитекторы: Бэйли С., Феоктистов Р., Юдина М., констр. Гончаров В.
Стадион «Спартак». Волоколамское шоссе, вл. 67. ПК «АИКОМ РОССИЯ ЛИМИТЕД» (Республика Кипр). Архитекторы: Бэйли С., Феоктистов Р., Юдина М., констр. Гончаров В.
Стадион «Спартак». Волоколамское шоссе, вл. 67. ПК «АИКОМ РОССИЯ ЛИМИТЕД» (Республика Кипр). Архитекторы: Бэйли С., Феоктистов Р., Юдина М., констр. Гончаров В.
Стадион «Спартак». Волоколамское шоссе, вл. 67. ПК «АИКОМ РОССИЯ ЛИМИТЕД» (Республика Кипр). Архитекторы: Бэйли С., Феоктистов Р., Юдина М., констр. Гончаров В. Генплан
Стадион «Спартак». Волоколамское шоссе, вл. 67. ПК «АИКОМ РОССИЯ ЛИМИТЕД» (Республика Кипр). Архитекторы: Бэйли С., Феоктистов Р., Юдина М., констр. Гончаров В.
|